Урок азот и его свойства

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине « Химия»  по теме « Азот и его соединения»   для специальности « Ветеринария» для студентов 1 курсов. В данной работе представлена информация по подготовке. Проведению теоретического занятия с использованием мультимедийной аппаратуры с демонстрацией компьютерной презентации. Предлагаемая разработка урока – семинара интересна своей динамичностью, широтой охвата материала, чередованием видов деятельности: игра, эксперимент, обсуждение, решение задач.             Она может быть использована начинающими преподавателями в работе при изучении дисциплины « Химия»
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Карелия

ГАОУ СПО РК «Сортавальский колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



АЗОТ И ЕГО СВОЙСТВА

По Дисциплине « ХИМИЯ»



Методическая разработка

утверждена на заседании предметной

комиссии зооветеринарных дисциплин


протокол № ___от _____

Председатель комиссии ________Крылова Н.Б.




Сортавала 2012

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине « Химия» по теме « Азот и его соединения» для специальности « Ветеринария» для студентов 1 курсов.

В данной работе представлена информация по подготовке. Проведению теоретического занятия с использованием мультимедийной аппаратуры с демонстрацией компьютерной презентации.

Предлагаемая разработка урока - семинара интересна своей динамичностью, широтой охвата материала, чередованием видов деятельности: игра, эксперимент, обсуждение, решение задач.

Она может быть использована начинающими преподавателями в работе при изучении дисциплины « Химия»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Основная часть

  1. Тема урока……………………………………………………………………..5

  2. Ход занятия…………………………………………………………………….7

2.1.Организационный момент…………………………………………………….7

2.2.Вступительно слово преподавателя………………………………………….7

2.3. Выступления обучающихся…………………………………………………..7

2.4. Практическая часть…………………………………………………………..14

2.5. Проведение игры……………………………………………………………..14

2.6. Решение задач………………………………………………………………...14

2.7. Контроль знаний……………………………………………………………...15

2.8.Домашнее задание……………………………………………………………..15

2.9. Подведение итогов и оценка результатов……………………………………15

3. Заключение………………………………………………………………………15

4. Литература…………………………………………………………………….....16

5. Приложение 1…………………………………………………………………….17

Приложение 2…………………………………………………………………… 20

Приложение 3…………………………………………………………………….21

Приложение 4…………………………………………………………………….22

Приложение 5…………………………………………………………………….23

Введение

Химия - это увлекательная и немного магическая наука.На сегодняшний день химия распространилась почти во все виды деятельности человека: пищевая, фармакологическая, инженерия, медицина и многое другое. Стороной химия не прошла и ветеринарию.

В современной ветеринарии происходит глубокое изучение органической, биоорганической, общей и неорганической химии. Знания, полученные на этих предметах, помогают будущему ветеринару или ветеринарно-санитарному эксперту в его будущей деятельности. Приготовление препаратов, изобретение новых, дозировка лекарств, обширное понятие действия лекарственных средств на организм, а так же реакция самого организма на различные вещества, способы активизации или же пассивации некоторых свойств организма.

Химия очень важна в ветеринарии, так как она вкладывает большую базу знаний о веществах, об их приготовлении и об их действиях. В ветеринарии сталкиваются и органические, и неорганические, и биоорганические вещества, поэтому по всем этим вещам нужно иметь запас знаний, чтобы уметь понимать их воздействие, как на организм, так и друг друга. Будущему ветеринару или ветеринарному эксперту придется очень часто иметь дело с таким родом работы, особенно последнему.

Так как ветеринарный эксперт зачастую находится в лаборатории и проводит анализ над продуктами животноводческой деятельности и поэтому он обязан очень хорошо и подробно изучить всю химию и все ее направления, ведь от этого зависти не только его профессиональная судьба, но и судьба людей, которые будут уверены в его компетенции.

Будущие ветеринарные специалисты должны знать особенности строения, свойства и способы получения, области применения, особенно в медицине, а также биологическое значение азота и его соединений. Эти знания им пригодятся при изучении дисциплины « Биология» в разделе « Химический состав клетки», Экологии в разделе

« Круговорот веществ в природе», а также « Химии» в разделе « Азотсодержащие соединения».

Для лучшего усвоения теоретического материала преподавателю необходимо иметь в наличии большое количество наглядного материала, подчистую он часто бывает морально устаревшим, поэтому чтобы охватить большое количество демонстрационного материала, необходимо его систематизировать, это стало возможно при помощи компьютерных технологий, возможностей Интернета и офисной технике. Компьютерная презентация позволяет активизировать мышление и память, выявляет глубину знаний. Широту кругозора, профессиональную грамотность студентов, позволяют привить профессиональные умения и навыки.

Изложенные в методических рекомендациях общие принципы проведения занятия помогут организовать и провести занятия по новым темам, если это будет целесообразно по условиям места, времени и требованиям производства.

Основная часть

1.Тема

Азот и его соединения»

1.1Цель написания методической разработки

В помощь начинающему преподавателю в проведении теоретического занятия в условиях колледжа.

1.2.Подготовительная работа

Для проведения теоретического занятия требуется следующая подготовительная работа

Составление плана занятия

Подбор наглядного материала

Оформление компьютерной презентации

Подготовить мультимедийную аппаратуру

Приготовить реактивы для качественных реакций

1.3 Мотивация занятия

Преподаватель должен:

Помочь обучающимся углубить и закрепить теоретический материал по теме « Азот и его соединения»

Помочь обучающимся расширить свои знания в области химии

Научиться проводить химический эксперимент

Научиться пользоваться дополнительной литературой для самообразования

Научиться готовить презентации и выступать перед аудиторией

1.5 План проведения занятия

Теоретическое занятие № 33

Группа 411 « Ветеринария»

Тема « Азот и его соединения»

Цель: Повторение и углубление знаний о химических и биологических свойствах азота и его соединений.

Цели:

Образовательные: закрепить знания учащихся о биологических, химических, физических свойствах азота и его соединений, их нахождении в природе, применении; закрепить умения записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства соединений азота

Развивающие:

-развивать умения анализировать и делать выводы;

-способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине

-развивать умения применять полученные знания

-совершенствовать умение работать с лабораторным оборудованием и реактивами

Воспитательные:

-развитие в студентах чувства ответственности и коллективизма

- формирование научно-материалистического мировоззрения;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, умения вести диалог.

Тип занятия - повторение и углубление знаний

Вид урока - семинар

Место проведения: Кабинет «Химии» ГАОУ СПО «Сортавальский колледж»

Материальное оснащение занятия:

  • таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева»,

«Основные классы неорганических соединений»,

«Взаимодействие азотной кислоты с металлами»;

« Разложение солей азота»

  • Инструкционные карты

  • Компьютер

  • мультимедийная аппаратура

  • компъютерная презентация

Межпредметные связи:

Общая биология. Экология

Тема: «Химический состав клетки»

« Круговорот азота в природе»

2.Ход занятия

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Вступительное слово преподавателя 3 мин.

  3. Выступления обучающихся -50 мин

  4. Химический эксперимент -15 мин

  5. Игра « Кто быстрее» - 5 мин

  6. Решение задач -10 мин

  7. Контроль знаний -10 мин

  8. Домашнее задание - 2 мин.

  9. Подведение итогов и оценка результатов - 5 мин.

Методика проведения занятия

2.1. Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся. Проверяет готовность студентов к занятию, отмечает в классном журнале отсутствующих. Преподаватель открывает компъютерную презентацию.

2.2 Вступительное слово преподавателя.

Тема сегодняшнего семинара « Азот и его соединения» (слайд 1)

Цель: Повторить и углубить знания о химических и биологических свойствах азота и его соединениях.

Сегодня перед нами стоит проблема, которую мы должны решить: « Азот: бесжизненный элемент или важная составная часть жизни на Земле?» (слайд 2)

Будем рассматривать не только химические свойства азота и его соединений, но и их биологическую роль, взаимосвязь с живыми организмами.

Наш семинар хочу начать с высказывания ученого Д.Н. Прянишникова « Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы»

( слайд 3)

Дома вы самостоятельно разбирали вопросы и готовили презентации с выступлениями. И так темы,которые мы должны повторить ( слайд 4)

2.3. Повторение материала.

Выступления обучающихся:

  1. История открытия азота и нахождение в природе (слайд 5)

Азот был открыт почти одновременно несколькими исследователями. Кавендиш получил азот из воздуха (1772), пропуская последний через раскаленный уголь, а затем через раствор щелочи для поглощения углекислоты. Кавендиш не дал специального названия новому газу, упоминая о нем как о мефитическом воздухе (лат. - mephitis - удушливое или вредное испарение земли).

Официально открытие азота обычно приписывается Резерфорду, опубликовавшему в 1772 г. диссертацию «О фиксируемом воздухе, называемом иначе удушливым», где впервые описаны некоторые химические свойства азота ( слайд1)

Слайд 6 В эти же годы Шееле получил азот из атмосферного воздуха тем же путем, что и Кавендиш. Он назвал новый газ испорченным воздухом (Verdorbene Luft). Пристли (1775) назвал азот флогистированным воздухом (Air phlogisticated). Лавуазье в 1776-1777 гг. подробно исследовал состав атмосферного воздуха и установил, что 4/5 его объема состоят из удушливого газа (Air mofette).
Лавуазье предложил назвать элемент «азот» от отрицательной греческой приставки «а» и слова жизнь «зоэ», подчеркивая его неспособность поддерживать дыхание. В 1790 году для азота было предложено название «нитроген» (nitrogene - «образующий селитру»), что и стало в дальнейшем основой международного названия элемента (Nitrogenium) и символа азота - N.

НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ (слайд 7)

Азот - один из самых распространенных элементов на Земле, причем основная его масса (около 4*1015 т.) сосредоточена в свободном состоянии в атмосфере. В воздухе свободный азот (в виде молекул N2) составляет 78,09% по объему (или 75,6% по массе), не считая незначительных примесей его в виде аммиака и окислов. Над каждым гектаром земной поверхности «висят» 8 тысяч тонн азота. Среднее содержание азота в литосфере 1,9*10-3% по массе. Из природных минералов, содержащих связанный азот, - наиболее известны - хлористый аммоний NH4CI , чилийская селитра - NaNO3 и калийная селитра КNO3.. Небольшие количества связанного азота находятся в каменном угле (1 - 2,5%) и нефти (0,02 - 1,5%), а также в водах рек, морей и океанов. Азот накапливается в почвах (0,1%) и в живых организмах (0,3%)

В белке животных и человека содержится 16 - 17% азота.

Вопросы.

  1. « Азот и его свойства»)

( Слайд 8)Азот - элемент V группы, главной подгруппы, 2-го периода. Его порядковый номер - 7, относительная атомная масса - 14. Число электронов в атоме - 7, число протонов в ядре - 7, число нейтронов в ядре - 7. Схема строения атома:

7N 2е 5е

Атом азота имеет три неспаренных электрона. Наиболее характерные степени окисления: -3, -2, -1, +2, +3, +4, +5, 0

( слайд 9) В свободном состоянии азот существует в виде двухатомной молекулы N2.

Азот - бесцветный газ не имеющий запаха и весьма мало растворимый в воде. Он немного легче воздуха.. Кипит жидкий азот при -195,8°С, а затвердивает в снегообразную массу при -210°С. Наиболее характерные степени окисления: -3, -2, -1, +2, +3, +4, +5, 0

( слайд 10)Химические свойства

при обычной температуре азот реагирует только с литием: 6Li + N20= 2Li3N

с остальными металлами реагирует при высоких температурах: 3Mg + N20= MgЗN2-3;
2Аl + N2 = 2АlN.

Реагирует c водородом (500 °C, kat, p):

N2+ 3H2 = 2NHЗ, здесь азот также окислитель.

При высокой температура (электрическая дуга, 3000-4000 °C) взаимодействует с кислородом воздуха: N2+ O2 = 2NO (в природе - во время грозы).

( слайд 11)Получение.

1. В промышленности азот получают путем сжижения воздуха с последующим испарением и отделением азота от других газовых фракций воздуха. Полученный азот содержит примеси благородных газов (аргона).

2. В лаборатории получают чистый азот термическим разложением нитрата аммония:

Урок азот и его свойства

( слайд 12)ПРИМЕНЕНИЕ

Азот применяется для синтеза аммиака,

  • получения удобрений, взрывчатых веществ,

  • для создания инертной среды в электротехнике,

  • наполнения электрических ламп накаливания

  • и свободного пространства в ртутных термометрах)

  • в медицине, а также для заполнения теннисных мячей.

  • Создание инертной атмосферы

  • Жидкий азот применяется также в охладительных системах.

Что можно сказать о химической активности азота? (для азота характерна инертность или малая химическая активность - это обусловлено строением его молекулы. Чтобы разрушить молекулу азота, необходимо затратить очень большую энергию - 954,6 кДж/моль. Без разрушения молекулы азот в химическую связь не вступит).

Какие свойства азота лежат в основе применения?

(Имея низкую температуру кипения и являясь инертным веществом, жидкий азот широко применяется в холодильных установках в качестве хладагента. Инертность, нетоксичность и невзрывоопасность жидкого азота позволяет использовать данное вещество в пищевой промышленности и во многих других сферах деятельности. Так, жидкий азот широко применяется в криотерапии и косметологии, позволяя достигать высоких результатов в лечении многих заболеваний.

  1. Аммиак и его соединения

(слайд 13)Аммиак - одно из важнейших соединений азота. Формула NH3. Молекула образована ковалентной полярной связью

Слайд 14. (Аммиак при обычных условиях - газ с резким и неприятным запахом. Аммиак ядовит! При 200C в воде растворяется 700л аммиака. Полученный раствор называют аммиачной водой. Из-за такой растворимости аммиак нельзя собирать и хранить над водой.

( слайд 15)аммиак - активный восстановитель. Такое свойство у него за счёт атомов азота, имеющих степень окисления «-3». Восстановительные свойства азота наблюдаются при горении аммиака на воздухе. Так как для азота наиболее устойчивая степень окисления - 0, то в результате этой реакции выделяется свободный азот.
Если в реакции горения использовать катализаторы (платину Pt и оксид хрома Cr2O3), то получают оксид азота.
4NH3 + 5 O2 -> 4NO + 6H2O
Аммиак может восстанавливать металлы из их оксидов. Так реакцию с оксидом меди используют для получения азота.
2NH3 + 3CuO -> 3Cu + N2 + H2O

Аммиак обладает свойствами оснований и щелочей. При растворении его в воде образуется ион аммония и гидроксид-ион. При этом соединения NH4OH - не существует! Поэтому формулу аммиачной воды лучше записать, как формулу аммиака!
Основные свойства аммиака проявляются также и в реакциях с кислотами.
NH3 + HCl -> NH4Cl (нашатырь)


( Слайд16)Получение аммиака в лабораторных условиях производят из смеси твёрдого хлорида аммонии (NH4Cl) и гашенной извести. При нагревании интенсивно выделяется аммиак.
2NH4Cl + Ca(OH)2 -> CaCl2 + 2NH3 + 2H2O

( слайд17)В промышленности получение аммиака связано с прямым его синтезом из простых веществ. Как уже отмечалось, источником азота служит воздух, а водород получают из воды.
3H2 + N2 -> 2NH3 + Q

( слайд 18)Применение аммиака

Аммиак относится к числу важнейших продуктов химической промышленности, ежегодное его мировое производство достигает 150 млн. тонн. В основном используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды (по аммиачному методу) и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя.

В холодильной технике используется в качестве холодильного агента (R717)

( слайд 19)В медицине 10% раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно - невралгии, миозиты, укусы насекомых, обработка рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).

Какие свойства проявляет аммиак при нагревании? ( При нагревании аммиак проявляет восстановительные свойства. Так, он горит в атмосфере кислорода, образуя воду и азот).

Может ли аммиак отрицательно влиять на организм человека? ( Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы).

  1. Роль азота в организме человека. Круговорот азота в природе.

( Слайд 20)

Азот - один из элементов-органогенов (т.е. из которых в основном состоят все органы и ткани), массовая доля которого в организме человека составляет до 2,5%. Азот является составной частью таких веществ, как аминокислоты

(а, следовательно, пептидов и белков), нуклеотиды, гемоглобин, некоторых гормонов и медиаторов.

Азот необходим для процессов обмена веществ. Все важнейшие части клеток (цитоплазма, ядро, оболочка и др.) построены из белковых молекул.

Белки - необходимая составная часть питания человека и животных.

Из организма азот выводится вместе с мочой, калом, выдыхаемым воздухом, а также с потом, слюной и волосами.

Отсутствие или недостаток соединений азота в пище вызывает серьезные заболевания. Избыток их токсичен для живого организма.

Последствия дефицита азота

  • Многочисленные расстройства, отражающие нарушения обмена белков, аминокислот, азотсодержащих соединений и связанных с азотом биоэлементов (дистрофия, отеки, различные иммунодефициты, апатия, гиподинамия, задержка умственного и физического развития и пр.).

Слайд 21.Азот - один из основных элементов, необходимых для жизнедеятельности растений.

Растения поглощают азот из почвы в виде растворимых нитратов и солей аммония (NH4+). Соли транспортируются в стебли и листья, где в процессе биосинтеза очень быстро превращаются в аминокислоты и белки - неотъемлемую часть любого живого организма.

Азот составляет 0,3-4,5% от массы растения. Он усиливает рост стеблей и листьев. При недостатке азота замедляется рост растения, образование хлорофилла, листья приобретают бледно-зеленую окраску и преждевременно желтеют, стебли становятся тонкими и слабо ветвятся, вновь образующиеся листья мельчают, цветки, не раскрываясь, засыхают и опадают. При длительном азотном голодании бледно-зеленые листья приобретают желтый, оранжевый или красный оттенки.

Нормальное азотное питание повышает продуктивность растений

  1. Это определяет возраст растения и его органов, уровень снабжения углеводами, перемещения продуктов синтеза, обеспечения фосфором, серой, калием, кальцием и микроэлементами. При усиленном азотном питании улучшается качество урожая кормовых культур и увеличивается содержание белка в зерне

Круговорот азота в природе( слайд 22)


  1. Во время разряда молний некоторое количество азота и кислорода в атмосфере соединяются с образованием оксидов азота. Они растворяются в воде, образуя разбавленную азотную кислоту, которая образует нитраты в почве.

  2. Атмосферный азот под действием особых бактерий превращается в нитраты. Некоторые из таких бактерий присутствуют в почве, другие в узелках корневой системы клубеньковых растений (бобовые).

3. Нитраты также вносятся в почву в форме удобрений. Растения усваивают нитраты из почвы через корневую систему. После смерти растений и животных их белки разлагаются, образуя соединения аммония. Эти соединения превращаются гнилостными бактериями в нитраты, которые остаются в почве и азот, который возвращается в атмосферу.

4 Все эти процессы являются составными частями круговорота азота в природе

Могут ли быть опасными соединения азота в организме?

Наиболее опасно, когда азот поступает в значительных количествах в организм человека в составе токсичных веществ, например, нитратов и нитритов

  1. Оксиды азота

( слайд 23)Азот образует пять типов оксидов: несолеобразующиеN2O NO

и солеобразующие N2O3 NO2 N2O5

Оксид азота(I) N2O (слайд 24)

Несолеобразующий оксид. При нагревании разлагается на азот и кислород. При высоких концентрациях N2O возбуждает нервную систему («веселящий газ»). В медицине N2O применяют как слабое средство для наркоза.

NO Оксид азота (II)( слайд 25)

Несолеобразующий оксид.

Бесцветный газ, не имеет запаха. В воде малорастворим. Образуется из азота и кислорода при сильных электрических разрядах (например, во время грозы в воздухе) или при высокой температуре:

N2 + O2 à 2NO

В лаборатории: Сu + HNO3 == Cu(NO3)2 + NO + H2O


N2O3 Оксид азота(III) ( слайд26)

Кислотный оксид:

темно-синяя жидкость, неустойчивая при обычных условиях, взаимодействует с водой, образуя азотистую кислоту HNO2.

Разлагается: N2O3 = NO + NO2

NO2 Оксид азота (IV) ( слайд 27)

Кислотный оксид:

Носит название «лисий хвост» - бурый газ, токсичен, тяжелее воздуха, легко сжижается. Имеет характерный запах. Хорошо растворяется в воде.

Урок азот и его свойства

Раздражает дыхательные пути, при больших концентрациях появляется отёк легких.

N2O5 Оксид азота(V) (слайд 28)

Кислотный оксид:

(азотный ангидрид) - бесцветное кристаллическое вещество, легко разлагается на NO2 и О2. Сильный окислитель. В воде легко растворяется с образованием азотной кислоты HNO3.

Легко разлагается (при нагревании - со взрывом):

2N2O5 == 4NO2 + O2

Где применяются оксиды азота? (анестезирующее средство, для производства азотной кислоты и ее солей)

Какие агрегатные состояния характерны для оксидов азота?

  1. Азотная кислота и ее свойства

Азотная кислота ( слайд29)

По основности:

одноосновная

По содержанию «О»:

кислородсодержащая

По растворимости в воде:

растворимая

По стабильности:

нестабильная

По летучести:

летучая

По степени диссоциации:

сильная

( слайд 30)Чистая азотная кислота HNO3-бесцвет­ная жидкость плотностью 1,51 г/смУрок азот и его свойства при - 42 °С застывающая в прозрачную кристаллическую массу. На воздухе она, подобно кон­центрированной соляной кислоте, «дымит», так как пары ее обра­зуют с 'влагой воздуха мелкие капельки тумана.В небольших количествах она образуется при грозовых разрядах и присутствует в дождевой воде.

Правила обращения с концентрированной азотной кислотой

  • Работать в резиновых перчатках!

  • Берегись ожога!

  • При попадании кислоты на кожу место поражения быстро промыть большим количеством воды!

(Слайд 31)

Взаимодействует С основными оксидами

С основаниями (нерастворимыми)

С растворимыми основаниями

C солями (более слабых кислот)

( Слайд 32).Характерным свойством азотной кислоты является ее ярко выраженная окислительная способность. Азотная кислота-один из энергичнейших окислителей

Азотная кислота действует почти на все металлы (за исключением золота, платины, тантала, родия, иридия), превращая их в нитраты, а некоторые металлы-в оксиды.

(слайд 33)Концентрированная HNO3 пассивирует некоторые металлы.

Выступая в качестве окислителя, НNО3 может восстанавливаться до различных продуктов:

Урок азот и его свойства

При действии азотной кислоты на металлы водород, как пра­вило, не выделяется!

( слайд 34)При окислении неметаллов концентрированная азотная кисло­та, как и в случае металлов, восстанавливается до NO2, например

Урок азот и его свойства
Более разбавленная кислота обычно восстанавливается до NO, например:

Урок азот и его свойства

Слайд 35. Азотная кислота - одно из важнейших соединений азота: в больших количествах она расходуется в производстве, азотных удобрений, взрывчатых веществ и органических красителей, слу­жит окислителем во многих химических процессах, используется в производстве серной кислоты по нитрозному способу, применяется для изготовления целлюлозных лаков, кинопленки.

(Первая помощь при попадании кислоты на кожу?

Брызги азотной кислоты следует смывать большим количеством воды, а ещё лучше смачивать раствором соды.

Что такое царская водка? ( Смесь азотной и соляной кислот)

Возможны ли случаи выпадения кислотных дождей в Карелии?

На территории Карелии в результате выпадения кислотных дождей (с рН менее 4,7) отмечены частые случаи закисления многих озер, что вызвало сокращение запасов лососевых и сиговых рыб.

Слайд 36 Cоли азотной кислоты называются нитратами. Все они хо­рошо

растворяются в воде. при нагревании разлагаются с выде­лением кислорода.

получают при действии кислоты на металлы, их оксиды и гидроксиды.

Селитры - соли азотной кислоты и щелочных металлов.

нитрат натрия Урок азот и его свойства

или натриевая селитра, иногда назы­ваемая также чилийской селитрой встречается в большом количе­стве в природе только в Чили.

Нитрат калияУрок азот и его свойства

или калийная селитра, в небольших ко­личествах также встречается в природе

Обе эти соли используются в качестве удобрений, причем нит­рат калия содержит два необходимых растениям элемента: азот и калий.Нитраты натрия и калия применяются также при стекло­варении и в пищевой промышленности для консервирования про

­дуктов.

Нитраты при нагревании разлагаются с выде­лением кислорода (слайд37)

( слайд 38) Соли аммония проявляют общие свойства солей

Нитра́т аммо́ния (аммонийная (аммиачная) селитра) - химическое соединение NH4NO3, применяют как азотное удобрение и для изготовления взрывчатых веществ - аммонитов;

Сульфат аммония (NH4)2SO4 - как дешёвое азотное удобрение

Хлорид аммония (нашатырь) NH4Cl - в гальванических элементах (сухих батареях), при пайке и лужении, в текстильной промышленности, как удобрение, в ветеринарии.


2.4Практическая часть

Работа в группах по инструкционным картам - проведение качественных реакций на соли аммония (приложение5 , стр. 23)


  1. Игра « Кто быстрее» (слайд 39 - 40)

Перед вами 5 оксидов азота, ниже перечислены характеристики этих оксидов. Вам необходимо заполнить таблицу. Разместите цифры, соответствующие характеристикам оксидов азота, в таблице под соответствующими формулами:

N2O

NO

N2O3

NO2

N2O5

  1. Решение задач (слайд 41)

Задания. Осуществить цепочку превращения.

А)N2"NH3"NO"NO2 "HNO3 " Cu(NO3)2

N2 + 3 H2"2NH3

2NH3+2,5O2"2NO + 3H2O*2

4 NH3+5O2"4NO + 6H2O

2NO + O2"2NO2

NO2 +O2 + H2O"HNO3

8HNO3 + 3Cu" 3Cu(NO3)2 + 2NO +4H2O

Задача (слайд 42)

Сколько литров нитрата аммония потребуется для получения оксида азота ( I) объемом 2 л ?

NH4NO3" N2O + 2 H2O

Задача (слайд 43)

2.7 Контроль знаний. Выполнение теста.

2.8. Домашнее задание.

Осуществить цепочку превращения.

NH4CI " X1 " NH4NO3 " N2 " NO2

2.9Подведение итогов и оценка результатов.

О чем идет речь в следующих утверждениях?

Газ без цвета и запаха

Молекула двухатомна

Содержание в воздухе 78%

Химически малоактивен

Является составной частью белков

Участвует в круговороте веществ в природе

( угадали - речь идет об азоте - элементе и простом веществе)

Мы доказали - азот - один из главных элементов жизни на земле.

Вспомним девиз нашего семинара « Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы»

Преподаватель проводит анализ проделанной работы, отмечает положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Итогом теоретического занятия является оценка по пятибалльной системе с учетом работы студента, записей в тетради, а также выполнения теста.



3.Заключение

Теоретические занятия, проводимые с использованием новых компьютерных технологий и аппаратуры, позволяет обобщить материал, сделать его более наглядным, доступным широкой аудитории.

Данный материал может быть использован для самоподготовки студентов по изложенной теме, т.к. изложен в электронном виде.

4.Литература.


  1. Артеменко А.И. Органическая химия [Текст]: научно-методическая литература - М.: «Высшая школа»,1994 г. - 127 с.

  2. Ахметов Н. С., Общая и неорганическая химия. 5-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003

  3. Верзейм Д., К.Окслейд и др. Химия. Школьный иллюстрированный справочник [Текст]: справочная литература - М.: «Росмэн», 1995 г. - 374 с.

  4. Гусакова Н. В., Химия окружающей среды. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

  5. Исидоров В. А., Экологическая химия. СПб:Химиздат, 2001

  6. Некрасов Б. В., Основы общей химии, т. 1, М.: «Химия», 1973

  7. Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д., Как были открыты химические элементы - М.: Просвещение, 1980

  8. Химия. Справочные материалы. Под. ред. Ю.Д.Третьякова [Текст]: справочная литература - М.: «Просвещение», 1999 г. - 76 с.





5. Приложение 1


Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства


Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства


Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Урок азот и его свойстваУрок азот и его свойства

Приложение 2

Выберите один правильный вариант ответа


1.Электронная формула атома азота:

а)2S2 2P6

б)2S22P3

в)3 S23P3

Г) 2S2 2P5


2.Степень окисления -3 азот проявляет в соединении:
а) NH3
б) NO
в) НNO3
г) NaNO2

3.Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции горения аммиака равен:
а) 2
б) 3
в) 5
г) 4

4.Аммиак в промышленности получают…
а)N2 + 3H2 = 2NH3
б)4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
в) N2O5 + H2O = 2HNO3
г) NaNO3(K) + H2SO4(K) = NaHSO4 + HNO3

5.Бурый газ, дающий при растворении в воде кислую среду, - это
а) NO
б)NH3
в)NO2
г) N2О5

6.Азотная кислота может взаимодействовать с каждым веществом из группы:
а) CaO, CO2, NaOH, Zn
б) MgO, Fe(OH)3, Cu, Na2CO3
в) Н2SO4, Na2CO3, NaOH, Fe
г) NаNO3, CaCO3, Ca, CaO

7. Концентрированная азотная кислоты реагирует с медью с образованием:
а) воды и нитрата меди (II)
б) нитрата меди (II) и водорода
в) нитрата меди (II), воды, оксида азота (I)
г) нитрата меди (II), воды и оксида азота (IV)

8. Коэффициент перед формулой соли в уравнении реакции
Mg +HNO3 = NO + … + H2O равен…
а)3 б)4 в)6 г)8

Приложение 3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ С МЕТАЛЛАМИ

Металлы

Концентрированная кислота

HNO3 > 60%

Разбавленная кислота

HNO3 от 30 % до 60%

Очень разбавленная кислота

HNO3 < 30%


Активные

Li - Zn


NO, NO2


NO2, N2

N2O


3

Соли аммония



Средней активности

Cr - Sn


Не реагируют (пассивируют)


NO, NO2

N2O, NН3



NO, NO2

N2O, NН3


Малоактивные

Pb - Ag


NO2


NO


-



Благородные

Au, Pt



-

-

-

Приложение 4

Реакции разложения солей азота (нитратов)



MeNO3  MeNO2 + O2 до Mg


MeNO3  MeO + NO2 + O2 от Mg до Pb


MeNO3  Me + NO2 + O2 после Cu


Ряд активности металлов

(электрохимический ряд напряжения металлов)





Li K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Co Ni Sn Pb (H2) Cu Hg Ag Pt Au


Приложение 5

Химический эксперимент

Тема: Качественные реакции на соли аммония.

Цель: исследовать качественные реакции на катионы и анионы солей


Приборы и реактивы: Штатив с пробирками, пробиркодержатель, растворы: нитрата серебра, хлорида бария, хлорида аммония, сульфата аммония, реактив Несслера, спиртовка, спички, лакмусовая бумага.

Ход работы:

Аналитическая реакция сульфат-иона, SO42-

1. Реакция с хлоридом бария. Анион SO42- с катионом Ba2+ образует белый кристаллический осадок сульфата бария BaSO4 , нерастворимый в минеральных кислотах:

Ba2+ + SO42- BaSO

Выполнение реакции: поместите в пробирку 4-5 капель раствора сульфата аммония (NH4)2SO4) и добавьте к нему 2-3 капли раствора хлорида бария BaCl2.
Запишите наблюдение и уравнение реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде.

Качественная реакция на ион аммония.

1.В пробирку налейте 0,5 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 0,5 мл раствора хлорида аммония. Нагрейте до кипения. В выделяющиеся пары внесите полоску влажной лакмусовой бумажки, отметьте изменение ее цвета и появление резкого запаха.

Напишите в молекулярной и ионной форме уравнения происходящих реакций, дайте названия веществам.

2. Реакция с реактивом Несслера. Реактив Несслера (смесь K2[HgI4] и КОН) образует с катионами NH4+ осадок красно-коричневого цвета [OHg2NH2]I:

NH4+ + 2 [HgI4]2- + 4 OH- [OHg 2NH2]I + 7 I- + 3 H2O

Выполнение реакции: на предметное стекло или в пробирку поместите 1-2 капли раствора соли аммония и прибавьте к нему 2-3 капли реактива Несслера.
Запишите наблюдения и уравнение реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде.

РЕЦЕНЗИЯ

На методическую разработку урока « Азот и его соединения» по дисциплине «Химия»


Автор: Степанова Н.В., преподаватель ГАОУ СПО « Сортавальский колледж»


Представленная разработка имеет краткую аннотацию, оглавление, введение, основную часть, включающую план урока, заключение, литературу и приложение.

В краткой аннотации показано предназначение данной разработки. Во введении автором отмечено значение данной темы для подготовки будущих ветеринарных специалистов, подчеркнуто наиболее яркое достоинство данной разработки: большое количество наглядного материала, представленного средствами компьютерных технологий.

В основной части разработки представлен непосредственно план урока. План составлен в соответствии с основными требованиями к его составлению, включает в себя все необходимые элементы. Структура плана достаточно четкая.

Содержание соответствует теме занятия. Изложение материала сопровождается красочными иллюстрациями презентации. Это обогащает материал и облегчает его восприятие.

Предлагаемая разработка урока интересна своей динамичностью, широтой охвата материала, чередованием видов деятельности: игра, эксперимент, обсуждение, решение задач.

Данная методическая разработка, действительно, может быть использована в работе преподавателей химических дисциплин, так как позволяет организовать успешное проведение занятия, нацеленного на закрепление студентами глубоких теоретических знаний об азоте и его соединениях.

Таким образом, предлагаемая методическая разработка урока « Азот и его соединения» по дисциплине « Химия» может быть рекомендована к использованию в данном образовательном учреждении.

Рецензент: Крылова Н.Б., председатель

предметной комиссии

зооветеринарных дисциплин


24.12.2012.


© 2010-2022