- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа, дополнительное образование, кружок Юный химик
Рабочая программа, дополнительное образование, кружок Юный химик
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лужиков А.Д. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Администрация муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Окуневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на педагогическом Утверждаю:
совете Директор школы ---------
---------------------------------------- Батманова И.Н.
----------------------------------------
Протокол № ---- от « » ------- 20 г. « » ------------- 20 г
Дополнительная образовательная
программа по химии
«Юный химик»
Направление: естественнонаучное
Возраст обучающихся - 13 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель: А. Д. Лужиков,
учитель химии
с. Окунев Нос
2015 год
Пояснительная записка
Мы знаем, что химию начинают изучать с восьмого класса. А что же до нее? В шестом классе изучают биологию, в седьмом классе - физику, именно в тот период, когда у них вызывает большой интерес новый предмет. А придя в восьмой класс ученики сталкивают с новым и сложным курсом «Химия». Соответственно у многих сразу же теряется интерес к нему. С целью решения данной проблемы, во многих школах России, проводят пропедевтические курсы, по изучении химии на более ранних этапах обучения в школе.
Данный курс рассчитан на один год и разработан с учетом межпредметных связей, возраст участников - 7 класс. Проводится в кабинете «Химии и географии»
Программа составлена на основе материалов «Издательский дом Первое сентября. Химия» и школьного курса «Химия».
Форма и режим занятий: теоретическая часть или практическая работа по одному часу в неделю во внеурочное время.
Цели:
Формирование первоначальных знаний и умений для изучения предмета «Химия».
Задачи:
-
Сформировать у учащихся интерес к новому курсу «Химия»
-
Сформировать у учащихся определенный круг практических умений: пользоваться спиртовкой, штативом и т. д., проводить простейшие опыты и наблюдения, соблюдать правила техники безопасности.
-
Сформировать у учащихся интеллектуальные умения: несложный анализ, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.
-
Устранить присутствие или отсутствие страха у учащихся перед химическими реакциями.
Ожидаемые результаты:
Знать: названия некоторых веществ и их формулы, правила техники безопасности, примеры химических и физических явлений, основные термины и понятия, особенности некоторых химических процессов, реагенты и методы проведения качественных реакций на органические и неорганические вещества,.
Уметь: использовать химическую посуду по назначению, проделывать качественные реакции.
Содержание
Введение. Правила ТБ. -2 часа
Правила техники безопасности: при работе с химической посудой (штатив, спиртовка), смешивании, нагревании и растворении веществ. Химическая посуда (штатив, спиртовка, пробирка, ручной пробиркодержатель ручной, воронка, стеклянная трубочка и палочка) . Простейшие опыты с использованием химической посуды. Химические и физические явления. Признаки химических явлений: выпадение осадка, изменение цвета и выделение газа. Типы химических реакций: обмен, соединение и замещение.
Практическая часть: нагревание воды, растворение сахара и поваренной солив воде; испарение воды с фильтровальной бумаги; взаимодействие солей бария и серной кислоты (5%), карбоната натрия и серной кислоты(5%), железа и медного купороса.
Неорганические вещества - 9 часов.
Химические вещества. Неорганические вещества Простые вещества. Особенности металлов и неметаллов на примере цинка и натрия. Химические вещества. Сложные вещества: оксиды, основания, соли и кислоты. Качественные реакции на неорганические вещества. Индикаторы. Действие на индикаторы оснований и кислот. Деление солей на группы. Изучение состава хлорида железа (111)
Практическая часть: физические свойства алюминия и серы; агрегатное состояние оксидов и растворимость в воде; взаимодействие соды и уксуса; получение сернистой кислоты; взаимодействие хлорида железа с другими солями; действие на индикаторы оснований и кислот
Органические вещества - 7 часов.
Значение веществ в жизни природы и человека. Органические вещества, разнообразие органических веществ: нефть, уголь, природный газ и другие. Строение, состав, значение и способы определения белков, жиров, углеводов и спиртов. Качественные реакции на некоторые органические вещества. Отрицательное воздействие на организм этилового спирта.
Практическая часть: цветные реакции на белки, растворимость жиров в воде и в бензине, определение крахмала в продуктах питания, действие этилового спирта на яичный белок.
Учебно - тематический план
№
Тема
Количество часов
Практическая часть
Введение. Правила ТБ
2
1
1
Правила ТБ. Игра «Что такое химия»
1
2
Химическая посуда и химические реакции.
1
1
Неорганические вещества
9
8
4
Сода и уксус.
1
1
6
Угольная кислота.
1
1
7
«Золотой дождь»
1
1
8
Кислота и щелочь
1
1
9
Тайнопись
1
1
10
Реакции «Серебряного зеркала».
1
1
11
Цветные реакции.
2
1
12
Кислота и металл.
1
1
Органические вещества.
7
5
13
Разнообразие органических веществ.
1
14
Углеводы.
1
1
15
Жиры.
1
1
16
Белки.
1
1
17
Спирты.
2
1
18
Подведение итогов. Определение веществ, в продуктах питания.
1
1
Итого
18
12
Организационно методическое обеспечение программы.
-
Набор реактивов:
-
кислоты (соляная и серная)
-
оксиды металлов
-
соли (карбонаты, сульфаты, нитраты)
-
металлы (алюминий, цинк)
-
индикаторы (метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмоид)
-
-
Химическая посуда и оборудование:
-
штатив
-
спиртовка
-
стеклянные трубочки и палочки
-
химический стакан
-
воронка
-
ручной пробиркодержатель
-
предметное стекло
-
-
Таблица:
-
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
-
«Растворимость солей и кислот в воде»
-
Занятия проводятся в кабинете химии, который обеспечен всем необходимым оборудованием.
Занятия начинаются с постановки целей и задач, далее проводится инструктаж по технике безопасности, затем знакомство с новой темой и проведением практической части. Затем проводится подведение итогов.
Подведение итогов по каждому разделу осуществляется с помощью игр, викторин и других форм внеклассной деятельности..
Литература:
1 Учебно - методическая газета для учителей химии и естествознания. Химия. За 2010 год.
2 Габриелян О. С. Химия за 8,9,10 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004.