- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа элективного курса Химия и жизнь
Рабочая программа элективного курса Химия и жизнь
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Спицына Е.Н. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
основное общее образование 9 класс
Количество часов 34
Учитель Спицына Е.Н.
Программа разработана автором - Спицыной Е.Н. в 2013 году
В 2015 году программа прошла рецензирование и получила рецензию доцента кафедры общей и неорганической химии химического факультета, к.т.н. ЮФУ Баян Е.М.
-
Пояснительная записка Химия и жизнь
Рабочая программа составлена автором Спицыной Е.Н..Программа составлена в соответствии с требованиями и с учетом положений: 1 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Компонента федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 3. Учебного плана МБОУ НижнекундрюченскойСОШ за 2015-2016 учебный год на базе Федерального компонента Элективный курс "Химия и жизнь" предназначен для учащихся 9-го класса. Ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту, способствует выбору профиля обучения, развитию творческих способностей учащихся, их лингвистических навыков.
Цель элективного курса - расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни; пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направления. Основные задачи курса:
-
Формирование интереса к миру веществ и химических реакций, Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни;
-
Совершенствовать экспериментальные умения;
-
Развивать познавательные интересы, развитие практических умений и навыков по лабораторной технике, развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей, умения самостоятельно получать знания.
Интеграция: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной. Курс завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта. Итогом усвоения программы является выставка творческих работ, общественный смотр знаний.
2) Общая характеристика учебного предмета
Курс имеет химико - экологическую направленность: способствует формированию целостного представления о природе и месте человека в ней, знакомит с экологическими и гигиеническими характеристиками химических соединений, развивает практические умения в обращении с химическими веществами. Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире; информация о необычных свойствах известных веществ;
Курс включает следующие разделы:
1 Химия в лаборатории и вокруг нас 3часа
2. Чистые вещества и смеси. 2 часа
3 Вода в природе. 4часа
4. Химия почвы. 2часа
5.В мире камня . 2часа
6. Воздух и жизнь на Земле. 2часа
7. Химия у нас дома.15часов
-Химия и здоровье"3часа
- Химия и красота. 2часа
-Химические процессы на кухне. 2часа
- Химчистка на дому. 3часа
- Химия в саду и огороде. 2часа
- Химики строят и ремонтируют. 3часа
8.Защита проектов 3 часа
3) Место учебного предмета в учебном плане
Предмет изучается в соответствии с учебным планом МБОУ Нижнекундрюченской СОШ за 2014-2015 учебный год на базе Регионального компонента.
В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия, решение задач. Содержание курса познакомит школьников со спецификой таких профессий, как инженер-технолог химической промышленности, фармацевт, агроном, косметолог. Поможет безопасно использовать химические вещества в бытовых жизненных ситуациях. Курс рассчитан 34 часа. Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования
4) Результаты (в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания глобальных проблем - экологических, энергетических и сырьевых
-
объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде
-
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту
-
распознавания важнейших веществ и материалов
-
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников
Формы контроля: презентация, защита рефератов.
Ожидаемый образовательный результат курса: Успешная самореализация школьников в учебной деятельности; Возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации Опыт дискуссии, реализации учебных исследований, работы в коллективе
Приобретение навыков безопасного использования химических веществ в быту.
Критерии оценки проекта:
I. Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность.
3. Уровень творчества.
4. Качество оформления проекта.
5. Качество и полнота рецензии.
II. Процедура защиты:
1. Качество доклада.
2. Объем и глубина знаний по теме.
3. Культура речи, манера держаться перед аудиторией.
4. Ответы на вопросы
5) Содержание учебного предмета
1. Введение. Химия в лаборатории и вокруг нас
Значение химии в народном хозяйстве, развитии науки, в познании окружающей среды. Химические вещества, их многообразие и применение че-ловеком.
Знакомство с приёмами лабораторной техники Правила техники безопасности.
Правила техники безопасности. Правила безопасной работы в лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах 1-2 занимательных опытов).
Практическая работа: резка и сгибание тонких трубок, проверка прибора на герметичность.
2.Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ и разделение смесей. (2 часа)
Очистка веществ от примесей. Чистые вещества в лаборатории, науке, технике.
Практическая работа: очистка загрязнённых веществ от примесей фльтрованием, дистилляцией, магнитом.
3.Вода в природе. Вода во Вселенной. Роль воды в природе и технике. Свойства воды. Происхождение и возраст воды на Земле. Водные богатства района и области. Охрана водоёмов и водных источников. Вода как растворитель. Минеральные природные воды и минеральные источники. Источники загрязнения природной воды. Способы очистки Жесткость воды и способы ее удаления.
Практическая работа: приготовление водных растворов для подкормки растений в кабинете.
Практическая работа: Химические свойства воды. Занимательные опыты.
4.Химия почвы.
Почва - источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы (водные и воздушные). Химико-биологические процессы, происходящие в почве. Плодородие почвы и регулирование его человеком. Охрана почв.
Решение качественных задач на распознавание растворов веществ. Решение качественных задач на распознавание твердых веществ
5. В мире камня . (3час)
Что такое геохимия и минералогия? Основатели геохимии и минералогии. Минералы и горные породы, их образование на Земле. Физические свойства минералов. Кристаллы и их выращивание. Кристаллы-гиганты. Химический состав, классификация минералов. Метеориты. Драгоценные и технические камни. Камень на службе человека. Практическая работа: изучение коллекций минералов и горных пород. Практическая работа: выращивание кристаллов.
6.Воздух и жизнь на Земле.
Состав воздуха. История открытия кислорода и определение состава воздуха. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода и водорода. Озон. Благородные газы и их использование. Охрана воздуха от загрязнения. Практическая работа: изучение состава и свойств воздуха, получение кислорода, горение веществ в кислороде
7. Химия и быт.
-Химия и здоровье Домашняя аптечка. История фармакологии. Аптечные старожилы. Практическая работа: опыты с салициловой кислотой.
Опасные привычки. Оформление стенгазет: «Курить - здоровью вредить!» и «Опасные привычки»
Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ).яды и противоядия, первая медицинская помощь.
- Химия и красота. (3часа) Как быть красивыми? (4ч) Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика. Кремы. Лаки. Средства для борьбы с потом. Секреты завивки и смены цвета волос. Уход за ногтями, маникюр. Наращивание ногтей - так ли это безопасно. Душистые вещества. Духи. Практическая работа: изготовление духов. Учащиеся должны уметь: подбирать зубную пасту, щетку, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года. Практические занятия: чистка зубов, наложение макияжа. .
Химические процессы при приготовлении пищи (2ч) Химия на кухне.
Продукты питания как химические соединения. Жиры, белки, углеводы,соли. Их роль и изменения в их составе на различных стадиях кулинарной обработки. Витамины и минералы, их действие на организм человека. Гашение соды. Денатурация белков. Химические процессы, протекающие при пищеварении. Понятие о сбалансированном питании и здоровой кухне. Искусственная пища. Задача с литературным содержанием. «Три толстяка». Ю. Олеша.
Практическая работа: исследование свойств белка. Практическая работа: опыты с сахаром.
Практическая работа: определение примеси в сметане. Практическая работа: определение свежести мяса.Практическая работа: гашение соды.
Химчистка на дому (2ч). Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен. Чистка верхней одежды. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода Мыло. Отбеливатели. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчиныПрактическое занятие: почистим изделия из металла Практическая работа: «Варка мыла в лабораторных условиях».
- Химия в саду и огороде. Минеральные удобрения. Общая классификация удобрений (органические и неорганические).Мелиорация почв. Гербицыды, пестицыды и средства для борьбы с болезнями растений. Практическая работа: распознавание минеральных удобрений.
- Химики строят и ремонтируют. Основные строительные материалы, силикатная промышленность : стекло и его виды, керамика, цемент, бетон. Изучение таблиц и коллекций строительные материалы. Практическое занятие: Затвердевание цемента и гипса. Получение минеральных .красок. Итоговое занятие (2 ч) Защита реферативных работ или презентаций.
№
п/п
Тема проекта
Раздел курса
1
Вода - источник жизни.
тема 3
2
Чудесный мир бумаги.
тема 2
3
Современные строительные материалы в архитектуре нашего города.
тема 8
4
Маленькие секреты большой стирки.
тема 8
5
Химчистка на дому
тема 8
6
Пищевые добавки.
Тема8
7
Химия прохладительных, тонизирующих напитков, соков.
Тема8
8
Жевательная резинка: за и против.
тема 8
9
Химические средства гигиены и косметики. ароматные средства.
тема 8
10
Отравление препаратами бытовой химии. Домашняя аптечка.
тема 8
11
Химия в моей квартире. Техника выведения различных пятен. Чистящие и моющие средства.
.тема 8
6) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Требования к результату. Ученик должен знать:
Тема раздела и урока
Количество часов
Оборудование
Основные виды учебной деятельности
Виды контроля
план
факт
всего
теория
практика
1
Правила безопасной работы в лаборатории: Классификация по степени опасности (нейтральные, едкие, ядовитые, огнеопасные, взрывоопасные вещества. Правила хранения веществ в соответствии со степенью опасности.Виды химической посуды.
Химия в лаборатории и вокруг нас.
Химия в лаборатории и вокруг нас.
3
1,5
1
1,5
Таблицы Т.Б.пробирки, колбы, стаканы, воронки чашки, ступки, , тигли спиртовка, водяная баня, стеклянные и резиновые трубки, пробки, мерные и т.п
Лекция-беседа
2
Знакомство с приёмами лабораторной техники Правила техники безопасности.
0,5
0,5
Практическая работа
3
Практическая работа: резка и сгибание тонких трубок, проверка прибора на герметичность.
1
4
Очистка веществ от примесей. Чистые вещества в лаборатории, науке, технике.
Чистые вещества и смеси Способы очистки веществ и разделение смесей.
2
1
1
1
Лаб.посуда
5
Практическая работа: очистка загрязнённых веществ от примесей фльтрованием, дистилляцией, магнитом.
1
Лаб.посуда
6
7
Свойства воды. Водные богатства района и области. Охрана водоёмов и водных источников. Вода как растворитель. Минеральные природные воды и минеральные источники. Источники загрязнения природной воды. Способы очистки Жесткость воды и способы ее удаления.
Вода в природе
Роль воды в природе и жизни человека. Вода как растворитель.
4
2
1
2
Практическая работа
Источники загрязнения природной воды. Способы очистки Практическая работа: приготовление водных растворов для подкормки растений в кабинете.
1
8
Практическая работа: Химические свойства воды. Отбор проб воды из разных источников. Определение рН при помощи индикаторов, потенциометров.
1
Лаб.посуда
Практическая работа
9
Жесткость воды и способы ее удаления.
1
10
Почва. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы . Химико-биологические процессы, происходящие в почве. Плодородие почвы
Химия почвы.
Почва - источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы
2
1
1
1
таблицы
Лекция-беседа
11
Решение качественных задач на распознавание растворов веществ. Решение качественных задач на распознавание твердых веществ
1
Практическая работа
12
Геохимия - наука, изучающая химические процессы земной коры. Состав Земной коры. классификация минералов. Метеориты. Драгоценные и технические камни. Камень на службе человека.
. В мире камня .
Минералы и горные породы, их образование на Земле. Физические свойства минералов. Практическая работа: изучение коллекций минералов и горных пород
2
1
1
1
коллекции минералов
Лекция-беседа
13
Кристаллы и их выращивание. Практическая работа: выращивание кристаллов.
1
Лаб.посуда сульфат меди, вода
14
Состав и свойства атмосферы Состав воздуха. История открытия кислорода и определение состава воздуха. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода и водорода. Озон. Благородные газы и их использование.
Воздух и жизнь на Земле.
Состав воздуха. История открытия кислорода и определение состава воздуха.Кислотные осадки.Парниковый эффект.
2
1
1
1
Решение задач по теме газы
Практическая работа
15
Практическая работа: изучение состава и свойств воздуха, получение кислорода, горение веществ в кислороде
1
Лаб.оборудование КМпО4, сера, кр, фосфор
Практическая работа
16
История фармакологии. Аптечные старожилы
Химия и быт.
-Химия и здоровье
Домашняя аптечка.
15
3
6,5
2
1
8,5
1
Н2О2, КМпО4,
Практическая работа
17
Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ).яды и противоядия, первая медицинская помощь.
Практическая работа: опыты с салициловой кислотой.
Опасные привычки. Оформление стенгазет: «Курить - здоровью вредить!» и «Опасные привычки»
1
Аспирин, хлорид железа, растворасульфата меди, Н2SО4, индикаторная бумага
Лекция-беседа
18
находждение в природе, его свойства
Йод, история открытия. Йод в природе, его свойства
1
Йод
Практическая работа
19
Химические средства гигиены и косметики Секреты завивки и смены цвета волос
- Химия и красота
Кожа. Химические средства гигиены и косметики. Химия и косметика Парфюмерия и косметика.
2
1
1
1
Демонстрационный материал
20
Декоративная косметика.
Практическая работа: «Приготовление лосьона для лица».
1
огурец, лимонной кислоты, 0,3 этаната (ацетата) алюминия. спирт, дистиллированная вода
Практическая работа
21
Продукты питания как химические соединения. Жиры, белки, углеводы,соли. Их роль и изменения в их составе на различных стадиях кулинарной обработки. Витамины и минералы Химические процессы, протекающие при пищеварении.
Химические процессы при приготовлении пищи Основные химические вещества пищи.
Понятие о сбалансированном питании Практическая работа: «Опыты с сахаром». Практическая работа: гашение соды.Практическая работа: «Исследование свойств белка».
2
1
1
1
Оборудование: пипетка, пробирки, спиртовка, сода, куриныйбелок
Лекция-беседа
22
Практическая работа: «Определение примеси в сметане».
Практическая работа: «Определение свежести мяса».
1
1 мл мясного бульона, сметана, горячая вода. 5 капель 5%-ного раствора серной кислоты.
пипетка, пробирки
Практическая работа
23
Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен. Чистка верхней одежды. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода Мыло. Отбеливатели. Образование и удаление накипи.
Химчистка на дому
Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен. Чистка верхней одежды
3
1,5
1
1,5
Лекция-беседа
24
Понятие о СМС, мыло. Практическая работа: «Варка мыла в лабораторных условиях».
0,5
0,5
Жир, щелочь Оборудование: пипетка, пробирки,спиртовка
Практическая работа
25
Практическое занятие: почистим изделия из металла
1
Нашатырный спирт,мыло, сода
26
Две группы удобрений: органические и минеральные Питание и удобрение комнатных растений
Химия в саду и огороде. Минеральные удобрения. Общая классификация удобрений
2
1
1
1
Набор удобрений
Практическая работа
27
Практическая работа: распознавание минеральных удобрений.
1
Набор удобрений. оборудование
28
Основныестроительные материалы. Цемент, известь, гипс, глина и минеральные краски. Состав и использование строительных материалов
- Химики строят и ремонтируют.
Основные строительные материалы, силикатная промышленность
3
1
1
2
Таблицы
Практическая работа
29
Изучение таблиц и коллекций строительные материалы.
1
Таблицы коллекции строительные материалы
Практическая работа
30
Практическое занятие: Затвердевание цемента и гипса. Получение минеральных .красок.
1
Лаб.оборудование
31
Итоговое занятие
3
3
1
Защита реферативных работ или презентаций
Практическая работа
32
Итоговое занятие
1
Защита реферативных работ или презентаций
33
Итоговое занятие
1
Защита реферативных работ или презентаций
беседа
34
Резервный урок
1
-
-
Итого
34
14+1
19
7) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М. Дрофа, 2007-2009г. Габриелян О.С. , Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. - М. Дрофа, 2003 2. Макаров К.А. Химия и медицина: Книга для чтения. М., «Просвещение», 1981 3. А. М. Юдин, В. Н. Сучков. «Химия в быту». - Москва химия, 1975. 4. Ресурсы Интернет 1. Учебник; «Химия»9 класс. О.С. Габриелян М. Дрофа, 2009-2012 2.«Настольная книга учителя» 8 и 9 класс О.С. Габриелян Степин, Б. Д., Дрофа, 2002. 3.Аликберова, Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002. 4. Войтович В.А. Химия в быту - М., Знание, 1980г 5. Научно- теоретические и методические журналы «Химия в школе». 6.CD-ROM диски. Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл
7.Ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс, 1С:репетитор - химия,электронный учебник для подготовки к ЕГЭ)
.
8) Планируемые результаты изучения предмета
Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания глобальных проблем - экологических, энергетических и сырьевых
-
объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде
-
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту
-
распознавания важнейших веществ и материалов
-
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ НКСОШ
от 31.08.2015. №1
Руководитель МС
______________ / /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
______________ /Калашникова О.И. /
31.08.2015.