Некоторые аспекты подготовки учащихся к олимпиадам по химии

Решение олимпиадных задач- одно из важных направлений в деятельности учителя химии. В современном образовательном пространстве появилось  несколько форматов предметных олимпиад : очные, заочные , дистанционные. Типов задач , как качественных, так и количественных , много – от весьма простых ( одна- две логические операции) до самых сложных. Однако, большинство задач содержит отдельные элементы, которые требуют уверенного владения сравнительно небольшим, стандартным числом расчётных и логических алгоритмов. Эти стандартные элементы и есть фундамент для решения сложных олимпиадных задач. Для успешного решения химической задачи необходимо владеть приёмами решения этого типа задач и собственно химическими знаниями  о свойствах тех веществ, которые рассматриваются в условии задачи.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые аспекты подготовки учащихся к олимпиадам по химии.

Химические олимпиады проводятся в России с конца 60- х годов. Основы химических знаний закладываются на уроках , но времени явно недостаточно для того, чтобы без дополнительных усилий участвовать и занимать призовые места на олимпиадах. Для эффективной подготовки к олимпиадам стоит выделить следующие аспекты :

- самоподготовка учителя;

- выявление и планомерная работа с учащимися- «олимпиадниками» ;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Самоподготовка учителя для работы с «олимпиадниками» должна исходить из того очевидного факта, что он сам должен уметь решать олимпиадные задачки. Как этого добиться?

1. Выбрать хороший задачник повышенного уровня и прорешать его. У химиков хорошо зарекомендовал себя учебник « Начала химии» Кузьменко, Ерёмин.

2. Приобрести пособия олимпиадных задач по предмету, проанализировать их и вычленить типы наиболее часто встречающихся задач.

3. Создать банк олимпиадных задач, учитывая варианты прошлых лет;

4. Пройти курсы экспертов олимпиад.

Выявление мотивированных ребят . Весь первый год обучения я тщательно наблюдаю за учащимися, будирую их интерес к предмету, предлагаю на уроках разнообразные задачки повышенного уровня. У меня накопилась большая подборка задач, которая так и называется « Задачки для умников», которые я частенько использую на своих уроках. Содержание их нестандартно, содержит развивающий материал, способствует личностно ориентированному подходу к учащимся. Особым успехом пользуются разделы : «домашняя аптечка», «минерало- гический музей», «вещества и материалы в руках художника».

Внешние признаки одарённых детей:

- любознательность, лёгкость генерирования идеи, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания, успешность в решении нестандартных задач и неудачи в выполнении репродуктивных заданий (тестов), отличная память.

Организация занятий с олимпиадниками.

Систематически начинаю заниматься с мотивированными ребятами в 9 классе на факультативе, когда уходит чрезмерная восторженность предметом и заниматься приходят серьёзно ориентированные на химию учащиеся. Занимаюсь и малыми группами , и индивидуально (всё дело в психологических особенностях детей, сейчас всё больше индивидуалистов).

Решаем задачи по избранным темам.

- определение формул веществ;

-задачи на материальный баланс ;

- задачи на тип соли ;

- задачи на смеси веществ ;

- химическая кинетика и равновесие;

- качественные задачи;

- химические свойства и взаимосвязь химических веществ.

Методика : выписать необходимые формулы ; показать пример решения 1-2 задач, самостоятельное решение ребят с последующим обсуждением.

Как правило, олимпиадные задачи нестандартны , по алгоритму их не решить. Поэтому для развития творческих способностей, для выхода ребёнка из рамок алгоритма обязательно предлагаю ребятам в начале занятия нестандартную задачу и необязательно по химии. В стандартных задачах вопрос всегда корректен, а вот в науке и в жизни условия можно понять по - разному, и каждому варианту соответствует свой правильный ответ.

Примеры :

а) найти в ряду: автобус - троллейбус- трамвай- телевизор лишнее слово и обоснуй свой выбор;

б) в океан вылили стакан воды ; через 10 млн из него вновь зачерпнут стакан воды; будет ли в нём хоть одна молекула воды из первого ;

в) содержание железа в земной коре 4,2%. Каким бы был мир , в котором содержание железа было бы в 100 раз меньше ?

Обязательно использую практико - творческие задачи.

В газете «Московский комсомолец» прошла заметка « Обручальные гайки». В ней говориться о том, что кольца из бериллиевой бронзы являются точной копией золотых. Они одинаковы по цвету и весу, подвешенные за нитку, при ударе издают мелодичный звук, т.е, подделку невозможно обнаружить ни на глаз, ни на слух, ни на зуб. Как распознать подделку?

Ответы учеников :

- нагреть на воздухе - бронза потемнеет, образуется оксид меди ;

- воздействовать азотной кислотой ;

- определить сплав по коэффициенту преломления света;

- после растворения навески в азотной кислоте осадить ионы бериллия в среде трилона Б.

Необходимым элементом развития мотивированных учащихся считаю пространственное мышление. На каждом занятии у ребят на партах стоят модели молекул. В процессе решения задачи ребята конструируют , что позволяет видеть молекулу в пространстве. Например, в задаче требуется определить искомое вещество. Пусть получилась молочная кислота. Вроде ответ один, но если сконструировать модельно, то увидим и зеркальный изомер. А ведь химия жизни и стоит на оптической изомерии.

В заключении хотелось бы сказать , что учитель, работающий с одарёнными детьми, должен уметь воспринимать критику с их стороны, не страдать от стресса работы с более способным человеком , чем он сам. В мох конспектах есть немало задач, решённых 2-мя, 3-мя способами, причём более смелыми и изящными, чем мои. Раз в четверть устраиваю день открытой задачи. Делом чести считаю решение принесённой задачи « с листа». Если учитель удивляется и радуется новому решению, то и ребята получают дополнительный стимул к оригинальным идеям.



© 2010-2022