- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока на тему «Железо. Физические и химические свойства. Качественные реакции»
Конспект урока на тему «Железо. Физические и химические свойства. Качественные реакции»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Важева А.А. |
Дата | 25.05.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7 класс.
Тема: Феррум. Железо. Физические и химические свойства железа. Взаимодействие с кислородом, серой. Качественные реакции.
Цели:
-образовательная: дать представление о химическом элементе феррум, сформировать знания о физических и химических свойствах железа, дать начальное представление о качественных реакциях;
- развивающая: развивать умение составлять химические реакции, составлять формулы, пользуясь валентностью и находить знакомые сложные соединения- оксиды.
-воспитательная: способствовать воспитанию интереса у учащихся к предмету умения применять накопительные знания.
Оборудование и материалы: ПСМ, железо металлическое, реактивы: красная и жёлтая кровяная соли, сульфат железа, щёлочь, хлорид железа.
Методы: фронтальный опрос, лекция с элементами беседы, демонстрация решения упражнений, игровые моменты.
Тип урока: комбинированный.
СТРУКТУРА УРОКА:
1.Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний.
3.Изучение нового материала.
4.Обобщение и систематизация опорных знаний.
5.Домашнее задание.
6.Подведение итогов.
ХОД УРОКА.
-
Организационный этап.
-
Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
-положение в ПСМ;
-хим. символ-О.
-молекула-О2.
-атомная масса-16.
-молекул. масса-32.
3. Изучение нового материала.
Итак, сейчас мы поговорим о деньгах.
Деньги - вовсе не признак только нашего времени.
Но, представить себе, что всеобщей мерой ценностей когда-то было железо, мы можем с
большим трудом.
Вопрос: Что вы можете сказать о Тутанхамоне?
В грабнице Тутанхамона всюду золото. Великолепная работа восхищает, слепит глаза. Но самую
большую ценность имеет маленький железный амулетик, выполненный в виде маленького
клинка с золотой рукояткой.
Учёные предполагают, что «чёрная металлургия» возникла в странах Малой Азии, а в Европу
железный век дошёл в 1 в. до н.э.
Итак, как вы думаете, о чём пойдёт разговор? Записываем тему сегодняшнего урока. Учитель задаёт
Вопросы к классу и параллельно оксигену записывает на доске ответы.
Какой элемент образовывает железо, где он находится по ПСМ?
Хим. Элемент-Fe
Молекула-Fe
Относит. атом. масса-56
Относит. молек. масса-56
Физ. свойства. На столах у учащихся находятся образцы железа. Учитель предлагает описать
устно, исправляет неточности и предлагает записать в тетрадь.
Хим. свойства. Учитель обращает внимание на валентность железа. Целью становиться то,
чтобы показать разницу между двухвалентным и трёхвалентным железом.
Fe (2)
-
Взаимодействия с простыми веществами (учащиеся самостоятельно пишут на доске).
2Fe +O2=2FeO (c)
Fe + S= FeS (c)
Fe(3)
-
Взаимодействия с простыми веществами (учащиеся самостоятельно пишут на доске).
4Fe + 3O2= 2Fe2O3 (c)
4Fe + 6S = 2Fe2S3 (c)
2.Качественные реакции на Fe(2)
Реакция с красной кровяной солью
K3│Fe(CN)6│ +3FeSO4=K│FeFe(CN)6│+ 3K2SO4
Вновь образовавшееся вещество называется
«турнбулева синь» (тёмно-синяя окраска)
Учитель рассказывает, что она раньше
Служила красителем и носит название имени
одного из основателей по производству
«Артур и Турнбуль».
3.FeSO4 +2NaOH=Fe(OH)2+Na2SO4
Полученный осадок характерного для валент-
ного железа болотного цвета.
2.Качественные реакции на Fe (3)
Реакция с жёлтой кровяной солью
K4│Fe(CN)6│+4FeCl3 =K│FeFe(CN)6│+12KCl
В данном случае вещество называется
«Берлинская лазурь» (синее окрашивание)
Она была получена случайна в начале 18 в. в Берлине мастером красильных дел Дисбархом. Он купил у торговца поташ (K2CO3) и добавил к нему железо и цвет стал синим. При проверке поташа он оказался был прокалён бычьей крoвью. Краска оказывается подходит для тканей: яркая, устойчивая и недорогая. Вскоре рецепт стал известен ( поташ сплавляли с высушенной кровью животных и железными опилками). Сейчас «берлинская лазурь» используется для получения печатной краски.
3.FeCl3+NaOH=Fe(OH)3 +NaCl
Полученный осадок характерного для трёхвалетного железа бурого цвета.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Проводится в игровой форме.
На партах у учащихся находятся листы тёмной и белой бумаги.
Пример фраз:
-железо- металл.
-железо- жёлтый металл.
-железо подвергается ржавлению.
-ржавчина образуется под действием солнца.
-ржавчина образуется под действием воды и кислорода.
-осадок двухвалентного железа бурого цвета.
-осадок трёхвалетного железа бурого цвета.
Учащиеся, если согласны с утверждением, то поднимают лист белой бумаги, если нет- то чёрной.
5.Домашнее задание.
На доске написаны формулы красной и жёлтой кровяной солей и учитель предлагает вычислить молекулярную массу этих соединений и массовую долю железа в этих соединениях.
6. Подведение итогов.