- Преподавателю
- Химия
- Статья из опыта работы учителя химии
Статья из опыта работы учителя химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котухова И.В. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Труд учителя - это всегда борьба за детские сердца и души, и главный результат этого - нравственный человек, которому жить и творить в третьем тысячелетии.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к своему его пониманию. Под компетенцией я мыслю результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы следующее:
- во-первых, формирование такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта.
Проблема, над которой я работаю «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе применения ЭОР в обучении химии». Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Считаю необходимым создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.
Исходя из этой проблемы, я поставила перед собой цель: привить интерес учащихся к своему предмету, чтобы каждый ученик стал не просто слушателем, а активным соучастником образовательного процесса.
Исходя из цели, мною решаются следующие задачи:
-
повысить интерес к предмету и уровень усвоения знаний обучающихся;
-
повысить активность каждого ребенка на уроке;
-
ориентировать на самостоятельный поиск знаний;
-
развить творческое мышление обучающихся;
-
повысить качество знаний обучающихся посредством применения электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Химия - достаточно трудный предмет, который вводится для изучения в школе только в 8 классе. Пробелы в изучении математики, физики сказываются на усвоении материала по химии. На учителя химии ложится ответственность и за ликвидацию данных недостатков. Именно поэтому в своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы обучения для активизации деятельности учеников. Например, при изучении программного материала в 8-9-х классах предлагаю ученикам подготовить сведения из истории химии или химических элементов («Жизнь и деятельность Менделеева», «Сера», «Химия и медицина»), а затем выступить с сообщениями или презентациями на уроке. Ученики с удовольствием выполняют такие задания. В результате они получают новую интересную информацию, учатся работать с дополнительной литературой, интересно излагать материал перед маленькой публикой (классом), развивают свою речь, а в награду, как правило, получают хорошую оценку.
Трудностью преподавания в настоящее время является то, что ученики перегружены, они устают, и дома зачастую некоторые задания выполняют недобросовестно. Чувствуют себя эти ученики на уроках неуютно. Поэтому я стараюсь организовать работу так, чтобы большую часть материала ученики изучали на уроке. Для этого часто применяю работу в парах. Ребята заинтересованы выучить материал, пересказать его друг другу, получить оценку, выставленную одноклассником, почувствовать себя в роли объясняющего, а не слушателя. В результате часть материала выучивается в классе, остаётся меньше невыясненных вопросов, появляется интерес к уроку, к предмету. Ученик становится активным участником процесса, а не пассивным слушателем.
Главная ценность - человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Создаю на уроках благоприятный психологический климат. Большое внимание уделяю применению здоровьесберегающих технологий.
В 2010 - 2011 учебном году я начала использовать метод учебного проекта, в ходе которого реализуются мыслительная и коммуникативная деятельность, а также практическая работа и презентация. Презентация проекта проходит на зачетах. Можно отметить положительные стороны проектного метода:
-
повышение мотивации учащихся;
-
развитие навыков работы с источниками информаций;
-
развитие творческих способностей;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
интеграция между предметами различных образовательных областей.
Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности, как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Они позволяют развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы. При решении задач формируются и оцениваются ключевые и предметные компетентности.
Одним из условий повышения качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой, а главное - учить этому детей. Для этого 2012 году прошла курсы ТОГОАУ ДПО ИПКРО: «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности». После этого стала на уроках широко использовать ЭОРы. В декабре 2012 года принимала участие в районном семинаре учителей химии по теме «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС общего образования». В 8 классе проводила урок по теме «Основания» с использованием элементов исследовательской деятельности и электронных образовательных ресурсов. В октябре 2012 года участвовала и стала победителем в районном конкурсе медиаресурсов в номинации «Мультимедийный методический продукт, демонстрирующий эффективный педагогический опыт». Для конкурса разработала урок по теме «Уравнения химических реакций. Реакции обмена». С этим же материалом принимала участие в V областном конкурсе медиаресурсов. В сентябре 2014 года участвовала во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Современные технологии преподавания на уроках». В феврале 2015 года участвовала в конкурсе «Всероссийский фестиваль педагогического творчества».
В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Готовимся к ЕГЭ», «1С: Репетитор» и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время.
Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету. Поэтому в обучении химии на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест. Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности.
Большое внимание стараюсь уделять работе с одарёнными детьми. Занимаюсь с ними 1 раз в неделю после уроков. Решаем задачи повышенной сложности, проводим эксперименты. Потом эти дети принимают участие в ежегодных предметных олимпиадах. Результатом такой работы бывают успешные выступления в олимпиадах на муниципальном уровне.
Год
Уровень участия
Ф. И. участника
Класс
Результат
2011-2012 уч.г.
муниципальный уровень
Бисеркина Елена
11 класс
победитель
региональный
уровень
Бисеркина Елена
11 класс
участие
2012-2013 уч.г.
муниципальный уровень
Абаполова Татьяна
8 класс
победитель
2013-2014 уч.г.
муниципальный уровень
Желудкова Татьяна
11 класс
призер
2014-2015 уч.г.
муниципальный уровень
Твердина Анжелика
11 класс
призер
региональный
уровень
Твердина Анжелика
11 класс
участие
Развивать стараюсь не только одарённых детей, но и остальных. Для этого на уроках предлагаю творческие задания: написать сочинение, придумать кроссворд, выполнить рисунок.
Трудности возникают при работе со слабыми детьми, которые часто не могут воспроизвести правила, теоретический материал, с трудом пишут формулы веществ. Для них составляю дифференцированные задания. Например: запомнить формулы основных веществ (особенно тех, с которыми столкнутся в жизни); уметь объяснять закон или формулировать его своими словами (главное понять смысл); знать формулы, по которым решаются задачи, названия величин и единицы измерения. Я стараюсь излагать материал кратко и чётко, записывая ключевые определения, свойства. Иногда даю задание: самостоятельно составить конспект. Предлагаю план, часто указываю страницу учебника и даже абзац, где можно найти ответ. В результате ребята учатся самостоятельно работать с текстом, выбирать главное, делать выводы, отвечать по составленному конспекту, таким образом, усваивают минимум материала, но достаточно хорошо. Научившись выполнять эти задания, ученики уже не чувствуют себя отстающими, а я, как учитель, могу поставить оценку «3», будучи уверена, что ученик знает элементарные вещи, а главное, сможет правильно пользоваться химическими знаниями в жизни, не навредить себе и окружающей природе.
Работаю я с отстающими детьми и после уроков. Объясняю тот материал, который ученик усвоил плохо, не понял, а иногда просто пропустил по болезни. Предлагаю выполнить задания, сначала помогая, а затем ребёнок делает его самостоятельно. В результате вырабатываются навыки выполнения заданий по химии, ученики догоняют своих одноклассников, не боятся выходить к доске. Цель моя - развить каждого ребёнка - тоже выполняется.
При решении задач активизирую учащихся, предлагая каждому своё задание, так как в учебнике таких заданий недостаточно, использую составленные мною ЛСМ (логико-смысловые модели). Они занимают мало места, но включают большое число задач. Ученик может выбрать задачу своего уровня, и число задач выбирается индивидуально. Использую также задачи, данные о которых занесены в таблицу, в неё умещается до 50 задач. Каждый ученик решает свою (1-2), а затем выходит к доске, решая её перед классом. В результате за урок дети решают 10-15 задач, вырабатывая навыки, проверяя свои знания.
Чтобы развивать способности детей, любящих химию, стараюсь привлекать учеников к исследовательской работе. Результатом такой работы является участие в конкурсах и конференциях разного уровня.
Год
Наименование мероприятия
Уровень
Ф.И. участника, класс
Результат
2011-2012 уч.г.
НПК «Время твоих возможностей»
муниципальный уровень
Сластухина Мария, Гладилина Анастасия
(5 класс)
2 призовое место
НПК «Первые шаги в науку»
муниципальный уровень
Желудкова Татьяна
(9 класс)
участие
2012-2013 уч.г.
НПК «Первые шаги в науку»
муниципальный уровень
Черскова Мария
(11 класс)
победитель
НПК «Первые шаги в науку»
региональный уровень
Черскова Мария
(11 класс)
участие
НПК «Грани творчества»
муниципальный уровень
Черскова Мария
(11 класс)
победитель
НПК «Грани творчества»
региональный уровень
Черскова Мария
(11 класс)
призер
НПК «Человек и природа»
муниципальный уровень
Черскова Мария
(11 класс)
победитель
НПК «Человек и природа»
региональный уровень
Черскова Мария
(11 класс)
участие
2013-2014
уч.г.
Интеллектуальная игра «Весенний бриз - 2014»
муниципальный уровень
Команда «Умники-разумники»
Команда «Мастера»
3 призовое место
2 призовое место
Чтобы активизировать детский потенциал, добиться развития творческих способностей, необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности. Дети, которые имеют такой потенциал и принимают активное участие в научно-исследовательских проектах, входят в состав школьного научного общества «Шаг в будущее». Руководителем, которого я являлась с 2012-2014 год.
Важным считаю прививать любовь к предмету и во внеурочное время, при преподавании элективного курса. 2 года назад я разработала и до настоящего времени веду элективный курс «Химия и повседневная жизнь человека». Занятия дают возможность заинтересовать такими вопросами, как «Домашняя аптечка», «Моющие и чистящие средства», «Средства борьбы с бытовыми насекомыми», «Средства личной гигиены и косметики». Знакомясь с теорией, выполняя опыты, ученики узнают много нового, что не входит в школьный курс, вырабатывают навыки работы с лабораторным оборудованием, а главное, знают, как в домашних условиях приготовить нужный раствор, проверить качество продуктов и т.д.
С 2012-2013 учебного года являюсь руководителем методического объединения учителей химии, биологии и географии. Это достаточно трудная, но интересная работа. Приходится участвовать в организации работы школы, посещать уроки, проводить заседания МО, готовить и проводить мероприятия. В 2013-2014 учебном году в рамках школьного МО мною был дан урок по теме «Кислоты». Обучающиеся 11 класса участвовали в уроке с использованием проектно-исследовательского метода обучения. Такие уроки помогают расширять кругозор учащихся, формировать и совершенствовать навыки работы в группах, приобретать коммуникативные навыки и умения, развивать умения пользоваться исследовательскими методами, совершенствовать экспериментальные умения. На уроке присутствовали учителя базовой школы и Керш-Борковского филиала. В нашем МО работают очень деятельные педагоги. Я благодарна им за то, что они активно реагируют на все мои просьбы и предложения.
Вся работа даёт возможность повысить качество знаний учеников по предмету. Результаты моей работы представлены в таблице:
Год
Успеваемость
Качество знаний
2011-2012
100%
70%
2012-2013
100%
72%
2013-2014
100%
74%
С 2011 года являюсь классным руководителем. Успех в обучении складывается из нескольких компонентов: творческое сотрудничество учителя - ученика, контроль и заинтересованность родителей. Поэтому с родителями поддерживаю тесный контакт. С 2011 года активно работаю в школьной образовательной сети дневник. ру. Оценки выставляю в дневник и считаю его действенной ежедневной связью учителя и родителей. Убеждаю в важности изучения предмета. Организую творческое взаимодействие с родителями. Этому мне помогает выработанная система. На родительских собраниях, провожу анкетирование родителей, в результате которого выясняю увлечения родителей, таланты, какие мероприятия они могли бы провести с детьми. Совместно с родителями организую спортивные соревнования, походы в музеи, поездки. Знакомлюсь с обстановкой в семье, о состоянии здоровья, психологических особенностях ребенка и эти данные учитываются при работе с детьми. По мере необходимости приглашаю родителей на индивидуальные беседы, на которых тактично указываются проблемы в изучении отдельных тем детьми, другие замечания. Ежегодно участвую в родительской неделе. На этом мероприятии родители становятся активными участниками процесса обучения. Такое тесное сотрудничество, как правило, приводит к результату, который удовлетворяет и ученика, и его родителей, и меня как учителя.
Принимаю активное участие в научно-методической работе школы. В 2011 году принимала участие в районном семинаре директоров «Практика образовательного учреждения по реализации стратегического направления государственной политики в сфере образования» (урок в 10 классе «Обобщение по теме «Алканы» и «Алкены»). В декабре 2012 года принимала участие в районном семинаре учителей химии по теме «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - основа формирования ключевых компетенций в условиях введения федерального образовательного стандарта общего образования» (урок в 8 классе «Основания»). В декабре 2013 года участвовала на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов «Создание единого культурно-образовательного пространства базовой школы с филиалами» (классный час в 7 классе «Оглянись вокруг»).
В МБОУ Сокольниковская СОШ работаю шесть лет. У своих коллег пользуюсь авторитетом. Общительна. Вежлива. Корректна. С уважением отношусь ко всем членам педагогического коллектива. Своим личным примером стараюсь создать доброжелательную атмосферу в коллективе. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс. При возникновении противоречий обращаюсь за помощью и советом к своим коллегам и руководству. В 2014 году стала победителем областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области - 2014»
Учитель - это самая многогранная и творческая профессия. В своей деятельности я «учу» и «учусь». Для меня актуальна цитата Я.А.Каменского: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Таким образом, работая в МБОУ Сокольниковская СОШ, стараюсь всю свою работу направить на развитие детей, формирование их жизненной позиции, умение применить все полученные знания в жизни. Для этого стараюсь не пропускать открытые уроки педагогов-химиков в районе, посещаю уроки коллег. Заимствую интересные методические идеи коллег в ходе семинаров, конференций и заседаний методического объединения. Стараюсь поддерживать связь с коллегами по всей России, являюсь участником сетевых сообществ учителей химии: pedsovet.org, ped-znanie.ru, openclass.ru, 1september.ru, proshkolu.ru, educontest.net, 68cdo.ru/ipk, socol1969.68edu.ru.
Регулярно прохожу обучение на курсах ТОИПКРО. В 2010 году прошла курсы «Организация реабилитационного пространства для детей из неблагополучных семей в рамках образовательного учреждения»». В 2012- курсы «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности». В 2013 году - курсы повышения квалификации по теме «Проектирование образовательного процесса по химии в условиях реализации ФГОС» и прошла обучение по программе Intel «Обучение для будущего».
Наверное, я счастливый человек! Это не высокие слова. Я вижу зажженный мною огонек познания в детских глазах, я чувствую желание детей познавать новое и неизменное на моих уроках, их стремление идти все выше по ступенькам знаний. Как прекрасно, когда после звонка с урока ребята просят продолжить урок. И я понимаю, что не зря занимаюсь любимым делом.