- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока по теме Дисперсные системы
Разработка урока по теме Дисперсные системы
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сеитумерова В.И. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ракитянский агротехнологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
по дисциплине «Химия»
тема:
Дисперсные системы
ПОДГОТОВИЛА:
преподаватель
Сеитумерова Виолетта Ивановна
Ракитное, 2015
Тема учебного занятия: «Дисперсные системы»
Тип учебного занятия: урок постановки учебной задачи
Целевая аудитория: обучающиеся 2 курса специальности среднего профессионального образования Технология мяса и мясных продуктов
Цели учебного занятия:
-
Содействовать изучению дисперсных систем и их классификации;
-
Создать условия для развития кругозора, логического мышления у обучающихся;
-
Воспитывать ответственность за порученное дело, прививать любовь к дисциплине химия.
Реализуемые педагогические технологии: исследовательские технологии, объяснительно-иллюстративные,
Формы работы обучающихся:фронтальная.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный, работа с информационными источниками.
Продолжительность занятия: 2 часа
Оснащение занятия:компьютер, учебники, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, образцы препаратов бытовой химии, вода, растительное масло.
Информационные источники: Г.Е.Рудзитис Химия 11кл, О.С.Габриелян Химия 11кл, Ю.М.Ерохин Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей.
Ход учебного занятия:
-
Организационный момент.
Преподаватель: Здравствуйте ребята.
Обучающиеся: Здравствуйте.
Преподаватель: Староста, кто сегодня отсутствует.
Староста: Сегодня нет (перечисляет).
-
Проверка домашнего задания
Преподаватель: На прошлом уроке мы с Вами изучали тему «Химическая связь». Сейчас я раздам вам тесты, у вас будет 10 минут на ответы.
Часть обучающихся выполняют тестовое задание, а часть отвечают на вопросы преподавателя.
Тест по теме «Химическая связь»
-
Какой вид химической связи в оксиде бария:
А) ковалентная неполярная
Б) ковалентная полярная
В) металлическая
Г) ионная
-
Какой вид химической связи в оксиде хлора(7):
А) ковалентная неполярная
Б) ковалентная полярная
В) металлическая
Г) ионная
-
Какой вид химической связи характерен для меди:
А) ковалентная неполярная
Б) ковалентная полярная
В) металлическая
Г) ионная
-
Ковалентную полярную связь имеет каждое из двух веществ:
А) оксид натрия и оксид хлора(7)
Б) оксид кремния и аммиак
В) хлорид лития и кислород
Г) сероводород и хлор
-
Ковалентная неполярная связь образуется между отомом хлора и атомом:
А) углерода
Б) калия
В) водорода
Г) хлора
-
В соединении натрия с кислородом химическая связь:
А) ковалентная неполярная
Б) ковалентная полярная
В) металлическая
Г) ионная
-
Веществами с ионной и ковалентной неполярной связью являются соответственно:
А) хлорид натрия и хлор
Б) водород и хлор
В) хлорид меди(2) и хлороводород
Г) вода и магний
-
Ионная связь характерна для каждого из двух веществ:
А) хлорид калия и хлороводород
Б) хлорид бария и оксид натрия
В) хлорид натрия и оксид углерода(4)
Г) оксид лития и хлор
-
Химическая связь в хлориде кальция:
А) ковалентная неполярная
Б) ковалентная полярная
В) металлическая
Г) ионная
-
Какой вид химической связи в молекуле фтора:
А) ковалентная неполярная
Б) ковалентная полярная
В) металлическая
Г) ионная
Теоретические вопросы:
Что такое химическая связь?
Посредством чего образуется ковалентная полярная связь?
Что такое электроотрицательность?
Какую связь называют металлической?
Что представляет собой ионная связь?
Преподаватель: Молодцы, вижу вы хорошо подготовились.
-
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Преподаватель: Состояние чистого вещества описывается очень просто - твердое, жидкое, газообразное. Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость, реакционную способность и т.д. Следовательно, в природе и в практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы. Как вы думаете какова тема нашего занятия?
Обучающиеся : дисперсные системы.
Преподаватель: Правильно. А каковы тогда цели нашего урока?
Обучающиеся по очереди называют цели:
-
Рассмотреть классификацию дисперсных систем.
-
Рассмотреть образцы дисперсных систем
-
Определить роль ДС в жизни человека
Преподаватель: Верно, молодцы. Давайте запишем тему урока «Дисперсные системы».
-
Освоение новых знаний и способов действий
1.1 Понятие о дисперсных системах
Преподаватель: Что же собой представляют дисперсные системы?
Чистые вещества в природе встречаются очень редко. Смеси веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы - дисперсные системы и растворы.
Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объёме другого.
То вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого, называют дисперсной фазой. Она может состоять из нескольких веществ.Вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза, называют дисперсионной средой. Между ней и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы называют гетерогенными (неоднородными).
1.2 Классификация дисперсных систем (работа обучающихся с учебниками)
Преподаватель: И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. В зависимости от сочетания агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы можно выделить 8 видов таких систем.
Преподаватель: В учебнике на странице 96 описана подробная классификация дисперсных систем. Ваша задача все подробно изучить и начертить таблицу классификации в тетрадь.
Обучающиеся в течении 15 минут пишут конспект.
Преподаватель: Вы познакомились с классификацией дисперсных систем. Теперь я буду вам показывать примеры, а вы определите где что находится.
Демонстрация примеров дисперсных систем.
Демонстрируются пробирки с образцами(газировка, мел+вода, вода+растит.масло, клей) . Обучающиеся с помощью таблицы в тетради определяют вид дисперсной системы.
Преподаватель: Также дисперсные системы можно квалифицировать по величине частиц составляющих дисперсную фазу:
-грубодисперсные с размерами частиц более 100нм (эмульсии, суспензии, аэрозоли);
-тонкодисперсные(коллоидные) с размерами частиц от 100 нм до 1 нм (гели, золи).
1.3. Грубодисперсные системы
Преподаватель: Грубодисперсные системы(взвеси) - это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Дисперсная фаза и дисперсионная среда легко разделяются отстаиванием. Такие системы разделяют на:
1) эмульсии - дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой(молоко, лимфа, нефть);
2) суспензии - грубодисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой(мел+вода, глина+вода);
3) аэрозоли - грубодисперсные системы, в которых дисперсионной средой является газ, а дисперсной фазой могут быть капельки воды или частицы твердого вещества( туман, дым, смерч).
Демонстрация примеров грубодисперсных систем. Преподаватель показывает образцы грубодисперсных систем, а обучающиеся называют к какому из классов взвесей они принадлежат.
Преподаватель: да ребята, вижу вам эта тема очень понравилась, раз вы с такой легкостью определяете что к чему относится.
1.4. Коллоидные системы(работа обучающихся с учебниками)
Преподаватель: Коллоидные системы - это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и дисперсионная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Их подразделяют на золи (коллоидные растворы) и гели (студни). Подробную классификацию вы сейчас прочтете в учебнике на странице 100 и запишите себе в тетрадь.
Обучающиеся в течении 10 минут изучают тему и конспектируют.
Преподаватель: Ребята, что же такое гели? (это коллоидные системы, в которых частицы дисперсной фазы образуют пространственную структуру).
Преподаватель: А какие примеры коллоидных систем вы можете назвать? (мази, пасты, гели для душа, сыр, хлеб и т.д.).
Преподаватель: Все верно. Можно продолжать.
1.5. Тонкодисперсные системы (истинные растворы).
Преподаватель: Истинные растворы - это гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия
1.6. Значение коллоидных систем
Преподаватель: как вы думаете, какую роль в нашей жизни играют дисперсные системы? (обучающие высказывают свои предположения и мысли по этому поводу)
Преподаватель: Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.
Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система в ее связи с поверхностными явлениями.
Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды, легкие, весь желудочно-кишечный тракт и многое другое, без чего немыслима сама жизнь.
-
Первичная проверка понимания обучающимися нового материала
Преподаватель: А сейчас я проверю как вы усвоили новый материал?
-
Что такое дисперсная система?
-
Чем отличается дисперсная фаза от дисперсионной среды?
-
Какая система называется гомогенной?
-
Какая система называется гетерогенной?
Приведите примеры дисперсных систем
-
Закрепление новых знаний
Преподаватель: А закрепим мы ваши знания при помощи теста. (раздается тест и обучающиеся в течении 10 минут отвечают).
Тест:
1. Дисперсная система представляет собой:
А) гомогенную систему, состоящую из двух и более фаз с сильно развитой поверхностью раздела;
Б) гомогенную систему, состоящую из одной фазы со слабо развитой поверхностью раздела;
В) гетерогенную систему, состоящую только из двух фаз с сильно развитой поверхностью раздела;
Г) гетерогенную систему, состоящую из двух фаз и более с сильно развитой поверхностью раздела.
2. Часть системы, отделённая от других её частей поверхностью раздела это.
А) дисперсная фаза
Б) дисперсионная среда
В) мелкие частицы, растворённые в жидкости;
Г) мелкие частицы, растворённые в дисперсионной среде.
3. Дисперсная система, в которой дисперсной фазой является жидкость, а дисперсионной средой - газ:
А) пена б) эмульсия в) дым г) туман
4. Грубодисперсная система, в которой дисперсной фазой является жидкость и дисперсионной средой - жидкость:
А) суспензия б) истинный раствор в) эмульсия г) пена
5. Размеры частиц дисперсной системы в коллоидных растворах:
А) более 500 нмб) более 100 нм в) от 1 до 100 нм г) менее 1 нм
-
Подведение итогов учебного занятия
Преподаватель: Ребята, вы сегодня потрудились на славу. Тема нашего урока вам была понятна и очень понравилась, поэтому все с легкостью справились с тестовыми заданиями.( выставление оценок в журнал)
Преподаватель: Достигнуты ли цели поставленные в начале урока?
Обучающиеся: Да. Мы рассмотрели классификацию, примеры и роль дисперсных систем.
-
Информация о домашнем задании
Преподаватель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: Написать сообщение на тему: «Биологическая и эстетическая роль дисперсных систем в жизни человека»
-
Рефлексия
Продолжи фразу:
-
сегодня я узнал.....
-
сегодня я научился.....
-
было интересно.....
-
я понял, что….
-
я приобрел….
-
теперь я могу….