Методические указания по внеаудиторной сам. работе

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ставропольский региональный многопрофильный колледж»






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.09 ХИМИЯ





Кафедра математических и

естественно-научных дисциплин














Ставрополь, 2015

Методические указания по внеаудиторной сам.работе

Автор-составитель: преподаватель Яйлоханова Юлия Александровна


Методические указания по выполнению внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

ОУД.09 Химия

- ГБПОУ СРМК, 2015, стр. - 33.

Рассмотрено на заседании

кафедры «Математических и естественно-научных дисциплин»

В пособии приведены указания по организации самостоятельной работы

с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля

самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

Данные указания способствует развитию знаний и умений обучающихся,

постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей,

установки на самостоятельное пополнение знаний.

Рекомендованы к использованию при изучении учебной дисциплины «Химия» научно-методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж».













ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка

3

1. Тематический план изучения дисциплины

4

2. Технологическая карта самостоятельной работы

5

3. Порядок оформления видов и форм отчетности

по самостоятельной работе

8

4.Ведомость учета выполнения самостоятельной работы

28

5.График выполнения самостоятельной работы

29

6.Критерии оценивания самостоятельной работы

31

Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов

32









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы при изучении дисциплины «Химия» обучающимися независимо от форм обучения.

Методические указания включают:

- тематический план изучения дисциплины;

- технологическую карту самостоятельной работы;

- перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы;

- порядок оформления видов и форм отчётности по самостоятельной работе обучающихся:

  • рекомендации по подготовке презентации

  • рекомендации по написанию и проработке конспекта

  • рекомендации по написанию реферата

  • рекомендации по написанию доклада

-ведомость учета выполнения самостоятельной работы;

- график выполнения самостоятельной работы;

- критерии оценивания самостоятельной работы;

- перечень рекомендуемых учебных изданий.

Форма отчетности предусматривает изучение источников информации по вопросам плана изучаемых тем, ответов на вопросы самоконтроля, проработке конспекта, подготовке презентаций, мини-проектов, написании рефератов, разработке интерактивного плаката, составлении в соответствии с рекомендациями многоуровневого теста.







1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

Всего

Из них практич.

работ

Введение

2

2

Раздел I Общая и неорганическая химия

70

4

29

99

Тема1.1 Основные понятия и законы

6


2

8

Тема1.2 Периодический закон и Периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

8




4

12


Тема1.3 Строение вещества

10


4

14

Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

8

1

4

12

Тема1.5. Классификация неорганических соедине­ний и их свойства

12

1

5

17

Тема 1.6. Химические реакции

14

1

5

19

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

12

1

5

17

Раздел II Органическая химия

40

4

16

56

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

8


4

12

Тема2.2. Углеводороды и их природные источники

12

1

4

16

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения

10

2

4

14

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соедине­ния. Полимеры

10

1

4

14

Дифференцированный зачет

2



2

Индивидуальный проект



8

8

Консультации



4

4

Итого по дисциплине

114

8

57

171

2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методическое пособие по выполнению и оформлению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Химия ключают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля.

Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной кар­ты обучающиеся узнают наименования тем и тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы. Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.

Наименование и номер раздела

Наименование

темы

Тематика сам. работы

Кол-во ч часов

Виды сам. работы

Информационное обеспечение

Форма контроля

Раздел I Общая и неорганическая химия.

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

Основные понятия и законы химии

2

самостоятельная работа №1

Решение расчетных задач

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич.проф.

проверка решения задач

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

Аллотропия

2

Самостоятельная работа№2. Составление конспекта по теме: Аллотропные видоизменения углерода и их применение

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

проверка составления конспекта

Тема 1.3. Строение вещества

Концентрация растворов

2

Сам Самостоятельная работа №3. Решение

задач по определению концентрации растворов.

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

проверка решения задач

Тема 1.4.1 Вода. Растворы. Растворение

Растворы. Растворение.

2

Самостоятельная работа№4

Реферат: «Вода как реагент и среда для химического процесса»

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

проверка написания реферата

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Металлы. Сплавы.

2

Самостоятельная работа№5. Подготовка доклада: «Металлы в современной технике. Сплавы»

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

защита докладов

Тема 1.6. Химические реакции

Галогены. Кислород. Азот.

4

Самостоятельная работа№6. Подготовка сообщения «Значение галогенов, кислорода и азота в жизни человека»

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

проверка написания сообщения

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

Металлы

4

Самостоятельная работа№7. Реферат на тему «Охрана окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами»

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

защита рефератов

Раздел II Органическая химия.

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Теория строения органических соединений

3

Самостоятельная работа№8. Презентационный доклад на тему «Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова»

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

защита доклада

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Углеводороды

3

Самостоятельная работа№9. Подготовка реферата по теме «Современные направления нефтехимии»

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

защита рефератов

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Кислородосодержащие органические соединения

3

Самостоятельная работа№10

Решение задач по теме «Кислородосодержащие органические соединения».

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

проверка решения задач

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соедине­ния. Полимеры

Азотсодержащие органические соедине­ния

4

Самостоятельная работа №11. Подготовка презентации на тему: «Экологические аспекты использования углеводородного сырья»

О. С. Габриелян Химия для проф. и спец. технич. проф.

защита презентации

Индивидуальный проект

8


3. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

3.1.Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже - раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для

выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде - не больше 7 строк;

маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде - 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии - «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации - рискованно, оптимальный вариант -в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим - показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 - 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления кегль - для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация - не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон - черный текст; темно-синий фон - светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом,

иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов - в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPoint» (Файл - Сохранить как - Тип файла - Демонстрация PowerPoint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью

нее?);

  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Рекомендации по дизайну презентации.

Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация:

-размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

-цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

-тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

-курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация:

-рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

-желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

-цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

-иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация.

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

-звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

-фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.

Единое стилевое оформление.

Стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

-информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

-рекомендуемый размер одного информационного блока - не более 1/2 размера слайда;

-желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

-ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

-информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки - слева направо;

-наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

-логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

Рекомендации к содержанию презентации.

По содержанию:

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик

Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

По оформлению:

На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае - и руководителя проекта) и дата создания.

Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае - одна фамилия, исключение - псевдонимы). Допустимый вариант - две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.

Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.

Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу - одним взглядом.

На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора и/или краткое название презентации и год создания, номер слайда.

В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:

-название фильма (репортажа);

- год и место выпуска;

-авторы идеи и сценария;

- руководитель проекта.

Общие правила оформления презентации.

Титульный лист:

-название презентации.

-автор: ФИО, студента, место учебы, год.

-логотип колледжа.

Второй слайд: «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки:

-все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание);

-в конце точка не ставится;

-анимация, как правило, не применяется.

Текст:

-форматируется по ширине;

-размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно;

-подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку;

-элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Пример 1.

Виды механической обработки: сортировка; колибровка; мойка; очистка; доочистка.

Обратите внимание - после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее - маленькими.

На схемах текст лучше форматировать по центру.

В таблицах - по усмотрению автора.

Обычный текст пишется без использования маркеров списка.

Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Графика:

-используйте четкие изображения с хорошим качеством;

-лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».

Анимация:

-используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.

Список литературы:

-фамилия и инициалы автора;

-заглавие документа (книги, статьи из журнала, газеты, сборника научных статей и пр.);

-общее обозначение материала;

-сведения, относящиеся к заглавию (наличие частей, томов, выпусков, жанр, вид издания, перевод и т.д.);

-сведения об ответственности: фамилии авторов, составителей, редакторов, переводчиков, иллюстраторов и др.;

-данные о повторности издания;

-место издания;

-издательство;

-год издания;

-количество или интервал страниц.

Главным источником информации для создания описания является титульный лист (этикетка, наклейка и др.). Сведения, отсутствующие на титульном листе, но необходимые и сформулированные на основе анализа документа, приводят в квадратных скобках.

Элементам библиографического описания документа предшествуют следующие разделительные (предписанные) знаки, являющиеся обязательными, употребление которых не связано с нормами языка. До и после разделительного знака ставится пробел. Исключение: точка и запятая. Пробел ставится только после них.

. (точка)

. - (точка-тире)

, (запятая)

: (двоеточие)

; (точка с запятой)

/ (одна косая черта)

// (две косые черты)

() (круглые скобки)

[ ] (квадратные скобки)

+ (плюс)

= (знак равенства)

Общее обозначение материала вносится сразу после заглавия в квадратных скобках с прописной буквы. (Общее обозначение материала, описания которого преобладают в конкретном информационном массиве, может быть опущено.)

[Видеозапись]

[Звукозапись]

[Изоматериал]

[Карты]

[Комплект]

[Кинофильм]

[Микроформа]

[Мультимедиа]

[Ноты]

[Предмет]

[Рукопись]

[Текст]

[Электронный ресурс]

Образец.

История России [Текст]: учеб. пособие для студ.всех специальностей / В. Н. Быков ; отв.ред. В. Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : СПбЛТА, 2010. - 231 с.

Интернет-ресурсы:

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Мультимедиа]:

электрон, текст., граф., зв. данные и прикладная прогр. (546 Мб). - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - Электрон.опт. диск (CD-ROM).

Русский язык [Электронный ресурс]: словарь. - Режим доступа: http: //grarmota.ru.

Мейман Э.

Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.

Правила оформления презентаций.

1.Общие требования к смыслу и оформлению:

Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения.

2.Общий порядок слайдов:

-титульный;

-план презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов - это максимум, к которому не следует стремиться);

-основная часть;

-заключение (выводы);

-спасибо за внимание (подпись).

3.Требования к оформлению диаграмм:

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда; Диаграмма должна занимать все место на слайде; Линии и подписи должны быть хорошо видны.

4.Требования к оформлению таблиц:

Название для таблицы; Читаемость при невчитываемости. Отличие шапки от основных данных.

5.Последний слайд (любое из перечисленного):

Спасибо за внимание; Вопросы; Подпись; Контакты.

Форма контроля и критерии оценки.


Приложение 1.

Оценочный лист компьютерной презентации

ФИО ________________________________________________________

Учебная дисциплина ПМ, МДК__________________________________

Тема_________________________________________________________

Группа___________специальность________________________________

Преподаватель________________________________________________

Критерии

ДА

(2 балл)

НЕТ

(1 балл)

Оценка в баллах

18-15 -оценка «5»;

14-10 - оценка «4»;

9-4 - оценка «3»;

3 и ниже -оценка «2»

Лаконичность, ясность

Уместность применения

Соответствие содержанию выступления

Содержательность материала презентации

Наглядность материала

Разумное использование эффектов

Название слайдов

Наличие списка источников

Дизайнерские новинки

Итог


Подпись преподавателя__________________________________________________

3.2.Методические рекомендации по оформлению реферата.

Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.

Современные требования к реферату - точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

Основные этапы работы над рефератом.

В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.

Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.

Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

-титульный лист;

-оглавление;

-введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы) - объем введения 1-2 страницы;

-основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга);

-заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации);

-список литературы. В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Приложение 2.

Оценочный лист реферата

ФИО ________________________________________________________

Группа_____________________ специальность________________________

Преподаватель___________________________________

Тема реферата_____________________________________________

Учебная дисциплина, МДК, ПМ__________________________________

Критерии оценки реферата

Максим.

кол-во

баллов

Кол-во баллов

Новизна текста

Актуальность темы исследования

2

Самостоятельность в постановке проблемы

2

Наличие авторской позиции

3

Стилевое единство текста

2

Степень раскрытия сути исследуемой проблемы

Соответствие плана теме реферата

3

Соответствие содержания теме и плану

3

Полнота и глубина раскрытия основных положений

3

Обоснованность способов и методов работы с материалом

1

Умение работать с литературой

2

Умение систематизировать и структурировать

1

Умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения

1

Обоснованность выбранных источников

Полнота использования работ по проблеме

1

Привлечение работ известных исследователей, новых статистических данных и т.п.

1

Требования к оформлению

Грамотность и культура оформления

1

Владение терминологией

1

Соблюдение орфографического режима

1

Соблюдение единой стилистики изложения

1

Наличие приложений

1

Средний балл

Окончательная оценка

Оценка в баллах

30-25 -оценка «5»;

24-20 - оценка «4»;

19-15 - оценка «3»;

14 и ниже - оценка «2»

Подпись преподавателя ___________________

3.3.Методические рекомендации по оформлению конспекта.

Конспект - это последова­тельная фиксация информ­ации, отобранной и обдуман­ной в процессе чтения.

Конспект:

-подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

-показывает внутреннюю логику изложения;

-содержит основные выводы и по­ложения, факты, доказательства, приемы;

-отражает отношение составителя к материалу;

-может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.

Виды конспектов графически представлены на рис. 1.

Методические указания по внеаудиторной сам.работе

Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:

-прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;

-выяснить в словаре значение новых непонятных слов, вы­писать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

-вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основ­ных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется сво­ими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

-прочитать конспект ещё раз, доработать его.

Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания кон­спектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочи­танного или услышанного.

Методические указания по внеаудиторной сам.работеХарактеристика конспекта: краток, прост, быстро составля­ется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспек­тов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в про­цессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

Этапы работы:

Составь план прочитанного текста или воспользуйся гото­вым.

  1. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбе­ри разумную и эффективную форму записи.

  2. Сформулируй и запиши вывод.

План-конспект может выглядеть как таблица. Например:

1)

Основные вопросы

Раскрытие вопросов

1. Сущность, содержание, основные характеристики бренда.

2. Взаимосвязь бренда с экономическими категориями «потребность», «спрос», «предложение.

3. Технологии.

4. Управление активами бренда и др.

Бренд - это атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуаль­ность, привлекают внимание клиентов, создают имидж фирме, репутацию, способствуя продвижению товара на рынках.

Российскими авторами бренд трактуется как раскрученная торговая марка.

Символ бренда должен:

  • наиболее точно и полно отражать содержание товара;

  • обеспечить максимальное отличие от конкурентных брендов;

  • сформировать у потребителя убеждения, что этот бренд уникальный.

Уникальность символа бренда - главное требование при формировании бренда

2)

Ключевые слова

Суть,

основная мысль

Раскрытие основной мысли

Заключение, вопросы, личные отношения


Задание для самостоятельной работы при этом может быть сформулировано следующим образом:

Вариант 1. Внимательно прочтите предложенный текст (тексты) в учебнике (учебниках или распечатке). Представьте его в виде конспекта. На его основе составьте тезисы и план.

Вариант 2. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя предложенный преподавателем план. Оформите план-конспект.

Вариант 3. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя вид конспекта - тематический обзорный (раскрывает конкретную тему использованием нескольких источников).

Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний тора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

  1. Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.

  2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

  • ... (цитата);

  • ... (цитата); (вывод);

  • основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

  1. Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.

  2. Сделать общий вывод.

Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.

Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает ло­гическое мышление и образное умение моделировать информа­цию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.

Этапы работы:

  1. Прочитать внимательно текст.

  2. Разделить его на смысловые части - блоки.

  3. Поставить к каждой части вопрос.

  4. Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тези­сов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного ис­пользования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Од­нако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.

Этапы работы:

  1. Используя имеющиеся источники, выбрать материал по ин­тересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.

  2. Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.

  3. Используя подготовленный материал, сформулировать ос­новные положения по теме.

Тематический конспект - это конспект ответа на поставлен­ный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.

Методические указания по внеаудиторной сам.работеХарактеристика конспекта: он может быть обзорным и хро. но логическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщени­ем, рефератом.

Этапы работы:

  1. Изучить несколько источников и сделать из них выборку ма­териала по определённой теме или хронологии.

  2. Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.

  3. Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.

Приложение 3.

Оценочный лист конспекта

ФИО ________________________________________________________

Учебная дисциплина ПМ, МДК__________________________________

Тема конспектирования_________________________________________

Группа___________специальность_______________________________

Преподаватель________________________________________________




Критерии оценивания



Максим. кол-во баллов


Кол-во баллов

Оценка

20-17 -оценка «5»;

16-13 - оценка «4»;

12-9 - оценка «3»;

8 и ниже -оценка «2»

Системность

3

Краткость

3

Сохранение логики материала

3

Убедительность

1

Умение выделять главное

3

Аккуратность

1

Умение моделировать ситуацию

2

Грамотность

2

Общее впечатление

2

Общее кол-во баллов

Подпись преподавателя_____________________________________

3.4.Методические рекомендации по написанию и оформлению доклада.

Доклад - это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Цель доклада - сформировать научно-исследовательские навыки и умения у студентов, способствовать овладению методами научного познания, освоить навыки публичного выступления, научиться критически мыслить. При этом главная составляющая - это публичное выступление.

Этапы подготовки доклада:

  • выбор темы доклада;

  • подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;

  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;

  • составление плана доклада;

  • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Структура доклада:

1. Вступление, в котором указываются:

  • тема доклада;

  • цель доклада;

  • связь данной темы с другими темами;

  • актуальность, проблематика темы;

  • краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.

2. Основная часть, которая содержит логичное, последовательное изложение материала.

3. Заключение, в котором:

  • подводятся итоги, формулируются выводы;

  • подчеркивается значение рассмотренной проблемы;

  • выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;

4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).

Требования к оформлению работы:

  • размер бумаги - А4;

  • поля: сверхнее, нижнее - 2 см; левое, правое - 2,5 см;

  • колонтитулы - 1,25 см;

  • ориентация книжная;

  • шрифт Times New Roman, высота 14pt;

  • межстрочное расстояние - одинарное;

  • выравнивание по ширине;

  • красная строка 1,5 см.

В случае невозможности выполнить работу в электронном варианте, допускается рукописное оформление доклада.

Министерство образования и молодежной политики

Ставропольского края

ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»

Доклад

по дисциплине ___________

на тему: «__________»



Выполнил(а):

студент(ка) __ курса, группы __

Иванова А.


Проверила:
преподаватель ____


Ставрополь, 20….

Требования к защите доклада:

1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

2. Для успешного выступления с докладом заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

3. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.

Приложение 4.

Оценочный лист доклада

ФИО ________________________________________________________

Группа_____________________ специальность _____________________

Преподаватель____________________________________________

Учебная дисциплина, МДК, ПМ__________________________________

Тип исследования______________________________________________

Тема исследования_____________________________________________

Критерии оценивания

Показатели оценивания

Кол-во баллов

1

Качество выступления

Студент зачитывает доклад

2

Рассказывает, но не объясняет

3

Хорошее изложение материала

5

2

Оригинальность доклада

Для доклада выбрана традиционная тема

2

Доклад выполнен по актуальной теме

3

Доклад содержит собственные идеи

5

3

Структура доклада

Нелогичная структура доклада

2

Структура требует корректировки

3

Работа структурирована грамотно

5

4

Владение специальным научным аппаратом

Владеет базовой терминологией

2

Использует общенаучную и специальную терминология

3

Хорошо владеет специальным научным аппаратом

5

5

Качество ответов на вопросы

Не может ответить на вопросы

2

Отвечает на вопросы однозначно

3

Уверенно отвечает на вопросы

5

6

Четкость выводов и обобщений

Отсутствие выводов и обобщений

2

Бездоказательность выводов

3

Выводу полностью характеризуют работу

5

7

Использование демонстрационного

материала

Не использует демонстрационных средств

2

Использует, но не ориентируется в материале

3

Уместно применяет демонстрационные материалы

5

8

Оформление доклада

Оформление не соответствует требованиям

2

Оформление в соответствии с требованиями

3

Творческий подход к оформлению доклада

5

Общее кол-во баллов

Оценка

Оценка в баллах

40-35 -оценка «5»;

34- 30 -оценка «4»;

29- 25-оценка «3»;

24 и ниже -оценка «2»

Подпись преподавателя_________________________________________

4.ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:___________________________________________________________

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ХИМИЯ

ГРУППА №______________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЯЙЛОХАНОВА Ю.А.

Ф.И. обучающегося

Раздел I Общая и неорганическая химия.

Раздел II Органическая химия.

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

Тема 1.3. Строение вещества

Тема 1.4.1 Вода. Растворы. Растворение

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Тема 1.6. Химические реакции

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соедине­ния. Полимеры






















Преподаватель_____________________________ (Яйлоханова Ю.А.)

5. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы

Вид задания

Форма контроля

Срок сдачи

1

Раздел I Общая и неорганическая химия.

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

самостоятельная работа №1

Решение расчетных задач

проверка решения задач

3,4 неделя

2

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

Самостоятельная работа№2. Составление конспекта по теме: Аллотропные видоизменения углерода и их применение

проверка составления конспекта

7,8 неделя

3

Тема 1.3. Строение вещества

Ост Самостоятельная работа №3.

Решение

задач по определению концентрации растворов.

проверка решения задач

9,10 неделя

4

Тема 1.4.1 Вода. Растворы. Растворение

Самостоятельная работа№4

Реферат: «Вода как реагент и среда для химического процесса»

проверка написания реферата

11,12 неделя

5

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Самостоятельная работа№5. Подготовка доклада: «Металлы в современной технике. Сплавы»

защита докладов

13,14 неделя

6

Тема 1.6. Химические реакции

Самостоятельная работа№6. Подготовка сообщения «Значение галогенов, кислорода и азота в жизни человека»

проверка написания сообщения

7

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

Самостоятельная работа№7. Реферат на тему «Охрана окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами»

защита рефератов

8

Раздел II Органическая химия.

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Самостоятельная работа№8. Презентационный доклад на тему «Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова»

защита доклада

9

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Самостоятельная работа№9. Подготовка реферата по теме «Современные направления нефтехимии»

защита рефератов

10

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Самостоятельная работа№10

Решение задач по теме «Кислородосодержащие органические соединения».

проверка решения задач

11

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соедине­ния. Полимеры

Самостоятельная работа №11. Подготовка презентации на тему: «Экологические аспекты использования углеводородного сырья»

защита презентации

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущена одна ошибка или два-три недочета.

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Примечание.

1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если работа выполнена оригинально.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения обучающимся. На последующем занятии предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники (ОИ):

Таблица 1а

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Химия для профессий и специальностей технического профиля

О.С.Габриелян

И.Г.Остроумов

М.: Издательский центр «Академия», 2011 г.

ОИ 2

Химия 10 класс

О.С.Габриелян

Ф.Н.Маскаев

С.Ю.Пономарев

В.И.Теренин

М.: Дрофа, 2013 г.

ОИ 3

Химия 11 класс

О.С.Габриелян

Г.Г. Лысова

М.: Дрофа, 2013 г.

Дополнительные источники (ДИ):

Таблица 1б

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

Химия. Тесты, задачи и упражнения

Габриелян О.С., Лысова Г.Г.

М.: Издательский центр «Академия», 2014г.

ДИ 2

Химия: Задачи и упражнения

Ерохин Ю.М.

М.: Издательский центр «Академия», 2014г.

ДИ 3

Основные понятия и законы химии.

А.Е. Савельев

М.: Дрофа, 2010

ДИ 4

Школьный словарь химических понятий и терминов.

Г.И. Штремплер

М.: Дрофа, 2012

ДИ 5

Химия. Пособие для школьников и поступающих в ВУЗы.

О.С. Габриелян

М.: Дрофа, 2011

ДИ 6

Химия. Большой справочник для школьников и поступающий в ВУЗы.

Андреева Л. Л.

М.: Дрофа, 2010

Интернет-ресурсы (И-Р):

И-Р 1 hemi.wallst.ru (Химия. Образовательный сайт для школьников)

И-Р 2 alhimikov.net (Полезная информация по химии)

И-Р 3 chem.msu.su (Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии.)

И-Р 4 hij.ru (журнал «Химия и жизнь»)

И-Р 5 chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)



© 2010-2022