• Преподавателю
  • Химия
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Химия для любознательных»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Химия для любознательных»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы: 2 года. Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 9-10 лет (3-4 класс).
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области

(с профессиональным обучением)













Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

естественнонаучной направленности

«Химия для любознательных»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей, на которых рассчитана

дополнительная образовательная программа: 9-10 лет





Автор: Сагадеева Г.А. - учитель химии МКОУ СОШ № 9 г. Аши Челябинской обл.












Пояснительная записка


Современному развитому обществу необходим так называемый «креативный класс». На смену отношения к детям, как к тем, из кого «надо что-то определенное воспитать», разрабатываются и внедряются новые дискурсы. Одним из них является «Компетентное детство»: дети должны как можно раньше становиться самостоятельными и компетентными в выборе и построении своей образовательной и жизненной траектории.

Младший школьный возраст (3-4 классы) - наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.Внеурочная деятельность младших школьников с разнообразием форм и методов создаёт для становления личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у школьников вопросы, но и существенно конкретизировать и расширить их знания в области химической науки.

Программа курса внеурочной деятельности «Химия для любознательных» включает в себя:

  • Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества - простое и сложное, чистое вещество и смесь).

  • Знакомство с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).

  • Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).

  • Формирование умений разделять смеси железных опилок с песком при помощи магнита; очищать воду, загрязненную песком, применяя фильтрование; выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.

  • Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы - наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.

  • Моделирование самодельного химического оборудования для проведения опытов.

Структуру курса определяют химические, психолого-педагогические и общекультурные цели.

Химические цели:

• Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества - простое и сложное, чистое вещество и смесь).

• Знакомство с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).

• Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).

• Формирование умений разделять смеси железных опилок с песком при помощи магнита; очищать воду, загрязненную песком, применяя фильтрование; выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.

• Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы - наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.

• Моделирование самодельного химического оборудования для проведения опытов.
• Создание условий для формирования интереса к естественнонаучным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование). Доступность излагаемого материала.

Психолого-педагогические цели:

• Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.

• Развитие творческих задатков и способностей.

• Ликвидация дискомфортных состояний учащихся.

• Обеспечение ситуаций успеха.

Общекультурные цели:

• Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.

• Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

  • интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

  • частая смена видов деятельности (за 30-40 мин от 3 до 5 раз);

  • использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
    акцент на практические виды деятельности;

  • отказ от обязательных домашних заданий;

  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену курса путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.

Внеурочная деятельность в начальной школе очень многоаспектна, но есть самое главное условие: она должна быть интересна для школьников. При отсутствии интереса, при скуке на занятиях ребенок теряет интерес к обучению и к познавательным занятиям, что может привести к большим проблемам в будущем. Создание условий для формирования интереса к естественнонаучным знаниям на занятиях курса достигается путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование). Для развития познавательного интереса предусмотрено проведение демонстрационных занимательных опытов по химии таких, как «Вулкан» на столе», «Зелёный огонь», «Вода-катализатор», «Звездный дождь», «Разноцветное пламя», «Вода зажигает бумагу» и др.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

3 класс

Тема 1. Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях

Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив.

Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик.

Что такое вещество, отличия веществ от вещей.Форма веществ в разных агрегатных состояниях.Многообразие веществ в природе и жизни человека, свойства вещества.

Интересные вещества:

- вода (рассматриваются различные агрегатные состояния и свойства воды, особое внимание уделяется охране водных ресурсов);

- кислород (нахождение кислорода в воздухе, свойства кислорода, значение для жизни человека и живых организмов, круговорот кислорода в природе, охрана воздуха);

- углекислый газ (рассматриваются процессы дыхания и фотосинтеза, изучаются свойства углекислого газа);

- поваренная соль (изучаются свойства вещества, значение в жизни человека);

- органические вещества - белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты(изучаются свойства, способы обнаружения в продуктах питания, биологическое значение).

Превращения живых организмов (на примере лягушонка, бабочки, семени растения), превращения веществ, признаки химических превращений. Физические явления, отличия физических явлений от химических превращений.

Превращения веществ. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа.

Демонстрационные опыты:

«Вулкан» на столе», «Зелёный огонь», «Вода-катализатор», «Звездный дождь», «Разноцветное пламя», «Вода зажигает бумагу».

Практические работы:

Изготовление модели «Вулкан».

Изготовление невидимых чернил.

Исследование воды.

Исследование почвы.

Исследование воздуха.

Обнаружение углекислого газа.

Обнаружение белков, жиров, углеводов в продуктах питания.

Исследование чипсов (обнаружение поваренной соли, жиров, углеводов).

Тема 2. Способы разделения однородных и неоднородных смесей

Вещества и смеси. Вещества разного происхождения (природные и искусственные).Разделение неоднородных смесей - с помощью магнита, с помощью воды, отстаивание, фильтрование, хроматография.

Разделение однородных смесей - кристаллизация, выпаривание, дистилляция.

Практические работы:

Разделение смеси железа и древесных опилок.

Разделение смеси железа и серы.

Разделение смесей с помощью делительной воронки.

Разделение смеси песка и воды.

Выделение соли из соленой воды.

Получение соли из смеси песка с солью.

Тема 3. Химические реакции

Что такое химическая реакция. Как можно записать химические превращения.Разные химические реакции, происходящие в природе и в жизни человека (извержение вулкана, фотосинтез, скисание молока).

4 класс

Тема 4. Кристаллы в природе

Твердые вещества: как они устроены? Способы измельчения твердых веществ.Как растут кристаллы? Как получить кристаллы дома, в школе, на заводе

Практические работы:

Выращивание кристаллов соли в домашних условиях.

Выращивание кристаллов медного купороса в школьной лаборатории.

Тема 5. Из чего состоят вещества

Тела, вещества, частицы. О самой маленькой крупинке вещества. Понятие о молекулах и атомах. Как увидеть мельчайшие частицы вещества? Броуновское движение. Диффузия.

Тема 6. Проектная деятельность учащихся

Выполнение исследовательских работ и мини-проектов.

Текущий контроль: контрольные работы, викторины, составление докладов и выступления перед классом.

Особое значение приобретает исследовательская и проектная деятельность в начальной школе как способ одновременно научить ребенка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпрепровождением. Детей следует знакомить с основами исследовательской деятельности, учить их ставить цель исследования, пошагово выполнять всю работу и приходить к определенному результату. На занятиях курса внеурочной деятельности «Химия для любознательных» учащиеся проводят мини-исследования воды, воздуха, почвы, взятой на пришкольном участке, а также обнаруживают белки, жиры и углеводы в продуктах питания, анализируют состав шипучих напитков и соков для детей. Каждое мини-исследование по желанию ребенка развивается в исследовательскую работу, представляемую на научно-практических конференциях исследовательских работ младших школьников. Пример тем исследовательских работ младших школьников: «Какую воду мы пьём», «Живая вода», «Как спасти нашу реку?», «Загруженность машинами улиц и перекрестков города», «Каким воздухом мы дышим», «Экопродукты моего огорода», «Исследование почвы», «Кока-кола - вред или польза?», «Влияние загрязненной воды на прорастание семян».

В результате изучения данного курса обучающиеся получают возможность формирования личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

  • овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение (версию);

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

• учиться овладевать измерительными инструментами.

• учиться выражать свои мысли;

• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметные результаты:

  • знать / понимать, что изучает химия, что такое вещество, чем вещество отличается от смесей веществ, начальные сведения о превращениях веществ;

  • уметь отличать вещества от тел, разделять смеси различных веществ, проводить простейшие химические превращения веществ:

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, полученные на занятиях курса «Химия для любознательных», для многих ребят оказываются значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это тем, что для многих ребят интерес к химии не ограничивается занятиями в школе, а продолжается в виде самостоятельной работы дома, в процессе чтения научно-популярной литературы и даже специальной литературы, изучения материалов в сети Интернет.

Список литературы

1. Вознюк Д. Внеурочная деятельность в начальной школе- одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника [Электронный ресурс]. - fb.ru/article/3863/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole--odna-iz-vajnyih-sostavlyayuschih-formirovaniya-garmonichnoy-lichnosti-shkolnika

2. Новосельцева Т.А. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. - festival.1september.ru/articles/625526/

3. Сагадеева Г.А. Дискурс «Компетентное детство на базе кружка «Химическая азбука» / Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Часть 2: Мин-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2013, с 129.

4.Тонких Д.М. Химический кружок с третьеклассниками [Электронный ресурс] - him.1september.ru/article.php?ID=200403102

© 2010-2022