Рабочая программа по химии по Габриэляну

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Монашевская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского

муниципального района РТ



Согласовано

Заместитель директора школы по УР Никандрова М.В.__________

«____»______________2015года



Утверждена приказом директора Евдокимовым В.В,________

№_____от________-2015года



Рабочая программа учебного предмета

Химия

8 класс базовый уровень

Разработана

Учителем биологии и химии

Первой квалификационной категории

Замалиевой Гульзиян Сафиулловной






2015 -2016 учебный год



Паспорт программы

Класс 8

Учитель Замалиева Г.С.

Количество часов :

Всего 70 часов в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ 5 часов, практических работ 9 часов, лабораторных опытов 13 часов,.


Планирование составлено:

  • -:на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего .образования, утвержденного приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004 года

  • -на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующего Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень )

  • на основе основной общеобразовательной программы для среднего общего образования МБОУ «Монашевская СОШ»

  • на основе учебных программ МБОУ « Монашевская СОШ »Менделеевского муниципального района РТ на 2015 -2016 учебный год

  • на основе инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.07. № 250/7 « О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • на основе инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.03.09 №1532\9 «Об особенностях преподавания химии в условиях перехода на компетентностный подход».



Литература:

учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное - М.: Дрофа, 2015

Дополнительная литература :

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии.-М.:Просвещение ,2005

Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия 8,9,10, 11 классы -Волгоград:Учитель,2004

Рабочая тетрадь.Химия 8 класс.Н.И.Габрусева.Москва «Дрофа» 2010

Химия «Уроки в 8 классе» Н.Н.Гара.Москва»Просвещение

Схемы и таблицы «Весь курс школьной программы»Э.М.Левина. Санкт-Петербург2009

Общая химия Н.Л.Глинка.Москва»Юрайт» 2011

Интернет -ресурсы по усмотрению учителя и учащихся




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.

Основные задачи учебного курса:

Формирование у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Методические особенности изучения предмета:

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;

  • выполнять простые химические опыты;

  • учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве


Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.


Организация обучения


Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.


Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.


Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.




Результаты обучения


Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)


Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.


Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы


За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался

Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное - М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.

- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.

- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.

- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.

Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)

2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».

3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы за курс 8-го класса







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.



Содержание тем учебного курса


Введение - 5 часов
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVIв. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой долихимического элемента в веществе по его формуле.
Тема 1
Атомы химических элементов - 10 часов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов.Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительнаяатомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы какразновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентнаянеполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2
Простые вещества -7 часов
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количествавещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количествомвещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3
Соединения химических элементов - 14 часов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочнойсреде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойстввеществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая иобъемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практические работы
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательнымиприборами.

2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Тема 4
Изменения, происходящие с веществами - 13 часов
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества припостоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятиеоб экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакцияразложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы.
3. Анализ почвы и воды. 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание5. Признаки химических реакций.
Тема 5.
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов -21 час
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимостьэлектропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (И). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практические работы.
6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.




Тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них


Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

5

№1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

№2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.


2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

8


К.р. №1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7



4.

Тема 3.

Соединение химических элементов

15

№3. Анализ почвы и воды.

№4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

К.р. №2

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

11

№5. Признаки химических реакций.


К.р. №3

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

21

№ 6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№8. Решение экспериментальных задач.

К.р. №4


Итоговая контрольная работа

1


К.р.№5


Резервное время

2




Итого

70

8

5


Календарно-тематическое планирование




п/п

Домашнее задание

Тема урока

Дата проведения

Количество часов

Примечание


По плану

По факту



Введение ( 5 часов )



1.

§1, с. 11

упр 3,4,8 письм

Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества

ИКТ Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла

4.09

4.09

1



2.

§2, §3 (составление конспекта)

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

ИКТ

Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

2.Помутнение «известковой воды».


8.09


8.09

1



3.

Изучить

правила

техники

безопасности

Практические работы: №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы

обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

№2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.


11.09.


11..09


1



4.

§4 Выуч. знаки хим элем.наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

ИКТ

15.09

15.09




5

§4,5, упр 1-8, с. 37

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

18.09






Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов)


1

(6)

§6,7, упр 3,5 письм

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

ИКТ Д. Модели атомов химических элементов.

22.09





2-3

(7-8)

§8, упр1-3 письм, с. 52

Ионная связь

Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

25.09





4

(9)

§9, упр1,2 с. 58 письм

Ковалентная связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентнаянеполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы

29.09





5

(10)

§10, упр1-5стр 62,§11,упр2,с. 66

Ковалентная связь.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи

2.10



.


6

(11)

§12, упр3 с. 68

Металлическая химическая связь.

ИКТ

5.10





7

(12)

Подгот.к

контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.

9.10





8

(13)


Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов. Химическая связь»

12.10






Тема 2. Простые вещества (7 часов)


1

(14)

§13,упр5(п) с. 73

Простые вещества - металлы.

ИКТ Д. Коллекция металлов

16.10



.

2

(15)

§14,упр3(п) с. 78

Простые вещества - неметаллы.

ИКТ Д. Коллекция неметаллов

19.10



.


3-4

(1 (16-17)

§15, упр1-5, с. 82

Количество вещества

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль


23.10



.


5-6

(1 18-19)

§16упр1-5,с. 85

Молярный объем газов.

26.10





7

(20)


Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

30.10






Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов)


1


§17, упр1-6 письм,с. 90-91

Степень окисления

ИКТ Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов

10.11


.


2

(22)

§18, упр 1-6 письм,с. 98

Важнейшие классы бинарных соединений.

ИКТ Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака

13.11



.


3

(23)

§19,в1-6(п),с.102

Основания.

ИКТ

Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде

17.11



.


4

(24)

§20в1,3,4(п),с. 107

Кислоты.

ИКТ

Д. Образцы кислот.

Изменение окраски индикаторов в кислой среде.


20.11



5-6

(25-26)

§21,в1-3,с.113;сост.формулы солей

Соли.

ИКТ

Д. Образцы солей

24.11


.


7

(27)

Заполнить табл.в тетради.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

27.11




8

(28)

§22, упр 1-6 устно

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки

ИКТ

Д. Модели кристаллических решеток.

1.12




9

(29)

§23, упр 1-4 устно

Чистые вещества и смеси.

ИКТ

Д. Образцы смесей.

Л.. Разделение смеси речного песка и поваренной соли

4.12


.


10

(30)

Составить отчет.

Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.

8.12




11-12

(31-32)

§24, упр 1-7 письм

Массовая доля компонентов и смеси.

ИКТ

11.12




13

(33)

Составить отчет

Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

15.12




14

(34)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3.

18.12




15

(35)


Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов»

22.12




Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)


1-2

(36-37)

§25, §26, упр 1-6

Явления физические и химические. Химические реакции.

ИКТ

Д.Горения магния

Возгонка йода

Плавление парафина

Л. Окисление меди в пламени спиртовки

Помутнение известковой воды

Получение углекислого газа.

Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом

25.12


.

3

(38)

§27,упр1-4,с. 146

Химические уравнения.

ИКТ



4-5

(39-40)

§28,в1-5,с. 150

Расчеты по химическим уравнениям.



6-7

(41-42)

§29-32в1-6,с.156,

в1,2,с.159, в2-4,с. 164,в 4,6с. 168.

Типы химических реакций.

ИКТ

Д. Химические реакции различных типов.



8

(43)

§33,в. 1-5,с. 173

Типы химических реакций на примере свойств воды.

ИКТ



9

(44)

Составить отчет

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.



10

(45)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.




11

(46)


Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»





Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (21час)

1

(47)

§34,в7(п), с. 192

Растворение как физико - химический процесс. Типы растворов.

ИКТ Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).





2-3

(48-49)

§35,36,в1-5,с. 203


Электролитическая диссоциация

ИКТ

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.



4

(50)

§37, в 1-5,с. 209


Ионные уравнения реакций.

ИКТ

Д. Примеры реакции, идущие до конца.



5

(51)

Составить отчет

Практическая работа №6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.


6-7

(52-53)

§38,в1-6(п),с. 214


Кислоты, их классификация и свойства.

ИКТ

Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот




.

8-9

(54-55)

§39,в 1-5(п),с. 217

Основания, их классификация и свойства.

ИКТ

Л.9. реакции характерные для растворов щелочей

Л.10. получение и свойства нерастворимого основания




.

10-11

(56-57)

§40,в1-5(п),с. 221

Оксиды, их классификация и свойства.

ИКТ

Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов

Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов




12-13

(58-59)

§41,в1-5(п), с. 226

Соли, их свойства.

ИКТ





14

(60)

§42,в1-4(п), с. 228

Генетическая связь между классами неорганических соединений

ИКТ





15

(61)

Составить отчет.

Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.





16

(62)

Закончить ур-я р-й в тетради

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.





17

(63)


Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»





18

(64)

Повторить § 34-42

Анализ контрольной работы.





19-20

(65-66)

§43,в1-8(п),с. 236

Окислительно-восстановительные реакции.

ИКТ





21

(67)

Составить отчет. Подгот. к итог. Контр.раб.

Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач.





22(68)


Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса





23-24

(69-70)


Анализ контрольной работы.

Портретная галерея великих химиков.

ИКТ







Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

  • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

  • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

  • проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

  • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

  • работа выполнена правильно не менее чем "наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

  • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

  • работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

Оценка умений решать расчетные задачи


Отметка «5»:

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

  • в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

  • имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

  • отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

  • работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

Для теста из пяти вопросов

  • Нет ошибок - оценка «5»; одна ошибка - оценка «4»; две ошибки - оценка «3»; три ошибки - оценка «2»

Для теста из 30 вопросов:

  • 25-30 правильных ответов - оценка «5»; • 19-24 правильных ответов - оценка «4»; • 13-18 правильных ответов - оценка «3»;

  • меньше 12 правильных ответов - оценка «2».







Учебно-методический комплекс:

для учителя:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 368с.

  3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 2010 г.

  4. Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. - М.: Дрофа, 2005. - 350с. г.

для учащихся:

  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. - 267с.

  2. Химия в формулах. 8-11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. - М.: Дрофа, 1997. -64с.

  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. - М.: Дрофа, 2009. - 176с.





















1


© 2010-2022