- Преподавателю
- Химия
- Внеклассное мероприятие «Мы любим химию !»
Внеклассное мероприятие «Мы любим химию !»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чапайкина Т.П. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Внеклассное мероприятие «Мы любим химию !»
Чапайкина Татьяна Петровна
2013г
Цели:
развитие познавательных интересов и кругозора учащихся в области химии;
формирование у учащихся навыков в химическом эксперементе
Учитель: Химия - серьезная наука, но химики - веселый народ, и иногда они любят пошутить.
Сегодня вы убедитесь в этом сами.
Внимание, внимание, веселая компания.
Пришла сегодня в гости к вам веселая компания.
Встают в один ряд.
ВСЕ :
Эх, палочки да колбочки,
Взгляните вы на нас.
В костюмчики с иголочки
Оделись мы для вас.
1-й УЧЕНИК.
Я ночами плохо сплю, потому что я тебя учу.
Потому что я тебя давно, давно учу.
2-й УЧЕНИК. А что ты учишь?
ВСЕ. Что мы учим? Хи-ми-ю.
Чашка моя- я твой пестик.
Колба моя - я твой столик.
Спиртик ты мой - я растворчик.
Все сольем - опыт начнем.
Раствор взорвался - я остался.
Я ночами плохо сплю,
Ведь я химию люблю,
Потому что я ее давно, давно люблю.
Викторина:
Учащиеся отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ участникам - 1 балл.
-
Один из важнейших элементов жизни. Он входит в состав крови и именно он определяет цвет крови, а также ее основное свойство - способность связывать и отдавать кислород. (Железо)
-
Химический элемент 1 группы периодической системы Д.И. Менделеева: редкий элемент, в природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках, песках и т.д. Мягкий металл, применяется для изготовления ювелирных и технических изделий. О каком элементе идет речь? (Золото)
-
Название элемента происходит от латинского слова "кальке", которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, но и др. минералы, содержащие этот элемент. (Кальций)
-
Самый распространенный элемент на Земле. Он повсюду и везде. Даже в нашем организме в среднем содержится 70%. Роль его велика: окисляет, соединяет, участвует в процессах дыхания, поддерживает горение. (Кислород)
-
Назовите единственное жидкое простое вещество - неметалл? (Бром)
-
Назовите единственный жидкий металл? (Ртуть)
-
Самостоятельный химический элемент, входит в состав графита (стержень в карандаше), алмаза, топлива, растительного и животного мира, газа выдыхаемого нами. (Углерод)
-
Химический элемент - сосед натрия по группе. (Калий)
-
Назовите аллотропные модификации кислорода. (Кислород, озон)
-
Назовите химические элементы, которые утверждают, что «могут рождать другие вещества»? (кислород, водород, углерод)
-
Какой газ утверждает, что он не он? (Неон)
-
Какой неметалл является лесом? (Бор)
-
Какой элемент носит название части света? (Европий)
-
Назовите газы, входящие в состав воздуха? (Кислород, азот, инертные газы)
-
От чего краснеет лакмус? (Кислота)
-
Какая кислота плавит стекло? (Плавиковая)
-
Что такое «Купоросное масло»? (Серная кислота)
-
Назовите вещества, которые мы используем при приготовлении пищи? (Сахар, поваренная соль, сода, уксус, вода)
-
В название каких химических элементов входят названия десертных блюд,(железо -желе,кремний-крем)
-
Добавтьте в название хим. элемента 8 группы одну букву и получите название парнокопытного животного (сера-серна)
-
Названия каких хим. Элементов входят названия животных (мышьяк, цирконий)
Ученик№3
Чтобы жизнь свою
Не подвергать опасности,
Соблюдайте, дети
Правила безопасности.
Ученик 1 (держит в руке спиртовку).
Вы спиртовку от спиртовки
Зажигайте очень смело.
Ведь фитиль у вас хороший,
Пламя яркое столбом.
И нестрашно, если брюки
Вспыхнут быстро, незаметно,
Но зато соседка ваша
Не пойдет уж больше стричься -
Ерш волос на голове
Ей напомнит об огне.
Ученик 2. Во избежании воспламенения следует поджигать спиртовку от лучинки или спички. Если же воспользоваться горящей спиртовкой, то диск с фитилем может сместиться и выльется спирт, который моментально воспламениться.
Ученик 1 (около штатива с зажатой в его лапке пробиркой).
Ну а если хочешь что-то
Ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке
И не бойся, если треснет
И осколки острым краем
Вдруг вопьются прямо в глаз.
Пара глаз - ведь это роскошь.
Как Кутузов, одноглазый
Ты теперь и навсегда.
Ученик 3. Пробирку зажимают в лапке штатива для нагревания ее содержимого. Если сильно зажать ее, она лопнет, если слабо - выскользнет из лапки штатива и разобьется. Зажимать пробирку следует так, чтобы обеспечить ее относительно свободное продвижение в самой лапке.
Первый ученик проводит опыт «Превращение вина в воду» - нейтрализацию раствора гидроксида натрия, соляной кислотой с участием фенолфталеина.
Ученик 1.Есть реакция такая,
Не сказать чтобы простая:
Только было здесь вино -
Стало вдруг водой оно.
Второй ученик проводит опыт «Превращение воды в молоко» - качественную реакцию на ион бария с участием сульфат-ионов.
Ученик 2.
Вот так дело, вот процесс!
До чего дошел прогресс!
Быстро жидкости сливая,
Молоко я получаю.
Ученик 2
. Поднимите руки те, у кого есть свежая кровоточащая рана. (Обычно несколько учащихся поднимают руки и демонстрируют свои царапины). Нет, не показывайте мне эти жалкие царапины! Раз у вас нет подходящей раны, придется мне самой ее нанести! Найдется ли в наших рядах герой, который не побоится рискнуть?
Доброволец подходит к столу и готовит операционное поле, задирая рукав. Операционное поле учитель обильно смазывает «йодом» (хлорид железа(III) - раствор желтого цвета, похож на йод), затем скальпель опускает в «дезинфицирующий раствор»(раствор тиоцианата аммония)и делает«разрез» на руке (слегка прикасается скальпелем к коже). Появляется ужасная кровоточащая рана (капли жидкости красного цвета, похожей на кровь). Сейчас наш герой пройдет по классу и все смогут убедиться, что из раны течет кровь. Ах, как отважен этот молодой человек! Истекая кровью, он улыбается и говорит, что ему совсем не больно. А сейчас я, как и обещала, исцелю эту рану так, что от нее не останется и следа. Для этого я смачиваю ватку «живой водой» и протираю операционное поле. (Учитель протирает руку ученика раствором фторида натрия). Рана бесследно исчезает! Аплодисменты герою!
Учитель: Чем объясняется изменение цвета в ходе реакции? Записывает уравнение реакции.
Первый ученик проводит опыт «Черная змея» или «Фараоновы змеи». Для первого опыта в фарфоровой чашечке смешивают речной песок со спиртом, делают углубление. В него помещают 10 г соды и 65 г сахарной пудры. Поджигают спирт. Для второго опыта измельчают таблетку сухого горючего, выкладывают его горкой на огнезащитную прокладку. Сверху на горючее кладут 1 - 2 таблетки норсульфазола и поджигают горючее.
Ученик 3.
Сладкий сахар,
Горький спирт -
Все смешали,
Все горит!
Второй ученик демонстрирует опыт «Несгораемый платок». Мокрый носовой платок смачивают в спирте и поджигают,держа его тигельными щипцами.
Ученик 2.
Вот платок - какое диво!
Посмотрите, как красиво!
Поместили его в спирт
А платок и не горит.
Конкурс загадок.
1. Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух (кислород).
4. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (медь).
2. Я блестящий, светло-серый,
Образуя хлорофилл,
и меня фотограф первый
очень поджигать любил! (магний).
5. Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа (вода)
3. Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный (алюминий).
6. Я парнишка непростой,
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко-красным-
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу желтым стану я.
Назовите-ка меня!
(индикатор метиловый оранжевый.)
Конкурс на внимание. Цель - как можно больше заметить ошибок в действиях ученика, делающего опыт.
Нерадивый ученик Яблоков делает химический опыт: пробиркой из склянки набирает химическое вещество, набрав на его взгляд много вещества, отсыпает обратно в склянку. Пробирку закрепляет вертикально в штативе ближе к дну пробирки. На столе стоят две колбы с надписью - соляная, кислота и вода. Ученик берет- колбу с надписью Н30 и наливает ее содержимое в колбу с надписью НО, потом из этой колбы наливает часть раствора прямо в пробирку. Пробирку закрывает пробкой. Зажигает спиртовку спичками - не получается, зажигает ее зажигалкой. Нагревает пробирку сразу, поставив спиртовку под дно пробирки. Открывает пробку, наклоняете, нюхает. Задувает спиртовку, смахивает рассыпавшееся вещество со стола рукавом рубашки. Опыт делает без халата. (12-13 ошибок).
Будем химию учить,
Будем химию любить,
Потому, что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя!
Напоследок вам забава-
Поджигание металла.
Очень ярко он горит,
Представленье завершит!