- Преподавателю
- Химия
- Урок по теме Классификация химических реакций
Урок по теме Классификация химических реакций
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суровцева О.Н. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме «Классификация химических реакций»
Цель урока - познакомить обучающихся с классификацией химических реакций по составу исходных веществ и продуктов реакций, закрепить умение составлять химические уравнения.
Задачи урока:
Обучающие: закрепление навыков составления химических уравнений путем расстановки коэффициентов в уравнении реакций, познакомить с классификацией химических реакций по составу исходных веществ и продуктов реакций;
Развивающие: развитие образовательных компетенций:
учебно-познавательных: сформировать умение классифицировать химические реакции, развить умение применять теоретические знания для решения задач; умение обобщать, делать выводы; проводить самопроверку и самооценку;
коммуникативных: развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность;
Воспитательные: воспитание информационной культуры; воспитание усидчивости и культуры учебного труда при выполнении практических заданий и обсуждении их результатов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе.
Тип урока - комбинированный
Ход урока:
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Вступительное слово учителя. Любой человек, не взирая, на возраст любит путешествовать. Вот и я приглашаю вас совершить со мной путешествие в мир химических реакций, без которых невозможно существование материи, то есть всего, что нас окружает. Тема нашего сегодняшнего занятия «Путешествие в страну химических реакций».
-
познакомить обучающихся с темой (слайд № 1) предстоящего занятия;
-
определить цель учебного занятия (слайд № 2);
-
предложить их вниманию примерный план проведения занятия.
III. Основная часть урока: Ребята, (слайд № 3) как прекрасна наша планета! Мы никогда не перестанем удивляться сказочной красоте оазиса среди песков пустыни, зеркальной глади озера и увлекательной таинственности подводного мира. А как завораживает взгляд багровый диск солнца на закате и успокаивает хрустальный перезвон горного хрусталя. Я думаю, что заинтриговала вас. Ну что ж, вперёд. Нас странствия зовут в дорогу!
Всё, что окружает нас состоит из крошечных «кирпичиков Вселенной» - химических элементов. На сегодняшний день известно 118 химических элементов (правда, в природе обнаружены только 94, остальные получены искусственно). Эти элементы образуют огромное количество различных соединений, многие из которых могут вступать в химические реакции друг с другом.
Давайте мы с вами вспомним, какие явления называют химическими реакциями? (ответ: слайд № 4)
Химические реакции - превращение одного или нескольких исходных веществ (реагенты) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).
Но химические реакции не могут возникнуть из ниоткуда. Какие же условия необходимы для того, чтобы химическая реакция возникла и протекала до своего логического завершения? (ответ: слайд № 5)
Необходимо, чтобы реагирующие вещества соприкоснулись и чем больше площадь их соприкосновения, тем быстрее произойдет химическая реакция.
Необходима энергия активации, которую надо сообщить молекулам (частицам) реагирующих веществ, чтобы превратить их в активные (некоторые реакции идут без нагревания, и только для некоторых реакций оно необходимо, некоторые реакции протекают под действием электрического тока и света).
Уважаемые путешественники, подскажите, пожалуйста, какие признаки могут подсказать, что в некий момент времени протекает химическая реакция? (ответ: слайд № 6)
-
Образование осадка
-
Образование газообразного вещества
-
Образование малодиссоциирующего вещества
-
Изменение окраски
-
Изменение энергии
Легко растеряться от такого огромного числа химических реакций, однако, как и сами вещества могут быть объединены по определенным признакам (например, металлы и неметаллы), так и химические реакции можно классифицировать на разные типы (слайд № 7).
-
По числу и составу реагирующих и образующихся в-в
-
По изменению степени окисления атомов элементов
-
По использованию катализатора
-
По направлению
-
По механизму
-
По тепловому эффекту
-
По виду энергии, инициирующей реакцию
-
По фазовому составу
Таких классификаций существует много, их мы будем изучать в ходе дальнейшего изучения химии. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одной из таких классификаций.
По числу и составу реагирующих и образующихся в-в
По этому признаку химические реакции делятся (слайд № 8):
Реакции, идущие без изменения состава вещества
В неорганической химии к таким реакциям относят процессы получения аллотропных модификаций одного химического элемента, например: Sn (белое олово) = Sn (серое олово)
Реакции, идущие с изменением состава вещества можно разделить на 4 типа (слайд № 9): реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Реакции соединения (слайд № 10) - это реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. Подавляющее большинство реакций соединения экзотермичны, т.е. протекают с выделением тепла
Например - горение фосфора в кислороде (слайд № 11):
4P +5O2 = 2P2O5
Или взаимодействие хлора с различными металлами (слайд № 12):
Cu + Cl2 = CuCl2
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Вашему вниманию предложены уравнения химических реакций. Выберите, пожалуйста, из них те, которые подходят к определению реакций соединения (слайд № 13).
- работа у доски: (5,6,8)
2H2 + O2 = 2H2O
Fe + S = FeS
BaO + SO2 = BaSO3
Вы, конечно, читали в детстве сказки П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка», где рассказывается о хозяйке Медной горы (слайд № 14). Живет эта хозяйка в малахитовой горе. И платье у нее из малахита, и глаза, и даже коса - малахитовые. Это, конечно, сказка, но вот зеленый, с красивыми прожилками минерал малахит существует на самом деле. Но время и погодные условия сказываются на него не совсем благоприятно (слайд № 15). Через некоторое время этот природный минерал разрушается. Как вы думаете, какая химическая реакция сопровождает этот процесс?
Реакция разложения малахита: (CuOH)2CO3 = CO2 + H2O + 2CuO
Реакции разложения (слайд № 16) - это реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых веществ. Большинство реакций разложения эндотермичны, т.е. протекают с поглощением тепла.
Например: разложение дихромата аммония (слайд № 17):
(NH4)2Cr2O7 = 2CrO3 + 2NH3 + H2O
Сейчас вы собственноручно проведёте реакцию разложения:
- химический эксперимент: разложение перманганата калия
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Вашему вниманию предложены уравнения химических реакций. Выберите, пожалуйста, из них те, которые подходят к определению реакций разложения (слайд № 18).
- работа у доски: (4,8)
2H2O = 2H2 + O2↑
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Следующий тип химических реакций, с которым мы с вами познакомимся (слайд № 19):
Реакции замещения - реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями замещения.
Например: взаимодействие алюминия со щёлочью и кислотой (слайд № 20):
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + H2
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Вашему вниманию предложены уравнения химических реакций. Выберите, пожалуйста, из них те, которые подходят к определению реакций замещения (слайд № 21).
- работа у доски: (4,5,6)
2Na + 2H2O = H2 + 2NaOH
CuO + H2 = Cu + H2O
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
Наиболее часто протекающими в окружающей природе химическими реакциями являются реакции обмена (слайд № 22).
Реакции обмена - реакции между двумя сложными веществами, в результате которых они обмениваются своими составными частями называются реакциями обмена.
Например те, которые вы сейчас проделаете на своих рабочих местах
- химический эксперимент: назовите признаки химической реакции.
K2Cr2O7 + 2AgNO3 = 2KNO3 + Ag2Cr2O7 изменение окраски
BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4 образование осадка
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O образование газа
Вашему вниманию предложены уравнения химических реакций. Выберите, пожалуйста, из них те, которые подходят к определению реакций обмена (слайд № 23).
- работа у доски: (2,5,7)
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl
ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
IV. Закрепление изученного материала: мы сегодня познакомились с вами с одной из самых широко встречаемых классификаций химических реакций, основанной на следующем признаке: число и состав реагирующих и образующихся веществ.
Обратите внимание на предложенную схему (слайд № 24) и постарайтесь дать определение каждому типу химических реакций. Итак, сейчас вам предстоит справить с небольшим тестом, который покажет, насколько прочно вы усвоили теоретический материал о химических реакциях.
Вариант 1.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
-
Эндотермическим; +
-
Термическими;
-
Экзотермическими.
Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
-
Замещение;
-
Соединение; +
-
Разложение.
Уравнение реакции обмена:
-
CaO + SiO2 = CaSiO3
-
2KClO3 = 2KCl + 3O2
-
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S +
Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
Al + Cl2 = AlCl3 равна:
-
4;
-
7; +
-
5.
Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:
-
H2 + Cl2 = 2HCl +
-
Ca + O2 = CaO
-
Zn + HCl = ZnCl2 + H2
Вариант 2.
Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются:
-
Эндотермическим;
-
Термическими;
-
Экзотермическими. +
Несколько простых или сложных веществ образуется из одного более сложного вещества в реакции:
-
Замещение;
-
Соединение;
-
Разложение. +
Уравнение реакции соединения:
-
CaO + SiO2 = CaSiO3 +
-
2KClO3 = 2KCl + 3O2
-
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S
Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
H2 + O2 = H2O равна:
-
4;
-
7;
-
+
Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:
-
H2 + Cl2 = HCl
-
Ca + O2 = CaO
-
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 +
V. Домашнее задание (слайд № 25): § 6.1. Оформить на альбомном листе работу, где необходимо привести примеры разных типов реакций и нарисовать рисунки, иллюстрирующие эти типы. Пример таких работ приведены на следующем слайде (слайд № 26).
VI. Рефлексия:
1) Достигли ли вы цели поставленной перед изучением нового материала?
2) Что вызвало у вас больший интерес?
3) Что на уроке не понравилось? Почему?