Фосфор и его соединения

Фосфор и его соединения. ( Применение технологической карты  с УУД) Цели урока:       Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот, солей) Уметь доказывать химические свойства фосфора как простого вещества и его соединений; записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов. Методы обучения: словесный...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фосфор и его соединения.

( Применение технологической карты с УУД)

Цели урока:

Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот, солей)

Уметь доказывать химические свойства фосфора как простого вещества и его соединений; записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, красный фосфор, горелка, пробирки, стеклянная палочка, нитрат серебра, ортофосфат натрия.

Ход урока

Этап урока

Название

используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент

Перед объяснением нового материала учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями

уточнение критериев оценки.

2

Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

2

Вводная беседа. Актуализация знаний.

1. Погружение в тему урока. Формулировка темы урока осуществляется с помощью выполнения задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения.

Мы продолжаем изучение большой темы "Неметаллы". Сегодня нам предстоит познакомиться с неметаллом, который был открыт в 1669 году гамбургским алхимиком Геннингом Брандом, занимавшимся поисками "философского камня". Бранд показывал новое вещество, способное светиться в темноте, за деньги и продавал его небольшими порциями на вес золота и даже выше.

О каком элементе идёт речь? (о фосфоре)

Таким образом, тема нашего урока: "Фосфор и его соединения"..

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

2

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог.

3

Изучение нового материала.

Приложение 1

С чего мы начинаем изучение химического элемента?

- с положения его в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Сейчас вам предстоит осуществить данную задачу, а именно дать характеристику фосфору по положению его в периодической системе химических элементов.

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить данное задание в тетрадях.

В тетради по плану дают хар-ку элементу

4

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог

4

Рефлексия

Направляет работу учащихся.

1.Какое свойство мы сейчас наблюдали?

2.Каково строение молекулы фосфора?

3.Чем отличается белый фосфор от красного?

4.Какие химические свойства можно предположить для фосфора?

5.С каким ранее изученным элементом можно сравнить свойства фосфора? Почему?

Ученики отвечают

3

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

5

Физминутка.

2

6

Продолжение изучения нового материала

Приложение 2



Приложение 3

Давайте теперь охарактеризуем физические и химические свойства фосфора.


Далее изучим свойства оксидов фосфора.

1.Какие оксиды образует фосфор?

2.Какие свойства проявляют оксид фосфора (III) и (V) валентный?

Остались свойства ортофосфорной кислоты

Задание классу 1

Делают записи в тетрадь

Задание классу 2

Делают записи в тетрадь

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

Участвуют в беседе с учителем

3

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Саморегуляция, коррекция полученного результата.

Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником.

Задание классу 3: составить схему химических свойств оксида фосфора (V). Задание классу 4: составить схему характеризующую химические свойства Нз РО4

Учащиеся выполняют взаимную проверку записей в тетради

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

7

Лабораторная работа.

Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой паре.

Учащиеся работают в парах.

Оценивают взаимную работу.

5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в пару. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

8

Контроль полученных

Знаний.

Приложение 4

Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу.

Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности контрольного теста и выполняют задания.

Результаты работы фиксируются в листе контроля .

6

Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция.

Самоопределение с целью получения наивысшего результата.

9

Подведение

итогов урока.

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

4

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

10

Домашнее

Задание.

Задает дозированное домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

2


Задание 1: Составьте схему химических свойств фосфора.

P + O2 = оксид;
P + H2=фосфин;
P + Me= фосфид.

Задание 2:

  1. Напишите уравнения реакций, происходящих между Р и O2, Р и H2, Р и металлом.

  2. Укажите окислитель и восстановитель, переход электронов.

  3. Если вы затрудняетесь в написании окислительно-восстановительных реакций, пользуйтесь алгоритмом.

Задание 3: составить схему химических свойств оксида фосфора (V).

Фронтальная проверка: Комментированное чтение.

При этом виде работы учащиеся получают возможность участвовать в самопроверки знаний и умений, совершенствуют свою речь, обращают внимание на правильное употребление химических терминов и названии веществ.

Н2О = Н3РО4 (НРО3)

Р2О5 + МеО = соль

МеОН = соль + Н2О

Вывод: P2O5 - кислотный, которому соответствует орта - и метафосфорная кислота.

Задание 4. составить схему характеризующую химические свойства Нз РО4

Фронтальная проверка.

Me (до Н ) = Мех (РО4)У + Н2

Н3 РО4+ MeхОУ = Мех (РО4)У + Н2О

МеОН = Мех(РО4)у + Н2О

Приложение 1 План характеристики химического элемента:

  • 1.порядковый номер.

  • 2.относительная атомная масса.

  • 3.период (большой, малый).

  • 4.группа (А, В).

  • 5.строение атома возможные валентности.

  • 6.степени окисления.

Приложение 2

Характеристика

Свойства фосфора

белого

красного

1. физическое состояние

2. цвет

3. запах

4. отношение к воде.

5. свечение

6. действие на организм

Приложение 3

Алгоритм для выполнения задания на окисление - восстановление.

  • 1 . определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения.

  • 2. сравните степени окисления каждого из элементов до и после реакции.

  • 3. сделайте вывод об изменении степеней окисления (понижение - признак восстановления, повышение - признак окисления).

Приложение 4

Советы при выполнении индивидуального выбора задания.

  • 1 . внимательно прочтите все задания.

  • 2. соотнесите желание в получении хорошей отметки с собственными возможностями правильного выполнения задания.

  • 3. выбирай и решай!

  • 4. проверь полученные результаты и мысленно оцени себя.


Ф.И. уч-ся_____________

Часть А "на 3":

  • закончите уравнения;

  • назовите продукты реакции:

Р+О2 =
Р + К =
Р + Н2 =

Ф.И. уч-ся_____________

Часть В "на 4"

• осуществите превращение;

• назовите вещества:

Р - Р2О5 - Н3РО4 - Li3 PO4
НРО3

Ф.И. уч-ся_____________

Часть С "на 5".

что является веществом X в реакциях.

РН3 + X = Р2О5 + Н2О
Na3PO4 + X = Ag3PO4 + NaNO3

Задания для закрепления

Проверка проводится сразу после выполнения задания по готовым ответам на доске.

  • Домашнее задание § 27:

  • 1 группа А № 1 стр. 125

  • 2 группа В № 3 стр. 126

  • 3 группа С используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращения Р и его соединений.

© 2010-2022