Сценарий внеклассного мероприятия по химии Школа юных изобретателей

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Верхнегородковская СОШ»













Школа юных изобретателей

Интеллектуальная игра









Автор: Чугайнова Марина Александровна,

учитель химии I квалификационной категории





Сценарий внеклассного мероприятия по химии

«Школа юных изобретателей».

Возраст участников: 8-11 класс, 4 команды. За неделю до игры классы получают задание приготовить сообщения, связанные с темой игры.

Оборудование для проведения игры: мультимедийный проектор, ноутбук, штативы для пробирок, пробирки с нефтью, кристаллизаторы с водой, стеклянные палочки.

  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас в школу юных изобретателей (слайд № 1). У вас, очевидно, возникает вопрос, что же придётся изобретать? Но сначала узнаем значение слова изобретатель? (сообщение 8 класс)

  2. А что может заставить человека стать изобретателем? Какая - то проблема, поставленная перед ним задача. Сегодня мы с вами будем решать изобретательские задачи, в которых потребуется ваша смекалка, фантазия, эрудиция, нестандартность мышления. Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию послужат слова А. Суворова «Непреодолимого на свете нет ничего», и думаю, что со всеми заданиями вы успешно справитесь. (Представление жюри).

  3. Давайте определимся с темой нашего занятия. Для этого я хочу предложить вам такое задание: как вы думаете, что изображено на слайде? (слайд №2)

  4. Демонстрация слайдов №3-5.

  5. Как вы уже поняли, тема нашего занятия связана с нефтью, почему именно этой теме мы сегодня уделяем такое внимание? (слайд №6)

  6. Открытие нефти в посёлке Верхнечусовские Городки в 1929 году (сообщение 11 класс).

  7. Слова председателя главного геологического комитета: «Нефть на Урале - это даже не утопия - это очередная авантюра Губкина, как и его курское железо». Академик Иван Михайлович Губкин - создатель советской нефтяной геологии, изучал состав городковской нефти (демонстрация образца городковской нефти).

  8. А что же такое нефть, и какие у неё свойства? (сообщение 10 класс).

  9. Ещё одной причиной стали участившиеся аварии на нефтехимических предприятиях и при перевозке нефти, которые приводят к загрязнению окружающей среды. Сегодня мы поговорим с вами об экологических катастрофах, связанных с нефтью и о путях их ликвидации (слайд №7).

  10. Кто-то из вас может привести пример таких аварий? 07.02.2010г. в Бурятии, недалеко от г.Улан-Уде 4 цистерны с нефтью опрокинулись, разлилось 6 тонн нефти, 30 кв.м. (информация СМИ).

  11. Примеры экологических катастроф (слайды 8-14).

  12. Давайте сейчас посмотрим, что происходит с нефтью, когда она попадает в воду во время аварии. Для этого у вас на столах находятся пробирки с нефтью, кристаллизаторы с водой, стеклянные палочки.

  13. Чем опасны нефтяные пятна? (сообщение 9 класс)

  14. Давайте попытаемся избавиться от этих пятен при помощи...( на столах учащихся: ложка (8 класс), вата (9 класс), губка (10 класс), порошок из пробки (11 класс). Ваши наблюдения?

  15. Учащиеся проводят исследование и представляют устный отчёт о результатах работы.

  16. А вот теперь мы непосредственно подошли к теме занятия - решению изобретательских задач экологического содержания. Существует такая крылатая фраза "Нужда - мать изобретения" (слайд №15).

  17. Вам будут предложены задачи, решения которых были найдены изобретателями. Если команда не предлагает решения - 0 баллов, за любое предложенное решение - 3 балл, за решение, близкое к решению изобретателя - 5 баллов. Побеждает команда, набравшее большее количество баллов. (слайды 16-23).

  18. Жюри подводит итоги игры. Грамоты 1-3 место, сертификат участия 4 место.

  19. Рефлексия. Заполнение учащимися листка впечатлений.



Листок впечатлений.

Класс


1.Что дала вам работа на занятии?


2.Чем ценен для вас изучаемый материал?


3. Ощущаете ли вы состояние усталости или удовольствие от занятия?


4. Ваши пожелания.


Примечание.

  1. В качестве проблемы учащимся предлагается определить, что изображено на фотографии (слайд №2). Учащиеся выдвигают разные гипотезы, затем из текста на слайде узнают, что это нефтяная скважина. Слайды № 3-5 демонстрируют, как в Индонезии приспособились добывать нефть и делать из неё бензин.

  2. Слайд №6 напоминает учащимся, где и когда происходила первая нефтедобыча на Урале, и показывает роль малой родины в истории и достижениях страны.

  3. Учащиеся знают, что добыча и транспортировка нефти часто сопровождается авариями и приводят к загрязнению окружающей среды. Слайды № 7-14 демонстрируют учащимся примеры таких аварий, взятых из СМИ.

  4. Во время проведения эксперимента, учащиеся увидели, что нефть в воде не растворяется, а растекается, образуя нефтяное пятно, и попытались удалить его разными способами: собрать ложкой, ватой, губкой, крошкой из пробки. Они убедились, что убрать полностью нефтяное пятно им не удалось.

  5. Я сообщаю им, что химия не стоит на месте и ученые-химики давно работают над этой проблемой и успешно её решают (слайд №15).

  6. Далее учащиеся приступают к решению изобретательских задач (слайды №16-23) . Задачи и их решения, иллюстрации к задачам взяты из книги «Химики изобретают». Сначала на слайде демонстрируется текст с описанием экологической проблемы, затем задание. На выполнение задания выделяется время. Если группа не даёт ответ, то получает 0 баллов, за любое предложенное решение -3 балла, за ответ близкий или совпавший с решением изобретателя- 5 баллов. После выступления групп демонстрируются слайды, на которых приводится информация об изобретателе, его изобретении и решении данной проблемы. Дух соревнования заставляет учащихся подходить к решению задачи более ответственно, поэтому группы стараются придумать какое-то решение и объяснить его и с нетерпением ждут правильный ответ. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

  7. Завершение игры (слайд №24).

  8. При создании презентации были использованы:

  • Интернет-ресурсы: примеры экологических катастроф, фотографии; информация СМИ;

  • Литература: Лисичкин Г.В. и Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.



© 2010-2022