Комплексная контрольная работа по химии 8 класс

Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных при изучении химии на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Задания охватывают все темы, изученные в 8 классе. При этом учитель, начинает со строения атома, далее свойства веществ по мере их усложнения. Учащийся вычл...
Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая комплексная работа по химии:

краткая характеристика и особенности

Особенность работы состоит в том, чтобы сохранить присущий средней школе высокий теоретический уровень и обеспечить обучение максимально развивающим. Это достигается путём использования основополагающего понятия «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения.

Цель:

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях.

Задачи:

 овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

 применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании курса 8 класса раскрыты сведения о строении атома, строении веществ и свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а также свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные процессы в неорганической химии.

В результате изучения химии в 8классе ученик должен знать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы уравнения химических реакций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде, в быту.

Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных при изучении химии на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Задания охватывают все темы, изученные в 8 классе. При этом учитель, начинает со строения атома, далее свойства веществ по мере их усложнения. Учащийся вычленяет из огромного количества изученного материала только то, что ему необходимо для ответа на предложенные вопросы. Ученик «вынужден» анализировать и решать проблему комплексно. Здесь решается один из главных вопросов при изучении химии: связь между строением и свойствами веществ. А чтобы применять знания в жизни для собственной безопасности необходимо акцентировать внимание и на экологическом воспитании учащихся.

С помощью работ для 9-11 классов предполагается вести оценку сформированности следующих предметных навыков:

- культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации;

- овладение учащимися основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий тела и вещества (масса, характеристики); классификация и распознавание веществ;

- умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи;

- умение рассуждать и обосновывать свои действия;

В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА:

сформировать представления о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий на нравственную и социальную, экологические проблемы.


  • сформировать предметные способы учебных действий

навыки измерения и оценки;

навыки работы со справочным материалом;

навыки анализа;

навыки синтеза.

  • сформировать методологические представления

этапы исследования и их описание;

различение фактов и суждений;

постановка проблемы и выдвижение гипотез.


Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Каждое задание контрольной работы оценивается отдельно. При этом необходимо учитывать варианты полного и частично правильного ответов, вариативность ответов, а затем оценивать работу в целом.

Представляю пример контрольной работы по окончании 8 класса, также её можно использовать как вводную при составлении прогноза уровня усвоения и применения умений учащихся в начале 9 класса.

1.Определите число протонов, электронов, нейтронов, число внешних электронов у элемента, порядковый номер которого №16.

Как называется этот элемент? Это элемент большого или малого периода, чему равно число энергетических уровней данного элемента?

2. В предложенных уравнениях реакций найдите формулу высшего оксида элемента с порядковым номером №16.

2CuS+ 3O2=2CuO +2SO2

2SO2+ O2=2SO3

SO3+H2O=H2SO4+Q

Ответьте на вопросы:

1.Каков характер данного оксида?

Из предложенного ряда веществ выберите те вещества, с которыми будет взаимодействовать высший оксид элемента №16: P2O5, K2O ,NO, H2O ,NaOH, H2SO4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде там, где это возможно, расставьте коэффициенты.

В уравнении реакции 2CuS+ 3O2=2CuO +2SO2 расставьте степени окисления, укажите окислитель и восстановитель.

2.Из ряда веществ, предложенных в 1вопросе, найдите формулу серной кислоты.

Выберите в задании №2 уравнение реакции, описывающее способ получения данного вещества.

Что такое «кислотный дождь»? Что нужно учитывать при производстве серной кислоты? Какую экологическую проблему вы видите?

Укажите тип химической реакции по числу исходных веществ, тепловому эффекту химической реакции, будет ли данная реакция являться окислительно-восстановительной?

3. В уравнении реакции 2SO+ O=2SO+Q укажите способы смещения химического равновесия в сторону образования продукта реакции, обоснуйте правильность своих предложений.

4. Предложите способ определения кислот и щелочей при помощи одного реактива. Обоснуйте правильность ваших суждений.

5. По уравнению реакции 2CuS+ 3O2=2CuO +2SO2 вычислите объём оксида серы(IV), который выделится при обжиге сульфида меди(II) 87г, содержащий 14% примесей, если выход оксида серы(IV) составляет 78% от теоретически возможного.

6. Предложите не менее 3-х способов получения солей.

Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Данную работу следует выполнять 90 минут. Учащиеся могут использовать периодическую систему химических элементов, таблицу растворимости. Работа требует глубокого осмысления учебного материала: анализа и синтеза химических свойств веществ, классификаций химических реакций по различным признакам, химических производств и их влияния на здоровье человека, решение комбинированных задач с использованием основных математических приемов.

После выполнения работы необходимо провести анализ ошибок с выполнением корректирующих заданий.


© 2010-2022