• Преподавателю
  • Химия
  • Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

Внеклассное мероприятие проводится в начале учебного года с целью привлечения внимания обучающихся к предмету, увеличения заинтересованности, а также сплочения коллективов групп. Форма проведения - командная викторина. Разработка включает в себя описание эффектных демонстрационных опытов - "Вулкан", "Кровь без ран" и "Фараонова змея".
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГАОУ СПО «Белгородский Машиностроительный Техникум»







Методическая разработка

внеклассного мероприятия по химии

«В лабиринтах химии»

Подготовила и провела

учитель химии
Смирнова Нина Александровна










г. Белгород

2015г.

Внеклассное мероприятие

«В лабиринтах химии»

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие проводится для обучающихся 1-го курса. Перед началом внеклассного мероприятия необходимо тщательно подготовить экспериментальную часть. Защищать честь группы должны 3 представителя. Обучающиеся, победившие в 1 конкурсе, формируют 4 команды: «Кислород», «Углерод», «Азот» и «Водород». Остальные учащиеся формируют группу «Зрители» и участвуют в индивидуальном зачете среди зрителей. Судит жюри. В качестве помощника может выступать подготовленный учащийся или лаборант. Мероприятие включает 7 конкурсов:
1 конкурс - «Угадай название команды»,
2 конкурс - «Техника безопасности»,
3 конкурс - «Шарады»,
4 конкурс - «Ребусы»,

5 конкурс - «Химический поезд»,
6 конкурс - «Анаграммы»,

7 конкурс - «Найди ошибку».

Во время конкурсов «Шарады» и «Анаграммы» проводятся игры со зрителями.

Между 2 и 3 конкурсами, а также между 3 и 4 - проводятся Химические паузы.


Цели мероприятия:

  • закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии;

  • заинтересовать учащихся предметом;

  • развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

  • помочь учащимся проявить свои индивидуальные творческие способности.

Задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

  • вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей;

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности, развитие умения работать в команде;

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности обучающихся через внеклассную деятельность.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Оборудование и реактивы для опыта «Вулкан»: металлический поднос или плоская тарелка, бихромат аммония, лучина.

Оборудование и реактивы для опыта «Много крови без ран»: раствор хлорида железа (III), раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS, фторид натрия NaF, вата, тупой нож.

Оборудование и реактивы для опыта «Фараонова змея»: фарфоровая плошка, таблетка сухого горючего, таблетка стрептоцида (бисептола, сульфаниламида и т.п.)

В лабиринтах химии.

ВЕДУЩИЙ: Химия - это наука великая и до сих пор до конца непознанная. Ещё в I в. до н.э. в поэме Тита Лукреция Кара "о природе вещей" идут рассуждения и объяснения химических явлений. Сегодня наше мероприятие связано тесной нитью с химией, её процессами и веществами. Для этого нам нужны четыре команды по 3 человека. Их мы сформируем по результатам 1-го конкурса. Остальные - сформируют группу зрителей (болельщиков). Представляю вам независимое жюри, которое будет судить наше состязание. (Представление жюри).

ВЕДУЩИЙ: Итак, первый конкурс - «Угадай название команды». Я загадываю загадки. Группа, первой давшая правильный ответ, получает отгадку в качестве названия команды, 1 балл в копилку и выбывает из дальнейшего соревнования. Я продолжаю загадывать загадки, пока таким же образом не определятся еще 3 команды. Оставшиеся учащиеся занимают места зрителей и участвуют в конкурсах для зрителей. Зритель, набравший наибольшее количество очков, также будет вознагражден.

1. Угадай название команды

Для первой команды:

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

Для второй команды:

Чаще черный я по цвету,

Могу быть и прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)

Для третьей команды:

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (Азот)

Для четвёртой команды:

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород)

2. Конкурс «Техника безопасности»

ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по одному участнику от каждой команды. Они вытягивают рисунок, на котором нарисовано Правило техники безопасности. Им надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 5 баллов. Если команда не отвечает на вопрос - он передается зрителям.


  1. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

  2. Нельзя наклоняться над сосудом и вдыхать полной грудью.

  3. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей.

  4. Всегда добавляйте кислоту в воду, а не наоборот!

Проверим правильность выполнения задания.


После конкурса подводятся первые итоги.

Химическая пауза

ВЕДУЩИЙ: Вот вам развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель). Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом. Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку - от разреза ни следа.



Опыт "Много крови без ран"


Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется "кровяная" полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по "порезу". "Рана" мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.

3. Конкурс «Шарады».

ВЕДУЩИЙ: Сейчас командам будут выданы листочки с шарадами. Необходимо как можно быстрее отгадать шарады, написав ответы на этом же листке и сдать жюри. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 4.

1. Слог мой первый - предлог.

Слог второй - сообщение.

Чтобы назвать меня смог,

Назови кальция соединение.

(из, весть - известь)

2. Основа моя - сухая трава.

С обоих концов - согласные,

В целом я - газ, дорогие друзья,

И название, думаю, ясно вам.

(к, сено, н - ксенон)

3. Первый мой слог - повозка большая.

Моральная сила - вот слог мой второй.

В целом важнейшую роль выполняя,

Хотя и невидим, всегда я с тобой.

(воз, дух - воздух)

4. Найдите две ноты в начале октавы;

Участок, где выросли сочные травы.

Из букв этих слов элемента название

Подумав, попробуйте быстро составить.

Чудесными свойствами он обладает:

То ярко сверкает, то чёрным бывает.

(до, ре, луг - углерод)

Ведущий: А пока команды разгадывают шарады, конкурс загадок для зрителей. За правильный ответ зритель получает жетон.

Конкурс Загадок для зрителей

1. Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

2. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь самолетный металл,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий).

3. Разглядев мой спектр в оконце,

Нашли меня на Солнце.

Я с благородностью дружу,

В семейство газов я вхожу. (Гелий)

4.Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

5. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (Хлор)

6. Из названий двух животных

Мое имя состоит,

На таре, где меня хранят,

Знак токсичности стоит. (Мышьяк)

7. Я светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)

8. В горах далеких Шао Линь

Копали глину - каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор)

9. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло)

10. Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я … (Мелом)

11. Хоть составчик мой и сложный,

Без меня жить невозможно.

Я - отличный растворитель,

Жажды лучший утолитель.

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа. (Вода)

12. У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

Химическая пауза

ВЕДУЩИЙ: А я покажу пока свое волшебство.

Опыт "Фараонова змея"


На асбестовом листе или асбестовой сетке разместить таблетку сухого горючего, а на неё - таблетку бисептола. Поджечь сухое горючее. (Опыт проводить под тягой!).
В результате разложения сульфаниламидного препарата из таблетки лекарства как бы «вырастает» змея.

ВЕДУЩИЙ: Проверим правильно ли наши команды разгадали шарады.

После конкурса подводятся предварительные итоги.

4. Ребусы

ВЕДУЩИЙ: В этом конкурсе командам надо разгадать по 3 ребуса. И, конечно, сделать это надо как можно быстрее. За каждый правильно разгаданный ребус команда получает по 1 баллу. Также начисляются дополнительные баллы тем, кто справится быстрее. Если команда не может отгадать ребус, то задание передается зрителям.


После конкурса подводятся предварительные итоги.

5. Конкурс «Химический поезд»

ВЕДУЩИЙ: На ватмане нарисованы для команд по четыре вагона. "Оксиды", "Кислоты", "Соли", "Основания". На столах у команд лежат карточки с формулами веществ. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами. Максимально за этот конкурс можно получить 8 баллов.

1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.

2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.

3 команда: MgO, P2O3, H2SO4, H2SiO3, Ca(OH)2, LiOH, K2SO4, MgCO3.

4 команда: ZnO, P2O5, HNO3, H2CO3, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4, NaNO3.

Ответы: оксиды - CaO, N2O3, CO2, Fe2O3, MgO, P2O3, ZnO, P2O5.
кислоты - H2SO4, H2CO3, HCl, H3PO4, H2SO4, H2SiO3, HNO3, H2CO3.
соли - Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2, NaOH, Ca(OH)2, LiOH, Mg(OH)2, Fe(OH)3.
основания - K3PO4, Na2CO3, BaSO4, CaCO3, K2SO4, MgCO3, CuSO4, NaNO3.


После конкурса подводятся предварительные итоги.

6. Конкурс «Анаграммы»

ВЕДУЩИЙ: Анаграммы - это загадки, ответы на которые состоят из одних и тех же букв. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое. Ответом являются оба слова, загаданные в шараде! За каждую верно угаданную пару команда получает 2 балла.

1. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Первое слово - фигура одна,

Всего в ней, заметьте, - четыре угла.

Слово второе сумейте собрать -

Красно - бурую жидкость вам надо назвать. (ромб - бром)

2. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Две вещи с различным совсем назначеньем,

Но сделаны обе они из стекла.

Первая - в опытах очень значима.

Вторая - сосуд для хмельного вина. (колба - бокал)

3. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

В ярком пламени рождаясь,

Я невзрачна и сера.

Если ж буквы переставить,

Гибким стеблем стану я. (зола - лоза)

4. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Горючий продукт я, «живу» на болотах.

Но есть одна буква в названье коротком.

Прыжок её быстрый - и все изменилось:

Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торф - фтор)

Игра со зрителями

ВЕДУЩИЙ: А пока команды выполняют задание, мы вновь поиграем со зрителями. Они могут добыть жетоны в свою личную копилку. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1жетону.

1) Какой элемент не имеет постоянной "прописки" в периодической системе химических элементов? (Водород)

2) Какой элемент всегда рад? (Радон)

3) Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон)

4) Какой неметалл является лесом? (Бор)

5) Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

6) Какой химический элемент вращается вокруг солнца? (Уран)

7) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

8) Какие химические элементы утверждают, что могут "другие вещества рождать"? (Всего 3 - кислород, водород, углерод)

9) Какие химические элементы легко превратить в весёлое зрелище? (Цирконий - цирк, цинк - цирк)

10) Какой металл по древней мифологии обречён на "вечные муки"? (Тантал)

11) В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)

12) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

13) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)

14) Какие химические элементы состоят из различных рек? (индий, Полоний, Радон, Нильсборий)

15) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, хром)

16) Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (Цирконий)

17) Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан)

18) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить кость скелета животного или человека? (Серебро)

19) Название какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)

20) Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий)

После игры подводятся предварительные итоги конкурса «Анаграммы» и Игры со зрителями.

7. Конкурс «Найди ошибку».

ВЕДУЩИЙ: Командам выданы листки с записью уравнений реакций. Но не все уравнения составлены верно. Проверьте расстановку коэффициентов и исправьте ошибки. Максимально за этот конкурс можно получить 4 баллов.

Ответы:

а) 4 P + 5 O2 = 2P2O5

б) SiO2 + 2 Mg = 2 MgO + Si

в) Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

г) 2 Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3

Проверка ответов

Жюри подводит итоги.

ВЕДУЩИЙ: мне осталось пожелать всем удачи и успеха. Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.

(слайд № 47) Спасибо за внимание!

В заключение в качестве подарка мы продемонстрируем вам занимательный опыт «Вулкан»!

Опыт "Вулкан"

(Проводить под тягой!)

На металлический лист, пластину небольшой горкой высыпать бихромат аммония. Поджечь вершину «вулкана» от горящей лучины. При разложении бихромата аммония выделяется столб серого дыма и множество искр, напоминая извержение вулкана.




Используемая литература:

  1. Аликберова, Л. Ю. Занимательная химия : книга для учащихся, учителей и родителей / Л. Ю. Аликберова - М. : АСТ-ПРЕСС, 1999.

  2. Власов, Л. Г. Занимательно о химии / Л. Г. Власов, Д. Н. Трифонов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Молодая гвардия, 1968

  3. Габриелян О.С. Химия, 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.

  4. Габриелян О.С. Химия, 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии, 11 кл., -М.: Дрофа, 2014

  6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.- М.: Дрофа, 2012.

  7. Штремплер Г.И., Г.А. Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии, -М.: Дрофа, 2013.

  8. Шульпин, Г. Б. Химия для всех : основ. понятия и простейш. опыты / Г. Б. Шульпин. - М. : Знание, 1987.

  9. chemistry-chemists.com/forum/viewtopic.php?f=6&t=68

  10. him.1september.ru/

  11. pesochnizza.ru/rebusy/rebusy-po-himii

  12. rebusy-zagadki.ru/rebusy-po-ximii.html



Приложения

  1. Для конкурса «Правила техники безопасности»

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумовВнеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумовВнеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумовВнеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов


  1. Для конкурса «Ребусы»

Ребус №1 Ребус №2

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

Ребус №3 Ребус №4

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

Ребус №5 Ребус №6

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов



Ребус №7 Ребус №8

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

Ребус №9 Ребус №10

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

Ребус №11 Ребус №12

Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

ОТВЕТЫ НА РЕБУСЫ:

1. Химия

5. Ртуть

9. Молекула

2. Золото

6. Пробирка

10. Медь

3. Менделеев

7. Реакция

11. Йод

4. Серебро

8. Олово

12. Бор

Правильные ответы к конкурсам (для жюри)

  1. Название команды

Для первой команды:

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

Для второй команды:

Чаще черный я по цвету,

Могу быть и прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)

Для третьей команды:

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (Азот)

Для четвёртой команды:

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород)


2. Правила техники безопасности
1. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

2. Нельзя наклоняться над сосудом и вдыхать полной грудью.

3. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей.

4. Всегда добавляйте кислоту в воду, а не наоборот!


  1. Шарады

    1. Слог мой первый - предлог.

    Слог второй - сообщение.

    Чтобы назвать меня смог,

    Назови кальция соединение.

    (из, весть - известь)

    2. Основа моя - сухая трава.

    С обоих концов - согласные,

    В целом я - газ, дорогие друзья,

    И название, думаю, ясно вам.

    (к, сено, н - ксенон)

    3. Первый мой слог - повозка большая.

    Моральная сила - вот слог мой второй.

    В целом важнейшую роль выполняя,

    Хотя и невидим, всегда я с тобой.

    (воз, дух - воздух)

    4. Найдите две ноты в начале октавы;

    Участок, где выросли сочные травы.

    Из букв этих слов элемента название

    Подумав, попробуйте быстро составить.

    Чудесными свойствами он обладает:

    То ярко сверкает, то чёрным бывает.

    (до, ре, луг - углерод)

  2. Ребусы.

1. Химия

5. Ртуть

9. Молекула

2. Золото

6. Пробирка

10. Медь

3. Менделеев

7. Реакция

11. Йод

4. Серебро

8. Олово

12. Бор


  1. Химический поезд
    оксиды - CaO, N2O3, CO2, Fe2O3, MgO, P2O3, ZnO, P2O5.
    кислоты - H2SO4, H2CO3, HCl, H3PO4, H2SO4, H2SiO3, HNO3, H2CO3.
    соли - Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2, NaOH, Ca(OH)2, LiOH, Mg(OH)2, Fe(OH)3.
    основания - K3PO4, Na2CO3, BaSO4, CaCO3, K2SO4, MgCO3, CuSO4, NaNO3.


  1. Анаграммы
    1. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Первое слово - фигура одна,

Всего в ней, заметьте, - четыре угла.

Слово второе сумейте собрать -

Красно - бурую жидкость вам надо назвать. (ромб - бром)

2. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Две вещи с различным совсем назначеньем,

Но сделаны обе они из стекла.

Первая - в опытах очень значима.

Вторая - сосуд для хмельного вина. (колба - бокал)

3. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

В ярком пламени рождаясь,

Я невзрачна и сера.

Если ж буквы переставить,

Гибким стеблем стану я. (зола - лоза)

4. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Горючий продукт я, «живу» на болотах.

Но есть одна буква в названье коротком.

Прыжок её быстрый - и все изменилось:

Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торф - фтор)

7. Найди ошибку

а) 4 P + 5 O2 = 2P2O5

б) SiO2 + 2 Mg = 2 MgO + Si

в) Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

г) 2 Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3
















Фотоотчет проведенного мероприятия:


Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумовВнеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов


Внеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумовВнеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумовВнеклассное мероприятие (Методическая разработка) по химии для 1 курса техникумов

22


© 2010-2022