- Преподавателю
- Химия
- Программа дисциплины ХИМИЯ для специальности 18. 02. 01 профильный уровень
Программа дисциплины ХИМИЯ для специальности 18. 02. 01 профильный уровень
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грецкая А.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИ»
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения биологии в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
-
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
-
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать
-
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
-
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
-
основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
-
природные источники углеводородов и способы их переработки;
-
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
-
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
-
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
-
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
-
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
-
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 час, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 78 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов за I п/г
Объем часов за II п/г
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
-
-
234
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
124
156
в том числе:
лабораторно-практические занятия
8
38
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
62
78
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровни освоения
Введение
Содержание учебного материала
3
2
Введение. Основные понятия химии: вещество, атом, молекула.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Значение науки химии для промышленности
2
1
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
135
Тема 1.1
Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала
9
2
2
3
Качественный и количественный состав вещества.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Аллотропия. Простые и сложные вещества
2
1
Закон постоянства состава и сохранения массы веществ. Закон Авогадро.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Аллотропия. Простые и сложные вещества
2
1
Лабораторно-практическая работа № 1
Массовые доли химического элемента
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Аллотропия. Простые и сложные вещества
2
1
Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов и строение атома
Содержание учебного материала
15
2
3
2
2
3
Обзор сведений о строении атома
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Открытие периодического закона
2
1
Лабораторно-практическая работа № 2
Электронные и графические структуры атомоватомов
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Открытие периодического закона
2
1
Периодический закон. Общие закономерности.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить схему - Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
2
1
Современная формулировка периодического закона и его значение
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить схему - Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
2
1
Лабораторно-практическая работа № 3
Характеристика химических элементов
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить схему - Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
2
1
Тема 1.3
Строение вещества
Содержание учебного материала
24
2
2
2
2
2
3
2
3
3
Ионная химическая связь.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Виды химической связи
2
1
Ковалентная связь и ее виды. Механизм образования
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Виды химической связи
2
1
Металлическая связь.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Виды химической связи
2
1
Водородная связь и агрегатные состояния веществ
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Виды химической связи
2
1
Чистые вещества и смеси
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Дисперсные системы в природе
2
1
Лабораторно-практическая работа № 4
Решение задач на определение массовой и объемной доли
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Дисперсные системы в природе
2
1
Дисперсные системы
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Дисперсные системы в природе
2
1
Лабораторно-практическая работа № 5
Решение задач доли примеси
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Дисперсные системы в природе
2
1
Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
18
2
2
3
2
3
3
Вода как растворитель. Классификация растворов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Очистка воды от загрязнителей
2
1
Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Очистка воды от загрязнителей
2
1
Лабораторно-практическая работа № 6
Приготовление раствора заданной концентрации и плотности
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Очистка воды от загрязнителей
2
1
Электролитическая диссоциация и ее механизмы
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Электролиз на службе человека
2
1
Лабораторно-практическая работа № 7
Степень электролитической диссоциации. Кислоты основания и соли как электролиты Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Электролиз на службе человека
2
1
Лабораторно-практическая работа № 8
Вода. Растворы
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Электролиз на службе человека
2
1
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений
Содержание учебного материала
24
2
2
2
2
2
2
3
3
Общая схема классификации неорганических веществ.
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад - Применение в профессии оксидов, оснований, кислот и солей
2
1
Оксиды. Классификация, свойства, применение
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад - Применение в профессии оксидов, оснований, кислот и солей
2
1
Основания. Классификация, свойства.
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад - Применение в профессии оксидов, оснований, кислот и солей
2
1
Кислоты. Классификация, свойства, применение
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад - Применение в профессии оксидов, оснований, кислот и солей
2
1
Соли. Классификация, свойства, применение.
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад - Применение в профессии оксидов, оснований, кислот и солей
2
1
Взаимосвязь классов неорганических веществ
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Характеристика классов неорганических соединений
2
1
Лабораторно-практическая работа № 9
Диссоциация воды
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Характеристика классов неорганических соединений
2
1
Лабораторно-практическая работа № 10
Водородный и гидроксидный показатель рН
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Характеристика классов неорганических соединений
2
1
Тема 1.6 Химические реакции
Содержание учебного материала
15
2
2
3
2
3
Классификация химических реакций
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Типы химических реакций
2
1
Общие сведения о термохимии.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Типы химических реакций
2
1
Лабораторно-практическая работа № 11
Химическое равновесие и его смещение
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Факторы влияющие на скорость химической реакции
2
1
Факторы влияющие на скорость химической реакции и смещение равновесия
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица - Факторы влияющие на скорость химической реакции
2
1
Лабораторно-практическая работа № 12
Химические реакции
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Факторы влияющие на скорость химической реакции
2
1
Тема 1.7
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
30
2
2
2
2
3
2
2
2
3
2
Общая характеристика металлов. Классификация металлов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Значение металлов
2
1
Металлы главных подгрупп
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Значение металлов
2
1
Металлы побочных подгрупп (строение, свойства, применение)
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Значение металлов побочных подгрупп
2
1
Основные способы получения металлов и их сплавов
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Значение металлов побочных подгрупп
2
1
Лабораторно-практическая работа № 13
Коррозия металлов и борьба с ней
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Методы борьбы с коррозией
2
1
Общая характеристика неметаллов
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов
2
1
Элементы VII и VI групп. Их соединения
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов
2
1
Элементы V и IV групп. Их соединения
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов
2
1
Лабораторно-практическая работа № 14
Получение кислот из их природных соединений
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов
2
1
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов
Самостоятельная работа обучающихся:
Собщение - Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов
2
1
Раздел 2. Органическая химия
96
Тема 2.1
Основные понятия органической химии
Содержание учебного материала
12
2
2
2
2
Общая характеристика органических соединений и предмета "Органическая химия"
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Виды гибридизации
2
1
Особенности строения атома углерода, особенности химических связей. Гибридизация Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Виды гибридизации
2
1
Теория А.М. Бутлерова о строении органических веществ
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Значение теории А.М. Бутлерова
2
1
Некоторые особенности химических реакций в органической химии
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Значение теории А.М. Бутлерова
2
1
Тема 2.2 Углеводороды и природные источники
Содержание учебного материала
27
2
2
3
2
2
2
2
2
3
Общее представление об углеводородах. Алканы. Гомологический ряд. Общая характеристика гомологов метана
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Циклоалканы: номенклатура; физические и химические свойства; нахождение в природе; применение
2
1
Непредельные углеводороды. Общая характеристика. Алкены. Гомологический ряд. Этилен. Его характеристика. Алкины
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Циклоалканы: номенклатура; физические и химические свойства; нахождение в природе; применение
2
1
Лабораторно-практическая работа № 15
Ацетилен. Свойства, получение, применение.
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Применение каучука
2
1
Алкадиены. Особенности строения и свойства, получение, применение
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Применение каучука
2
1
Арены. Бензол, строение молекулы. Свойства бензола и его гомологов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить буклет - Ароматические углеводороды
2
1
Попутный нефтяной и природный газы
Самостоятельная работа обучающихся:
Мини исследование - Экологические проблемы добычи и переработки углеводородов
2
1
Первичная переработка нефти. Крекинг нефти. Продукты нефтехимии.
Самостоятельная работа обучающихся:
Мини исследование - Экологические проблемы добычи и переработки углеводородов
2
1
Обзор коксохимии и ее продуктов. Проблемы экологии
Самостоятельная работа обучающихся:
Мини исследование - Экологические проблемы добычи и переработки углеводородов
2
1
Лабораторно-практическая работа № 16
Природные источники углеводородов
Самостоятельная работа обучающихся:
Мини исследование - Экологические проблемы добычи и переработки углеводородов
2
1
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические вещества
Содержание учебного материала
36
2
2
3
2
2
2
3
2
3
2
2
3
Спирты. Их классификация и свойства.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Полиатомные спирты на примере этиленгликоля и глицерина
2
1
Фенол. Общая характеристика. Проблемы экологии
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Полиатомные спирты на примере этиленгликоля и глицерина
2
1
Лабораторно-практическая работа № 17
Спирты - химические свойства
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Полиатомные спирты на примере этиленгликоля и глицерина
2
1
Альдегиды. Обзор свойств и строения. Гомологи. Применение
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Влиятние СМС на экологическое состояние населенных пунктов
2
1
Карбоновые кислоты. Классификация, свойства карбоновых кислот
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Влиятние СМС на экологическое состояние населенных пунктов
2
1
Сложные эфиры и жиры. СМС
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Влиятние СМС на экологическое состояние населенных пунктов
2
1
Лабораторно-практическая работа № 18
Получение и свойства карбоновых кислот
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Влиятние СМС на экологическое состояние населенных пунктов
2
1
Сложные эфиры и жиры. Общая характеристика
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Применение жиров на основе свойств.
2
1
Лабораторно-практическая работа № 19
Кислородосодержащие органические вещества
Самостоятельная работа обучающихся:
Составть таблицу - Применение жиров на основе свойств.
2
1
Углеводы. Общая характеристика. Крахмал и целлюлоза
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Применение глюкозы, крахмала, целлюлозы в технике
2
1
Глюкоза, ее химические свойства
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Применение глюкозы, крахмала, целлюлозы в технике
2
1
Лабораторно-практическая работа № 20
Химические свойства крахмала
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Применение глюкозы, крахмала, целлюлозы в технике
2
1
Тема 2.4 Азотосодержащие органические вещества
Содержание учебного материала
21
2
3
3
2
2
3
3
Общая характеристика азотосодержащих органических веществ. Амины. Анилин Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Витамины
2
1
Лабораторно-практическая работа № 21
Амины. Анилин. Свойства, применение
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Применение анилина
2
1
Лабораторно-практическая работа № 22
Аминокислоты. Обзор свойств.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить схему - Значение аминокислот
2
1
Белки строение и свойства. Нуклеиновые кислоты
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Биологические функции белка
2
1
Обзор нуклеиновых кислот
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Биологические функции белка
2
1
Лабораторно-практическая работа № 23
Белки. Химические свойства
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Биологические функции белка
2
2
Обобщающее занятие в форме контрольной работы. Взаимосвязь классов органических и неорганических веществ
2
Всего
234
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; вытяжной шкаф; набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ; наборы реактивов органических и неорганических веществ; комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор; экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература.
Для обучающихся:
-
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М., 2012.
-
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2012.
-
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. - М., 2012.
-
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2011.
-
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2011.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2013.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2013.
-
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. - М., 2012.
-
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М., 2013.
Для преподавателей
-
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2012.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2012.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2013.
-
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2014.
-
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М., 2013.
-
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. - М., 2013.
Интернет-рессурсы:
-
auk-olymp.ru/doc.v?d=19courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
-
courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
-
ikt.ru
-
prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
-
akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
-
2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
-
yuspet.narod.ru/disMeh.htm
-
philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований в ходе самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
-
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
-
основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
-
природные источники углеводородов и способы их переработки;
-
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
-
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
-
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
-
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
-
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Формы контроля обучения:
-
домашние задания проблемного характера;
-
практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
-
подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
-
отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;
-
выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
-
делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
-
осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
-
работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
-
проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения:
-
мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся
формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
5