О метапредметных результатах изучения школьного курса химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова


Тема доклада:


«О метапредметных результатах изучения школьного курса химии.»



Автор:

учитель химии и биологии

Осьминина Наталья Васильевна



г. Новочеркасск

Введение

При обучении в общеобразовательных учреждениях учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и приобретать опыт их использования в различных условиях.

Однако исследование качества естественнонаучного образования PIZA,проведенное в 2009-2010 учебном году, показывает, что, несмотря на успешное выполнение большинством российских учащихся заданий репродуктивного уровня, составляющих пороговый барьер тестирования(60%), камнем преткновения для 95,8% из них являются задания, требующие трансформации знаний и творческого их применения.

Анализ ранее действовавших стандартов показал, что в нашей стране задачи личностных качеств, создания условий для самореализации обучающихся не рассматривались в качестве приоритетных. Однако за рубежом на это обращают особое внимание.

В нашей стране впервые состоялся Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Съезд констатировал: уровень подготовки школьников по основным естественнонаучным дисциплинам, а особенно по химии, катастрофически падает из года в год.

В резолюции изложено следующее:

Съезд считает необходимым заявить:

химическое образование представляет собой фундаментальное, стратегически важное направление. Необходимое для развития экономики. промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, профессионального образования всех уровней подготовки научных кадров;

оно играет важнейшую роль во всестороннем развитии личности. Умственных и творческих способностей учащихся, в том числе в тренировке памяти, обучении логике, развитии умений устанавливать причинно-следственные связи, строить модели;

именно химия с многообразием химических реакций и средств воздействия на окружающий мир играет в ряду естественных наук особую роль в осознании подрастающим поколением единой научной картины мира, в формировании научной картины мира. В формировании научного мировоззрения и экологической культуры.

Основная часть

В современной школе все больше внимания обращают на метапредметные результаты обучения. Это обусловлено не только принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы, но и потребностями как учащихся и их родителей, так и учителей. Формирование содержания образования и направления его совершенствования определяются общими принципами:

Принцип фундаментальности содержания обучения химии.

Принцип планомерности и систематичности обучения.

Принцип соответствия логического и исторического.

Принцип оптимизации состава содержания.

Принцип проблематизации и ситуативности содержания образования.

Принцип метапредметности.

Реализация принципа метапредметности в обучении химии имеет целью освоение учащимися универсальных способов деятельности в процессе изучения химического содержания. Речь идет об обучении школьников общим приемам, алгоритмам, схемам, образцам познавательной работы, которые являются общеучебными, но формируются при усвоении конкретного предметного материала.

В соответствии с современными подходами метапредметные результаты обучения играют инструментальную роль, обеспечивая возможности учащихся свободно использовать информационные ресурсы в различных ситуациях, воз - никающих в жизни.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  1. Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  2. Использование основных интеллектуальных операций : формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  3. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  4. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  5. Использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Химии принадлежит существенная роль в интеллектуальном развитии учащихся, формировании их мышления, в том числе и химического, обеспечивающего ориентацию в теоретических и практических проблемах, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности .Необходимо развивать более сложные способности , которые востребованы в современном обществе,- самостоятельно находить выход из нестандартных ситуаций, думать и действовать самостоятельно. Химия в понимании учащихся - наука о формулах и уравнениях, конструирование которых не связано с реальной действительностью. Большинство учеников не представляют то, что они изучают на уроках химии. Это создает большие трудности: учащиеся усваивают химию формально в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальных явлений.

Традиционно учитель химии основное внимание обращал на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Возможно выделение блоков метапредметных результатов, включающие виды деятельности, которые должны быть освоены учащимися при изучении химии.

Блоки метапредметных результатов:


  1. Информационная деятельность.

  2. Коммуникативная деятельность.

  3. Деятельность по решению проблем.

Виды деятельности и умения, составляющие эти блоки и в комплексе образующие умение учиться, являются теми конкретными результатами обучения, которые должны продемонстрировать выпускники школы.

Информационная деятельность

обеспечивает поиск, переработку, и использование информации для решения учебных и реальных жизненных задач.

Блок «Информационная деятельность» включает планируемее результаты (виды деятельности):

  1. Работа с текстом химического содержания;

  2. Обработка химической информации;

  3. Осуществление информационного поиска.

Коммуникативная деятельность

направлена на адекватную передачу химической информации, выражение учащимися своей точки зрения в устной и письменной форме, а также на осуществление межличностного общения, кооперацию в различных сферах деятельности

Блок «Коммуникативная деятельность» включает планируемые результаты (виды деятельности):

  1. Составление письменного текста химического содержания в соответствии с поставленной целью;

  2. Выступление с устным сообщением химического содержания в соответствии с поставленной целью;

  3. Осуществление сотрудничества в группе.

Освоение деятельности

по решению проблем обеспечивает учащимся реальную возможность планирования, организации, самоконтроля, регулирования и самооценки деятельности не только в учебных ситуациях, связанных с химией, но и в реальной жизни.

Блок «Деятельность по решению проблем» включает планируемые результаты (виды деятельности):

  1. Мотивация и идентификация (определение) проблемы;

  2. Целеполагание и выдвижение гипотезы

  3. Планирование и проектирование деятельности для решения данной проблемы

  4. Осуществление деятельности в данных условиях;

  5. Обработка, осмысление результатов, формулировка выводов;

  6. Оценка результата (продукта деятельности) и собственного прдвижения;

  7. Коррекция деятельности;

  8. Представление результатов.

Для формирования метапредметных результатов необходимо выделить два этапа работы.

Первый этап работы учителя - это планирование результатов обучения.

- сформированность важнейшей способности человека-умения учиться, овладение универсальными способами учебной деятельности, составляющими ключевые компетентности(решения проблем, коммуникативной и информационной),как в рамках химического содержания, так и во внеучебной деятельности;

- совершенствование способности использовать универсальные логические умения;

- развитие умений и опыта экспериментальной, исследовательской, практической деятельности в рамках предмета «Химия» и в межпредметных областях.

- приобретение естественно - научной грамотности( описывать, объяснять прогнозировать явления окружающей действительности с естественно -научных позиций, действовать в соответствии с ними):

- возможность использовать освоенные знания, сформированные умения и способы деятельности в разнообразных жизненных ситуациях, приобретение опыта решения нестандартных творческих, мировоззренческих задач.

Второй этап работы учителя - выбор дидактических инструментов, адекватных поставленным задачам.

В качестве таких инструментов могут быть использованы:

- комплексные задания на предметной и метапредметной основе.

-рабочие листы в портфолио проектной и исследовательской деятельности;

-листы наблюдений учителя,

- рабочие тетради и т.п.

Например, планируемый результат «работа с текстом химического содержания» может быть представлен как комплекс умений:

- определить цель текста, назначение разных видов текстов;

- озаглавливать, текст или его часть, составлять план текста;

-выделять главную мысль текста или его части;

-выделять главную, второстепенную или избыточную информацию в содержании текста;

-ставить цель чтения, выбирать информацию, полезную для достижения цели;

- выделять структурные элементы системы научных знаний и прикладные знания в тексте;

- сопоставлять различные точки зрения по тексту;

-сопоставлять рисунки, модели, таблицы, графики с содержанием текста, анализировать приведенные в них данные

-формулировать вопросы, основные положения, тезисы, выводы по тексту, составлять конспект текста;

представлять содержание текста в виде граф-схем (графического изображения связей между элементами текста) сводных таблиц;

проводить рефлексию содержания текста (связывать с имеющимися знаниями; оценивать, исходя из своего мировоззрения, подтверждать свою точку зрения).

На уроках можно использовать следующие игровые моменты и творческие задачи:

Пример. 8 класс.

Ситуация: учитель на уроке предложил учащимся сыграть в игру, в которой участвуют две команды. Им предлагают три объекта. Первая команда загадывает один из них. Другая команда должна угадать, задав 2 вопроса. При этом каждый вопрос должен прояснять или уточнять только одно физическое или химическое свойство объекта ( за исключением физических констант).

Объекты:

Медь, ртуть, алюминий (вариант 1)

Кислород, водород, азот (вариант 2)

Задание. Задайте вопросы, позволяющие узнать, какое из этих трех веществ загадано. Дайте на них ответы, если загадано подчеркнутое вещество

Пример.11 класс

Почему черный хлеб черствеет медленней, чем белый?

(Ржаной крахмал связывает почти вдвое больше воды, чем пшеничный.)

Пример.9 класс.

Запах какого вещества человек ощущает, когда горит спичка?

( Запах сернистого газа.)

Задание. Составьте уравнение реакции образования оксида серы при горении серы, входящей в состав спичечной головки.

Пример.11 класс.

Почему в плохо проветриваемом коровнике не рекомендуют зажигать спички?

( Одна корова ежедневно выделяет в среднем 500 л метана. Спички не рекомендуют зажигать во избежание возгорания этого газа). Составьте уравнение горения метана.

Пример.11 класс.

Почему боль утихнет, если место укуса рыжего лесного муравья смочить нашатырным спиртом?

(Укусы рыжих лесных муравьев болезненны из-за того, что их железы выделяют муравьиную кислоту. Боль утихает при смачивании нашатырным спиртом, так как это основание, нейтрализующее кислоту).

Задание. Составьте уравнение реакции нейтрализации, которая лежит в основе применения нашатырного спирта для уменьшения боли при муравьиных укусах.

Пример. 9 класс.

Почему старинные картины ,написанные масляными красками, темнеют?

(В старину белым пигментом красок служили свинцовые белила, основой которых был карбонат свинца. Это вещество реагирует с сероводородом, содержащемся в воздухе, образуется черный сульфид свинца).

Задание. Составьте уравнение реакции, в результате которой темнеют картины, написанные масляными красками.

Для формирования метапредметных результатов, возможно, использовать различные методики обучения.

Большую роль при изучении химии играет организация проектной и исследовательской деятельности. Необходимо научить школьников соблюдать логику познания на всех этапах проектировании или исследования, включаю - щих:

анализ ситуации;

выделение проблемы, выдвижение гипотезы;

формулирование цели, определение задач;

планирование времени, ресурсов, методов и порядка работы;

реальное получение продукта;

самоконтроль, самооценку, коррекцию;

оформление результатов, выводов, презентацию продукта;

оценку по установленным критериям.




Выводы и практические рекомендации

1.Метапредметные результаты включают в себя освоенные универсальные учебные действия, которые составляют основу компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний, поиск путей решения проблем в различных ситуациях.

2.Рекомендуется при составлении плана к каждому уроку прописывать цели урока:

-в обучении (предметные результаты);

-в развитии ( общеучебные или метапредметные, результаты);

-в воспитании (личностные результаты).

3. Составлять сложные задания для реализации принципа метапредметности.

3. Использовать различные методы обучения на уроках химии.

Учитель способен насытить пространство урока не только предметным, но и метапредметным содержанием, т.е. поверх своего предмета выстроить систему сознательного обучения учащихся приемам мыследеятельности, общим для различных предметов: анализу, синтезу, воображению, схематизации, проблематизации и т.д. Более того, учитель для будущего - это тот, кто учит учащихся осознавать сам процесс учения, т. е. рефлексировать свой процесс познания.




Литература

1.Примерные программы по учебным предметам. Химия 10-11 классы: проект-2-е изд.-М. Просвещение,2011. ( Стандарты второго поколения.)

2.Заграничная Н.А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС. ( Химия в школе-2012-№10)

3.Заметки с финала Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»

( Химия в школе-2010-№ 10)

4.Нечитайлова Е.В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся. ( Химия в школе-2012-№5)

5Кендиван О.Д.-С. Проблемно-творческие задачи. Химический характер житейских ситуаций. (Химия в школе-2012-№1)

6.Князева М.П. О развитии личностно-смыслового отношения к химии.( Химия в школе-2011-№70)

7.Шалашова М.М. Компетентностный подход : проблемы и перспективы (Химия в школе-2012-№3)

8.Ильечева Е.В. Образное мышление в развитии творческой личности (Химия в школе-2011-№5)

9.Заграничная Н.А.Из опыта диагностики метапредметных результатов обучения (Химия в школе-2011-№8)

10. Денисова А.В. Оржековский П.А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления (Химия в школе-2011-№6)







































© 2010-2022