• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад по химии на тему О формировании экспериментальной деятельности учащихся

Доклад по химии на тему О формировании экспериментальной деятельности учащихся

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




О формировании экспериментальной деятельности учащихся.

В докладе освещается вопрос о методах формирования умений учащихся в проведении химических экспериментов на уроках различного типа.

2016

учитель химии Григорьева С.В.

СТРСОШ имени А.С. Пушкина












Химик требуется не такой, который только бы из одного чтения книг

понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно

упражнялся.

М.В. Ломоносов

В период освоения новых программ химическому эксперименту нередко отводится слишком мало учебного времени для того, чтобы сформировать у учащихся определённые практические умения.

Под экспериментом понимают наблюдение исследуемого явления при определённых условиях , позволяющих следить за ходом явления и повторять его при соблюдении этих условий.

Химический эксперимент занимает важное место в обучении химии. Особенность его как средства познания состоит в том , что в процессе наблюдений и при самостоятельном выполнении опытов учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах вещества и химических процессах , но и учатся подтверждать знания химическими опытами, а также приобретают умение работать самостоятельно.

В программах по химии обозначены обязательные демонстрационные опыты, которые представляет учитель, лабораторные опыты , выполняемые учащимися , раскрыто содержание практических работ.

Демонстрационным называют эксперимент, который проводят в классе учитель или иногда один из учащихся. Этот эксперимент учитель использует , чтобы научить учащихся наблюдать процессы , приёмы работы , манипуляции. Демонстрационный эксперимент позволяет формировать у учащихся основные теоретические понятия химии , обеспечивает наглядное восприятие химических явлений и конкретных веществ , развивает логическое мышление , раскрывает практическое применение химии. На его основе перед учащимися ставятся познавательные проблемы, выдвигаются гипотезы, проверяемые экспериментально.

Ученический эксперимент - вид самостоятельной работы учащихся. Он не только обогащает учащихся новыми знаниями , понятиями , умениями , но и способствует проверке истинности приобретённых ими знаний , более глубокому пониманию и усвоению материала, позволяет осуществлять принцип политехнизма - связь с жизнью , с практической деятельностью.

Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия. Они различаются по дидактической цели. Цель лабораторных опытов - приобретение новых знаний , изучение нового материала. Практические занятия, как правило, проводятся в конце изучения темы и служат для закрепления ,конкретизации знаний , формирования практических умений и совершенствования уже имеющихся . На практических занятиях учащиеся выполняют работу самостоятельно, пользуясь инструкцией. Работают в группах по три человека. После выполнения опытов учащийся должен составить отчёт , который требует краткого и точного формулирования мысли , правильной записи.

Практические занятия бывают двух видов : проводимые по предлагаемой инструкции и требующие решения экспериментальных задач.

Инструкция - ориентировочная основа деятельности учащихся. В ней подробно изложен каждый этап выполнения опыта. Однако для выполнения работы только письменной инструкции недостаточно, необходима грамотная демонстрация лабораторных приёмов в процессе предварительной подготовки к практической работе.

Экспериментальные задачи содержат не инструкцию, а только условие. Разрабатывать план решения задачи и осуществить его учащиеся должны самостоятельно.

В ходе демонстрационных опытов, учитель показывает учащимся образцы химического экспериментирования, иллюстрирует правила работы с веществами и химическим оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

При проведении лабораторных опытов первоначально отрабатываются способы действий , при этом учащиеся работают группами , обычно по три человека, помогая друг другу. При экспериментальном решении задач предусматривается самостоятельное применение учащимися умения проводить химические опыты для приобретения знаний или подтверждения предположений. Так обеспечивается развитие познавательной деятельности учащихся.

Поделюсь своим опытом последовательного формирования умения учащихся проводить химический эксперимент при изучении темы «Электролитическая диссоциация».

Урок по теме «Обратимые и необратимые реакции».

Урок провожу в форме беседы с использованием демонстрационных и лабораторных опытов и организацией самостоятельной работы учащихся по составлению уравнений реакций. После знакомства учащихся с обратимыми и необратимыми реакциями провожу демонстрационный эксперимент по выявлению условий протекания реакций ионного обмена (реакция нейтрализации). После этого учащиеся , следуя моим указаниям и наблюдая за моими действиями , проводят лабораторные опыты ( взаимодействие раствора гидроксида натрия с раствором сульфата меди (+2) и взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором хлороводородной кислоты).

После проведения каждого опыта учащиеся описывают наблюдения , составляют уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. На основании проделанных опытов они формулируют и записывают обобщающий вывод о протекании реакций обмена до конца.

Урок по теме «Химические свойства кислот в свете электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях».

Повторив уже знакомые учащимся химические свойства кислот , рассматриваем эти свойства на новом теоретическом уровне - на основе теории электролитической диссоциации. На этом уроке особое внимание обращаю на самостоятельную работу учащихся как при проведении лабораторных опытов, так и при отработке умения составлять уравнения реакций.

Если на предыдущем уроке учащиеся проводили лабораторные опыты , следуя моим устным указаниям и наблюдая за моими действиями (работа по аналогии), то проведение лабораторных опытов по инструкции требует гораздо большей самостоятельности .

Инструкция по проведению лабораторных опытов.

Помни о необходимости соблюдения правил безопасности:

*будь аккуратен и внимателен;

*рационально размести реактивы на подносе;

*работай с малыми количествами реактивов;

*после завершения работы приведи в порядок своё рабочее место;

*после завершения урока тщательно помой руки с мылом.

Опыт 1. С помощью универсальной индикаторной бумаги определи среду раствора серной и хлороводородной кислот.

Опыт 2. С пипетки налей в пробирку ( примерно 0,5 мл) раствора хлорида бария , добавь столько же раствора серной кислоты. Что при этом наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Объясните, почему реакция идёт до конца.

Опыт 3. Налейте в пробирку немного раствора карбоната натрия, добавьте столько же раствора серной кислоты. Что при этом наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Объясните, почему реакция идёт до конца.

Опыт 4. Осторожно поместите гранулу цинка и налейте 1 мл соляной кислоты. Что при этом наблюдаете? Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции (полный электронный баланс).

Опыт 5. Налейте в пробирку немного раствора гидроксида калия, добавьте несколко капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Прилейте по каплям раствор соляной кислоты. Какими изменениями сопровождается реакция? Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции (полный электронный баланс).

Практическая работа по теме «Электролитическая диссоциация»

Приведу примеры заданий, используемых в этой работе.

Вариант 1

1.Проведите реакции между растворами:

а) гидроксида калия и серной кислоты;

б) хлорида меди (+2) и гидроксида натрия;

в) гидроксида натрия и серной кислоты.

Напишите уравнения реакций в ионном виде и дайте объяснения.

2.Пользуясь имеющимися на столе реактивами, получите сульфат бария. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и дайте объяснения.

3.Даны растворы : карбоната калия, хлорида цинка, хлорида натрия. Исследуйте каждый раствор универсальной индикаторной бумагой и дайте объяснения полученным результатам. Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Вариант 2

1.Проведите реакции между растворами:

а).карбоната натрия и хлорида цинка;

б).сульфата железа (+2) и гидроксида калия;

в). гидроксида натрия и соляной кислоты.

Напишите уравнения реакций в ионном виде и дайте объяснения.

2.Пользуясь имеющимися на столе реактивами , получите гидроксид меди (+2). Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и дайте объяснения.

3.Даны растворы : сульфата алюминия, хлорида кальция, сульфида натрия. Исследуйте каждый раствор универсальной индикаторной бумагой и дайте объяснения полученным результатам. Напишите уравнения реакций в ионном виде.

При выполнении этой практической работы используется уровневая дифференциация по степени сложности материала , скорости выполнения задания, объёму материала.

Так, учащиеся со слабо сформированными умениями, невысоким уровнем знаний успевают выполнить первое задание и частично - второе. Более подготовленные учащиеся при выполнении второго задания кроме молекулярных уравнений составляют и ионные, объясняют полученные результаты. Как показывает опыт, с третьим заданием справляется лишь часть учащихся, владеющих умениями быстро и правильно проводить опыты, составлять уравнения реакций , описывать наблюдения и оформлять результаты эксперимента, делать выводы. Кроме того, третье задание - экспериментальная задача, решение которой, как отмечено выше, требует более высокого уровня знаний и умений.

Сформированные при изучении данной темы практические умения продолжают углубляться и совершенствоваться при дальнейшем изучении курсов неорганической, органической и общей химии, повышая развивающий эффект обучения.




Литература

1.Дорофеева М.В., Беспалов П.И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии //Химия в хколе -2012.-№9.-С51-59.

2.Грабецкий А.А., Лаврова В.Н.Назарова Т.С. Химический эксперимент в школе.-Москва Просвещение,1987.-с.112-133

3.Кирюшкина Д.М.Методика преподавания химии в средней школе.- Москва;Государственное учебно-педагогическое издательство Минпроса РСФСР, 1958.-с.131.

4.Парменов К.Я. Химический эксперимент в средней школе.-Москва; Издательство АПН РСФСР, 1959.-с.332-333

5.Кирюшкин Д.М. Полосин В.С. Методика обучения химии; Учебное пособие для педагогических институтов.- Москва; Просвещение ,1970.-с. 163-164.

6.Богомолова Н.В., Давыдов В.А.,Оржековский П.А., Титов Н.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии ; Книга для учителя .-Москва Аркти,1999.

7.Денисова А.В., Оржековский П.А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления //Химия в школе .-2011.-№6.-с.32-36

8.Дорофеев .М.В. Информационные технологии в организации учебного эксперимента//Химия в школе.-2014.-№4.-с.61-66

9.Иванова В.А.,Леханова Г.Н., Лупенко А.А.,Савельева И.В. Творческий экзамен как способ оценки метапредметных результатов //Химия в школе.-2014.-№3.-с.38-42


© 2010-2022