Конспект урока Способы выражения концентрации растворов

Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Комбинированный, решение задач, практическая работа. Цели урока: ·        расширить и систематизировать  представления  о способах выражения концентрации растворов; ·        изучить  новые способы выражения концентраций растворов; ·        учиться применять полученные теоретические знания при решении задач;   ·        развивать интеллектуальные умения и навыки.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»









Тема урока:

«Способы выражения концентрации растворов»

11 класс







Урок подготовила и провела:

учитель химии

Арсеньева Е.Н.



рпгт Новогуровский

2011 - 2012 учебный год





Способы выражения концентраций растворов.



Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Комбинированный, решение задач, практическая работа.

Цели урока:

  • расширить и систематизировать представления о способах выражения концентрации растворов;

  • изучить новые способы выражения концентраций растворов;

  • учиться применять полученные теоретические знания при решении задач;

  • развивать интеллектуальные умения и навыки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, периодическая система Д.И.Менделеева, карточки с заданиями для учащихся.

Лабораторное оборудование и вещества: На столах учащихся -

Мерный цилиндр,

лабораторные весы с разновесами,

стеклянная палочка,

химический стакан,

колба с водой,

пробирка с солью (по вариантам).

План урока

I.Организация класса к учебной работе.

1. Приветствие.

2. Организационный момент.

3. Создание комфортной доброжелательной обстановки в классе.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: -Тема сегодняшнего урока «Способы выражения концентраций растворов» (слайд №1)

И сегодня вы должны

• расширить и систематизировать представления о способах выражения

концентрации растворов;

• изучить новые способы выражения концентраций растворов;

• учиться применять полученные теоретические знания при решении задач;

• развивать интеллектуальные умения и навыки. (слайд №2)

- Концентрация - величина, характеризующая количественный состав раствора.

Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это соотношение неоднородных величин. Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого

вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора) правильно называть долями.

Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов. (слайд №3)

- Существуют несколько способов выражения концентраций растворов:

1 Массовая доля (весовые проценты, процентная концентрация)

2 Объёмная доля

3 Молярность (молярная концентрация)

4 Мольная доля

5 Моляльность (моляльная концентрация)

6 Титр раствора

7 Нормальность (молярная концентрация эквивалента)

8 Растворимость вещества (слайд №4)

- Мы с вами рассмотрим массовую долю растворенного вещества в растворе и молярную концентрацию.

Понятие массовой доли растворенного вещества в растворе вы изучали в крсе химии 8 класса и решали задачи. Вспомните определение массовой доли и формулу ее расчета.

Учащиеся: - Массовая доля растворённого вещества - это отношение массы растворённого вещества к массе раствора.

Конспект урока Способы выражения концентрации растворов(слайд №5)

Учитель: - В бинарных растворах часто существует однозначная зависимость между плотностью раствора и его концентрацией (при данной температуре). Это даёт возможность определять на практике концентрации важных растворов с помощью денсиметра (спиртометра, сахариметра, лактометра). Некоторые ареометры проградуированы не в значениях плотности, а непосредственно концентрации раствора (спирта, жира в молоке, сахара). Часто для выражения концентрации (например, серной кислоты в аккумуляторах) пользуются просто их плотностью. Распространены ареометры предназначенные для определения концентрации растворов веществ. (слайд №6)

- Решим задачу: задача №1 стр. 42 учебника Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия.11 класс. (Задачу у доски решает ученик)

- Следующий вид выражения концентрации раствора - это молярность или молярная концентрация.

Молярность - число молей растворённого вещества в единице объёма раствора.

Конспект урока Способы выражения концентрации растворов

где ν- количество растворённого вещества, моль; V- объём раствора, л

Молярность чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Возможны следующие обозначения молярной концентрации - С, См, М.

Так, раствор с концентрацией 1,0 моль/л называют одномолярным, можно записать - 1М,

0,1 моль/л - децимолярным - 0,1М, 0,01 моль/л - сантимолярным - 0,01М (слайд №7)

- Решим задачу: задача № 4 стр.2 учебника.

III. Закрепление изученного - выполнение практической работы «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией».

- А теперь выполним практическую работу №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» стр.42 учебника.

Для этого решите задачу по вариантам. Задания даны на карточках-инструктажах.(слайд10)

Затем приготовьте раствор заданной концентрацией взвесив рассчитанную массу на весах и отмерьте нужный объем воды мерным цилиндром.

Вспомним правила работы с лабораторными весами (слайд №8) и правила измерения объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра. (слайд №9)

Составьте отчет о работе в произвольной форме. (слайд №11)

После выполнения работы сдайте тетради на проверку, уберите свое рабочее место (слайд №12) и запишите домашнее задание (слайд №13).

IV. Домашнее задание: §10, вопр. 10-13 стр.41, решить задачи № 2, 3 стр.42.


© 2010-2022