Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

В педагогической науке и практике выделяют три уровня познавательной деятельности и соответственно три типа самостоятельных работ: 1.      Репродуктивное (копирующее); 2.      Частично-поисковое (эвристическое); 3.      Исследовательские. На начальном этапе изучения каждой темы для усвоения основных понятий химии учащиеся прежде всего выполняют самостоятельные работы репродуктивного характера, которые обеспечивают основу для последующего выполнения заданий частично-поискового и исследовательског...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

Учитель химии Университетского лицея города Димитровграда Ульяновской области Е.И.Михеева.

Введение.

В педагогической науке и практике выделяют три уровня познавательной деятельности и соответственно три типа самостоятельных работ:

  1. Репродуктивное (копирующее);

  2. Частично-поисковое (эвристическое);

  3. Исследовательские.

На начальном этапе изучения каждой темы для усвоения основных понятий химии учащиеся прежде всего выполняют самостоятельные работы репродуктивного характера, которые обеспечивают основу для последующего выполнения заданий частично-поискового и исследовательского характера.

Репродуктивные задания помогают учащимся «уложить» знания в долговременную память, лучше осмыслить и закрепить изученный материал. Подбор заданий нужно проводить таким методом, чтобы учащиеся при их выполнении могли применять следующие приёмы учебной деятельности:

  • решение заданий по готовому образцу;

  • ответы на вопросы по предложенному тексту;

  • выполнение эксперимента по готовой инструкции;

  • составление таблиц по тексту учебника;

  • чтение таблиц;

  • описание свойств веществ, явлений, устройств приборов;

  • пересказ текста учебника, фильма.

Примеры репродуктивных заданий.

  1. Задания к теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»

Поставь пропущенные слова в определениях:

«Оксиды- сложные вещества, которые состоят из атомов ….. элементов, один из которых …… в степени окисления …. .

«Кислоты- сложные вещества, в составе которых есть один или несколько атомов ….. и кислотный остаток.»

«Основания- сложные вещества, в которых каждый атом ….. связан с ….. .»

Приведи по два примера формул оксидов, оснований, кислот, солей.

  1. Задания к теме: «Первоначальные химические понятия»

Даны знаки химических элементов и их названия. Определи какие названия элементов здесь лишние, предварительно заполни таблицу (I,N,O,AI,P,Fe,C,S,Cu,H,Hg, фосфор, кислород, калий, медь, железо, азот, водород, углерод, магний, ртуть, натрий.)

Знаки химических элементов.

Названия химических элементов.

Используя химическую символику( знаки химических элементов, индексы, коэффициенты.)запишите:

  • Две молекулы азота, каждая из которых состоит из двух атомов азота.

  • Три атома углерода.

  1. Задания к теме «Теория электролитической диссоциации»

Вещества FeCl3 -хлорид железа (3), HCl- соляная кислота,KOH- гидроксид калия, HBr- бромоводородная кислота, Na2SO4- сульфат натрия- электролиты, потому что:

  • У них ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная связь( правильное подчеркни)

Подобные репродуктивные задания помогут не только научить учащихся различать какие вещества следует относить к электролитам, но и выяснять их значение по теме «Химическая связь» и пользование таблицей «Растворимость кислот, солей, оснований»

В процессе другой самостоятельной работы, направленной на повторение строения атомов главных подгрупп, для подготовки учащихся к восприятию темы «Химическая связь. Строение вещества» предлагаем им ответить на вопросы по предложенному тексту:

  • Что общего в строении атомов всех химических элементов?

  • Что общего в строении атомов элементов одной и той же подгруппы?

  • Что общего в строении атомов элементов одного и того же периода?

  • Какая особенность в строении атомов гелия и неона обуславливает их химическую инертность?

  1. Задания к теме «Первоначальные химические понятия»

Выдели из предложенного перечня в таблице смеси, химические соединения или химические элементы (Запиши соответствующие цифры во второй колонке)

Химический элемент.

…………

  • Магний

  • Молоко

Химическое соединение.

…………

  • Железо

  • Воздух

  • Оксид ртути(2)

Смесь.

…………

  • Вода

  • Кислород

  • Сульфат цинка

  1. Задания к теме: «Теория электролитической диссоциации»

Соедините стрелками формулы веществ, между которыми возможны химические реакции, составьте уравнение соответствующих реакций в молекулярном, в ионном виде.

8

7

6

5

4

3

2

11.AgNo3

2. K2SO4

3.Na2CO3

4.Ba(OH2)

5.NaOH

6.BaCl2

7.HCl

8.H2SO4










Специально готовим учащихся к формированию одного из учебных приёмов эвристической деятельности- составлению плана к тексту учебника. С этой целью предлагается инструкция репродуктивного характера для работы с учебником по теме: «Диссоциация кислот, солей, оснований.»

  • Внимательно прочти текст параграфа.

  • Найди главную мысль в каждом абзаце.

  • При повторном чтении параграфа придерживайся следующего плана:

  1. Диссоциация кислот (Запись уравнения диссоциации одноосновных кислот).

  2. Запись уравнений многоосновных кислот.

  3. Диссоциация щелочей и их уравнения.

  4. Диссоциация солей и их уравнения.

  5. Напишите уравнение диссоциации следующих веществ: HNO3,BA(OH)2, NA2CO3.

  6. Задания к теме: «Кислород, оксиды, горения.»

  • Прочитай внимательно текст параграфа и заполни таблицу.

    Постоянные составные части воздуха

    Возможные случайные примеси (название и формулы веществ)

    Формулы веществ

    Объёмные доли


  • Ответь на вопросы: «какие признаки характеризуют воздух как смесь?»

При выполнении подобных заданий учащиеся по мимо усвоения нового материала о составе- учатся составлять таблицы, используя текст учебника. В дальнейшем такие задания служат основой для выработки умения составлять таблицы с целью обобщения фактов установления связи между ними.

При составлении систем заданий мы стремимся реализовывать развивающий принцип обучения, нацеливаем учащихся на постепенный переход от приёмов репродуктивной деятельности к приёмам частично-поисковым.

Опыт показывает, что целенаправленное применение подобной системы заданий различного типа в самостоятельной работе учащихся влияет на улучшение качества их знаний по предмету и развитие приёмов познавательной деятельности, а это в конечном счёте положительно сказывается на результатах обучения.


© 2010-2022