- Преподавателю
- Химия
- Аксиологический подход в обучении химии
Аксиологический подход в обучении химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ртищева Г.В. |
Дата | 07.06.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 города Нефтегорска
муниципального района Нефтегорский Самарской области
Педагогический проект на тему:
Аксиологический подход в обучении химии.
Автор проекта:
учитель химии
Ртищева Галина Валентиновна
Актуальность аксиологического подхода в обучении обусловлена рядом проблем, которые характерны не только для химического образования, но и для современного общества в целом. Существуя в век информационных технологий, развитой индустрии развлекательных программ телевидения, ребенок осознает, что часть приобретенных в школе, достаточно тяжелой ценой, знаний вряд ли пригодится ему в будущем. Этот разрыв между теоретизированностью, сложностью и объемом знаний по химии и осознанием их ценности учеником, на мой взгляд, является одной из самых насущных проблем современного химического образования.
Сущность аксиологического подхода заключается в обеспечении связи между системой знаний, умений и навыков и ценностями, которые направлены не только на удовлетворение потребностей отдельных людей, но и на решение задач гуманизации общества.
Задачи аксиологического подхода в обучении химии
• усиление мотивации, способствующее возникновению интереса и потребности в познании;
• содействие самовыражению личности через расширение кругозора и выработку умения находить решение в нестандартных ситуациях;
• системообразующая составляющая обучения, обеспечивающая связь всех элементов получаемых знаний между собой;
• мировоззренческая функция, заключающаяся в приобретении в процессе обучения знаний, формирующих единую научную картину мира.
Одна из важнейших составляющих аксиологического подхода - человек и его здоровье. В 8 классе при рассмотрении классов веществ с точки зрения теории электролитической диссоциации я провожу серию уроков «Классы неорганических веществ в нашей жизни». Бессмысленное заучивание формул, даже сопровождающееся эффектным экспериментом, не дает таких результатов, как изучение материала с опорой на систему личностных ценностей учащихся. Например, на обычном уроке демонстрируются и заучиваются уравнения, которые характеризуют химические свойства кислот. А на уроке аксиологической направленности мы изучаем те же реакции, но с точки зрения: как очистить чайник от накипи? Как работает наш желудок? Как правильно чистить зубы? Как бороться с ржавчиной?
Фрагмент презентации с урока
Представленный урок является:
-
по дидактической цели - урок изучения и закрепления нового материала с применением аксиологического подхода;
-
по приемам активизации познавательной деятельности и коммуникативным умениям - урок соревнование в малых группах;
-
по когнитивным умениям - лабораторно-практический урок.
Урок занимает место в системе уроков повторения и расширения знаний. Это означает, что изучение материала учащимися происходит в два «круга»: ранее учащиеся знакомились с составом, номенклатурой, классификацией и физическими свойствами всех классов соединений, а на втором «круге» с важнейшими химическими свойствами классов соединений, опираясь на теорию электролитической диссоциации. Поэтому важным методическим аспектом в преподавании этой части курса является необходимость учета разной степени усвоения материала учащимися. В соответствии с этим, важна проблема сохранения общего фона нацеленности на достижение успеха в учении, организация общего позитивного диалога, усиление содержательной дифференциации учебного материала.
Т.о., главная цель урока - выработать представление о наличии общих химических свойств кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности, оценка значимости знаний в мировоззренческой системе взглядов на мир и собственное место в нем.
Аксиологический подход позволяет реализовать практически все принципы дидактики.
Формулируя условие задачи определенным образом, можно эффективно решать проблему гуманизации . Например,
Князь Пётр Романович Багратион (1818-1876), племянник знаменитого полководца, будучи в чине лейтенанта, изобрёл гальванический элемент, впоследствии получивший название «цепь князя Багратиона постоянного действия». Этот элемент представлял собой горшок с землёй, пропитанной концентрированным раствором нашатыря, в которую на некотором расстоянии втыкали медную и цинковую пластины.
Запишите схему данного гальванического элемента, уравнения анодного и катодного процессов. Предложите свой вариант конструкции гальванического элемента в полевых условиях.
Предложенная задача является задачей с историческим общеобразовательным содержанием. Задача обеспечивает усвоение
химических знаний через исторический материал и одновременно является примером использования этих знаний. С позиций аксиологического подхода этим выполняется ее мотивационная функция. В задаче демонстрируется нестандартное решение стандартного вопроса - создание гальванического элемента из подручных средств, что способствует самовыражению личности. Исторический аспект задачи показывает развитие человеческой мысли и формирует аксиологическое видение мира. Таким образом, акцент переносится с предмета науки химии на изучение человека в поиске знаний. Кроме того, при работе с задачей возникает чувство гордости за русских людей, составляющее неотъемлемое свойство патриотизма, который, в свою очередь, является частью мировоззрения.
Пожалуй, наиболее интересны и разнообразны задачи, условно относящиеся к разделу «Химия и пища». Материал на эту тему интересен каждому, поэтому его использование является целесообразным при гуманизации курса химии. Например,
Если Вы добавляете в кружку чая (200 мл) ломтик лимона, то это соответствует примерно 0.04 г лимонной кислоты. Чай при этом заметно светлеет. Определите рН Вашего чая, если константа диссоциации лимонной кислоты НООССН2-НОССООН-СН2СООН по первой ступени составляет 8.4 ·10-4.
В задаче предлагается посмотреть глазами химика на известный факт: каждый раз, когда мы пьем чай с лимоном, то не задумываемся, почему при добавлении лимона чай светлеет. Выясняется, что чай является природным индикатором изменения рН среды. В этом случае такой специфичный химический термин, как «водородный показатель», оказывается связанным с повседневной действительностью.
Итак, первый шаг к формированию химико-аксиологического сознания -
появление у обучающихся личных ценностей в образовательном пространстве изучаемого предмета. В дальнейшем, по мере получения образования, личные ценности постепенно втягивают в себя все более широкий круг социальных и общечеловеческих ценностей. Для учащегося все более ясным становится природа связей: человек - техника, человек общество, человек - природа и т.д. Получаемые при этом знания, при наличии или даже формировании химико-аксиологического
сознания, воспринимаются несколько в ином аспекте. В табл. приведены основные отличия предметно-методического и аксиологического восприятия химических знаний. При дальнейшем развитии интегративно-аксиологического подхода и его трансформирования в системно аксиологический, Формирование химико-аксиологического сознания остается основой и того и другого.
Особенности формирования химико-аксиологического сознания
Предметно-методические
Химико-аксиологические
1.Системные химические знания в
пределах школьного курса химии.
2. Ориентирование в химических явлениях
окружающего мира.
3. Умение в единой картине природы
описать химическую составляющую.
4. Способность к дальнейшему
самостоятельному приобретению
химических знаний.
5. Приобретение компетентности с учетом полученных знаний по химии
6. Формирование научного
мировоззрения, с учетом знаний по химии.
1. Личностные ценности и нравственные ориентиры в использовании химических
Знаний.
2. Видеть связь химических явлений с
явлениями окружающего мира.
3.Умение отличать научные знания в
повседневном использовании химии.
4.Социальная активность при
совершенствовании знаний в области
химии.
5. Диверсификация будущей
деятельности с использованием
химического образования.
6. Социализация личности, признание
моральных норм по отношению к
достижениям химии.
Мотивационная функция задачи реализуется тем, что приобретаются знания, делающие обыденный факт личностно значимым.
Применение предлагаемых задач заметным образом влияет на ценностную ориентацию учащихся и помогает становлению и социализации их личности в процессе активной учебной деятельности.
Поэтому одна из глобальных задач школы - способствовать обретению
личностного аксиологического смысла получаемых знаний. Принципиальная задача гуманистической педагогики - сделать обучение не только ценным, но и личностно значимым для обучаемых.
Применение аксиологического подхода в обучении химии является перспективным направлением, иногда более предпочтительным, чем другие. На основании своего опыта я убедилась, что этот метод заметным образом влияет на ценностную ориентацию учащихся и помогает становлению и социализации их личности в процессе активной учебной деятельности.
Используемая литература
-
Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания: Сб. матер. Межрегиональной научно-методической конференции. Н.Новгород: НГПУ, 2006г. 236с. Статья «Применение аксиологического подхода в обучении химии в школе» Буханова Е.Ю.
-
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. - М., Дрофа, 2005. - 350с (с.67-69).
-
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия - М., АСТ-ПРЕСС, 1999, - 560с.
-
Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. Учебник для ВУЗов М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1999, - 430с.
-
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992, - 256с.
-
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа 2004, -252с.
7. Химия. Первое сентября. 2007, № 02. // Спец. выпуск «Профильное обучение».
8. Химия. Методика преподавания в школе. 2003. №1. с. 3-18.
9. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического
процесса в современной школе: история и современность. - Мн.:
Бестпринт, 2001. - 308 с.
10. Зайцев О.С. Методика обучения химии. - М.: Владос, 1999. - 384 .
11. Матакова С.А. Использование расчетных задач для осуществления
гуманизации обучения химии: Дисс. … канд. пед. наук. - М., 2005.
- 179 с.