ЭССЕ Моя профессия учитель

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ЛИЦЕЙ «МОК № 2»

г. Джанкой, Республика Крым

учитель химии - Хайруддинов Б.А.


МОЯ ПРОФЕССИЯ - УЧИТЕЛЬ


ВСТУПЛЕНИЕ

За годы своей педагогической деятельности я очень часто задавал себе вопросы: «Почему ребятам трудно дается такой интересный, с моей точки зрения, предмет, как химия? Почему они не проявляют активности, заинтересованности?» И таких «почему» было много. А потом понял: «Неинтересно моим ученикам потому, что я как человек неинтересен». Ведь учитель должен быть ярким, талантливым, разносторонним! Согласитесь, для большинства учащихся учитель и предмет, который он преподает, часто отождествляются: личность учителя, интересная сама по себе (помните, у Е.И. Ильина: «Я сам себе интересен), способствует возникновению интереса к учебному предмету. И вот труд, которому я отдавал себя по крупицам и целиком, как умел, как велело сердце и любовь к детям, к своему предмету сделали меня личностью, человеком, который повел за собой, увлек своей любовью к химии. Тогда-то и смог я решить многие задачи обучения и воспитания: ребята начали с огромным желанием делать ту работу, которую раньше считали скучной, на уроке охотно стали выполнять те задания, которые требовали дополнительной затраты времени и сил, стали прислушиваться к каждому моему слову. И таким образом, постепенно эмоциональный интерес к личности перешел в стремление глубже познать предмет. Но на сегодняшний день и этого оказалось недостаточно! Требования нашего времени: нового века - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию, пробудить в нем самые лучшие стороны характера, научиться бороться с плохими чертами, воспитывать оптимизм и чувство справедливости, неравнодушие и стремление к добру - иногда вопреки окружающей действительности!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учитывая все эти требования, я задумался: передо мной встала острая необходимость: переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить для себя на вопросы: «Как учить и воспитывать? и «С помощью чего, как пробудить учеников ,как достучаться до их сердец и их разума?» По моему глубокому убеждению, в учениках, прежде всего, нужно видеть человека, а не сосуд, в который учитель переливает свои знания, ведь эти знания лишь тогда принесут пользу, станут нужными, когда ученик поймет, осознает необходимость их для себя лично! Я изучал методическую литературу, статьи в педагогических журналах, познакомился с новыми технологиями обучения, с опытом работы своих коллег. Все это навело меня на мысль обратиться не только к технологии игрового обучения, которую в той или иной степени уже успешно к тому времени применял на уроках, но и к трудам психологов и педагогов. Многие педагоги говорят, и я солидарен с их мнением, что на уроке необходим тот момент радости познания, открытия нового, который и станет стимулом к учению.

Вспоминаю себя: в годы детства и юности школа стала для меня не только местом, где учили писать, читать, считать, понимать окружающий мир, знакомили с богатым миром искусства. Меня школа научила тем законам жизни, которым следую и по сей день. Часто вспоминаю своего первого учителя. Да, да , я не ошибся в написании -именно учителя! Очень многие люди помнят первую учительницу -женщину, добрую и красивую, и потому, может быть, среди учителей так много женщин: девочки хотели бы быть такими же, как она. Наверное, и я потому стал педагогом, что привил мне такую тягу к профессии еще с начальной школы мой первый учитель - Сакен Рамазанович. Строгий, но справедливый, добрый, но требовательный, внимательный и чуткий к нашим детским переживаниям, он навсегда останется в памяти не только моей, но и других учеников начальной школы поселка Пятимар, как образец педагога с большой буквы.

Прошло время, и, выбирая, кем стать в жизни, я долго думал: год отдан был на то, чтобы точно определиться с выбором профессии. Я стал учителем - во многом этим решением обязан я и Сакену Рамазановичу, и другим чудесным педагогам, о ком и сейчас, спустя десятилетия, вспоминаю с теплом в душе.

Постигая в институте премудрости педагогической науки, конечно, мы, студенты, плохо еще понимали, что ожидает нас впереди, как тяжел и горек порой учительский труд. Но в душе всегда жили воспоминания о родной школе, о замечательных людях -педагогах, чье сердце всегда было открыто нам, детям. Школа для меня всегда была очагом добра и радости. В памяти храню и первый урок, и первую похвалу, и первую радость познания нового. Мы вышли из стен родной школы, и, я надеюсь, теперь она может гордиться нами! Оттого и понимаю я сейчас: ученики - не просто дети, сидящие в классе за партой, это - будущее страны, и именно на учителях наряду с семьей лежит огромный груз ответственности за воспитание и образование будущего поколения. По словам Сухомлинского, именно «Школа всегда будет важнейшим очагом мудрости народа». Школа, то есть учителя, воспитывают «души» своих питомцев, формируют их гражданскую позицию, пробуждают совесть, учат любить труд, любить свой родной край, свою Родину.

Как отрадно, что многие мои выпускники, которых за тридцать лет трудовой деятельности на педагогическом поприще я воспитал немало, и по прошествии многих лет сохраняют в душе чувство благодарности к школе, к учителям. Это же чувство воспитывают мои выпускники и в своих детях, которые уже сейчас сидят за партами, порой очень напоминая своих родителей, какими те были много лет назад…

При встрече мы с бывшими учениками вспоминаем с радостью и светлой грустью школьные годы, поистине «школьные годы чудесные» - время надежд и первых свершений, удач и побед, вспоминаем строгую тишину классов, веселую бесшабашность перемен, походы в горы, конкурсы и классные часы. Как радостно осознавать, что ребята, теперь уже взрослые самостоятельные люди, вспоминают нашу школу и учителей с чувством любви и благодарности, так же как я вспоминаю свою! Именно школа стала для них сосредоточием прекрасных переживаний и эмоций. Кем бы ни стали мои выпускники: предпринимателями, рабочими, юристами, врачами, инженерами, военными - все они помнят и осознают: именно в школьных стенах стали они личностями с верными жизненными ориентирами, поняли, что такое есть добро и зло, правда и ложь, сострадание и равнодушие.

Труд учителя ни с чем нельзя сравнить и сопоставить. Человек, выбравший любую другую профессию, почти всегда сразу видит результат своего труда: через час, через день, через месяц или через год. Учитель же работает годы и годы для того, чтобы увидеть то, над чем он трудился, вкладывая муки своего творчества, огонь сердца, тревоги бессонных ночей. Иногда пройдут десятилетия, прежде чем только начнет обозначаться задуманное. А как часто учителя посещает недовольство собой, то «святое недовольство», что не позволяет стоять на месте, заставляет творить, икать новое. Что может быть прекраснее для профессионала, чем осознание необычайности, исключительности своего труда? Но с годами приходит ко мне чувство ответственности, что заставляет задуматься о невозможности допустить ошибки в том или ином действии, даже произнесенном слове! В учительском труде, как ни в каком другом, ошибки и неудачи ведут к тяжелым последствиям, что приносят свои злые плоды в будущем: ведь страшные события реальной жизни творят люди, которые тоже сидели за партами! Рядом с радостью побед и душевного творчества идут беспокойство и сомнения: все ли сделал правильно, и сделал ли? Долгие годы проходят, прежде чем осознаешь это, прежде чем приходит настоящая учительская мудрость. Труд учителя складывается из крупинок, но тем дороже его достижения.

Когда я выбирал свой жизненный путь, будучи молодым и неопытным, как, наверное, многие, решившие стать педагогами, не слишком задумывался о сложностях учительской профессии. Да, были потом в жизни и бессонные ночи, и тяжелые моменты… но пожалел ли когда -то о своем выборе? Иногда окружающие рассуждают о том, что если бы вернуть назад время, возвратиться в юность, возможно бы, выбрали бы другую стезю…Однако я понимаю: мне другого не дано. Другой жизни я не представляю, да и не хочу- ведь знаю самый главный секрет своей профессии: учитель - волшебник, творящий порой невозможное и создающий главное чудо на Земле -человеческую личность! Каждая минута, каждое мгновение бытия, по сути, заполнено школой, ее тревогами и радостями, детским смехом и тишиной, царящей на уроке. И как часто замечаю: вехи своей жизни меришь событиями из жизни учеников, настоящих и бывших: я был там-то и там то, когда мои дети учились в пятом классе…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящий учитель - это педагог, находящийся в постоянном поиске, живущий в унисон с детьми, видящий себя в них, помогающий им стать успешными в жизни. Мне по -прежнему, как и десять, и двадцать лет назад не дают покоя вопросы: чему и как учить, какие слова подобрать, чтобы поняли меня, отозвались? После долгих размышлений приходит ответ -нужно вырастить самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны через творчество и деятельность самих учащихся. Да, современный мир, на мой взгляд, делает проблемы обучения и воспитания проблема многогранными. Как учить? Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, где оно может пригодиться. Искушенные в телекоммуникационных представлениях и развлечениях, они хотят, чтобы и на уроках было так же интересно, ярко, броско. Современный ребенок имеет в наличии доступ к любой информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя, сложно осознавать границы между добром и злом. Новое поколение и новые реалии жизни требуют не только новых методов обучения и воспитания но и, по сути, иного - нового учителя. Такой новой личностью может стать педагог, что переосмыслил цели и задачи своей деятельности, тот, кто помогает раскрепостить учащихся, развивает у них способность творчески мыслить, открывает для них такие важные аспекты познания, учит самостоятельному поиск и остается верен идеалам добра, справедливости и гуманизма. При этом важно, чтобы не оставался в стороне ни один ребенок, чтобы учитель вместе с детьми искал верный путь решения проблем. Даже если сегодня ученик не блещет результатами, но заинтересован в работе и приходит с радостью и надеждой на мои уроки, я уверен, что он сможет добиться поставленной цели не только сегодня, не только на уроке в стенах школы, но в большой, взрослой жизни. А моя задача -помочь ему в этом.

Да, учителю, бесспорно, нужно обладать, по словам великого педагога В.А. Сухомлинского «огромным талантом человеколюбия, безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума свежесть впечатлений, восприимчивость чувств -а без этих качеств труд педагога превращается в муку».


© 2010-2022