Разработка урока по теме Дисперсные системы

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ракитянский агротехнологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



теоретического занятия

по дисциплине «Химия»





тема:

Дисперсные системы





ПОДГОТОВИЛА:

преподаватель

Сеитумерова Виолетта Ивановна



Ракитное, 2015

Тема учебного занятия: «Дисперсные системы»

Тип учебного занятия: урок постановки учебной задачи

Целевая аудитория: обучающиеся 2 курса специальности среднего профессионального образования Технология мяса и мясных продуктов

Цели учебного занятия:

  • Содействовать изучению дисперсных систем и их классификации;

  • Создать условия для развития кругозора, логического мышления у обучающихся;

  • Воспитывать ответственность за порученное дело, прививать любовь к дисциплине химия.

Реализуемые педагогические технологии: исследовательские технологии, объяснительно-иллюстративные,

Формы работы обучающихся:фронтальная.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный, работа с информационными источниками.

Продолжительность занятия: 2 часа

Оснащение занятия:компьютер, учебники, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, образцы препаратов бытовой химии, вода, растительное масло.

Информационные источники: Г.Е.Рудзитис Химия 11кл, О.С.Габриелян Химия 11кл, Ю.М.Ерохин Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей.

Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте ребята.

Обучающиеся: Здравствуйте.

Преподаватель: Староста, кто сегодня отсутствует.

Староста: Сегодня нет (перечисляет).

  1. Проверка домашнего задания

Преподаватель: На прошлом уроке мы с Вами изучали тему «Химическая связь». Сейчас я раздам вам тесты, у вас будет 10 минут на ответы.

Часть обучающихся выполняют тестовое задание, а часть отвечают на вопросы преподавателя.

Тест по теме «Химическая связь»

  1. Какой вид химической связи в оксиде бария:

А) ковалентная неполярная

Б) ковалентная полярная

В) металлическая

Г) ионная

  1. Какой вид химической связи в оксиде хлора(7):

А) ковалентная неполярная

Б) ковалентная полярная

В) металлическая

Г) ионная

  1. Какой вид химической связи характерен для меди:

А) ковалентная неполярная

Б) ковалентная полярная

В) металлическая

Г) ионная

  1. Ковалентную полярную связь имеет каждое из двух веществ:

А) оксид натрия и оксид хлора(7)

Б) оксид кремния и аммиак

В) хлорид лития и кислород

Г) сероводород и хлор

  1. Ковалентная неполярная связь образуется между отомом хлора и атомом:

А) углерода

Б) калия

В) водорода

Г) хлора

  1. В соединении натрия с кислородом химическая связь:

А) ковалентная неполярная

Б) ковалентная полярная

В) металлическая

Г) ионная

  1. Веществами с ионной и ковалентной неполярной связью являются соответственно:

А) хлорид натрия и хлор

Б) водород и хлор

В) хлорид меди(2) и хлороводород

Г) вода и магний

  1. Ионная связь характерна для каждого из двух веществ:

А) хлорид калия и хлороводород

Б) хлорид бария и оксид натрия

В) хлорид натрия и оксид углерода(4)

Г) оксид лития и хлор

  1. Химическая связь в хлориде кальция:

А) ковалентная неполярная

Б) ковалентная полярная

В) металлическая

Г) ионная

  1. Какой вид химической связи в молекуле фтора:

А) ковалентная неполярная

Б) ковалентная полярная

В) металлическая

Г) ионная

Теоретические вопросы:

Что такое химическая связь?

Посредством чего образуется ковалентная полярная связь?

Что такое электроотрицательность?

Какую связь называют металлической?

Что представляет собой ионная связь?

Преподаватель: Молодцы, вижу вы хорошо подготовились.


  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Преподаватель: Состояние чистого вещества описывается очень просто - твердое, жидкое, газообразное. Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость, реакционную способность и т.д. Следовательно, в природе и в практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы. Как вы думаете какова тема нашего занятия?

Обучающиеся : дисперсные системы.

Преподаватель: Правильно. А каковы тогда цели нашего урока?

Обучающиеся по очереди называют цели:

  • Рассмотреть классификацию дисперсных систем.

  • Рассмотреть образцы дисперсных систем

  • Определить роль ДС в жизни человека

Преподаватель: Верно, молодцы. Давайте запишем тему урока «Дисперсные системы».

  1. Освоение новых знаний и способов действий

1.1 Понятие о дисперсных системах

Преподаватель: Что же собой представляют дисперсные системы?

Чистые вещества в природе встречаются очень редко. Смеси веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы - дисперсные системы и растворы.

Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объёме другого.

То вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого, называют дисперсной фазой. Она может состоять из нескольких веществ.Вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза, называют дисперсионной средой. Между ней и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы называют гетерогенными (неоднородными).

1.2 Классификация дисперсных систем (работа обучающихся с учебниками)

Преподаватель: И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. В зависимости от сочетания агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы можно выделить 8 видов таких систем.

Преподаватель: В учебнике на странице 96 описана подробная классификация дисперсных систем. Ваша задача все подробно изучить и начертить таблицу классификации в тетрадь.

Обучающиеся в течении 15 минут пишут конспект.

Преподаватель: Вы познакомились с классификацией дисперсных систем. Теперь я буду вам показывать примеры, а вы определите где что находится.

Демонстрация примеров дисперсных систем.

Демонстрируются пробирки с образцами(газировка, мел+вода, вода+растит.масло, клей) . Обучающиеся с помощью таблицы в тетради определяют вид дисперсной системы.

Преподаватель: Также дисперсные системы можно квалифицировать по величине частиц составляющих дисперсную фазу:

-грубодисперсные с размерами частиц более 100нм (эмульсии, суспензии, аэрозоли);

-тонкодисперсные(коллоидные) с размерами частиц от 100 нм до 1 нм (гели, золи).

1.3. Грубодисперсные системы

Преподаватель: Грубодисперсные системы(взвеси) - это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Дисперсная фаза и дисперсионная среда легко разделяются отстаиванием. Такие системы разделяют на:
1) эмульсии - дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой(молоко, лимфа, нефть);
2) суспензии - грубодисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой(мел+вода, глина+вода);
3) аэрозоли - грубодисперсные системы, в которых дисперсионной средой является газ, а дисперсной фазой могут быть капельки воды или частицы твердого вещества( туман, дым, смерч).
Демонстрация примеров грубодисперсных систем. Преподаватель показывает образцы грубодисперсных систем, а обучающиеся называют к какому из классов взвесей они принадлежат.

Преподаватель: да ребята, вижу вам эта тема очень понравилась, раз вы с такой легкостью определяете что к чему относится.


1.4. Коллоидные системы(работа обучающихся с учебниками)

Преподаватель: Коллоидные системы - это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и дисперсионная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Их подразделяют на золи (коллоидные растворы) и гели (студни). Подробную классификацию вы сейчас прочтете в учебнике на странице 100 и запишите себе в тетрадь.
Обучающиеся в течении 10 минут изучают тему и конспектируют.
Преподаватель: Ребята, что же такое гели? (это коллоидные системы, в которых частицы дисперсной фазы образуют пространственную структуру).

Преподаватель: А какие примеры коллоидных систем вы можете назвать? (мази, пасты, гели для душа, сыр, хлеб и т.д.).

Преподаватель: Все верно. Можно продолжать.

1.5. Тонкодисперсные системы (истинные растворы).

Преподаватель: Истинные растворы - это гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия

1.6. Значение коллоидных систем

Преподаватель: как вы думаете, какую роль в нашей жизни играют дисперсные системы? (обучающие высказывают свои предположения и мысли по этому поводу)

Преподаватель: Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.

Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система в ее связи с поверхностными явлениями.

Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды, легкие, весь желудочно-кишечный тракт и многое другое, без чего немыслима сама жизнь.

  1. Первичная проверка понимания обучающимися нового материала

Преподаватель: А сейчас я проверю как вы усвоили новый материал?

  • Что такое дисперсная система?

  • Чем отличается дисперсная фаза от дисперсионной среды?

  • Какая система называется гомогенной?

  • Какая система называется гетерогенной?

Приведите примеры дисперсных систем

  1. Закрепление новых знаний

Преподаватель: А закрепим мы ваши знания при помощи теста. (раздается тест и обучающиеся в течении 10 минут отвечают).

Тест:

1. Дисперсная система представляет собой:

А) гомогенную систему, состоящую из двух и более фаз с сильно развитой поверхностью раздела;

Б) гомогенную систему, состоящую из одной фазы со слабо развитой поверхностью раздела;

В) гетерогенную систему, состоящую только из двух фаз с сильно развитой поверхностью раздела;

Г) гетерогенную систему, состоящую из двух фаз и более с сильно развитой поверхностью раздела.

2. Часть системы, отделённая от других её частей поверхностью раздела это.

А) дисперсная фаза

Б) дисперсионная среда

В) мелкие частицы, растворённые в жидкости;

Г) мелкие частицы, растворённые в дисперсионной среде.

3. Дисперсная система, в которой дисперсной фазой является жидкость, а дисперсионной средой - газ:

А) пена б) эмульсия в) дым г) туман

4. Грубодисперсная система, в которой дисперсной фазой является жидкость и дисперсионной средой - жидкость:

А) суспензия б) истинный раствор в) эмульсия г) пена

5. Размеры частиц дисперсной системы в коллоидных растворах:

А) более 500 нмб) более 100 нм в) от 1 до 100 нм г) менее 1 нм

  1. Подведение итогов учебного занятия

Преподаватель: Ребята, вы сегодня потрудились на славу. Тема нашего урока вам была понятна и очень понравилась, поэтому все с легкостью справились с тестовыми заданиями.( выставление оценок в журнал)

Преподаватель: Достигнуты ли цели поставленные в начале урока?

Обучающиеся: Да. Мы рассмотрели классификацию, примеры и роль дисперсных систем.


  1. Информация о домашнем задании

Преподаватель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: Написать сообщение на тему: «Биологическая и эстетическая роль дисперсных систем в жизни человека»

  1. Рефлексия

Продолжи фразу:

  • сегодня я узнал.....

  • сегодня я научился.....

  • было интересно.....

  • я понял, что….

  • я приобрел….

  • теперь я могу….


© 2010-2022