Урок-игра по химии на тему Путешествие по стране Химия

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по химии на тему Путешествие по стране ХимияУрок-игра по химии на тему Путешествие по стране ХимияУрок-игра по химии на тему Путешествие по стране ХимияУрок-игра по химии на тему Путешествие по стране ХимияУрок-игра по химии на тему Путешествие по стране ХимияУрок-игра по химии на тему Путешествие по стране ХимияУрок-игра по химии на тему Путешествие по стране ХимияУрок - игра «Путешествие по стране Химия»

Автономова Рена Анатольевна, учитель химии

МБОУ «Комсомольская СОШ №1 Комсомольского района» ЧР

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: «Первоначальные химические понятия» посредством игровой деятельности.

Задачи урока:

1. Формировать личностные качества: мышление (умение анализировать, сравнивать),

мобильность, самостоятельность.

2. Развивать логическое мышление.

3. Совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся через умение

работать в группах.

4. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную

науку.

Эпиграф урока: «Познание начинается с удивления» (Аристотель) (слайд 2)

Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку (слайды 1 - 25).

Алгоритм проведения урока

1. Организационный момент (2-3 мин).

Здравствуйте ребята! Усаживайтесь поудобнее, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие - путешествие по стране Химия (слайд 1). Вы совершите экскурсию в страну Химия, где мы в трех городах познакомимся с чудесным миром веществ и их превращений.

2. Проведение игры.

Для нашего путешествия вам необходимы ваши рабочие тетради, ручки, максимум сосредоточенности и трудолюбия и минимум рассеянности. Лень в наше путешествие не стоит брать совсем. Для того, чтобы было совсем хорошо разделимся на две команды. Итак, у нас есть две команды команда «Искатели» и команда «Алхимики». В команде всегда кто-то должен быть главным. Назначаю капитанов команд.

Надеюсь, что с вашей помощью мы благополучно доберемся до конца нашего путешествия. Желаю вам счастливого пути, положительных эмоций и интересных встреч!

Первый город, который мы с вами посетим - город «Химические элементы» (слайд 3).

А почему мы выбираем этот город? Раз мы в стране Химия, мы должны знать: что же изучает Химия? Из чего состоят вещества? Что такое ХЭ? Если вы знаете ответ, поднимайте руки. За каждый правильный ответ вы получите «АУРИКИ» (жетончики желтого цвета).

В этом городе вас ждут 3 задания.

Задание 1: используя слоги, получите названия металлов (слайд 4).

Бар (барий), желе (железо), маг (магний), лото (золото), ель (никель), три (натрий), ребро (серебро).

Задание 2: Перед вами ребусы. Там зашифрованы названия ХЭ, вам предстоит их разгадать (слайды 5-12).

(за каждый правильно угаданный ХЭ команды получают один «АУРИК».

Задание 3: Переведите выражения на понятный русский язык (слайды 13-14).

1. Не все то аурум, что блестит. 5. Слово-аргентум, а молчание - золото.

2. Белый, как карбонат кальция. 6. С те пор много Н2О утекло.

3. Куй феррум, пока горячо. 7. Купрумного гроша не стоит.

4. Стойкий станумный солдатик. 8. Тяжелые плюмбумные тучи.

(Команды по очереди читают выражения и получают «АУРИКИ»).

Ну, а теперь отправляемся в город «Вещества» (слайд 15).

- Какие бывают вещества? Какие вещества называются простыми, а какие - сложными?

Перед вами два дома, в которых живут простые и сложные вещества, но они смешались. Их нужно расселить по их квартирам. Выполнение этого задания оценивается в 5 баллов. Вы сейчас расселите вещества в «новые дома», которые вы построили заранее, а капитан каждой из команд отдаст их жюри для проверки.

Карточка 1 (слайд 16). Карточка 2 (слайд 17).

Простые вещества

Сложные вещества

Магний, сажа

Сера, вода

Оксид магния

Золото

Железо, медь

Оксид натрия

Сахар

Бромоводород

Углекислый газ

Сульфид кальция

Сульфид цинка

Фосфор

Простые вещества

Сложные вещества

Кислород

Малахит

Хлороводород

Сера

Вода, углерод

Сульфид натрия

Поваренная соль

Алюминий

Ртуть, азот

Оксид магния

Сероводород

Сера, озон


(Ребята на ватмане расселяют вещества по домикам).

Настало время немного передохнуть (Химический привал) (слайд 18). Наверное, и воды хочется попить, может и компотика малинового. В стакане раствор щелочи (NaOH). Кто-то из ребят перемешивает его стеклянной палочкой, заранее смоченной фенолфталеином. Получается малиновый сок. Добавляем раствор соляной кислоты, окраска исчезает. В другой стакан с раствором соды также добавляем раствор соляной кислоты, получается минеральная вода.

А можно ли, ребята, все это пить? Нет. Вещества в кабинете химии на вкус пробовать нельзя! Передохнули, продолжаем наше путешествие.

Следующий город - город «Химические реакции» (слайд 19).

- Какие бывают явления? Дайте определение. По каким признакам можно отличить физические и химические явления? Что такое химические реакции?

Химия - наука экспериментальная и прежде чем приступить к демонстрации опыта и проведению лабораторных работ, надо вспомнить правила по технике безопасности. Я знаю, в этом городе есть музей «полуживых фигур». Знакомьтесь: (выступают ученики)

«Жертва взрыва»: получал я водород, к нему прибавил кислород, а они взорвались сразу - и остался я без глаза.

«Жертва любопытства»: сунул палец я в пробирку, вместо пальца просто - дырка.

«Жертва щелочи»: вы не думайте, друзья, что пришла так в школу я. Злая щелочь платье съела - вот такое, братцы, дело.

Посетив этот музей, мы с вами всегда будем помнить и выполнять правила по технике безопасности.

В городе «Химические реакции» нас также ждут несколько заданий.

Задание 1 «Шифровка». В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой - беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами. (Ответ: азот).

Задание 2.

- На какие типы делятся химические реакции?

- Что называется реакцией соединения, разложения, обмена и замещения?

Задание 3 «Угадай слово». (слайд 20). К какому типу нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово. А также уравнивать химические реакции. (Ответ: признаки).

Уравнения реакций

Типы реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg + HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O

Г

Р

К

Д

Ca + O2 → CaO

И

Ж

С

Ф

K3PO4 + AgNO3 → Ag3PO4↓ + KNO3

Н

У

Т

З

HgO → Hg + O2

А

Н

Р

П

Br2 + KI → KBr + I2

Ш

Л

А

И

K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl

О

Р

В

К

N2O → N2 + O2

М

И

Ш

Е

(По очереди выходят, уравнивают химические реакции).

- Перечислите признаки химических реакций (слайд 21).

В этом городе есть музей «Занимательная химия» (слайд 22). Я думаю, что вы не против, если мы посети ее.

Опыт1. Зажигание без спичек («волшебная палочка»). Для опыта необходимо приготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в фарфоровой чашке. Волшебную палочку готовят заранее. Для этого берут указку, на конец которой надевают стеклянную трубочку длиной 1-2 см. Стеклянную трубочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. Коснувшись палочкой фитиля, зажигают спиртовку. В смеси образуется сильный окислитель - Mn2O7, который окисляет спирт. В ходе данной реакции выделяется большое количество тепла, из-за чего и происходит воспламенение спирта.

Опыт 2. «Несгораемый платок». Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его так, чтобы он был достаточно влажным, и хорошо пропитайте спиртом. Захватив платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную горящую лучину (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет - создается впечатление, что платок горит. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, т.к. температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем температура воспламенения спирта.

Объяснение всем этим явлениям вы узнаете по мере изучения химии. Пока мы делаем только первые шаги.

3. Итог урока.

Подведем итоги игры. Посчитаем количество «ауриков». Теперь посовещайтесь в командах и поставьте всем оценки. Ребята, на этом наше путешествие закончено.

Ты - молодчина!

И в это поверь:

Открыта тобой в мир химии дверь.

Надеемся все мы, что лет через пять,

Прекрасным ученым сможешь ты стать!!! (слайд 23)

4. Рефлексия «Букет эмоций». Уходя с урока, учащиеся прикрепляют на доске «смайлики» разного цвета: красный означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей; желтый - спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину; серый - скуку, безразличие, недостигнутые цели.

5. Результативность. Ребята из команды - победителя и активные участники из другой команды получают отличные отметки.


© 2010-2022