Современный урок в условиях реализации

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие их личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из самых важных частей Федерального государственного образовательного стандарта. Овладение учащим...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок в условиях реализации
Федеральных Государственных Образовательных
Стандартов основного общего образования

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие их личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из самых важных частей Федерального государственного образовательного стандарта. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, то есть умения учиться.

Традиционно результатами обучения должно было стать овладение учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками. В современном образовании результатами обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные и предметные результаты, полученные при выполнении конкретных видов деятельности.

В результате перехода к новому системно - деятельностному образованию деятельность учителя, реализующего новые образовательные стандарты, подвергается принципиальным изменениям. Приоритетными становятся новые образовательные технологии, меняются задачи, формы образования. На смену традиционного конспекта урока приходит технологическая карта урока - новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с Федеральными образовательными стандартами. Каждый урок становится шагом вперед для учащихся, рождает у них ощущение необходимости в хороших знаниях.

Большое внимание уделяется информационно - коммуникационным, инновационным и экспериментальным технологиям. Внеклассной учебной и воспитательной деятельности в современном образовании отводится огромная роль.

В таких условиях школа, реализующая традиционный подход к образованию по классической модели, теряет свою конкурентоспособность и становится непродуктивной.

Основной целью педагогической деятельности школы должно стать создание единого образовательного и воспитательного пространства, в основе которого положена личностная самореализация каждого учащегося.

Успешному достижению поставленной цели способствует неотъемлемое следование принципам свободы выбора учащимися, открытости, деятельности, обратной связи и идеальности в процессе образования.

Выбор такого подхода в образовании считается более чем обоснованным. В школе учащийся должен «научиться учиться». Поэтому каждый согласится с точкой зрения Льва Толстого «…Если ученик в школе не научился ничего творить, то и в жизни он будет всегда подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Многочисленными научными и психологическими исследованиями с большой степенью точности подтвержден тот факт, что учащиеся, которые показывали в школе высокие показатели успеваемости, то есть обладали соответствующими знаниями, умениями и навыками, попав в реальный мир, оказались не способными их применить в нестандартной ситуации при решении продуктивных задач.

Необходимо не просто давать учащимся определенный объем знаний, а развивать и поддерживать их познавательный интерес к учению, творческие способности, способствовать формированию приемов продуктивной деятельности, развивать логическое мышление, пространственное воображение. Сформировать у учащихся личностную потребность в самообразовании.

Каким бы реформам не подвергалось образование, как бы не менялись его цели и содержание и не вносили свои коррективы новые средства и технологии обучения, урок все равно остается основным элементом образовательного процесса, хотя и подвергаются существенным изменениям его функции, цели, задачи и формы организации. А главными участниками образовательного процесса, как и сотни, и тысячи лет назад, были и остаются учитель и учащийся.

Обеим категориям урок интересен только при условии, когда он и совершенно новый, и в то же время не теряет взаимосвязи с прошлым, другими словами - современный и актуальный. Современный урок должен подчиняться интересам сегодня живущего человека, сегодня существующего общества. Понятие «современный» урок имеет прямую связь с понятием «современный учитель». Современный учитель - это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий учащимся, является инициатором действий учащихся, консультирует и корректирует их действия, подбирает способы включения в работу каждого учащегося, способствует созданию условий для приобретения учащимися личного опыта.

На современном уроке должна царить атмосфера общей заинтересованности, увлеченности одной целью, сотрудничества. Учителю отводится роль организатора, наставника, помощника. Учащимся предоставляется возможность активно участвовать в выстраивании логической структуры урока. Роль учащегося вообще должна быть активной. Знания учащихся должны формироваться в результате активной деятельности как индивидуальной, так и совместной групповой, и коллективной с опорой на межпредметные связи для эффективного формирования целостного представления о системе знаний. Учебный процесс должен носить практическую направленность, содержать задания творческого характера для создания условий для проявления самостоятельности учащихся. В данном контексте как нельзя лучше подходят слова К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учащиеся не должны бояться неверных высказываний, способов выполнения заданий. Учащемуся должна быть предоставлена на уроке возможность выбора наиболее значимых для него видов и форм содержания. В результате системно - деятельностного подхода на уроке и использования современных педагогических технологий личность каждого учащегося должна получить свое индивидуальное развитие. В таких условиях урок уже не может иметь традиционную форму, так как целью его является формирование и развитие личности учащегося с использованием всех компонентов образования.

Современный урок должен иметь конкретную измеряемую цель, желательно формулируемую самими учащимися и значимую лично для них. Он отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения через учебную дискуссию, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, вопросы, мозговой штурм. Тема современного урока может быть сформулирована учащимися самостоятельно. На современном уроке упор должен делаться на взаимодействие учителя и учащихся, а также на взаимодействие самих учащихся.

Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебные ситуации (составление таблицы, графика, диаграммы, алгоритма по определенному правилу). Учебный материал в такой ситуации выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой учащийся совершает некоторые действия с информацией.

Можно сделать следующий вывод, что современный урок складывается из следующих компонентов:

1. профессиональной методической подготовка учителя;

2. целеполагания и мотивации учения;

3. системно - деятельностного подхода;

4. современных средств обучения;

5. создания условий для саморазвития;

6. анализ каждого занятия.

Современный урок в условиях реализации
Федеральных Государственных Образовательных
Стандартов основного общего образования

Амосова Галина Владимировна,
учитель математики и информатики,
ГБОУ СОШ №2 Василеостровского района
Санкт-Петербурга

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие их личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из самых важных частей Федерального государственного образовательного стандарта. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, то есть умения учиться.

Традиционно результатами обучения должно было стать овладение учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками. В современном образовании результатами обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные и предметные результаты, полученные при выполнении конкретных видов деятельности.

В результате перехода к новому системно - деятельностному образованию деятельность учителя, реализующего новые образовательные стандарты, подвергается принципиальным изменениям. Приоритетными становятся новые образовательные технологии, меняются задачи, формы образования. На смену традиционного конспекта урока приходит технологическая карта урока - новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с Федеральными образовательными стандартами. Каждый урок становится шагом вперед для учащихся, рождает у них ощущение необходимости в хороших знаниях.

Большое внимание уделяется информационно - коммуникационным, инновационным и экспериментальным технологиям. Внеклассной учебной и воспитательной деятельности в современном образовании отводится огромная роль.

В таких условиях школа, реализующая традиционный подход к образованию по классической модели, теряет свою конкурентоспособность и становится непродуктивной.

Основной целью педагогической деятельности школы должно стать создание единого образовательного и воспитательного пространства, в основе которого положена личностная самореализация каждого учащегося.

Успешному достижению поставленной цели способствует неотъемлемое следование принципам свободы выбора учащимися, открытости, деятельности, обратной связи и идеальности в процессе образования.

Выбор такого подхода в образовании считается более чем обоснованным. В школе учащийся должен «научиться учиться». Поэтому каждый согласится с точкой зрения Льва Толстого «…Если ученик в школе не научился ничего творить, то и в жизни он будет всегда подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Многочисленными научными и психологическими исследованиями с большой степенью точности подтвержден тот факт, что учащиеся, которые показывали в школе высокие показатели успеваемости, то есть обладали соответствующими знаниями, умениями и навыками, попав в реальный мир, оказались не способными их применить в нестандартной ситуации при решении продуктивных задач.

Необходимо не просто давать учащимся определенный объем знаний, а развивать и поддерживать их познавательный интерес к учению, творческие способности, способствовать формированию приемов продуктивной деятельности, развивать логическое мышление, пространственное воображение. Сформировать у учащихся личностную потребность в самообразовании.

Каким бы реформам не подвергалось образование, как бы не менялись его цели и содержание и не вносили свои коррективы новые средства и технологии обучения, урок все равно остается основным элементом образовательного процесса, хотя и подвергаются существенным изменениям его функции, цели, задачи и формы организации. А главными участниками образовательного процесса, как и сотни, и тысячи лет назад, были и остаются учитель и учащийся.

Обеим категориям урок интересен только при условии, когда он и совершенно новый, и в то же время не теряет взаимосвязи с прошлым, другими словами - современный и актуальный. Современный урок должен подчиняться интересам сегодня живущего человека, сегодня существующего общества. Понятие «современный» урок имеет прямую связь с понятием «современный учитель». Современный учитель - это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий учащимся, является инициатором действий учащихся, консультирует и корректирует их действия, подбирает способы включения в работу каждого учащегося, способствует созданию условий для приобретения учащимися личного опыта.

На современном уроке должна царить атмосфера общей заинтересованности, увлеченности одной целью, сотрудничества. Учителю отводится роль организатора, наставника, помощника. Учащимся предоставляется возможность активно участвовать в выстраивании логической структуры урока. Роль учащегося вообще должна быть активной. Знания учащихся должны формироваться в результате активной деятельности как индивидуальной, так и совместной групповой, и коллективной с опорой на межпредметные связи для эффективного формирования целостного представления о системе знаний. Учебный процесс должен носить практическую направленность, содержать задания творческого характера для создания условий для проявления самостоятельности учащихся. В данном контексте как нельзя лучше подходят слова К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учащиеся не должны бояться неверных высказываний, способов выполнения заданий. Учащемуся должна быть предоставлена на уроке возможность выбора наиболее значимых для него видов и форм содержания. В результате системно - деятельностного подхода на уроке и использования современных педагогических технологий личность каждого учащегося должна получить свое индивидуальное развитие. В таких условиях урок уже не может иметь традиционную форму, так как целью его является формирование и развитие личности учащегося с использованием всех компонентов образования.

Современный урок должен иметь конкретную измеряемую цель, желательно формулируемую самими учащимися и значимую лично для них. Он отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения через учебную дискуссию, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, вопросы, мозговой штурм. Тема современного урока может быть сформулирована учащимися самостоятельно. На современном уроке упор должен делаться на взаимодействие учителя и учащихся, а также на взаимодействие самих учащихся.

Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебные ситуации (составление таблицы, графика, диаграммы, алгоритма по определенному правилу). Учебный материал в такой ситуации выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой учащийся совершает некоторые действия с информацией.

Можно сделать следующий вывод, что современный урок складывается из следующих компонентов:

1. профессиональной методической подготовка учителя;

2. целеполагания и мотивации учения;

3. системно - деятельностного подхода;

4. современных средств обучения;

5. создания условий для саморазвития;

6. анализ каждого занятия.



© 2010-2022