Доклад Расчетные задачи как способ актуализации экологической информации

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергеева Любовь Юрьевна

ГБПОУ РМ «Темниковский

сельскохозяйственный колледж»,

преподаватель, г. Темников



расчетные задачи как способ актуализации

экологической информации

Перед российской системой образования стоит важнейшая задача подготовки спе­циалистов. Её решение требует формирова­ния у учащихся научного мышления. Элемен­ты научно-творческого мышления закладыва­ются в средней школе и получают дальнейшее развитие в среднеспециальных учебных заведениях на базе научных знаний. Первостепенную роль в формировании научно-творческого мышле­ния играют науки естественного цикла.

Как показывает анализ литературных дан­ных [1,с.4; 2,с.83], учащиеся выполняют задания по естествознанию репродуктивного характера. Однако низкими оказываются результаты при ответах на вопросы, содержание которых связано с жизненными ситуациями и представлено в нестандартной форме, требующей самостоятельного анализа и интерпретации информации. Сейчас важны не столько сами знания, сколько знания о том, где и как их применять, каким образом по­лучать информацию, обрабатывать её и соз­давать новую.

Важную роль в формировании научно-творческого мышления учащихся играет эко­логическое образование. Экология давно миновала этап, когда объектом её изучения были только связи организмов с окружаю­щей средой обитания. Опираясь на знания в области естественных наук, экология рас­сматривает социальные явления, обусловлен­ные взаимодействием природы, человека и общества.

В содержании экологического образова­ния можно выделить два компонента. Первый компонент - химический, который вклю­чает знания о круговороте веществ в при­роде и влиянии на него деятельности чело­века, в частности об источниках загрязнения и загрязнителях. Второй компонент - это экономико-социальные знания о воздей­ствии на окружающую среду химических производств и последствиях преобразования природы человеком. Объединение в экологи­ческом просвещении естественнонаучного и социального элементов способствует фор­мированию у учащихся нравственных ори­ентиров, создаёт благоприятные условия для воспитания ответственного отношения к природе, проявления чувства рачительных хозяев своей страны.

Основная цель экологического образова­ния заключается в развитии индивидуально­го экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции [3, с. 18].

Но экологическое образование, ни в коем случае не должно сводиться к пассивному усвоению набора фактических данных. Для принятия в каждом отдельном случае эко­логически и экономически обоснованного решения необходимо правильно оценить ущерб от существующих и прогнозируемых антропогенных воздействий. Важно пом­нить, что общество в равной мере заинте­ресовано как в не причинении ущерба при­роде, так и в отсутствии лишних затрат на её сохранение. Правильный выбор можно сделать на основе определённой информа­ции, подтверждённой соответствующими количественными данными. Поэтому обсуж­дать экологические проблемы лучше всего в процессе решения расчётных задач.

Решение задач требует от учащихся уме­ния логически рассуждать, планировать, про­изводить вычисления и обосновывать их, исходя из теоретических предпосылок. Проведение количественных расчётов по­зволяет убедительно показать значимость экологических проблем.

Так, изучая тему «Подгруппа кислорода», напоминаем, что пополне­ние кислородом атмосферы осуществляют растения, а именно леса, поэтому охрана воз­духа - первостепенная задача человечества. А так как в природе всё взаимосвязано, то, защищая леса, мы защищаем атмосферу, а значит, всё живое на Земле.

В ходе изучения темы «Вода. Водные рас­творы» целесообразно привести данные о составе природной воды [4,5] и показать сходство химического состава воды Мирово­го океана и крови человека.

Важно показать, что для всего живого на планете необходима незагрязнённая вода.

При знакомстве учащихся с хими­ческими производствами, необходимо изучать, кроме хи­мических процессов, также технологические, экологи­ческие и экономические аспекты. Рассматри­вая этапы производства серной кислоты, можно показать, что успешная реализация химических решений, обеспечивающая хо­рошие экономические показатели производ­ства, не всегда оправдана экологически. На­пример, недопустимо поступление в атмо­сферу оксидов серы и хлора, так как оно приводит к неблагоприятной экологической ситуации.

При изучении темы «При­родные источники углеводородов» важно показать неблагоприятное воздей­ствие на окружающую среду этилированного бензина, а также рассчитать массу свинца, попавшего в атмосферу в результате использования эти­лированного и обратить внимание на экологические последствия этого загряз­нения. [7]

При обобщении материала можно решать комбинированные задачи с экологическим содержанием, тре­бующие разносторонних расчётов.

Решение грамотно и методически пра­вильно составленных задач, содержание ко­торых отражает экологические проблем со­временности, способствует развитию научной культуры и экологического мировоззрения учащихся.

Литература

1. Ковалёва Г. С. Организация и проведение иссле­дования TIMSS в России // Школьные технологии. - 1997. - № 2.

2. Ковалёва Г. С. Состояние российского образова­ния (по результатам международных исследований) // Педагогика. - 2001. - № .

3. Табуева Э. М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала лично­сти // Химия в школе. - 2004. - № 5.

4. Мари Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Био­химия человека: В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1993.

5. Чибисова Н. В. Практикум по экологической хи­мии: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 1999.

7. Денисов В. В., Курбатова А.С. Экология города: Учебное пособие / Под ред. В. В. Денисова. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008.




© 2010-2022