• Преподавателю
  • Химия
  • Фрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химии

Фрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химии

В курсе химии по программе О.С.Габриеляна большое внимание уделяется реальной  практико-ориентированной деятельности учащихся по формированию ответственного отношению к своему здоровью.  выполнению социально-значимых проектов по данной тематике. Пособие обладает потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению  гражданской  ответственности и активной жизненной позиции по отношению к здоровью будущей нации.   Пособие содержит 3 разработки уроков, 9 фрагментов ур...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химииФрагменты уроков по формированию эндоэкологической культуры на уроках химии В курсе химии по программе О.С.Габриеляна большое внимание уделяется реальной практико-ориентированной деятельности учащихся по формированию ответственного отношению к своему здоровью.

выполнению социально-значимых проектов по данной тематике.

Пособие обладает потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции по отношению к здоровью будущей нации.

Пособие содержит 3 разработки уроков, 9 фрагментов уроков, проект школьной научно практической конференции «твое здоровье в твоих руках».

Класс

Тема по программе

№ работы и название в пособии (форма проведения)

8

Изменения, происходящие с веществами

Практическая работа «Анализ состава водопроводной воды»

9

Металлы

Соединение щелочных металлов (фрагмент урока)

Соединения щелочноземельных металлов (фрагмент урока)

Железо (фрагмент урока)

9

Неметаллы

Соединения галогенов (фрагмент урока)

Подгруппа кислорода. Сера. Селен. (фрагмент урока)

Фосфор (фрагмент урока)

Кремний (фрагмент урока)

Роль микро-и макроэлементов в жизнедеятельности живых организмов. (Урок конференция)

10

Азотосодержащие соединения

Белки (фрагмент урока)

Углеводы

Полисахариды (фрагмент урока)

Биологически активные соединения.

Витамины (Урок)

8-11

Темы по курсу химии О.С. Габриеляна в контексте «Здоровье»

Научно-практическая конференция «Влияние витаминов, микро, макро элементов и других веществ на здоровье человека»

Пособие предназначено для проведения занятий (внеклассных мероприятий) в рамках курса химии О.С. Габриеляна для учащихся 8-11 классов.

Пособие можно использовать как компонент учебно-методического комплекта ко всем изданным учебникам химии других авторов.

Данное пособие предполагает активную форму организации учебных занятий: поисковую и практическую работу учащихся, использование компьютерных технологий для создания презентаций, поиск в сетях Интернет для решения той или иной задачи, участие в дискуссиях, проведение научно практических конференций и деловых игр. Изготовление наглядных пособий.

Известно, что использование этих форм позволяет учителю способствовать решению задачу всестороннего развития ученика, создания условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений

Актуальность проблемы.

Современные старшеклассники слышат о проблемах здоровья много абстрактных разговоров, но не могут оценить всей остроты проблемы.

Большую часть времени наши дети проводят у экранов телевизоров, где практически в каждом фильме герои пьют пиво, в лучшем случае колу, с большим аппетитом поглощают чипсы. Эти кадры систематически прерываются рекламой. Где уже другие герои, но занимаются тем же самым.

Нашим детям трудно ориентироваться в таком «обвале» рекламной продукции и они успешно продолжают заниматься «разрушением» своего здоровья.

Анализ состояния здоровья нации вызывает большую тревогу - идет резкое ухудшение показателя здоровья. В школах здоровых детей практически не осталось. При массовых обследованиях выявляются четверо - пятеро здоровых детей из 400-500человек. В Нижнем Новгороде среди 4,5 тысяч обследованных школьников, здоровые дети составили 0,7%, в Санкт-Петербурге 0,3%.

Четко прослеживания ухудшения здоровья школьников по мере их взросления. Если в начальных классах больных детей 30-35%, в средних 40-50%, то в старших классах 70% и более.

По Борскому району в течение последних лет идет снижение уровня здоровья школьников, что видно на таблице.

2009г

2010г

2011г

Выявлено больных

22,1%

18,5%

27,1%

Заболевания сердечно - сосудистой системы

6,2%

5,1%

5,3%

Заболевания органов дыхания

4,4%

4,3%

6,1%

Заболевания нервной системы

4,9%

5,1%

7,7%

Заболевание пищеварительной системы

9,1%

7,2%

7,5%

Заболевание опорно-двигательного аппарата

21,3%

23,8%

26,5%

Заболевание эндокринной системы

15,2%

23,8%

24,3%

Туб. Инфицированные

48,2%

53,6%

58,6%

Нижегородскими научно-исследовательским институтом детской гастроэнтерологии был проведен глубокий медицинский осмотр 473 учащихся МОУ СОШ №4 г.Бор.

Болезнь

Количество больных детей (чел)

% больных детей

Расстройства нервно-психического здоровья

399

84%

Повышенная утомляемость, головная боль

222

48%

Повышенная раздражимость, нарушение сна

209

45%

Нервоз

14

3%

Нарушение зрения

95

20%

Хронические заболевания органов пищеварения

255

54%



выполнению социально-значимых проектов по данной тематике.

Пособие обладает потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции по отношению к здоровью будущей нации.

Пособие содержит 3 разработки уроков, 9 фрагментов уроков, проект школьной научно практической конференции «твое здоровье в твоих руках».


Тема: Изменения, происходящие с веществами. 8 класс.


Практическая работа. «Анализ состава водопроводной воды».

Цель работы: Познакомить учащихся с различными методами оценки экологического состояния воды, экспериментально определить качественный состав водопроводной воды.

Новые и ключевые понятия: качество воды, органолептические характеристики воды (мутность, цветность, запах), жесткость воды, очистка воды.

Оборудование:

термометр,

2цилиндра высотой 30 см.,

2 конические колбы с пробкой,

пробирки,

спиртовка,

спички,

держатель,

линейка,

печатный текст (газета, журнал).

Реактивы:

хлорид бария,

азотная кислота (концентрированная),

родонит аммония,

уксусная кислота (конц.),

оксалат аммония,

нитрат серебра (2% р-р.)

Ход урока:

  1. Инструктаж по ТБ

  2. Вступительное слово учителя.

Аристотель считал воду одним из основных веществ, определяющих состояние здоровья. Она входит в состав всех живых организмов. Человек на 65% состоит из воды. Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2,5-3 л. Потеря организмом 10% воды может привести к необратимым изменениям, а потеря 15-20% приводит в летальному исходу. Чрезвычайно важным для любого человека качество потребляемой воды.

  1. Выполнения практической работы

Задание №1. Определение температуры и органолептических характеристик воды (прозрачности и запаха).

Задание №2. Определение «примесных» ионов в воде.

  • Обнаружение хлорид-ионов

  • Обнаружение сульфат-ионов

  • Обнаружение солей железа

  • Обнаружение солей кальция

(Содержание и ход практической работы смотри в приложении №2)

Предполагаемые выводы:

  1. Вода - смесь, содержащая растворенные в ней вещества, качество которой зависит от количества растворенных в ней ионов. Их избыток может негативно сказаться на функциях организма.

  2. Желательно использовать для питья и приготовления пищи только очищенную воду, применяя для ее получения современные водоочистительные фильтры.

Домашнее задание: По итогам практической работы написать мини-сочинение

«Вода - колыбель жизни» в контексте темы «Мое здоровье в моих руках

Рекомендуемый список литературы для учащихся:

  1. Практикум по химии./Под. ред. И.Я. Курамшина, Временный научно-исследовательский коллектив «Школа-гимназия», Казань 1994г.

  2. Вода - колыбель жизни./Под. ред. А.П. Гуреева, О.А. Бутаковой, Авторская школа «Академия здоровья». Н. Новгород 2002г.



Тема: Углеводы. 10 класс.

Цель темы: Показать биологическую роль углеводов.

Фрагмент урока №3 по теме: Полисахариды

Материал, излагаемый учителем в контексте темы «Здоровье»

О биологической роли глюкозы, о биологической роли крахмала и клетчатки делают сообщения ученики, с использованием знаний по биологии.

Из сообщений мы видим, что и крахмал, и клетчатка образуются в растениях из глюкозы под действием ферментов.

Глюкоза является питательным веществом, как растительных, так и животных организмов, а клетчатка играет роль строительного материала.

Остановимся на биологической роли клетчатки (пищевых волокнах). В человеческом организме, в отличие от организмов травоядных животных, нет ферментов, расщепляющих клетчатку, поэтому она не является питательным веществом и не устраивает в пищеварительном тракте.

Для чего же тогда мы потребляем так много растительной пищи, зелени?

Клетчатка-это балластный компонент пищи, она играет важную роль в регуляции деятельности кишечника, она захватывает токсические вещества из желудочно-кишечного тракта и выводит их из организма, играя роль своеобразной мочалки или губки.

Снижение содержания волокон в питании может привести к заболеваниям сердца, раку толстого кишечника и прямой кишки, варикозному расширению вен и др. Пищевые волокна играют важную роль в поддержании нормальной флоры в толстой кишке. Диета с высоким содержанием волокон содействует нормальной микроэкологии кишечника.

Ожидаемые результаты: Пересмотреть качество своего питания с точки зрения полученных знаний на уроках химии.

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

  1. Будьте здоровы. Р. А.Сухоедова. Санкт-Петербург. Российская Академия Медицинских наук. 2000г.

  2. Лекарственные растения, И. А. Губанов, Москва, Издательство МГУ, 1993г.

  3. Соросовский образовательный журнал №12 за 1998г, статься Н. А. Протасовой «Микроэлементы, биологическая роль».

  4. Наши зеленые целители Г. Ф. Моисеева, С. Г. Макеенко, Ленинград, Лениздат, 1992г.

  5. Бурые водоросли, путь к долголетию, А. В. Конилов, С. В. Жабин, С-П., Нордменд-Издат, 1998г.

  6. Кремний при вашей болезни В. Д. Казьмин, Ростов-на-Дону, Изд. БАРО-пресс 2004 г.

  7. Настольная Книга учителя химии 9 класс, О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, М., Дрофа 2002г.

Тема: Азотсодержащие соединения (10 класс)

Цель темы: Рассмотреть биологическую роль аминокислот.

Фрагмент урока №4 по теме: Белки

Белок-фундамент организма. Он целиком построен из маленьких строительных блоков-аминокислот. Большинство аминокислот может быть синтезировано организмом, но 9 аминокислот (незаменимых) могут быть получены только из продуктов: гистидин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, фенилаланин, тионин, триптофан и валин.

Организм в состоянии строить белки только при наличии достаточного количества всех аминокислот. При отсутствии хотя бы одной из них, белки уже не вырабатываются, а пища используется как источник энергии или сохраняется в виде жировых отложений.

Значение аминокислот не ограничивается их участием в синтезе белко

Тема: Биологически активные соединения. 10 класс.

Тема урока: Витамины.

Цель урока: Дать общее представление о витаминах с опорой на знания, приобретёнными учащимися на уроках биологии. Познакомить учащихся с классификацией и значением витаминов, раскрыть их роль для здоровья человека.

Новые и ключевые понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, водо - и жирорастворимые витамины.

Оборудование:

Коллекция витаминных препаратов,

Подсолнечное масло,

1% раствор хлорида железа (111),

Рыбий жир,

Раствор брома

Оформление: фотографии больных с различными формами авитаминозов, плакаты с формулами отдельных представителей витаминов.

Материал, изложенный учителем в контексте темы «Здоровье»

Сведения о витаминах знакомы учащимся из курса биологии и из повседневной жизни, поэтому часть материала заслушиваем в виде докладов.

Доклад «История открытия витаминов» (см. в приложении3)

Из доклада видим, что полное отсутствие в организме какого-либо витамина служит причиной тяжелого заболевания организма-авитаминоза.

Приведите примеры известных вам авитаминозов.

(Предполагаемые ответы: рахит, цинга, пеллагра, бери-бери)

Но чаще встречаются случаи частичной витаминной недостаточности-гиповитаминозы, которые проявляются понижением работоспособности, легким недомоганием, быстрой утомляемостью, повышенной раздражительностью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.

Что является причиной гиповитаминоза?

(предполагаемые ответы: однообразное и, как правило, неполноценное питание, ограниченное питание (период религиозных постов),в период роста ребенка, занятие спортом, различные заболевания, которые препятствуют всасыванию или усвоению витаминов, недостаток солнца, использование готовых к употреблению продуктов).

Какова же потребность человека в витаминах, от чего она зависит?

(Предполагаемые ответы: от возраста человека, от состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности человека, от содержания в пище основных компонентов питания, от времени года).

Суточную потребность человека в витаминах и их основных функции рассмотрим по учебнику, стр.243-244.

( см. учебник О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарёв, В.И.Теренин, Химия 10, стр.243-244.)

Из таблицы видим, что все витамины жизненно важны, требуются нам ежеминутно, ежесекундно, без них наша жизнь замирает.

Поэтому давайте более подробно остановимся на профилактике авитаминозов, вызываемых дефицитом витаминов.

Доклады:

  1. Витамины - удивительное творение природы.

  2. Витамин А (ретинол) - витамин молодости.

  3. Витамин С (аскорбиновая кислота) - самое гениальное изобретение природы.

  4. Витамин Д (кальциферол) - солнечный эликсир.

Вывод: Витамины - это питательные вещества, содержащиеся в микроколичествах во всех органических материалах. Они являются, катализаторами, необходимыми для протекания любых биологических процессов в организме.

Витамины при взаимодействии с фермерами стимулируют фактически каждую функцию организма: от образования клеток крови, костей, зубов и кожи, передачи нервных импульсов, функционирования иммунной системы, переваривания пищи до функции размножения.

Поддержание жизни невозможно без включения определённого количества витаминов в наш рацион. Но от всех вместе взятых витаминов будет немного пользы без микроэлементов и макроэлементов.




Тема: Металлы (9 класс) (Уроки №7, 8, 12)

Цель темы в контексте «Здоровье»: Показать роль металлов в живой природе, дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов.

Новые и ключевые понятия: Микроэлементы, макроэлементы, ультра микроэлементы, нутриенты, болезни дефицита.

Фрагмент урока №7 по теме «Соединение щелочных металлов».

Материал, излагаемый учителем в контексте темы «Здоровье»

Каждый человек знает, что здоровье - это ценность. Но сохранить его не просто, поэтому у многих людей возникают болезни. Лечением больных занимается медицина, однако каждый в силах позаботиться о себе сам и не допустить заболевание. Для этого надо как можно больше узнать, от чего зависит здоровье каждого из вас, и использовать доступные методы для его сохранения и улучшения. Очень важную роль в сохранении здоровья играет щелочной металл - калий.

Одна из способностей калия, самая значительная - поддерживать работу сердечной мышцы. Поэтому, если калия в организме не хватает, это ведет к серьезным заболеваниям - аритмии, гипертонии, кровоизлиянию в мозг.

Как восполнить дефицит калия?

Для этого необходимо использовать пищу, богатую калием. Это бананы, чернослив, изюм, курага, злаки, картофель. Взрослый человек в сутки должен потреблять примерно 3,5 грамма калия.

Решение задачи.

Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы восполнить суточную норму калия, если 100 гр. кураги содержит 2,034 гр. калия?

(Ответ: Чтобы восполнить суточную норму, надо съедать 122,5 гр. кураги.)

Домашнее задание: Подготовить творческие работы по теме «Биологическая роль калия» и «Биологическая роль натрия».


Фрагмент урока №8 по теме:

Соединения щелочноземельных металлов

В начале урока заслушиваются творческие работы по теме: «Биологическая роль калия», «Биологическая роль натрия».

Материал, изложенный учителем в контексте темы «Здоровье».

Из творческих работ видим, насколько велика роль ионов натрия и калия, не менее значимы для организма металлы кальций и магний.

Дефицит кальция может вызвать 147 различных заболеваний (сколиозы, остеохондрозы, рахит, судороги, парез лицевого нерва и т.д.).

Дефицит кальция - скрытый дефицит (т.е. по внешним признакам, по своему самочувствию мы не можем судить о его нехватке). Но перечисленные заболевания ведут к потере работоспособности, к ограничениям при выборе профессии.

О нехватке магния можно узнать по некоторым симптомам: подергивание век (нервный тик), судороги в руках и ногах, метеочувствительность, ночной пот.

Если у кого-то наблюдается хоть один из этих признаков, вывод одни - у этого человека - дефицит магния. Восполнить его традиционным питанием трудно, но самое большое количество его содержится в какао, которое просто необходимо включить в рацион питания.

Кальций и магний усваиваются в комплексе, не хватает одного, не усваивается другой элемент.

Домашнее задание:

  1. Задача №1 стр. 56

  2. Подготовить творческие работы по темам : «Биологическая роль кальция», «Биологическая роль магния» к уроку - конференции.









Фрагмент урока №12 по теме: Железо

В начале урока происходит активизация познавательной деятельности методом «Мозгового штурма». При использовании этого метода активизируется творческая и познавательная детальность учащихся, позитивные эмоции, умение сотрудничать. «Разбудив» их, тем самым начинают изложение нового материала с привлечением знаний биологии.

На доске в форме «солнышка» изображается схема:

Железо



Учащимся предлагается вспомнить, где они встречались с понятием «ЖЕЛЕЗО». Предполагаемые ответы: детали машин выполнены из железа, человек - «железо», железо - элемент Периодической системы, железо-металл, входящий в состав гемоглобина крови и т. д.

Суточное поступление железа в организм человека для взрослых равно 10 - 15 мг, детям -0,7 мг. Оно входит в состав гемоглобина, некоторых ферментов, основная функция - кроветворение. Его дефицит ведет к анемии, утомляемости, головокружению, нарушению функций иммунной системы.

Классификация химических элементов по их содержанию в живых клетках

Химические элементы в живых клетках


Макроэлементы- Микроэлементы- Ультрамикроэлементы

больше 0,001% 0,001-0,00001% Меньше 0,00001%

Макро - или микроэлементом является железо?

Чтобы ответить на этот вопрос, решаем задачу: «В организме человека в среднем содержится 5 л крови. Плотность крови равна 1,050 г/мл. Сколько гр. железа содержится в крови человека, если массовая доля гемоглобина составляет 12%, а массовая доля железа в нем 5%.

(Ответ: Масса железа равна 3,25 гр., это составляет 0,00045% от массы человека, значит это микроэлемент).

Домашнее задание: Подготовить творческую работу, по теме «Биологическая роль железа» к уроку - конференции.

Рекомендуемая литература для выполнения творческой работы:

  1. Будьте здоровы Р.А. Суходоева, Российская Академия Медицинских наук. С- П., 2000 г.

  2. Соросовский образовательный журнал №12 за 1998г., статья Н. А. Протасовой «Микроэлементы, биологическая роль».

  3. Наши зеленые целители Г. Ф. Моисеева, С.Г. Макеенко, Ленинград, Лениздат.

  4. Бурые водоросли, путь к долголетию, А.В. Корнилов, С.В. Жабин, С - П., Нордмед - издат, 1998 г.

© 2010-2022