- Преподавателю
- Химия
- Фрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химии
Фрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Домахина З.Ю. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
В курсе химии по программе О.С.Габриеляна большое внимание уделяется реальной практико-ориентированной деятельности учащихся по формированию ответственного отношению к своему здоровью.
выполнению социально-значимых проектов по данной тематике.
Пособие обладает потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции по отношению к здоровью будущей нации.
Пособие содержит 3 разработки уроков, 9 фрагментов уроков, проект школьной научно практической конференции «твое здоровье в твоих руках».
Класс
Тема по программе
№ работы и название в пособии (форма проведения)
8
Изменения, происходящие с веществами
Практическая работа «Анализ состава водопроводной воды»
9
Металлы
Соединение щелочных металлов (фрагмент урока)
Соединения щелочноземельных металлов (фрагмент урока)
Железо (фрагмент урока)
9
Неметаллы
Соединения галогенов (фрагмент урока)
Подгруппа кислорода. Сера. Селен. (фрагмент урока)
Фосфор (фрагмент урока)
Кремний (фрагмент урока)
Роль микро-и макроэлементов в жизнедеятельности живых организмов. (Урок конференция)
10
Азотосодержащие соединения
Белки (фрагмент урока)
Углеводы
Полисахариды (фрагмент урока)
Биологически активные соединения.
Витамины (Урок)
8-11
Темы по курсу химии О.С. Габриеляна в контексте «Здоровье»
Научно-практическая конференция «Влияние витаминов, микро, макро элементов и других веществ на здоровье человека»
Пособие предназначено для проведения занятий (внеклассных мероприятий) в рамках курса химии О.С. Габриеляна для учащихся 8-11 классов.
Пособие можно использовать как компонент учебно-методического комплекта ко всем изданным учебникам химии других авторов.
Данное пособие предполагает активную форму организации учебных занятий: поисковую и практическую работу учащихся, использование компьютерных технологий для создания презентаций, поиск в сетях Интернет для решения той или иной задачи, участие в дискуссиях, проведение научно практических конференций и деловых игр. Изготовление наглядных пособий.
Известно, что использование этих форм позволяет учителю способствовать решению задачу всестороннего развития ученика, создания условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений
Актуальность проблемы.
Современные старшеклассники слышат о проблемах здоровья много абстрактных разговоров, но не могут оценить всей остроты проблемы.
Большую часть времени наши дети проводят у экранов телевизоров, где практически в каждом фильме герои пьют пиво, в лучшем случае колу, с большим аппетитом поглощают чипсы. Эти кадры систематически прерываются рекламой. Где уже другие герои, но занимаются тем же самым.
Нашим детям трудно ориентироваться в таком «обвале» рекламной продукции и они успешно продолжают заниматься «разрушением» своего здоровья.
Анализ состояния здоровья нации вызывает большую тревогу - идет резкое ухудшение показателя здоровья. В школах здоровых детей практически не осталось. При массовых обследованиях выявляются четверо - пятеро здоровых детей из 400-500человек. В Нижнем Новгороде среди 4,5 тысяч обследованных школьников, здоровые дети составили 0,7%, в Санкт-Петербурге 0,3%.
Четко прослеживания ухудшения здоровья школьников по мере их взросления. Если в начальных классах больных детей 30-35%, в средних 40-50%, то в старших классах 70% и более.
По Борскому району в течение последних лет идет снижение уровня здоровья школьников, что видно на таблице.
-
2009г
2010г
2011г
Выявлено больных
22,1%
18,5%
27,1%
Заболевания сердечно - сосудистой системы
6,2%
5,1%
5,3%
Заболевания органов дыхания
4,4%
4,3%
6,1%
Заболевания нервной системы
4,9%
5,1%
7,7%
Заболевание пищеварительной системы
9,1%
7,2%
7,5%
Заболевание опорно-двигательного аппарата
21,3%
23,8%
26,5%
Заболевание эндокринной системы
15,2%
23,8%
24,3%
Туб. Инфицированные
48,2%
53,6%
58,6%
Нижегородскими научно-исследовательским институтом детской гастроэнтерологии был проведен глубокий медицинский осмотр 473 учащихся МОУ СОШ №4 г.Бор.
-
Болезнь
Количество больных детей (чел)
% больных детей
Расстройства нервно-психического здоровья
399
84%
Повышенная утомляемость, головная боль
222
48%
Повышенная раздражимость, нарушение сна
209
45%
Нервоз
14
3%
Нарушение зрения
95
20%
Хронические заболевания органов пищеварения
255
54%
выполнению социально-значимых проектов по данной тематике.
Пособие обладает потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции по отношению к здоровью будущей нации.
Пособие содержит 3 разработки уроков, 9 фрагментов уроков, проект школьной научно практической конференции «твое здоровье в твоих руках».
Тема: Изменения, происходящие с веществами. 8 класс.
Практическая работа. «Анализ состава водопроводной воды».
Цель работы: Познакомить учащихся с различными методами оценки экологического состояния воды, экспериментально определить качественный состав водопроводной воды.
Новые и ключевые понятия: качество воды, органолептические характеристики воды (мутность, цветность, запах), жесткость воды, очистка воды.
Оборудование:
термометр,
2цилиндра высотой 30 см.,
2 конические колбы с пробкой,
пробирки,
спиртовка,
спички,
держатель,
линейка,
печатный текст (газета, журнал).
Реактивы:
хлорид бария,
азотная кислота (концентрированная),
родонит аммония,
уксусная кислота (конц.),
оксалат аммония,
нитрат серебра (2% р-р.)
Ход урока:
-
Инструктаж по ТБ
-
Вступительное слово учителя.
Аристотель считал воду одним из основных веществ, определяющих состояние здоровья. Она входит в состав всех живых организмов. Человек на 65% состоит из воды. Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2,5-3 л. Потеря организмом 10% воды может привести к необратимым изменениям, а потеря 15-20% приводит в летальному исходу. Чрезвычайно важным для любого человека качество потребляемой воды.
-
Выполнения практической работы
Задание №1. Определение температуры и органолептических характеристик воды (прозрачности и запаха).
Задание №2. Определение «примесных» ионов в воде.
-
Обнаружение хлорид-ионов
-
Обнаружение сульфат-ионов
-
Обнаружение солей железа
-
Обнаружение солей кальция
(Содержание и ход практической работы смотри в приложении №2)
Предполагаемые выводы:
-
Вода - смесь, содержащая растворенные в ней вещества, качество которой зависит от количества растворенных в ней ионов. Их избыток может негативно сказаться на функциях организма.
-
Желательно использовать для питья и приготовления пищи только очищенную воду, применяя для ее получения современные водоочистительные фильтры.
Домашнее задание: По итогам практической работы написать мини-сочинение
«Вода - колыбель жизни» в контексте темы «Мое здоровье в моих руках
Рекомендуемый список литературы для учащихся:
-
Практикум по химии./Под. ред. И.Я. Курамшина, Временный научно-исследовательский коллектив «Школа-гимназия», Казань 1994г.
-
Вода - колыбель жизни./Под. ред. А.П. Гуреева, О.А. Бутаковой, Авторская школа «Академия здоровья». Н. Новгород 2002г.
Тема: Углеводы. 10 класс.
Цель темы: Показать биологическую роль углеводов.
Фрагмент урока №3 по теме: Полисахариды
Материал, излагаемый учителем в контексте темы «Здоровье»
О биологической роли глюкозы, о биологической роли крахмала и клетчатки делают сообщения ученики, с использованием знаний по биологии.
Из сообщений мы видим, что и крахмал, и клетчатка образуются в растениях из глюкозы под действием ферментов.
Глюкоза является питательным веществом, как растительных, так и животных организмов, а клетчатка играет роль строительного материала.
Остановимся на биологической роли клетчатки (пищевых волокнах). В человеческом организме, в отличие от организмов травоядных животных, нет ферментов, расщепляющих клетчатку, поэтому она не является питательным веществом и не устраивает в пищеварительном тракте.
Для чего же тогда мы потребляем так много растительной пищи, зелени?
Клетчатка-это балластный компонент пищи, она играет важную роль в регуляции деятельности кишечника, она захватывает токсические вещества из желудочно-кишечного тракта и выводит их из организма, играя роль своеобразной мочалки или губки.
Снижение содержания волокон в питании может привести к заболеваниям сердца, раку толстого кишечника и прямой кишки, варикозному расширению вен и др. Пищевые волокна играют важную роль в поддержании нормальной флоры в толстой кишке. Диета с высоким содержанием волокон содействует нормальной микроэкологии кишечника.
Ожидаемые результаты: Пересмотреть качество своего питания с точки зрения полученных знаний на уроках химии.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
-
Будьте здоровы. Р. А.Сухоедова. Санкт-Петербург. Российская Академия Медицинских наук. 2000г.
-
Лекарственные растения, И. А. Губанов, Москва, Издательство МГУ, 1993г.
-
Соросовский образовательный журнал №12 за 1998г, статься Н. А. Протасовой «Микроэлементы, биологическая роль».
-
Наши зеленые целители Г. Ф. Моисеева, С. Г. Макеенко, Ленинград, Лениздат, 1992г.
-
Бурые водоросли, путь к долголетию, А. В. Конилов, С. В. Жабин, С-П., Нордменд-Издат, 1998г.
-
Кремний при вашей болезни В. Д. Казьмин, Ростов-на-Дону, Изд. БАРО-пресс 2004 г.
-
Настольная Книга учителя химии 9 класс, О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, М., Дрофа 2002г.
Тема: Азотсодержащие соединения (10 класс)
Цель темы: Рассмотреть биологическую роль аминокислот.
Фрагмент урока №4 по теме: Белки
Белок-фундамент организма. Он целиком построен из маленьких строительных блоков-аминокислот. Большинство аминокислот может быть синтезировано организмом, но 9 аминокислот (незаменимых) могут быть получены только из продуктов: гистидин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, фенилаланин, тионин, триптофан и валин.
Организм в состоянии строить белки только при наличии достаточного количества всех аминокислот. При отсутствии хотя бы одной из них, белки уже не вырабатываются, а пища используется как источник энергии или сохраняется в виде жировых отложений.
Значение аминокислот не ограничивается их участием в синтезе белко
Тема: Биологически активные соединения. 10 класс.
Тема урока: Витамины.
Цель урока: Дать общее представление о витаминах с опорой на знания, приобретёнными учащимися на уроках биологии. Познакомить учащихся с классификацией и значением витаминов, раскрыть их роль для здоровья человека.
Новые и ключевые понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, водо - и жирорастворимые витамины.
Оборудование:
Коллекция витаминных препаратов,
Подсолнечное масло,
1% раствор хлорида железа (111),
Рыбий жир,
Раствор брома
Оформление: фотографии больных с различными формами авитаминозов, плакаты с формулами отдельных представителей витаминов.
Материал, изложенный учителем в контексте темы «Здоровье»
Сведения о витаминах знакомы учащимся из курса биологии и из повседневной жизни, поэтому часть материала заслушиваем в виде докладов.
Доклад «История открытия витаминов» (см. в приложении3)
Из доклада видим, что полное отсутствие в организме какого-либо витамина служит причиной тяжелого заболевания организма-авитаминоза.
Приведите примеры известных вам авитаминозов.
(Предполагаемые ответы: рахит, цинга, пеллагра, бери-бери)
Но чаще встречаются случаи частичной витаминной недостаточности-гиповитаминозы, которые проявляются понижением работоспособности, легким недомоганием, быстрой утомляемостью, повышенной раздражительностью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.
Что является причиной гиповитаминоза?
(предполагаемые ответы: однообразное и, как правило, неполноценное питание, ограниченное питание (период религиозных постов),в период роста ребенка, занятие спортом, различные заболевания, которые препятствуют всасыванию или усвоению витаминов, недостаток солнца, использование готовых к употреблению продуктов).
Какова же потребность человека в витаминах, от чего она зависит?
(Предполагаемые ответы: от возраста человека, от состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности человека, от содержания в пище основных компонентов питания, от времени года).
Суточную потребность человека в витаминах и их основных функции рассмотрим по учебнику, стр.243-244.
( см. учебник О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарёв, В.И.Теренин, Химия 10, стр.243-244.)
Из таблицы видим, что все витамины жизненно важны, требуются нам ежеминутно, ежесекундно, без них наша жизнь замирает.
Поэтому давайте более подробно остановимся на профилактике авитаминозов, вызываемых дефицитом витаминов.
Доклады:
-
Витамины - удивительное творение природы.
-
Витамин А (ретинол) - витамин молодости.
-
Витамин С (аскорбиновая кислота) - самое гениальное изобретение природы.
-
Витамин Д (кальциферол) - солнечный эликсир.
Вывод: Витамины - это питательные вещества, содержащиеся в микроколичествах во всех органических материалах. Они являются, катализаторами, необходимыми для протекания любых биологических процессов в организме.
Витамины при взаимодействии с фермерами стимулируют фактически каждую функцию организма: от образования клеток крови, костей, зубов и кожи, передачи нервных импульсов, функционирования иммунной системы, переваривания пищи до функции размножения.
Поддержание жизни невозможно без включения определённого количества витаминов в наш рацион. Но от всех вместе взятых витаминов будет немного пользы без микроэлементов и макроэлементов.
Тема: Металлы (9 класс) (Уроки №7, 8, 12)
Цель темы в контексте «Здоровье»: Показать роль металлов в живой природе, дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов.
Новые и ключевые понятия: Микроэлементы, макроэлементы, ультра микроэлементы, нутриенты, болезни дефицита.
Фрагмент урока №7 по теме «Соединение щелочных металлов».
Материал, излагаемый учителем в контексте темы «Здоровье»
Каждый человек знает, что здоровье - это ценность. Но сохранить его не просто, поэтому у многих людей возникают болезни. Лечением больных занимается медицина, однако каждый в силах позаботиться о себе сам и не допустить заболевание. Для этого надо как можно больше узнать, от чего зависит здоровье каждого из вас, и использовать доступные методы для его сохранения и улучшения. Очень важную роль в сохранении здоровья играет щелочной металл - калий.
Одна из способностей калия, самая значительная - поддерживать работу сердечной мышцы. Поэтому, если калия в организме не хватает, это ведет к серьезным заболеваниям - аритмии, гипертонии, кровоизлиянию в мозг.
Как восполнить дефицит калия?
Для этого необходимо использовать пищу, богатую калием. Это бананы, чернослив, изюм, курага, злаки, картофель. Взрослый человек в сутки должен потреблять примерно 3,5 грамма калия.
Решение задачи.
Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы восполнить суточную норму калия, если 100 гр. кураги содержит 2,034 гр. калия?
(Ответ: Чтобы восполнить суточную норму, надо съедать 122,5 гр. кураги.)
Домашнее задание: Подготовить творческие работы по теме «Биологическая роль калия» и «Биологическая роль натрия».
Фрагмент урока №8 по теме:
Соединения щелочноземельных металлов
В начале урока заслушиваются творческие работы по теме: «Биологическая роль калия», «Биологическая роль натрия».
Материал, изложенный учителем в контексте темы «Здоровье».
Из творческих работ видим, насколько велика роль ионов натрия и калия, не менее значимы для организма металлы кальций и магний.
Дефицит кальция может вызвать 147 различных заболеваний (сколиозы, остеохондрозы, рахит, судороги, парез лицевого нерва и т.д.).
Дефицит кальция - скрытый дефицит (т.е. по внешним признакам, по своему самочувствию мы не можем судить о его нехватке). Но перечисленные заболевания ведут к потере работоспособности, к ограничениям при выборе профессии.
О нехватке магния можно узнать по некоторым симптомам: подергивание век (нервный тик), судороги в руках и ногах, метеочувствительность, ночной пот.
Если у кого-то наблюдается хоть один из этих признаков, вывод одни - у этого человека - дефицит магния. Восполнить его традиционным питанием трудно, но самое большое количество его содержится в какао, которое просто необходимо включить в рацион питания.
Кальций и магний усваиваются в комплексе, не хватает одного, не усваивается другой элемент.
Домашнее задание:
-
Задача №1 стр. 56
-
Подготовить творческие работы по темам : «Биологическая роль кальция», «Биологическая роль магния» к уроку - конференции.
Фрагмент урока №12 по теме: Железо
В начале урока происходит активизация познавательной деятельности методом «Мозгового штурма». При использовании этого метода активизируется творческая и познавательная детальность учащихся, позитивные эмоции, умение сотрудничать. «Разбудив» их, тем самым начинают изложение нового материала с привлечением знаний биологии.
На доске в форме «солнышка» изображается схема:
Железо
Учащимся предлагается вспомнить, где они встречались с понятием «ЖЕЛЕЗО». Предполагаемые ответы: детали машин выполнены из железа, человек - «железо», железо - элемент Периодической системы, железо-металл, входящий в состав гемоглобина крови и т. д.
Суточное поступление железа в организм человека для взрослых равно 10 - 15 мг, детям -0,7 мг. Оно входит в состав гемоглобина, некоторых ферментов, основная функция - кроветворение. Его дефицит ведет к анемии, утомляемости, головокружению, нарушению функций иммунной системы.
Классификация химических элементов по их содержанию в живых клетках
Химические элементы в живых клетках
Макроэлементы- Микроэлементы- Ультрамикроэлементы
больше 0,001% 0,001-0,00001% Меньше 0,00001%
Макро - или микроэлементом является железо?
Чтобы ответить на этот вопрос, решаем задачу: «В организме человека в среднем содержится 5 л крови. Плотность крови равна 1,050 г/мл. Сколько гр. железа содержится в крови человека, если массовая доля гемоглобина составляет 12%, а массовая доля железа в нем 5%.
(Ответ: Масса железа равна 3,25 гр., это составляет 0,00045% от массы человека, значит это микроэлемент).
Домашнее задание: Подготовить творческую работу, по теме «Биологическая роль железа» к уроку - конференции.
Рекомендуемая литература для выполнения творческой работы:
-
Будьте здоровы Р.А. Суходоева, Российская Академия Медицинских наук. С- П., 2000 г.
-
Соросовский образовательный журнал №12 за 1998г., статья Н. А. Протасовой «Микроэлементы, биологическая роль».
-
Наши зеленые целители Г. Ф. Моисеева, С.Г. Макеенко, Ленинград, Лениздат.
-
Бурые водоросли, путь к долголетию, А.В. Корнилов, С.В. Жабин, С - П., Нордмед - издат, 1998 г.