• Преподавателю
  • Химия
  • Статья на тему: Формирование общечеловеческих ценностных качеств в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла

Статья на тему: Формирование общечеловеческих ценностных качеств в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла

Кто из нас не соприкасался с учительством? В далеком детстве мы с нетерпением ждали, как пойдем в школу. Затем играли в школу. А потом наступало время выбора, и мы выбирали себе профессию. Вот так и я: учеба в техническом вузе, интересная, перспективная работа в системе оборонного комплекса, а потом конверсия. Так я пришла в колледж. Лихие девяностые, как теперь принято говорить. Сложный контингент… Руководство колледжа, к счастью, было демократично и следовало принципу:  «ВЫПЛЫВЕШЬ, БУДЕШЬ РАБО...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА.


Плотникова Тамара Петровна

преподаватель высшей категории

Казанского строительного колледжа.

Каждый день из месяца в месяц, вот уже 17 лет я хожу по знакомой до мельчайших деталей дороге в свой колледж, к своим студентам. Наверное, это судьба. Почему? Да потому, что за это время я не изменила профессии педагога, не утратила интереса к своим ученикам, и, смею надеяться, что и они не потеряли своего интереса ко мне.

Кто из нас не соприкасался с учительством? В далеком детстве мы с нетерпением ждали, как пойдем в школу. Затем играли в школу. А потом наступало время выбора, и мы выбирали себе профессию. Вот так и я: учеба в техническом вузе, интересная, перспективная работа в системе оборонного комплекса, а потом конверсия. Так я пришла в колледж. Лихие девяностые, как теперь принято говорить. Сложный контингент… Руководство колледжа, к счастью, было демократично и следовало принципу: «ВЫПЛЫВЕШЬ, БУДЕШЬ РАБОТАТЬ» И я выплывала. Постигала педагогику методом проб и ошибок, училась вместе со своими учениками. Старалась следовать А.Дистервегу: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». При этом я никогда не считала себя только учителем-предметником. Мотивируя своих учеников на изучение предмета, я все-таки акцентировала внимание на реализацию воспитательных целей в образовательном процессе. Я -преподаватель химии, и вот уже восемнадцатый год мое педагогическое кредо: « Химиком можешь ты не стать, но ЧЕЛОВЕКОМ стать обязан»

По своей сути воспитание - это передача опыта социальных запретов от одного, более старшего поколения, к другому - младшему.

Ещё в 1840 году профессор Казанского университета Э.А. Эверсман в монографии "Естественная история Оренбургского края" отмечал что, заниматься воспитательной работой через изучение естественной истории полезно, как по влиянию на нравственность, так и на наш ум, и что нравственность в сочетании с умственным состоянием граждан делает их возвышенными и благородными. А поскольку предметы, преподаваемые мною, относятся к естественнонаучному направлению, то я стараюсь следовать рекомендациям Эверсмана и считаю, что воспитательный потенциал предметов "ХИМИЯ", "БИОЛОГИЯ", "ЭКОЛОГИЯ" достаточно велик. Необходимым, на мой взгляд, является формирование у студентов общечеловеческих ценностных качеств.

Всем известно, как из года в год падают нравственные устои нашего общества: увеличивается число правонарушений, административных взысканий, растет армия наркоманов, больных СПИДом, то что раньше считалось недозволенным, теперь все чаще рассматривается как норма. Эти проблемы обостряются и требуют разрешения всеми возможными способами.

В своей деятельности я придерживаюсь нескольких аспектов:

  1. Нравственное воспитание (отношения между людьми, отношение к старшим, к истории; отношение к алкоголю, никотину, наркотикам);

  2. Экологическое воспитание (отношение к окружающей нас природе, представителям флоры и фауны).

«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного».- Р.Тагор

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы среди молодежи, подмена истинных культурных и духовных ценностей пропагандой разврата, жестокости, насилия, агрессивной рекламой алкогольной и табачной продукции.

Необходимо формировать у студентов в процессе обучения адекватное отношение к алкоголизму, никотиновой и наркотической зависимости. Один из методов достижения данной цели - информация о вреде алкоголя, никотина, об опасности приема наркотических препаратов. При этом объясняются механизмы вредного воздействия табачного дыма, этанола и наркотиков.

В настоящее время известно более 4200 веществ, входящих в состав табачного дыма, многие из них канцерогенны. Курение в настоящее время остается столь же важной причиной смерти, как крупные эпидемии в прошлом.

Большинство алкогольных напитков получают брожением глюкозы. Основной компонент любого алкогольного напитка: от пива до коньяка или виски - этанол. Этанол поступает в кровь, а из крови его адсорбирует головной мозг и печень. В печени этанол ферментативно окисляется до альдегида - сильного яда. Еще большую опасность представляют сивушные масла.

Есть немало веществ, оказывающих наркотическое действие. Первый прием такого препарата усиливает положительные эмоции и ослабляет отрицательные. Но постепенно формируется абстиненция (физиологическая зависимость) и увы! - обратной дороги может уже не быть.

Необходимо уделять особое внимание воспитанию у студентов высокой культуры поведения при общении с природой. При этом можно использовать несколько подходов:

1 - традиционный - воспитание бережного отношения к природе.

2 - активный - формирование экологического сознания и экологического мышления.

3 - нравственное отношение к природе.

Я считаю, что осуществила реализацию экологического воспитания наполовину, если после изучения курса экологии студент задумывается над тем, что: «ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ», «НИЧТО НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ», «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ», «ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ» и, что если человек не поймет своей неправомочности управлять природой, то «НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ». Эти содержательные аксиомы-поговорки американского эколога Б.Коммонера должны сопровождать наших студентов всю их последующую жизнь.

Экологическое и нравственное воспитание, две взаимосвязанные части, две стороны одной медали.

И.Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всегда более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Важнейшим условием воспитания является создание положительного психологического климата и активной воспитательной среды. Рейтинг стимулирует студентов к хорошей учебе - каждый студент может почувствовать и испытать вкус успеха. На занятиях студентам предлагается решить ту или иную задачу, предоставляется право отстоять свою точку зрения в рамках дискуссии. Диалог или диспут должен сопровождаться привитием культуры его ведения.

Развитие личности или раскрытие возможностей начинается тогда, когда человек ощущает, какое удовлетворение приносит процесс развития. Для самореализации необходимо, чтобы каждый студент с первого дня пребывания в стенах колледжа задумался: КТО Я? КАКОЙ Я?

Моя задача как педагога и человека создать все условия для саморазвития моих учеников. Чтобы после окончания учебного заведения они чувствовали вкус к жизни и испытывали желание жить и быть лучше, чем я и их родители, быть удачливее и счастливее нас. Н.А. Добролюбов писал: «Учитель своим поведением, всей своей жизнью и подходом к каждому явлению должен представлять для ученика высший образец человеческого совершенства, возбуждающий благоговейное удивление». Вот и я, подходя каждый день к крыльцу моего колледжа и встречаясь с моими студентами, понимаю, что учительство - образ жизни. Я вижу светящиеся неподдельным интересом глаза моих студентов и ловлю себя на мысли, что нельзя не соответствовать их любви, быть ниже их уважения.

© 2010-2022