- Преподавателю
- Химия
- Доклад Расчетные задачи как способ актуализации экологической информации
Доклад Расчетные задачи как способ актуализации экологической информации
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева Л.Ю. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сергеева Любовь Юрьевна
ГБПОУ РМ «Темниковский
сельскохозяйственный колледж»,
преподаватель, г. Темников
расчетные задачи как способ актуализации
экологической информации
Перед российской системой образования стоит важнейшая задача подготовки специалистов. Её решение требует формирования у учащихся научного мышления. Элементы научно-творческого мышления закладываются в средней школе и получают дальнейшее развитие в среднеспециальных учебных заведениях на базе научных знаний. Первостепенную роль в формировании научно-творческого мышления играют науки естественного цикла.
Как показывает анализ литературных данных [1,с.4; 2,с.83], учащиеся выполняют задания по естествознанию репродуктивного характера. Однако низкими оказываются результаты при ответах на вопросы, содержание которых связано с жизненными ситуациями и представлено в нестандартной форме, требующей самостоятельного анализа и интерпретации информации. Сейчас важны не столько сами знания, сколько знания о том, где и как их применять, каким образом получать информацию, обрабатывать её и создавать новую.
Важную роль в формировании научно-творческого мышления учащихся играет экологическое образование. Экология давно миновала этап, когда объектом её изучения были только связи организмов с окружающей средой обитания. Опираясь на знания в области естественных наук, экология рассматривает социальные явления, обусловленные взаимодействием природы, человека и общества.
В содержании экологического образования можно выделить два компонента. Первый компонент - химический, который включает знания о круговороте веществ в природе и влиянии на него деятельности человека, в частности об источниках загрязнения и загрязнителях. Второй компонент - это экономико-социальные знания о воздействии на окружающую среду химических производств и последствиях преобразования природы человеком. Объединение в экологическом просвещении естественнонаучного и социального элементов способствует формированию у учащихся нравственных ориентиров, создаёт благоприятные условия для воспитания ответственного отношения к природе, проявления чувства рачительных хозяев своей страны.
Основная цель экологического образования заключается в развитии индивидуального экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции [3, с. 18].
Но экологическое образование, ни в коем случае не должно сводиться к пассивному усвоению набора фактических данных. Для принятия в каждом отдельном случае экологически и экономически обоснованного решения необходимо правильно оценить ущерб от существующих и прогнозируемых антропогенных воздействий. Важно помнить, что общество в равной мере заинтересовано как в не причинении ущерба природе, так и в отсутствии лишних затрат на её сохранение. Правильный выбор можно сделать на основе определённой информации, подтверждённой соответствующими количественными данными. Поэтому обсуждать экологические проблемы лучше всего в процессе решения расчётных задач.
Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, производить вычисления и обосновывать их, исходя из теоретических предпосылок. Проведение количественных расчётов позволяет убедительно показать значимость экологических проблем.
Так, изучая тему «Подгруппа кислорода», напоминаем, что пополнение кислородом атмосферы осуществляют растения, а именно леса, поэтому охрана воздуха - первостепенная задача человечества. А так как в природе всё взаимосвязано, то, защищая леса, мы защищаем атмосферу, а значит, всё живое на Земле.
В ходе изучения темы «Вода. Водные растворы» целесообразно привести данные о составе природной воды [4,5] и показать сходство химического состава воды Мирового океана и крови человека.
Важно показать, что для всего живого на планете необходима незагрязнённая вода.
При знакомстве учащихся с химическими производствами, необходимо изучать, кроме химических процессов, также технологические, экологические и экономические аспекты. Рассматривая этапы производства серной кислоты, можно показать, что успешная реализация химических решений, обеспечивающая хорошие экономические показатели производства, не всегда оправдана экологически. Например, недопустимо поступление в атмосферу оксидов серы и хлора, так как оно приводит к неблагоприятной экологической ситуации.
При изучении темы «Природные источники углеводородов» важно показать неблагоприятное воздействие на окружающую среду этилированного бензина, а также рассчитать массу свинца, попавшего в атмосферу в результате использования этилированного и обратить внимание на экологические последствия этого загрязнения. [7]
При обобщении материала можно решать комбинированные задачи с экологическим содержанием, требующие разносторонних расчётов.
Решение грамотно и методически правильно составленных задач, содержание которых отражает экологические проблем современности, способствует развитию научной культуры и экологического мировоззрения учащихся.
Литература
1. Ковалёва Г. С. Организация и проведение исследования TIMSS в России // Школьные технологии. - 1997. - № 2.
2. Ковалёва Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Педагогика. - 2001. - № .
3. Табуева Э. М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе. - 2004. - № 5.
4. Мари Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1993.
5. Чибисова Н. В. Практикум по экологической химии: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 1999.
7. Денисов В. В., Курбатова А.С. Экология города: Учебное пособие / Под ред. В. В. Денисова. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008.