Статья по химии на тему

 «Маленькая свеча»  (Формирование духовно-нравственных  ценностей у школьников на уроках химии и во  внеурочной деятельности как стимул познавательной мотивации) Из опыта работы                                                                                                 Гвоздева Т.Л.,  учитель химии  высшей квалификационной категории       Каждый год  к концу  первой – началу второй  четверти я сталкиваюсь  с противоречием: еще в начале сентября  восьмиклассники восторгаются новым предметом...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«Маленькая свеча»

(Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках химии и во внеурочной деятельности как стимул познавательной мотивации)

Из опыта работы



Гвоздева Т.Л.,

учитель химии

высшей квалификационной категории





Каждый год к концу первой - началу второй четверти я сталкиваюсь с противоречием: еще в начале сентября восьмиклассники восторгаются новым предметом, их удивляют занимательные опыты, они прикасаются к чему-то, как они говорят, волшебному, таинственному, чего объяснить пока не могут, но очень хотят. Но проходит несколько месяцев и от тех же детей можно услышать: «Химия - сложный, скучный, сухой предмет. Я химию не знаю и не понимаю». Страх перед предметом, непонимание в глазах, эти «жуткие» формулы, уравнения реакций, химические задачи и т.д., и т.п.

Самым важным для меня всегда считался вопрос - как?

- как разрешить это противоречие?

- как вызвать у учащихся интерес к химии?

- как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

- как обеспечить успешность каждого (так хочется, чтобы каждого!) ученика в обучении?

- как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования?

Я всегда нахожусь в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. И хотя работаю традиционным методом, но постоянно превношу в него элементы новизны.

Особое внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения уделяется духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся и сохранению их здоровья. Существенная особенность новых стандартов заключается в том, что требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определены на трех уровнях: личностном, предметном и метапредметном. А это значит, я несу ответственность не только за знания и умения учащихся, формируемые при изучении своего предмета, но и за формирование качеств личности каждого школьника и, что не менее значимо, его способностей к познанию.

Поэтому несколько лет назад я для себя решила: именно духовно-нравственное воспитание возьму за основу своей работы, именно этот «конёк» поможет мне замотивировать учеников на изучение химии (не потому что это актуально, а потому что это моё, мне это близко по моим внутренним убеждениям). Ибо абсолютно согласна с академиком РАО Г.Н. Волковым, автором строк:

Без памяти нет традиций,

Без традиций нет культуры,

Без культуры нет воспитания,

Без воспитания нет духовности,

Без духовности нет личности,

Без личности нет народа как

исторической общности.

Все мы знаем, что:

Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, к Родине, окружающим людям и самому себе.

Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти понятия - нравственность и духовность - разные. Но они взаимосвязаны между собой и часто дополняют, пересекают друг друга.

Сегодня я хочу познакомить Вас с тем, как формирование у школьников духовно-нравственных ценностей на уроках химии и во внеурочной деятельности помогает мне:

  1. повысить у детей мотивацию к обучению, вызвать интерес к химии, добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала;

  2. воспитать в своих учениках способность воспринимать прекрасное, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа, сострадание ко всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства, любовь не только к Отечеству, но и к своей Малой родине.

Не скрою, я часто стою перед выбором: «Что важнее для моих учеников: постичь химию как науку или, постигая химию, обогащать и постигать себя, найти своё место в этом мире?»

В такие моменты вспоминается известное изречение древнеримского философа Сенеки, которое приводил Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов»: «…научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

И вопрос: что важнее - химия или своё место в мире? - сразу отпадает.

В своей работе я использую различные средства воспитания.

Воспитание включается в процесс обучения. Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «мы учимся не для школы, а для жизни». Поэтому в основу преподавания химии я положила систему химических знаний, максимально приближенных к повседневной жизни человека, независимо от рода его деятельности. Изложение учебного материала строю на понятиях, актуальных для современного мира: экология, энергетика, химические материалы, человеческая жизнь.

Велик воспитательный потенциал урока. Убеждена: идти к детям на урок нужно не с темой, а с нравственной проблемой.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Существуют различные способы развития мотивации. Некоторые из них я использую в своей практике. Прежде всего, это:

  1. Содержание учебного предмета.

  2. Использование нетрадиционных форм обучения.

  3. Создание проблемной ситуации.

  4. Создание ситуации успеха.

  5. Использование проектной, исследовательской деятельности школьников.

  6. Воспитание доброжелательного, доверительного отношения друг к другу.

  7. Личный пример учителя.

Содержание учебного предмета является мощным инструментом воздействия на личность ребенка.

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Вот какие приемы, позволяющие затронуть душу учеников и, как говорят ученые, «очеловечить процесс обучения», я использую на своих уроках.

За стремлением дать основные знания и умения, отработать их мы не должны забывать о людях, научные открытия которых и позволили нам иметь эти знания и умения. Меня всегда волновал тот факт, что сведения по истории науки в школьных учебниках представлены датами, именами и краткими описаниями основных достижений. Т.е. то, какой ценой было достигнуто новое в науке, часто остаётся «за кадром». А ведь становление любой науки - это её история. Учащиеся должны понимать, что любое открытие - это кропотливая деятельность многих учёных. Очень важно отметить, что науку химию создавали люди необычной судьбы - вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.

Конечно, историческая составляющая в воспитании очень важна на уроках химии и рассматриваю я ее в четырех аспектах:

1.Научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка.

2. «Человеческое лицо» химической реакции: какой путь научного поиска стоит за химическими формулами.

3. Почему человек стремится совершить научное открытие? Цена научного открытия.

4. Ответственность за научное открытие, или можно ли поставить знак равенства между ученым и высоконравственным человеком?

Приведу некоторые сведения, которых нет в учебнике, но их использование находит у детей отклик.

Возьмем самую известную фамилию - Менделеев. Что знают о нем школьники? Только то, что он создал Периодическую систему, а также припишут авторство русской водки. А вот сам Менделеев считал равными для себя три службы Родине: ученый, педагог, и службу «на пользу роста русской промышленности». Он великолепно ориентировался в вопросах экономического развития, настолько, что ему доверили основной доклад на торгово-промышленном съезде. Он издал труд «Основы фабрично-заводской промышленности». Лично изучил топливную базу каменного угля. Заботился о развитии судостроения. Создавал бизнес-планы. Предложил программу освоения Арктики. Увлекался живописью, фотографией, был членом Совета Петербургской Академии художеств, организатором знаменитых «сред», куда собирался весь цвет русской интеллигенции. Знакомясь с его биографией, не перестаешь удивляться разносторонности этого человека.

В чем основа его многогранности? Может, это заложено в семье? "Принятие ценности семейной жизни" - еще одно требование стандарта. И тут можно удивиться еще раз. Дмитрий Иванович - семнадцатый ребенок в семье.

Дед ученого был православным священником, отец окончил духовную семинарию, и, соответственно, дети в семье воспитывались на нравственных идеалах Православия. Вот в такой дружной многодетной семье давалось воспитание, позволившее человеку стать выдающейся личностью.

Или вот еще пример.

Николай Дмитриевич Зелинский - не только создатель противогаза в 1915 г. Кстати, он отказался патентовать свое изобретение, считал, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях. В теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти можно отметить роль академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его работам по каталитическим превращениям циклических углеводородов нефти был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали неоценимую помощь нашей авиации в годы Великой Отечественной войны. За работы по химии нефти академику Н.Д. Зелинскому в 1946г. была присуждена Государственная премия.

И таких примеров можно приводить очень много.

Как преподношу этот материал? По-разному. Могу рассказать сама, дать задание учащимся подготовить сообщение, организовать работу на уроке, предложив детям готовый текст или фрагмент видеофильма. Главное здесь - содержание, которое добавит капельку в развитие личности ребенка. При этом никогда не призываю к тому, чтобы с известных людей (в данном случае, ученых) дети брали пример. Просто задаю ученикам вопрос: стоит так поступать или не нет? Как это выглядит с точки зрения политической целесообразности и с этической стороны дела?

Приветствую диалог на любом уроке.

Другое важное направление - культурологический подход.

Приведу пример, как виртуальную экскурсию к памятникам культуры можно сделать основой для изучения химии.

Я включаю презентацию и сообщаю детям, что сейчас мы отправимся к белокаменным храмам Владимиро-Суздальской Руси.

Это шедевры 12-13 веков. Самые известные из них - храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире.

Белый камень - это известняк, следовательно, путешествовать будем в теме «Карбонаты» с девятиклассниками.

Свойства карбонатов мы исследуем на опытах, убеждаемся, что они легко растворяются в кислотах, переходят в растворимые соединения при взаимодействии в водном растворе с углекислым газом.

И выявляются проблемы:

- как будут влиять на наши храмы кислотные дожди?

- почему вообще дождь становится кислотным?

- талая или дождевая вода принесет больше вреда?

- можно ли защитить жемчужины белокаменного зодчества от разрушения?

- может ли школьник влиять на этот процесс?

Конечно, мы найдем с детьми ответы, здесь коснусь только последнего вопроса. Химические реакции выстраивают цепочку от взрыва петарды до разрушения памятников. И это неприятное открытие тоже оставляет след в душе ребенка.

Использование нетрадиционных форм обучения позволяет более полно осветить ту или иную сторону какого-либо химического факта, пробудить у учащихся интерес к предмету.

Так в старших классах при изучении таких тем, как «Природные источники углеводородов», «Химия и здоровье человека», «Органическая химия, человек и природа» (10 класс), «Химия в повседневной жизни человека» (11 класс) я провожу «Уроки самоуправления», когда сами учащиеся (как правило, в парах) составляют презентации на заданную тему и выступают перед своими одноклассниками. Готовятся они к таким урокам очень серьезно и ответственно. Информацию для выступления и презентации берут не только из учебника, но и из дополнительных источников. Для меня это, несомненно, нагрузка, т.к. со старшеклассниками приходится дополнительно работать, заранее обговаривать объем и содержание будущей презентации, просматривать ее до начала урока, чтобы избежать, в том числе, химических ошибок. Зато одноклассники их слушают с большим интересом и удовольствием. В итоге - материал учащимися усваивается лучше.

А.П.Чехов писал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Использование поэтического слова позволяет сделать урок более эмоциональным, значимым. Такой урок лучше запоминается и оставляет свой след в умах и сердцах ребят. На своих уроках я часто использую художественное и поэтическое слово, т.к. многие писатели и поэты включали в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов, происходящих в природе.

М. В. Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, и поэтом, и художником в науке.

В земное недро ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой…

А Пушкин А.С. был убежден, что поэтическое слово будет всегда пробуждать «добрые чувства».

Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее.

Принцип свободы выбора является одним из главных. «Нельзя птицу научить летать в клетке».

Так как дети - творческие личности, они любят фантазировать, я использую нетрадиционные формы домашнего задания. Например, сочинение химических сказок. Так, при изучении тем «Кислород», «Водород», «Вода», «Кислоты», «Металлы», «Неметаллы» я предлагаю ребятам написать химическую сказку, основываясь на физических и химических свойствах веществ, особенностях их строения, применения, значения в природе и жизни человека. Некоторые дети идут дальше и берутся за сочинение химических частушек, стихотворений, в том числе, и на злободневные темы. Такой вид работы помогает ученику определиться в изучаемой теме, измерить и оценить свои возможности, а так же способствует творческому самораскрытию. Успех ошеломляющий! Вот самая настоящая ситуация успеха!

А во время проведения предметной недели по химии ребята выпускают познавательные газеты, готовят викторины по самой разнообразной тематике из области химии, составляют кроссворды, готовят сообщения, презентации, посвящённые жизни и творчеству великих людей. С удовольствием выступают в роли волонтеров: знакомят младших школьников с азами химии, показывают им занимательные опыты.

Использование проектной деятельности школьников хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан еще в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Существуют разные виды проектов: индивидуальные, групповые, монопредметные, межпредметные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые. Организация работы над проектами возможна в рамках отдельного урока, факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

Я отдаю предпочтение долгосрочным проектам, выполненным вне урока индивидуально, парами или группами учащихся. Здесь творчество учеников особенно интересно. Создаются проекты самой разнообразной тематики и жанров. Химия - наука многогранная, и многие аспекты ее применимы в быту, поэтому наши проекты всегда практикоориентированы. Целью одних проектов стало здоровьесбережение школьников, пропаганда здорового образа жизни («Пища и здоровье человека», «Химия, красота и здоровье», «За дымовой завесой », «Алкоголь. Влияние на организм», «Мир запахов», «Все о шоколаде», «Сила и красота волос», «Бензиновые дети», «Белки - основа жизни»), цель других проектов - духовно-нравственные ценности: способность воспринимать прекрасное, традиции своего народа, высокие гражданские и патриотические чувства, гордость за свое Отечество, любовь к своей Малой родине («М.В.Ломоносов», «Химия и искусство», «Святые источники Озёрского района», «Вклад ученых-химиков в победу в Великой отечественной войне», «Химия и медицина», «Химия в военном деле»).

Опыт показывает, что:

- работа над долгосрочными проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии;

- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, "пригодятся в жизни");

- у ребят появляется стимул не только получить хорошую оценку, но и хорошие результаты и, что не менее важно, моральное удовлетворение от проделанной работы. Они с удовольствием выступают со своими проектами не только перед учащимися своей школы, но и других общеобразовательных школ города, перед членами православного военно-патриотического клуба «Россияне», перед воспитанниками воскресной школы Троицкого храма Озёрского благочиния.

Исследовательская деятельность школьников на уроках. Часто элементы исследования включаю в уроки, содержащие практические и лабораторные работы.

Например, на уроке органической химии в 10 классе по теме «Глюкоза, ее строение и свойства» исследовательскую работу учащихся организую следующим образом:

Постановка проблемы.

- Что значит вести здоровый образ жизни?

- Давайте представим ситуацию: Вы пришли в магазин выбрать напитки для праздничного стола, каков будет Ваш выбор?

- Прежде, чем Вы сделаете свой выбор, давайте попробуем его обосновать. Для этого понадобятся не только новые знания, но и проведение эксперимента, исследования.

Дополнительная информация.

Чем отличаются свежевыжатые соки (например, из винограда), соки, купленные в магазине, и газированные напитки? Прежде всего, своим происхождением! Одни продукты имеют натуральное происхождение, а другие - искусственное. Признаком натуральности продукта является глюкоза. Наличие её в продукте определяется с помощью качественных реакций.

Проведение исследования.

Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задание и время для его решения (6-7 минут). Так, учащиеся группы №1 работают с информацией из Интернета (читают информацию, содержащуюся на этикетках выданных напитков и соков, и отвечают на вопросы: Что можно сказать о веществах, входящих в их состав? Какие пищевые добавки присутствуют в напитках, каково влияние этих добавок на организм?). Учащиеся группы №2 проверяют наличие глюкозы в выданных образцах соков, купленных в магазине. Учащиеся группы №3 проверяют наличие глюкозы в выданных образцах газированных напитков. А учащиеся группы №4 проверяют наличие глюкозы в винограде. А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.

Создание проблемной ситуации. Часто на уроках, когда изучаются химические свойства веществ, перед учениками ставится проблемный вопрос: как получены результаты химических реакций, как выведены формулы, подтверждающие состав химических веществ? Я говорю ученикам, что за каждым химическим элементом, за каждым знаком формулы - стоит имя учёного-химика, его труд, его научное вдохновение. Так в 1787 году Антуан Лоран Лавуазье писал: «Слово должно рождать представление, представление должно отображать факт. Это три оттиска одной и той же печати». Всегда должна быть взаимосвязь между уравнением реакции, пониманием ее сути, значением и историей появления. Такой урок окунает учащихся в историю химии, учит их анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков.

Таким образом, современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок - ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Личный пример учителя. Многие из нас читали в детстве сказку «Маленький принц», которую написал Сент-Экзюпери. Там есть такие слова:

«Прощай, - сказал Лис - Вот мой секрет, он очень прост:

зорко одно лишь сердце,

самого главного глазами не увидишь»

В этих словах содержится ключ к секретам духовно-нравственного воспитания. Учителю надо открыть сердце ученика.

Об этом же говорит Л.Н. Толстой: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Возникает вопрос: как открыть сердце ученика? Ответ тоже можно найти у Л.Н.Толстого, этого гениального знатока человеческих душ. Он говорил: «Если же мы поймём, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?». То есть воспитательный процесс начинается с совершенствования личности самого учителя.

Поэтому я стремлюсь быть высоконравственным человеком, развивать свою психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя, вести активный образ жизни. А чтобы быть интересным собеседником и авторитетом для своих учеников, я стараюсь во всем быть на шаг впереди. С удовольствием осваиваю гаджеты, информационные технологии, современное оборудование. Обожаю спорт, люблю фотографировать. Уже несколько лет я размещаю свои фотографии в Интернете на сайте «Озёры и Озёрский край», участвую в конкурсах фоторабот, посвященных красоте нашего края. В этом году ко Дню православной молодежи в ДШИ на суд зрителя представлена целая галерея моих фоторабот. С удовольствием передаю свои умения и опыт детям, которые становятся моими сподвижниками и единомышленниками. Мне удалось увлечь фотографией некоторых моих учеников. Они тоже участвуют в различных конкурсах, проводимых на муниципальном уровне среди школьников и становятся призерами и победителями. А сейчас мы готовим с ними выставку фоторабот «Край родной, навек любимый», приуроченную к муниципальному семинару по духовно-нравственному воспитанию, который будет проходить на базе нашей школы.

В различных мероприятиях - спортивных, военно-прикладных, творческих, в том числе, духовно-нравственного направления, принимаю участие наравне с детьми. И мне, и детям это доставляет истинное удовольствие. Появляется чувство открытости, доверия, взаимоуважения.

В качестве заключения

Анализируя опыт своей работы, я постаралась привести в систему накопившиеся факты. А факты такие:

1. Химия для большинства учащихся школы - наука для понимания трудная. Поэтому гуманистический смысл обучения химии, ее «очеловечивание» развивает творческий потенциал учащихся разного уровня развития, разных возможностей и индивидуальных особенностей;

2. Формирование у школьников духовно-нравственных ценностей на уроках химии и во внеурочной деятельности стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии.

Об этом говорит следующее:

- повысилось качество образования по химии с 52% до 58% (за последние 4 года);

- ежегодно выпускники школы выбирают для сдачи итоговой государственной аттестации предмет химию (4 - 7 чел);

- каждый год учащиеся 9-11 классов участвуют и становятся призерами и победителями школьного и муниципального конкурсов учебно-исследовательских работ «Шаг в науку». Начиная с 2008 года 32 моих ученика стали победителями и призерами школьных, муниципальных, областных конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад.

- проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.

Есть выражение: «Капля камень точит». Надеюсь, что такой каплей среди разнообразнейших форм духовно-нравственного воспитания учащихся в школе являются, в том числе, и уроки химии.

Маленькая свеча, зажжённая на уроках химии МБОУ СОШ №6 г.Озёры Московской области, уже согрела и озарила светом детские души. Может быть, кто-то вдохновится таким примером и тоже захочет зажечь свою свечу. Тем более, что для этого не требуется никаких особых материальных затрат - стоит только захотеть побольше света.

© 2010-2022