- Преподавателю
- Химия
- Некоторые аспекты подготовки учащихся к олимпиадам по химии
Некоторые аспекты подготовки учащихся к олимпиадам по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воронова О.Н. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Некоторые аспекты подготовки учащихся к олимпиадам по химии.
Химические олимпиады проводятся в России с конца 60- х годов. Основы химических знаний закладываются на уроках , но времени явно недостаточно для того, чтобы без дополнительных усилий участвовать и занимать призовые места на олимпиадах. Для эффективной подготовки к олимпиадам стоит выделить следующие аспекты :
- самоподготовка учителя;
- выявление и планомерная работа с учащимися- «олимпиадниками» ;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Самоподготовка учителя для работы с «олимпиадниками» должна исходить из того очевидного факта, что он сам должен уметь решать олимпиадные задачки. Как этого добиться?
1. Выбрать хороший задачник повышенного уровня и прорешать его. У химиков хорошо зарекомендовал себя учебник « Начала химии» Кузьменко, Ерёмин.
2. Приобрести пособия олимпиадных задач по предмету, проанализировать их и вычленить типы наиболее часто встречающихся задач.
3. Создать банк олимпиадных задач, учитывая варианты прошлых лет;
4. Пройти курсы экспертов олимпиад.
Выявление мотивированных ребят . Весь первый год обучения я тщательно наблюдаю за учащимися, будирую их интерес к предмету, предлагаю на уроках разнообразные задачки повышенного уровня. У меня накопилась большая подборка задач, которая так и называется « Задачки для умников», которые я частенько использую на своих уроках. Содержание их нестандартно, содержит развивающий материал, способствует личностно ориентированному подходу к учащимся. Особым успехом пользуются разделы : «домашняя аптечка», «минерало- гический музей», «вещества и материалы в руках художника».
Внешние признаки одарённых детей:
- любознательность, лёгкость генерирования идеи, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания, успешность в решении нестандартных задач и неудачи в выполнении репродуктивных заданий (тестов), отличная память.
Организация занятий с олимпиадниками.
Систематически начинаю заниматься с мотивированными ребятами в 9 классе на факультативе, когда уходит чрезмерная восторженность предметом и заниматься приходят серьёзно ориентированные на химию учащиеся. Занимаюсь и малыми группами , и индивидуально (всё дело в психологических особенностях детей, сейчас всё больше индивидуалистов).
Решаем задачи по избранным темам.
- определение формул веществ;
-задачи на материальный баланс ;
- задачи на тип соли ;
- задачи на смеси веществ ;
- химическая кинетика и равновесие;
- качественные задачи;
- химические свойства и взаимосвязь химических веществ.
Методика : выписать необходимые формулы ; показать пример решения 1-2 задач, самостоятельное решение ребят с последующим обсуждением.
Как правило, олимпиадные задачи нестандартны , по алгоритму их не решить. Поэтому для развития творческих способностей, для выхода ребёнка из рамок алгоритма обязательно предлагаю ребятам в начале занятия нестандартную задачу и необязательно по химии. В стандартных задачах вопрос всегда корректен, а вот в науке и в жизни условия можно понять по - разному, и каждому варианту соответствует свой правильный ответ.
Примеры :
а) найти в ряду: автобус - троллейбус- трамвай- телевизор лишнее слово и обоснуй свой выбор;
б) в океан вылили стакан воды ; через 10 млн из него вновь зачерпнут стакан воды; будет ли в нём хоть одна молекула воды из первого ;
в) содержание железа в земной коре 4,2%. Каким бы был мир , в котором содержание железа было бы в 100 раз меньше ?
Обязательно использую практико - творческие задачи.
В газете «Московский комсомолец» прошла заметка « Обручальные гайки». В ней говориться о том, что кольца из бериллиевой бронзы являются точной копией золотых. Они одинаковы по цвету и весу, подвешенные за нитку, при ударе издают мелодичный звук, т.е, подделку невозможно обнаружить ни на глаз, ни на слух, ни на зуб. Как распознать подделку?
Ответы учеников :
- нагреть на воздухе - бронза потемнеет, образуется оксид меди ;
- воздействовать азотной кислотой ;
- определить сплав по коэффициенту преломления света;
- после растворения навески в азотной кислоте осадить ионы бериллия в среде трилона Б.
Необходимым элементом развития мотивированных учащихся считаю пространственное мышление. На каждом занятии у ребят на партах стоят модели молекул. В процессе решения задачи ребята конструируют , что позволяет видеть молекулу в пространстве. Например, в задаче требуется определить искомое вещество. Пусть получилась молочная кислота. Вроде ответ один, но если сконструировать модельно, то увидим и зеркальный изомер. А ведь химия жизни и стоит на оптической изомерии.
В заключении хотелось бы сказать , что учитель, работающий с одарёнными детьми, должен уметь воспринимать критику с их стороны, не страдать от стресса работы с более способным человеком , чем он сам. В мох конспектах есть немало задач, решённых 2-мя, 3-мя способами, причём более смелыми и изящными, чем мои. Раз в четверть устраиваю день открытой задачи. Делом чести считаю решение принесённой задачи « с листа». Если учитель удивляется и радуется новому решению, то и ребята получают дополнительный стимул к оригинальным идеям.