Проектная деятельность-залог воспитания гармоничной личности

В статье показано как на внеклассных занятиях по химии, посредством исследовательских работ и исследовательских проектов можно воспитать добрых, вдумчивых, порядочных и культурных учащихся. Ребята изучали и презентовали деятельность Менделеева, Ломоносова. Девочки изучали как определить качество мёда, чая, молока и делились со всеми как правильно выбирать продукты. На праздники девочки своим родным и близким дарили крема и ароматические свечи, сделанные своими руками. К Дню победы учащиеся приго...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Змеева И. В.,

учитель химии МКОУ «СОШ № 7», г. Ревда,
Овчинникова М. А.,

учитель химии МКОУ «СОШ № 29», г. Ревда.

Проектная деятельность-залог воспитания гармоничной личности.

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста».

Альберт Эйнштейн.


Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Об этом говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Конечно, основы нравственной культуры закладываются в семье, родители собственным примером показывают детям, что можно, а что нельзя, что нравственно, а что - нет. Но в настоящее время, когда родители все больше времени пропадают на работе, а дети - у телевизора или компьютера, когда нравственные ориентиры размыты, когда участились случаи детской преступности, большая роль в воспитании отводится именно школе.

Целью деятельности любого педагога является не только передача конкретных знаний в той или иной науке, но и формирование гармонической, всесторонне развитой и социально зрелой личности. Свою же задачу мы видим в приобщении обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Химия».

Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как оно познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.

Химию принято относить к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». «Можно ли воспитывать нравственную культуру посредством предмета химия?» Ответим на этот вопрос так: химия показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

История химии богата примерами, которые показывают роль личности в истории развития науки. Мы рассказываем о великих ученых - химиках, об их беззаветном служении науке, об их любви к России. Это Д.И. Менделеев, М. В. Ломоносов и др. При этом всегда подчеркиваем их принадлежность великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися учеными других стран, внесших неоспоримый вклад в развитие химии в мировом масштабе, у истоков мировой химии как науки стояли и русские ученые. При этом у учащихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих великих соотечественников.

В 2009 г к 140 -летию открытия Периодического закона в нашем городе впервые были проведены межшкольные Менделеевские чтения. В них приняли участие ученики всех школ города, ими были подготовлены проекты о жизни деятельности этого великого ученого. Батурина Елена, ученица 7 школы, подготовила выступление. «История создания периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева», а ученики 29 школы - Дигтяренко Татьяна и Мартьянова Анна «Именем Менделеева названы…» Такого рода конференции проводятся для того, чтобы найти вместе с детьми ответ на вопрос: «Каким должен быть человек, чтобы с правом называться гражданином - сыном своей родины-России?», привить уважение к своим предкам, воспитывать гордость за отечественную науку, зародить желание приобретать знания.

Учебно-исследовательский проект «Стекло - от Ломоносова до наших дней», который был подготовлен в год 300-летия со дня рождения ученого, затрагивал несколько сфер деятельности Ломоносова - его стихосложение и работа над мозаиками. Ученица 29 школы Оборина Мария с таким воодушевлением рассказывала об итогах проекта, что видно, этот проект не оставил ее равнодушной она хотела рассказать, какой большой вклад в науку и стихосложение оставил этот великий человек, каким многогранным был его талант.

Для воспитания нравственности в МКОУ «СОШ №7» создан клуб «ПРОМЕТЕЙ», которым я руковожу уже несколько лет. Клуб посещают учащиеся с 6 по 11класс. Это позитивные, творческие ребята, которые пишут исследовательские работы, проекты. Главная задача учителя в данном случае создать обстановку дружелюбия, сотрудничества. Старшие берут шефство над младшими, помогают им в их начинаниях, что уже создаёт атмосферу добра, взаимопонимания, взаимовыручки.

На занятиях обсуждаем темы гражданственности, нравственности, семейных ценностей, соответственно при выборе тем исследования учащиеся выбирают темы, которые касаются данного направления.

На уроках аналитической химии, когда мы изучали определение жёсткости воды, учащаяся 11 класса Батурина Елена, посещавшая клуб «ПРОМЕТЕЙ», предложила определить жёсткость некоторых видов воды, сделать выводы и поделится ими на школьной конференции, чтобы учащиеся и родители знали, где какая вода, и сделали правильный выбор. Для этого она разработала проект «Какая вода мягче».

Посещая с членами клуба конференции в УрГСХА, мы узнали, что можно определять в домашних условиях качество молока, мёда, масла, чая. Девочки тоже решили проанализировать, какие продукты продают у нас в магазинах, и самое приятное было то, что цель у них была - проинформировать учащихся и родителей, чтобы покупали качественные продукты.

Исследуя молоко, Лиза Малмыгина обратила внимание, помимо фальсификации жирности молока, ещё на одну деталь, жирность молока определялась не через 5-6 часов как по методике, а на много позже. Выяснили, что это из-за стабилизаторов, которые увеличивают срок годности, но не приносят пользу нашему организму. В итоге выяснили, что лучше всего покупать молоко: «Кировского», «Шиловское» и «Отличное». Всё это Лиза оформила в исследовательской работе « Жирное молоко - вредно или полезно».

Лена Савчук, определяя качество мёда, в проекте «Медовые страсти», сделала памятку для покупателя.

Понимая, что семья, дружба-это самое главное и ценное девочки нашего клуба готовят родным и близким индивидуальные и полезные подарки своими руками. Это растительная косметика и аромасвечи. Так приятно слушать, как они трепетно подбирают цвета, запахи, маски для самых близких людей. В эти минуты думаешь и понимаешь, какая у нас замечательная молодёжь, сколько в них творчества, любви, заботы.

Узнав, что вода в Екатеринбурге очень загрязненная, у Оли Столбовой взыграли патриотические чувства и она решила протестировать воду в Ревде. Вот как она сама говорит об этом: « В марте 2011г. Я была на конференции в УрГСХА «Молодёжь и наука 2011». Меня заинтересовала работа старшего преподавателя Шевцовой Татьяны Ревовны, которая проводила биологическое тестирование воды. Результаты по г. Екатеринбургу были не утешительны, и мне захотелось узнать, какая же вода у нас в Ревде. В интернете я не нашла материал о токсичности вод в Ревдинском бассейне. Но я нашла комментарий Александра Ульянова, главного государственного санитарного врача в Ревдинском районе и городе Дегтярске, о состоянии воды. Тогда я решила попробовать самой проанализировать воду своей малой Родины, разработав проект «Мониторинг природных вод Ревдинского района с использованием методики биотестирования» И как было радостно и приятно когда выяснилось, что вода в Ревде всё-таки лучше».

В процессе работы над проектом «Что делать с бытовыми отходами?» ученики 29 школы Гибадуллин Данил и Кондратьева Вера рассмотрели пять способов утилизации мусора, провели анкетирование учеников и учителей, изготовили кормушки, которые развесили в микрорайоне школы. Также был снят видеоролик, рассказывающий о вторичном использовании бытового мусора и призывающий сдавать бумажные отходы и стеклотару в специально созданные пункты. Чтобы привлечь внимание наших горожан к проблеме мусора, были созданы листовки с призывами, их размножили и расклеили на дверях подъездов в микрорайоне. Надеемся, что эта проблема не оставит равнодушными многих горожан.

Ребята закончили свой проект словами «Чтобы наш город был чистым, экологически здоровым, надо каждому жителю помнить, что это его дом, самим соблюдать чистоту и приучать своих детей. Сделаем наш дом чистым!» В работе прослеживается любовь к родному городу, желание сберечь красоту и чистоту для будущих поколений.

Организуя творческую работу обучающихся не эпизодически, а постоянно, в урочное и во внеурочное время, мы формируем определённые качества личности:

1) взаимопомощь и сопереживание

2) способность самостоятельно принимать решения

3) толерантность

4) чувство ответственности за порученное дело.

Дети учатся применять свои знания в новых для них условиях, реализовывать свои идеи. Кроме этого, обучающимся даётся возможность почувствовать себя гражданином, ответственным за состояние экологической обстановки.

В 2010 году, когда вся страна готовилась отметить 65-летие Великой Победы, ученики всех школ города подготовили интегрированное мероприятие «Химия Победы». Эпиграфом к этому мероприятию мы выбрали слова академика А.Е. Арбузова: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области». Мы рассказывали, как химия помогала ковать победу на фронте и в тылу. Это разные виды оружия, техники, изготовленной из известных металлов и сплавов. Звучали военные песни, стихи в исполнении учеников и учителей, рассказы участников войны и детей военного времени, были показаны документальные кадры времен Великой Отечественной войны. Мероприятие вызвало огромный интерес у слушателей, они были в большом восторге. Конечно, такие уроки не могли не вызвать отклики в душах ребят. Вот некоторых из их отзывов: «мне понравилась эта обстановка, когда рассказывали про оружие, боевые танки, разные вещества на войне», «все науки соединились в одну, собрались в зале и стали рассказывать о себе», «я узнал, какое значение играла химия на войне», «я был удивлен, узнав, какой великий вклад внесла химия в Победу», «этот урок помог нам осознать необходимость химии не только в личной жизни, но и в жизни всего народа, всей страны», «такие уроки нужны нашему поколению, которое очень мало знает про Великую Отечественную войну». По итогам мероприятия была издана статья в газете «Информационная неделя».

Обучение - только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.

Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика или химика, а прежде всего, всесторонне развитую личность.

© 2010-2022