КТП по химии 7 класс на 2015-2016 учебный год ФГОС ООО к курсу Химия. Введение

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Химия. Введение. » 7 класс

(1 час в неделю в течение года, 34часов)

уро

ка



Тема урока


Основные виды учебной деятельности

Вводимые опорные химические понятия и представления.



Практические и контрольные работы,

лабораторные опыты


Средства обучения (оборудование)

Домашнее задание

Дата

план

факт


ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов)

1

1

Инструктаж

по ТБ.

Химия как часть естествознания. Предмет химии

Естествознание - комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения

Д. Коллекция разных предметов, и ли фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение»

Пробирки, образцы веществ для исследования физич. свойств

§ 1.

Составить простой

план § 1

2

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки

Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени

Спички, спиртовка, сухое горючее

§ 2.

Подготовка к ПР № 1 (с. 14).

Нарисовать знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов


3

3

Инструктаж

по ТБ.П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения

Практическая

работа № 1.

Пробирки, кол бы, воронки, цилиндры, ступка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания

Оформить отчет о работе.

Подготовка к практической работе№2

4

4

Инструктаж

по ТБ. П.Р.№2

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами

Практическая

работа № 2.

Спиртовка, спички, лучинка, стеклянная трубка, фарфоровая пластина

Подготовка до кладов по те-мам: «Из истории изобретен. электрофорной машины», «История появлен. глобуса»

5

5

Моделирование

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения)

Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и чело века). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток

Глобус, карта, муляжи органов и систем органов растений, животных и человека, модели кристаллических решеток, молекул

§ 3.

Выучить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S)

6

6

Химические знаки и формулы

Химический элемент. Химические знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества

Д. Шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина

Шаростержневые модели молекул веществ, пластилин,

ПСХЭ

§4.

Домашний опыт «Изготовление моделей молекул веществ из пластилина» . Выуч. символы и назван элементов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn)

7

7

Химия и физика

Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение

Д. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия перманганата калия в желатине

модели крист. решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант

§ 5.

Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине»

8

8

Агрегатные

состояния

веществ

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления

Д. Вода в трех агрегатных состояниях. Твердые вещества.

ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой

Пластиковая бутылка, весы, разновесы, лед, вода

§ 6.

Подготовка кратких сообщений о минералах. Задание 8(с. 41)

9

9

Химия

и география

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы

Д. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Л. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла

Коллекция минералов и горных пород, горючих ископаемых, лупа

§ 7.

Найти в сказах П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок» описание минералов

10

10

Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов

ДЭ. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.

Л. Определение содержания воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).

Д. Таблица «Животная и растительная клетка»

Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальн бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, йод спиртовой раствор

§ 8.

Домашний опыт «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках)»

11

11

Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания

Известковая вода, стеклянная трубка, образцы пищевых продуктов, вода, спички, лучина, таблица Органы чувств

§ 9.

Домашний опыт «Обнаружение крахмала в продуктах питания»


Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов)

12

1

Относительные

атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов

Д. Шкала объектов (замок - человек, человек - яблоко, яблоко - гусеница, гусеница - амеба, амеба - белок, белок - ДНК, ДНК - молекула воды, молекула воды - атом водорода)

ПСХЭ, алгоритм вычисления масс

§10.

13

2

Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

алгоритм вычисления массовой доли элемента

§ 11.

вопросы 4, 5 (с. 65)

14

3

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC).

Смеси гомогенные и гетерогенные

Д. Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.)

Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС

§ 12.

Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам

15

4

Объемная доля газа в смеси

Понятие об объемной доле (φ)

компонента газовой смеси.

Состав воздуха и природного

газа. Расчет объема компонента

газовой смеси по его объемной

доле и наоборот

Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа

Алгоритм решения задач, диаграммы

§ 13.

Составление диаграмм: состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

16

5

Инструктаж

по ТБ. Массовая доля вещества в растворе

Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного

вещества и другие расчеты с использованием этих понятий

алгоритм вычисления массовой доли вещества

§ 14.

Подготовка к практической работе № 3 (с. 77)

17

6

Инструктаж

по ТБ.

Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Практическая

работа № 3.

Шпатель, колбы, весы, разно весы, стакан, мерн. цилиндр, соль, сахар, вода,

Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля »

18

7

Массовая доля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (и>) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

Д. Коллекция «Минералы и горн. породы».

ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам

Коллекция Минералы и горн. породы, этикетки от бытовых и фармацевтич. препаратов

§ 15.

Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам

19

8

Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»

Задания на карточках

Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Математика в химии»

20

9

Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»

Контрольная

работа № 1

Индивидуальные задания на карточках


ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов)

21

1

Разделение смесей.

1. Способы разделения смесей

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.

ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делитель- ной воронки. Центрифугирование. ДО. Разделение смеси сухого молока и речного песка.

Вода, масло, мука, сахар, сито, воронка делительная, стаканы, песок, сера, железные опилки

§16

(с. 83-85). Домашний опыт «Разделение смеси сухого молока и речного песка». Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент)

22

2

2. Фильтрование

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате

ДЭ. Фильтрование Разделение смеси воды и речного песка.

Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки.

Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.

ДО. Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа.

Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация

Песок, вода, фильтр, марля, ножницы, нитки, салфетки бумажные, респиратор, противогаз

§16

(с. 86-87). Изготовление марлевой повязки. Предложить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация». Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д.Зелинский»

23

3

3. Адсорбция

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза

ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля.

Д. Противогаз и его устройство.

ДО. Адсорбция активированным углем красящих веществ пеп- си-колы. Адсорбция кукурузными палоч-ками паров пахучих веществ

Уголь активированный, р-р пепси-колы, кукурузные палочки, одеколон, противогаз

§16(с.87 - 89). Домашний опыт «Адсорбция активированным углем красящих веществ пепсиколы». «Ад- сорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ»

24

4

Дистилляция

Дистилляция как процесс выде ления вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха

ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегон- ки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор.

ДО. Очистка воды

Учебный дистиллятор, Коллекция Нефть и нефтепродукты, таблицы Переработка нефти

§17.

Домашний опыт «Очистка воды»

25

5

Обсуждение результатов практической работы № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний опыт)

Этапы выращивания кристаллов соли.

Подготовка к практической работе № 5. Очистка поваренной соли (с. 96)

26

6

Инструктаж

по ТБ.

Практическая работа № 5. «Очистка поваренной соли»

Практическая

работа № 5.

Стаканы, воронка, фильтр, лаб. штатив, соль, песок, фарфор. чашка, вода, стекл. палочка

Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа (домашний опыт)

27

7

Химические реакции. Условия протекания и прекращения

химических

реакций

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Д. Устройство кислотного огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с по-мощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор- диоксид марганца IV.

Растворы кислоты, известковой воды, мрамор, железо, сера, асбестир. сетка,

§18.

Домашний опыт «Изготовление самодельного огнетушителя »

28

8

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, измене-ние цвета, выделение или поглощение тепла.

ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Воз- гонка иода. Выделение газа из раствора.

Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора иода.

ДО. Приготовление лимонада

Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка

§ 19.

Домашний опыт «Приготовление лимонада»

29

9

Обсуждение результатов практической работы № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)

Процесс коррозии железа.

Условия, вызывающие коррозию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народному хозяйству.

Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские ученые-химики» к конференции

30

10

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе №2

Задания на карточках

Подготовка к контрольной работе №2

31

11

Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами»

Контрольная

работа № 2

Индивидуаль-ные задания на карточках

Подготовить проекты на те-му «Исследования химиче- ских реакций»


ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 часа)

32

1

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики».

0 жизни и деятельности

М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева,

А. М. Бутлерова

Вклад, внесенный русскими учеными - химиками в развитие химии. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова,

Д. И. Менделеева,

А. М. Бутлерова

Портреты ученых М. В. Ломоносова,

Д.И.Менделее

ва, А.М.Бут лерова и др.

(с. 111 - 122)

Подготовить сообщение «Мое любимое химическое вещество».

(Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества)

33

2

Конкурс сообще-ний учащихся «Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получе- нии и значении выбранного химиче- ского вещества

Многообразие химических веществ.

Книги для дополнительного чтения по химии,презента ции о химических веществах

(с. 123 - 145) Завершить проекты на те-му «Исследования химиче- ских реакций»

34

3

Конкурс учениче-ских проектов, посвя щенный исследованиям в области химических реакций

Выставка работ учащихся

(с. 146 - 154)


© 2010-2022