Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

В учебном пособии предложена методика решения задач  на образование и разложение растворов без протекания химической реакции. Задачи на растворы есть простые и более сложные, многоходовые, с участием кристаллогидратов, газов и т.п. Не слишком сложные задачи этого типа обычно представлены в заданиях А26 ЕГЭ по химии. При решении таких  задач большинство учащихся сталкиваются с определенными трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения.  Поэтому целью пособия является:      объяснить методику решения таких задач, путем постепенного усложнения.      выработать у обучающихся правильные навыки оформления задачи;      показать логическую последовательность, используемую в ходе решения задач, выработать навыки её применения;      формировать умение обучать учащихся решению химических задач. В пособии предложены способы решения задач, приводятся примеры решения задач, которые разбиты по типам и расположены в порядке усложнения. Задания могут быть использованы учителями не только при подготовке к ЕГЭ, но и при проведении уроков, учениками – для закрепления материала. Каждый учитель должен помнить, что умение решать задачи развивается в процессе обучения, поэтому чтобы развить это умение нужно постоянно и систематически их решать.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»ИСХАКОВА Р.У.


В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ
















Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»








Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»



Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»



















"Уча других, мы учимся сами"

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы» Сенека


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»


ПРЕДИСЛОВИЕ


В учебном пособии предложена методика решения задач на образование и разложение растворов без протекания химической реакции. Задачи на растворы есть простые и более сложные, многоходовые, с участием кристаллогидратов, газов и т.п. Не слишком сложные задачи этого типа обычно представлены в заданиях А26 ЕГЭ по химии. При решении таких задач большинство учащихся сталкиваются с определенными трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения.
Поэтому целью пособия является:

  • объяснить методику решения таких задач, путем постепенного усложнения.

  • выработать у обучающихся правильные навыки оформления задачи;

  • показать логическую последовательность, используемую в ходе решения задач, выработать навыки её применения;

  • формировать умение обучать учащихся решению химических задач.

В пособии предложены способы решения задач, приводятся примеры решения задач, которые разбиты по типам и расположены в порядке усложнения. Задания могут быть использованы учителями не только при подготовке к ЕГЭ, но и при проведении уроков, учениками - для закрепления материала. Каждый учитель должен помнить, что умение решать задачи развивается в процессе обучения, поэтому чтобы развить это умение нужно постоянно и систематически их решать.

Желаю удачи!


ВМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ


Анализ условия задачи. Его можно условно разбить на две составляющие - анализ химической стороны задачи и анализ ее количественных характеристик. При анализе химической стороны задачи ученик должен понять, какие вещества и процессы описаны в условии, отобразить их формулами и уравнениями реакций. При анализе количественной стороны задачи ученик должен понять, какие именно величины характеризуются числами в условии задачи, ввести нужные обозначения, правильно указать принадлежность величины. Анализ количественной стороны задачи должен быть отражен в краткой записи условия.

План решения задачи. На этом этапе ученик должен или отнести задачу к одному из известных ему типов задач и восстановить в памяти алгоритм ее решения, или самостоятельно построить алгоритм решения незнакомой задачи.

Выполнение решения задачи. На этом этапе от ученика требуется определенный уровень математических навыков, умение преобразовывать формулы, проводить вычисления, округлять, в отдельных случаях - составлять и решать алгебраические уравнения.

Осмысление результата.

Завершение решения обычно заключается в формулировке ответа.


ЭТО НАДО ЗНАТЬ

  • Раствор - это тоже самое, что гомогенная смесь.

  • Растворителем называют жидкость, растворяющую вещество.

  • «Подобное растворяется в подобном».

  • Существует много способов выражение концентрации вещества в растворе.

  • На растворимость влияют площадь поверхности растворяемого вещества, давление и температура.

  • Разбавлением называют процесс добавления дополнительного количества растворителя в раствор, чтобы уменьшить его концентрации.

  • При выпаривании воды из раствора масса растворенного вещества не изменяется, а масса раствора уменьшается на массу выпаренной воды.

  • При разбавлении раствора водой масса растворенного вещества не изменяется, а масса раствора увеличивается на массу добавленной воды.

  • При сливании двух растворов их массы, а также массы растворенного вещества складываются.

  • При выпадении кристаллов масса растворенного вещества и масса раствора уменьшается на массу выпавших кристаллов, а масса воды не изменяется (если из раствора выделяется безводное вещество)



ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ
- массовая доля раствора (в долях от единицы), а % - это процентное содержание вещества в растворе;
- объемная доля;
- растворимость (понятие о насыщенных растворах, расчет на чистый растворитель);
С моль/л - молярная концентрация (число молей вещества в 1 л раствора).


КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА РАСТВОРОВ

Для качественной характеристики растворов используют понятия «разбавленный раствор» (содержит мало растворенного вещества) и «концентрированный раствор» (содержит много растворенного вещества). При работе с растворами необходимо знать их количественный состав. Количественный состав выражается различными способами.

Способы

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Массовая доля растворенного Молярная концентрация

вещества

Массовая доля растворенного вещества

Массовой долей растворенного вещества называется отношение массы растворенного вещества к массе раствора:

масса компонента mв-ва
массовая доля = ----------------- , т.е. ω= -----
масса целого m(р-ра)

где ω - массовая доля растворенного вещества, г; mв-ва - масса растворенного вещества, г; m(р-ра) - масса раствора, г.

Массовую долю растворенного вещества можно выражать также в процентах:

mв-ва
ω= ----- ∙100%
m(р-ра)

Массовую долю растворенного вещества, выраженную в процентах, часто называют процентной концентрацией раствора.

Пример. В водном растворе хлорида натрия NaCI его массовая доля равна 10%, или 0,1. Это значит, что в растворе массой 100 г содержится 10 г хлорида натрия и 90 г воды. Массу раствора можно рассчитать по формулам:

m(р-ра)= m(растворитля) + m(в-ва);

m(р-ра)= •V

где V- объем раствора, мл; плотность раствора, г/мл.

Масса растворенного вещества равна произведению массы раствора на массовую долю растворенного вещества:

mв-ва = m • ω

При сливании растворов складываются как массы растворов:

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»m1 + m2 = m3

так и массы растворенных веществ:

m(в-ва1) + m(в-ва2)= m(в-ва3)



Молярная концентрация

Молярная концентрация показывает число молей растворенного вещества в одном литре раствора.

Молярную концентрацию можно рассчитать по формуле: C = n/V,

Где C - молярная концентрация, моль/л; n- количество растворенного вещества, моль,

V- объем раствора, л.


Молярная концентрация С, моль/л

Обозначение молярности

Название раствора

1

Одномолярный

(молярный)

0,5

0,5М

Полумолярный

0,1

0,1М

Децимолярный

0,01

0,01М

Сантимолярный

0,001

0,001М

Миллимолярный









На практике часто переходят от одного способа выражения концентрации к другому по известной плотности раствора, применяя формулу: m(р-ра)= •V










ТИПЫ ЗАДАЧ

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Задачи на определение массы веществ в растворе



  • ЗМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»адачи на определение массы веществ, необходимой для получения раствора нужной концентрации


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Задачи на определение массовой доли веществ в растворе


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Задачи на определение процентного содержания веществ в растворе


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Задачи с использованием понятия растворимости


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Задачи на определение массы или объема вещества при добавлении его в раствор для изменения концентрации


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Задачи на определение процентного содержания или массовой доли веществ в растворе, полученном при смешивании растворов разной концентрации


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Задачи на молярную концентрацию


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  • Усложненные задачи








IМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» ТИП. ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ВЕЩЕСТВ В РАСТВОРЕ

Типовая задача.

Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления 50 г

0,5 %-ного раствора

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение

m (р-ра) = 50 г m (соли) = 50 г · 0,005 = 0,25 г соли
(соли) = 0,005 m (H2O) = 50 г - 0,25 г = 49,75 г

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»V (H2O) = 49,75 г × 1 г/мл = 49,75л

m (соли) = ? Ответ: m (соли) = 0,25 г, V (H2O) = 49,75 л


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

ЗМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»адачи для самостоятельной работы


Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления:

  1. 60 г 1 %-ного раствора

  2. 70 г 2 %-ного раствора

  3. 40 г 0,4 %-ного раствора

  4. 80 г 0,2 %-ного раствора

  5. 90г раствора с массовой долей соли 0,001

  6. 60 г раствора с массовой долей соли 0,002

  7. 50 г раствора с массовой долей соли 0,05

  8. 70 г раствора с массовой долей соли 0,01

  9. 120 г 10 %-ного раствора

  10. 90 г раствора с массовой долей соли 0,06

  11. 150 г 2 %-ного раствора

  12. 150 г раствора с массовой долей соли 0,004

  13. 200 г раствора с массовой долей соли 0,06

  14. 140 г раствора с массовой долей соли 0,03

  15. Какие массы йода и спирта необходимы для приготовления 300 г раствора с массовой долей йода 5%?

IМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»I ТИП. ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ВЕЩЕСТВ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАСТВОРА НУЖНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ


Типовая задача№1. Какой объем воды надо прилить к 0,5 г сахара, чтобы получить 1 %-ный раствор?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» (сахара) = 0,5 г 1) m (р-ра) В 100 г р-ра - 1 г сахара
(cах.) = 0,01 (1 %) х - 0,5 г сахара
2) m (H2O) = 50 - 0,5 = 45,5 г
V(Н2О) = ?

3) V(Н2О) = 45,5 г / 1 г/мл = 45,5 мл
Ответ: V(Н2О) = 45,5 мл

Типовая задача№2. Какую массу соли надо добавить к 200 мл воды, чтобы получить 3 %-ный раствор? Ответ:

Дано: Решение:

VМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»2О) = 200 мл 1) 3 %-ный раствор - это на 100 г р-ра - 3 г соли

(соли) = 0,03 (3 %) и 97 г воды

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»2) m (200 мл Н2О) = 200 мл · 1 г/мл = 200 г
m (соли) = ? 3) m (соли) = ?
3 г соли - на 97 г Н2О
х - 200 г Н2О
х = 3 ∙200/ 97 = 6,2 г.
Ответ: m (соли) = 6,2 г


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Задачи для самостоятельной работы


  1. Какой объем воды надо прилить к 8 г соли, чтобы получить 2 %-ный раствор?

  2. Какую массу соли надо добавить к 120 мл воды, чтобы получить 1 %-ный раствор?

  3. Какую массу нит­ра­та на­трия, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо рас­тво­рить в 200 г воды для по­лу­че­ния рас­тво­ра с мас­со­вой долей 20%

  4. Вычислите массу воды, в которой нужно растворить25 г сахара, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 10 %.

  5. Рассчитайте, какую массу воды необходимо взять для приготовления раствора с массовой долей вещества 20%, если нужно растворить 100г соли?

  6. Определите массу хлорида калия, который нужно растворить в 100 г воды, чтобы получить раствор с массовой долей KCI 5%.

  7. Имеется соль массой 200 г. Рассчитайте массу воды, которую надо взять, чтобы получить раствор с массовой долей соли 12,5%

IМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»II ТИП. ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЕЩЕСТВ В РАСТВОРЕ

Типовая задача№1. Смешали 0,4 г соли и 200 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

Дано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»оли) = 0,4 г 1) m (H2O) = 200 мл ∙1 г/мл = 200 г

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»V(Н2О) = 200 мл m (р-ра) = 200 г ∙0,4 г = 200,4 г
2) m (H2O) = 50 - 0,5 = 45,5

(соли) = ? (cоли) = 0,4 г/ 200,4 г = 0,002 (0,2 %-ный)
Ответ: (соли) = 0,002 (0,2 %-ный)

Типовая задача№2. Смешали гидроксид натрия NaOH в количестве 1 моль с

1 л воды. Какова массовая доля гидроксида натрия в полученном растворе?

Дано: Решение:Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»(NaOH) = 1 моль 1) m(NaOH) = 1 моль ∙ 40 г/моль = 40 г
V(Н2О) = 1 л 2) m (H2O) = 1000 мл ∙ 1 г/мл = 1000 г
3) m (р-ра) = 1000 г + 40 г = 1040г

(NaOH) = ? 4)(NaOH) = 40 г/1040 г = 0,038 (3,8 %)

Ответ: (NaOH) = 0,038 (3,8 %)

Типовая задача№3. Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, полученном при смешивании 200 г воды и 30 г вещества.

Наглядно-логический метод:

Р1



+

Р2



=

Р3

mp = 30/1=30г

mp = 200 г

mp = 230 г

ɷ = 1
т.к. вещество сухое

ɷ = 0
т.к. это вода

ɷ = 30/230 = 0,1304
или 13,04%.

mв =30г

mв =0г (200 · 0=0)

mв = 30г (30+0 =0)


Решение алгебраическим методом:
ɷ= mв/ mp = (mв1 + mв2) / (mp1 + mр2) = (30· 1 +200·0) / (30 +200) = 30/230 = 0,1304 (13, 04%).
Ответ: (вещества)= 0,13.




Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Задачи для самостоятельной работы

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  1. Смешали 20 г сахара и 250 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?

  2. Смешали 5 г сахара и 150 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?

  3. Смешали 2 г соли и 140 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

  4. Смешали 0,5 г соли и 300 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

  5. Смешали гидроксид натрия NaOH в количестве 1 моль с 1 л воды. Какова массовая доля гидроксида натрия в полученном растворе?

  6. Смешали нитрат натрия NaNO3 в количестве 0,1 моль с 0,5 л воды. Какова массовая доля нитрата натрия в полученном растворе?

  7. В 105 г воды растворили 35 г соли. Вычислите массовую долю растворенного вещества.

  8. Сахар массой 5 г растворили в воде массой 20 г. Какова массовая доля сахара в растворе?

  9. В 200 г воды растворили 67,2 л газообразного хлороводорода HCI (н.у.). Определите массовую долю хлороводорода в полученном растворе.

  10. Хлорид бария массой 6 г растворили в 250 мл воды (плотность воды 1 г/мл). Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?

  11. В 1000 г воды растворили 2 моль сульфата калия. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества

  12. В 200 г воды растворили 50 г хлорида натрия. Вычислите массовую долю NaCI в полученном растворе.

  13. В 1 л раствора серной кислоты содержится 2,1 моль H2SO4. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества, учитывая, что плотность раствора равна 1,13г/мл.

  14. Мас­со­вая доля со­ля­ной кис­ло­ты, вы­ра­жен­ная в про­цен­тах, в рас­тво­ре, по­лу­чен­ном при рас­тво­ре­нии 11,2 л (н.у.) хло­ро­во­до­ро­да в 1 л воды, равна (с точ­но­стью до де­ся­тых)___



IМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»VТИП. ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ВЕЩЕСТВ В РАСТВОРЕ

Типовая задача№1. К 150 г 20 %-ного раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе?

Дано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы» (p. HCl) = 150 г 1) m (HCl) = 150 г ∙ 0,2 = 30 г
(HCl) = 0,2 (20 %) 2) m (p-ра) = 150 г + 200 г = 350 г
V(Н2О) = 200 мл m (H2O) = 200 мл ∙ 1 г/мл = 200 г
(HCl) = ? (HCl) =30 г /350 г = 0,086 (8,6 %)

Ответ: (HCl) = 0,086 (8,6 %).

Типовая задача№2. К 120 г 1 %-ного раствора сахара прибавили 4 г сахара. Каково процентное содержание сахара во вновь полученном растворе?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

m (p. сахара) = 120 г 1)m(сахара) = 120 г ∙ 0,01 = 1,2 г
= 0,01 (1 %) 2) m(всего сахара) = 1,2 + 4 г = 5,2 г
m(сахара) = 4 г 3) m (р-ра) = 120 г + 4 г = 124 г

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»(сахара) =? (cахара)= 5,2 г/124 г = 0,042 (4,2 %)
Ответ: 0,042 (4,2 %).



Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Задачи для самостоятельной работы

  1. КМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?

  2. К 90 г 6 %-ного раствора поваренной соли прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание поваренной соли во вновь полученном растворе?

  3. К 140 г 15 %-ного раствора сахара долили 160 мл воды. Каково процентное содержание сахара во вновь полученном растворе?

  4. К 200 г 40 %-ного раствора уксусной кислоты долили 300 мл воды. Каково процентное содержание уксусной кислоты во вновь полученном растворе?

  5. К 80 г 30 %-ного раствора щелочи долили 420 мл воды. Каково процентное содержание щелочи во вновь полученном растворе?

  6. К рас­тво­ру хло­ри­да каль­ция мас­сой 90 г с мас­со­вой долей 5% до­ба­ви­ли 10 г этой же соли. Каково процентное содержание соли во вновь полученном растворе?

  7. К рас­тво­ру нит­ра­та каль­ция мас­сой 80 г с мас­со­вой долей 4% до­ба­ви­ли 1,8 г этой же соли. Каково процентное содержание соли в по­лу­чен­ном рас­тво­ре равна (с точ­но­стью до де­ся­тых)___

  8. К 300 г рас­тво­ра нит­ра­та калия с мас­со­вой долей 20% до­ба­ви­ли 100 г той же соли. Какова мас­со­вая доля нит­ра­та калия в по­лу­чен­ном рас­тво­ре?

  9. Мас­со­вая доля азот­ной кис­ло­ты в рас­тво­ре, по­лу­чен­ном после до­бав­ле­ния 20 г воды к 160 г её 5%-ного рас­тво­ра, равна___

  10. К рас­тво­ру хло­ри­да каль­ция мас­сой 140 г с мас­со­вой долей 5% до­ба­ви­ли 10 г этой же соли. Мас­со­вая доля соли в по­лу­чен­ном рас­тво­ре равна (с точ­но­стью до де­ся­тых___

  11. К 150 г раствора с массовой долей K2SO4 10% добавили 100г воды. Вычислите массовую долю сульфата калия в полученном растворе.

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»


V ТИП. ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОНЯТИЯ - РАСТВОРИМОСТЬ

Типовая задача№1. Какую массу сульфата натрия можно получить при выпаривании 50г насыщенного раствора при t 35 0С, если его растворимость 50 (на 100 г воды)?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» (p. Na2SO4) = 50 г В 150 г р-ра - 50 г Na2SO4
Р(Na2SO4) = 50 г в 50 г - х

m (Na2SO4) = ? х =50 г∙50 г/150 г = 16,7 г
 Ответ: 16,7 г Na2SO4

Типовая задача№1. Сколько грамм воды необходимо для растворения 30 г нитрата свинца, чтобы получился насыщенный раствор при t 60 0С (растворимость его 105)?

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Дано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»[Pb(NO3)2] = 30 г 105 г Pb(NO3)2 - 100 г H2O
Р(60О С) = 105 г 30 г - х
х =30 г ∙ 100 г / 105 г = 28,57 г
m (H2O) = ?
Ответ: 28,57 г H2O

Типовая задача№3. В 300 г насыщенного при t 55 0С сульфата магния содержится 100 г сульфата магния. Определить его растворимость (коэффициент растворимости).

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Дано: Решение:

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»m (p. MgSO4) = 300 г 1) m (H2O) = 300 г - 100 г = 200 г
m (MgSO4) = 100 г 2) в 200 г H2O - 100 г MgSO4

Р(MgSO4)= ? в 100 г - х
х=50 г
Ответ: Р(MgSO4) = 50 г

Типовая задача№4. В 200 г раствора KСlO3 при t 30 0С содержится 20 г KСlO3. Будет ли его раствор насыщенным, если его растворимость при t 30О С - равна 10?

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Дано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» (p. KClO3) = 200 г 1) m (H2O) = 200 г - 20 г = 180 г
m (KClO3) = 20 г 2) В 100 г H2O - 10 г KClO3
m (KClO3) = 20 г в 180 г H2O - х
Будет ли раствор 3) х =180 х 10 г/100 г = 18 г
насыщенным? А в растворе 20 г KClO3, следовательно, раствор
насыщенный.

Типовая задача№5. В 100 г воды при t 60 0С растворяется 110 г нитрата калия, образуя насыщенный раствор. Какова массовая доля нитрата калия в таком растворе?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» (H2O) = 100 г 1) m (р-ра) = 100 г + 110 г = 210 г
m (KNO3) = 110 г 2) = 110/210 г = 0,524 (52,4 %)

(KNO3) = ? Ответ: 0,524 (52,4 %)

Типовая задача №6. Какая масса хлорида бария выкристаллизуется при выпаривании из 300 г насыщенного при t 90 0С раствора, если его растворимость 55?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»(p. BaCl2) = 300 г 1) В 155 г р-ра - 55 г BaCl2
Р(BaCl2) = 55 г в 300 г - х
2) х =300 г ∙ 55 г/155 г= 106,45 г
m (BaCl2 выкр.) ? Ответ: 106,45 г.


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Задачи для самостоятельной работы

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»





  1. Имеется 300 г насыщенного при t 15О С раствора нитрата калия. Сколько грамм нитрата калия здесь содержится, если его растворимость 25?

  2. Растворимость некоторой соли при температуре 25 0С составляет 185г/л. Какую массу соли можно получить, если упарить 200 мл ее раствора, насыщенного при температуре 250?

  3. В 100 г воды при 20 0С растворяется 74,5 г хлорида кальция, а при 800С - 147,0г. Каким будет при этих температурах 42,3%-ный раствор хлорида кальция (насыщенным, ненасыщенным, перенасыщенным)?

  4. Воду объемом 100 мл насыщают нитратом калия KNO3 при 700С. Раствор охлаждают до 20 0С. Какая масса соли выпадет в осадок?

  5. Растворимость бромида натрия при 20 0С равна 90,5 г. Какую массу этой соли следует растворить в воде массой 900 г при 200С для получения насыщенного раствора?

  6. При выпаривании насыщенного при 200С водного раствора хлорида натрия массой 200 г получена соль, масса которой 52,64г. Какова растворимость в воде хлорида натрия при 200С?

  7. В какой массе воды надо растворить KNO3 массой 120 г, чтобы получить раствор, насыщенный при 300С?

  8. Растворимость хлорида натрия при 20 0С равна 36,0 г в 100г воды, а растворимость фторида натрия при этой же температуре - 4,3 в 100г воды. Определите массовые доли солей в насыщенном водном растворе при этой температуре (в %). Можно ли считать обе соли хорошо растворимыми? Концентрированными или разбавленными являются их насыщенные растворы?










Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»VI ТИП. ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ИЛИ ОБЪЕМА ВЕЩЕСТВА ПРИ ДОБАВЛЕНИИ ЕГО В РАСТВОР ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ.

Типовая задача №1. Сколько миллилитров воды надо прилить к 80 г 5 %-ного раствора соли, чтобы получить 2 %-ный раствор?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»(p. соли) = 80 г 1) m (соли) = 80 г ∙0,005 = 4 г
(с) = 0,05 (5 %) 2) m(Н2О) = 80 г - 4 г = 76 г
пол.(с) = 0,02 (2 %) 3) На 98 г Н2О - 2 г соли
V(Н2О) = ? х г Н2О - 4 г соли
х = 196 г Н2О
4)Долить надо 196 г - 76 г = 120 г
V(Н2О) = 120 г /1 г/мл = 120 мл
Ответ: 120 мл.

Типовая задача №2. Сколько грамм соли надо добавить к 150 г 0,5 %-ного раствора этой соли, чтобы получить 6 %-ный раствор? Ответ: 8,78 г.;

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» (p-ра соли) = 150 г 1) m (соли) = 150 г ∙0,005 = 0,75 г
(с) = 0,005 (5 %) 2) m(Н2О) = 150 г - 0,75 г = 149,25 г
(с) = 0,06 (6 %) 3) на 94 г Н2О - 6 г соли
m(соли) = ? на 149,25 г - х г соли х = 9,53 г
4)m(соли добав.) = 9,53 г - 0,75 г = 8,78 г

Ответ: 8,78 г.

Типовая задача №2Сколько надо добавить воды к 450 г 23%-го раствора сахара, чтобы получить 18%-й раствор?
Наглядно-логический метод:

В этой задачи следует рассуждать так: поскольку масса взятого вещества (сахара в растворе) не изменится после приливания воды, мы можем найти массу полученного раствора:
mp2 = mв1/ ɷ = 450 · 0,23/0,18= 103,5/0,18 = 575 г

Р1



+

Р2



=

Р3

mp1 = 450 г

mp2 = Х г

mp3 = 450+Х г

ɷ =0.23(23%)

ɷ = 0

ɷ = 0,18 (18%)

mв1 = 450· 0,23 = 103,5г

mв2 = 0г

mв3 = 103,5г

m Н2О - разница масс полученного и исходного растворов (на схеме это Хг).
m Н2О = 575 - 450 = 125 г.
Ответ: надо добавить 125 г воды.


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

ЗМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»адачи для самостоятельной работы


  1. Сколько миллилитров воды надо прилить к 200 г 6 %-ного раствора сахара, чтобы получить 1,5 %-ный раствор сахара?

  2. Сколько воды надо прилить к 80 г 10 %-ного раствора гидроксида натрия, чтобы получить 3 %-ный раствор?

  3. Сколько грамм сахара надо добавить к 300 г 2 %-ного раствора, чтобы получить 5 %-ный раствор?

  4. Сколько миллилитров воды надо добавить к 70 г 20 %-ного раствора серной кислоты, чтобы получить 3 %-ный раствор?

  5. Как сделать, чтобы 50 г 10 %-ного раствора поваренной соли превратить в 1 %-ный?

  6. Масса воды, ко­то­рую надо ис­па­рить из 800 г 15%-го рас­тво­ра ве­ще­ства, чтобы уве­ли­чить его мас­со­вую долю на 5% равна____

  7. Масса воды, ко­то­рую надо до­ба­вить к 20 г рас­тво­ра ук­сус­ной кис­ло­ты с мас­со­вой долей 70% для по­лу­че­ния рас­тво­ра ук­су­са с мас­со­вой долей 3%, равна (с точ­но­стью до целых)___

  8. К 1150 г 10%-ного рас­тво­ра суль­фа­та на­трия до­ба­ви­ли 115 г воды. Масса воды в по­лу­чен­ном рас­тво­ре равна___

  9. Масса спир­та, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо до­ба­вить к 120 г 20%-го рас­тво­ра, чтобы по­лу­чить рас­твор с мас­со­вой долей 25%, равна ______г. (За­пи­ши­те ответ с точ­но­стью до целых.)

  10. Масса воды, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо до­ба­вить к 120 г 40%-го рас­тво­ра фор­маль­де­ги­да, чтобы по­лу­чить рас­твор с мас­со­вой долей 25%, равна 72

  11. Из 600 г 10%-го рас­тво­ра соли не­об­хо­ди­мо при­го­то­вить 12%-й рас­твор. Для этого по­тре­бу­ет­ся вы­па­рить ______________г воды. (Ответ ука­жи­те с точ­но­стью до целых.)

  12. Из 200 г 10%-го рас­тво­ра соли не­об­хо­ди­мо при­го­то­вить 8%-й рас­твор. Для этого по­тре­бу­ет­ся до­ба­вить ______________г воды. (Ответ ука­жи­те с точ­но­стью до целых.)

  13. Сколь­ко грам­мов воды надо до­ба­вить к 200 г 25%-го рас­тво­ра ве­ще­ства, чтобы по­лу­чить 20%-й рас­твор?



VМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»II ТИП. ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИЛИ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЕЩЕСТВ В РАСТВОРЕ, ПОЛУЧЕННОМ ПРИ СМЕШИВАНИИ РАСТВОРОВ РАЗНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

Типовая задача№1. Смешали 140 г 0,5 %-ного раствора соляной кислоты с 200 г 3 %-ного раствора соляной кислоты. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

mМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы» (p) = 140 г 1) m (HCl) в 1ом р-ре
(HCl) = 0,005 (0,5 %) m (HCl) = 140 г ∙ 0,005 = 0,7 г
m (p. HCl) = 200 г 2) m (HCl) во 2ом р-ре
щ(HCl) = 0,03 (3 %) m (HCl) = 200 г ∙ 0,03 = 6 г
(HCl) = ? 3) Общая m (HCl) = 6 г + 0,7 г = 6,7 г
4) m (p-ра полученного) = 140 г + 200 г = 340 г
5) Новая ?(HCl)
(HCl) =6,7 г/340 г = 0,0197 (1,97 %)
Ответ: (HCl) = 0,0197 (1,97 %)

Типовая задача №2. Какой будет массовая доля вещества в растворе, полученном при сливании 30 г 24%-го и 75 г 12%-го растворов серной кислоты?


Наглядно-логический метод:

Р1



+

Р2



=

Р3

mp1 = 30 г

mp2 = 75 г

mp3 = 30+75=105 г

ɷ =0.24(24%)

ɷ = 0,12 (12%)

ɷ = 16, 2/105 = 0, 154

mв1 = 30· 0, 24= 7,2г

mв2 = 75· 0, 12=9 г

mв3 = 7,2+9 = 16,2 г


Ответ: массовая доля вещества в растворе составляет 15, 4%.









Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Задачи для самостоятельной работы


  1. Смешали 50 г 5 %-ного раствора серной кислоты с 80 г 20 %-ного раствора серной кислоты. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?

  2. Смешали 70 г 10 %-ного раствора азотной кислоты с 80 г 25 %-ного раствора азотной кислоты. Каково процентное содержание азотной кислоты во вновь полученном растворе?

  3. Смешали 60 г 2 %-ного раствора поваренной соли с 80 г 4 %-ного раствора поваренной соли. Каково процентное содержание поваренной соли во вновь полученном растворе?

  4. Смешали 20 г 0,5 %-ного раствора сахара с 20 г 1 %-ного раствора сахара. Какова массовая доля сахара во вновь полученном растворе?

  5. Какова массовая доля нитрата калия в растворе, полученном после смешивания 90 г 2 %-ного раствора и 110 г 5 %-ного раствора нитрата калия.

  6. Вычислите массовую долю хлорида алюминия в растворе, полученном при смешивании 25г 10%-ного и 750г 25%-ного растворов




Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»VIII ТИП. ЗАДАЧИ НА МОЛЯРНУЮ КОНЦЕНТРАЦИЮ

Типовая задача №1. Определить молярную концентрацию раствора серной кислоты, полученного при смешивании 25 мл 10-молярного раствора серной кислоты и 225 мл воды.

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

VМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»(p. H2SO4) = 25 мл n (H2SO4) - ? В 1000 мл - 10 моль
C(H2SO4) = 10 моль/л в 25 мл - х моль
V(H2O) = 225мл х = 0,25 моль
C(H2SO4) = ? 2) V(р-ра) = 225 мл + 25 мл = 250 мл
3) C(H2SO4) - ? В 250 мл - 0,25 моль
в 1000 мл - х моль
х = 1 моль/л
Ответ: С = 1 моль/л.

Типовая задача №2. Определить молярную концентрацию 73,8 %-ного раствора серной кислоты, плотность которого 1,655 г/мл.

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Дано: Решение:

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»(H2SO4) = 0,738 (73,8%) 1)V(р) = 100 г /1,655 г/мл = 60,42 мл
(p) = 1,655 г/мл 2)В 60,42 мл р. - 73,8 г H2SO4

С=? в 1000 мл - х
х = 1221,45 г
3)n = 1221,45 г /98 г/мл = 12,46 моль

С = 12,45 моль/л
Ответ: С = 12,45 моль/л

Типовая задача №3. Какой объем 36,5 %-ного раствора соляной кислоты (пл. 1,18 г/мл) необходимо взять для приготовления 1000 мл 0,1 молярного раствора?

ДМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»ано: Решение:

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»(HCl) = 0,365 ( 36,5 %) 1) В 1000 мл р-ра - 0,1 моль HCl (3,65 г)
(p-ра) = 1,18 г/мл 2) В 100 г р-ра - 36,5 г HCl
V(р) = 1000 мл х - 3,65 г
С(HCl) = 0,1 моль/л х = 10 г (р-ра)
V(36,5 % р-ра) = ? 3)V(р-ра) = 10 г /1,18 г/мл = 8,4745 мл

Ответ: V = 8,4745 мл

Типовая задача №4. Определить массовую долю азотной кислоты в 4,97 молярном ее растворе, плотность которого 1,16 г/мл. Ответ: 27 %.;


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Дано: Решение:

СМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»(HNO3) = 4,97 моль/л 1) m (р) = 1000 мл х 1,16 г/мл = 1160 г
(p) = 1,16 г/мл 2) m (HNO3) = 4,97 моль х 63 г/моль = 313,11 г
(HNO3) = ?= 313,11 г/1160 г = 0,27 (27 %)

Ответ: = 0,27 (27 %).








ЗМетодика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»адачи для самостоятельной работы



  1. Определить молярную концентрацию 56,68 %-ного раствора азотной кислоты, плотность которого равна 1,356 г/мл.

  2. Определить молярную концентрацию 18 %-ного раствора соляной кислоты, плотность которого равна 1,089 г/мл.

  3. Вычислите молярную концентрацию 10 %-ного раствора серной кислоты (пл. 1,07 г/мл).

  4. Вычислите молярную концентрацию 16 %-ного раствора сульфата меди II, плотностью 1,18 г/мл.


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

IX ТИП. УСЛОЖНЕННЫЕ ЗАДАЧИ.

Типовая задача №1. Из рас­тво­ра хло­ри­да алю­ми­ния мас­сой 110 г и мас­со­вой долей соли 10% вы­па­ри­ли 10 г воды и до­ба­ви­ли 5 г той же соли. Мас­со­вая доля соли в по­лу­чен­ном рас­тво­ре равна _____%.

Решение:

ω=m (ве­ще­ства)/m (рас­тво­ра)

Най­дем массу хло­ри­да алю­ми­ния из пер­во­го рас­тво­ра

m (ве­ще­ства)= m (рас­тво­ра)∙ω

m (ве­ще­ства)= 110г ∙0,1 = 11 г

m (воды) = m (рас­тво­ра)- m (ве­ще­ства)= 110-11 = 99 г

По усло­вию вы­па­ри­ли 10 г воды.

Далее в рас­твор до­бав­ля­ют 5 г соли

Таким об­ра­зом, в ито­го­вом рас­тво­ре будет со­дер­жать­ся:

воды 99-10 = 89 г

хло­ри­да алю­ми­ния = 11 + 5 = 16 г

сум­мар­ная масса = 89 + 16 = 105 г

Под­ста­вим зна­че­ния в фор­му­лу ω= 16∙100%/105 =15,2 %

Типовая задача №2. При сме­ши­ва­нии 50%-ного и 10%-ного рас­тво­ров од­но­го и того же ве­ще­ства по­лу­чи­ли 15%-ный рас­твор. Во сколь­ко раз взяли боль­ше по массе 10%-ного рас­тво­ра, чем 50%-ного? Ответ за­пи­ши­те в виде це­ло­го числа.

Решение:

Пусть масса 10%-ного рас­тво­ра в n раз боль­ше, тогда

m - масса 50%-ного рас­тво­ра, а n∙m - масса 10%-ного рас­тво­ра, тогда

0,5m + 0,1∙(n∙m) = 0,15∙(m + n∙m)

0,5 + 0,1n = 0,15 + 0,15n

0,05n = 0,35

n=7 Ответ: 7

Типовая задача №3. Сколь­ко грам­мов 10%-го рас­тво­ра соли надо до­ба­вить к 300 г 30%-го рас­тво­ра этой же соли, чтобы по­лу­чить 14%-ный рас­твор? Ответ за­пи­ши­те в виде це­ло­го числа.

Решение:

Пусть m - масса до­бав­ля­е­мо­го 10%-го рас­тво­ра в грам­мах, тогда

m∙0,1+300∙0,3 = (m+300)∙0,14

0,1m+90=0,14m+42

0,04m=48

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы» (г)

Ответ: 1200г

Типовая задача №4. Определите массы 10%-ного и 50%-ного (по массе) растворов, необходимые для получения 200 г 20%-ного раствора.

Решение:

ω1 = 10%, ω2 = 50%, ω3= 20%, m3 = 200 г, m2 = 200 - m1

Составляем уравнение:

m1∙ 10 + (200 - m1) ∙50 = 200 ∙20

40∙m1 = 6000

m1 = 150 (г),

m2 = 200 - m1 = 200 - 150 = 50 (г)

Ответ: 150 г, 50 г.

Типовая задача №5. Определите массы 25%-ного (по массе) раствора и воды, необходимые для получения 200 г 10%-ного раствора.

Решение:

ω1 = 25%, ω2 = 0%, ω3= 10%, m3 = 200 г

Составляем уравнение:

m1∙ 25 + m2 ∙ 0 = 200∙10

25 ∙m1 = 2000

m1 = 80 (г),

m2 = 200 - m1 = 200 - 80 =120 (г)

Ответ: 80 г, 120 г.

Типовая задача №6. Какую массу ок­си­да серы (VI) сле­ду­ет до­ба­вить к 500 г 20%-ного рас­тво­ра сер­ной кис­ло­ты, чтобы уве­ли­чить её мас­со­вую долю до 40%?

Решение:

1) Со­став­ить урав­не­ние хи­ми­че­ской ре­ак­ции

SO3+H2O=H2SO4

2) Рас­счи­тать массу сер­ной кис­ло­ты, на­хо­див­шей­ся в ис­ход­ном рас­тво­ре и по­лу­чив­шей­ся из х моль ок­си­да серы (VI):

m1 (H2SO4)= m1(р-ра) ∙ ω1 (H2SO4)= 500 • 0,2 = 100 г

m (SO3)=n(SO3)∙M(SO3) = 80x (где х - число молей ок­си­да серы)

m2 (H2SO4)= n(H2SO4) ∙M(H2SO4) = 98x

3) Рас­счи­тать массу рас­тво­ра и сум­мар­ную массу сер­ной кис­ло­ты в нём:

m2(р-ра) = m2(р-ра) +m (SO3)= 500 + 80Х

m3 (H2SO4)= m1(H2SO4) + m2 (H2SO4) = 100 + 98x

4) Най­ти массу SO3, не­об­хо­ди­мую для рас­тво­ре­ния:

ω2 (H2SO4) = m3 (H2SO4)/ m2(р-ра)

0,4 = 100+98х/500+80х

от­ку­да х = 1,52 моль, m(SO3) =1,52 · 80 = 121,6 г.

Ответ: 121,6г



Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»


Задачи для самостоятельной работы

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»


  1. Сколько граммов надо взять 10 %-ного раствора и 35 %-ного раствора соляной кислоты, чтобы получить 300 г 20 %-ного раствора соляной кислоты?

  2. Сколько граммов 20 %-ного и 50 %-ного раствора сахара надо взять, чтобы получить 150 г 30 %-ного раствора сахара?

  3. Определить массовую долю бромоводорода в растворе, полученном при растворении 280 л (н. у.) бромоводорода в 1 л воды.

  4. Определить массу воды, в которой нужно растворить 44,8 л хлороводорода (н. у.), чтобы получить 14,6 %-ный раствор соляной кислоты.

  5. При упаривании 76,336 л 28 %-ного раствора гидроксида натрия (пл. 1,31г/мл) получено 70 кг раствора. Какова массовая доля гидроксида натрия в оставшемся растворе?

  6. Какой объем 15 %-ного раствора гидроксида натрия плотностью 1,16 г/мл можно приготовить из 2 л его 33 %-ного раствора плотностью 1,36 г/мл?

  7. Сколь­ко грам­мов 20%-го рас­тво­ра кис­ло­ты надо до­ба­вить к 200 г 5%-го рас­тво­ра этой же кис­ло­ты, чтобы по­лу­чить 8%-ый рас­твор? Ответ за­пи­ши­те в виде це­ло­го числа.

  8. При сме­ши­ва­нии 40%-ного и 15%-ного рас­тво­ров од­но­го и того же ве­ще­ства по­лу­чи­ли 20%-ный рас­твор. Во сколь­ко раз взяли боль­ше по массе 15%-ного рас­тво­ра, чем 40%-ного? Ответ за­пи­ши­те в виде це­ло­го числа.

  9. Какую массу ок­си­да хрома (VI) сле­ду­ет до­ба­вить к 275 г 10%-го рас­тво­ра хро­мо­вой кис­ло­ты, чтобы уве­ли­чить ее мас­со­вую долю в пол­то­ра раза?

  10. При на­гре­ва­нии гид­ро­кар­бо­нат калия пре­вра­ща­ет­ся в кар­бо­нат. Рас­счи­тай­те мас­со­вую долю гид­ро­кар­бо­на­та калия в ис­ход­ном рас­тво­ре, на­гре­ва­ни­ем ко­то­ро­го можно по­лу­чить 8%-ный рас­твор кар­бо­на­та калия.


Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»
Ответы на задачи для самостоятельной работы

Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

  1. Тип. Задачи на определение массы веществ в растворе

  1. m (соли) 0,6 г, V (H2O) 59,4 мл

  2. m (соли) 1,4 г, V (H2O) 68,6 мл

  3. m (соли) 0,16 г, V (H2O) 39,84 мл

  4. m (соли) 0,16 г, V (H2O) 79,84 мл

  5. m (соли) 0,09 г, V (H2O) 89,91мл

  6. m (соли) 0,12 г, V (H2O) 59,88мл

  7. m (соли) 0,25 г, V (H2O) 49,75мл

  8. m (соли) 0,7 г, V (H2O) 69,3мл

  9. m (соли) 12 г, V (H2O) 108мл

  10. m (соли) 5,4 г, V (H2O) 84,6мл

  11. m (соли) 3 г, V (H2O) 147мл)

  12. m (соли) 0,6 г, V (H2O) 149,4мл

  13. m (соли) 12 г, V (H2O) 188мл

  14. m (соли) 4,2 г, V (H2O) 135,8мл

  15. m (йода) 15г, m (спирта) 285г

II тип. Задачи на определение массы веществ, необходимой для получения раствора нужной концентрации

  1. 392 мл

  2. 1,21 г

  3. 50г

  4. 225г

  5. 400г

  6. 5,26г

  7. 1400г


III тип. Задачи на определение массовой доли веществ в растворе

  1. 0,074(7,4%)

  2. 0,032 (3,2)

  3. 0,014 (1,4%)

  4. 0,00166 (0,16%)

  5. 0,038 (3,8%)

  6. 0,0167 (1,67%)

  7. 0,25 (25%)

  8. 0,2 (20%)

  9. 0,35 (35%)

  10. 0,0234 (2,34%)

  11. 0,2582 (25,82%)

  12. 0,2 (20%)

  13. 0,182 (18,2%)

  14. 1,8%



IV тип. Задачи на определение процентного содержания веществ в растворе

  1. 0,286 (28,6 %)

  2. 0,0186 (1,86 %).

  3. 0,07(7 %)

  4. 0,16 (16 %)

  5. 0,048 (4,8 %)

  6. 0,145(14,5%)

  7. 061 (6,1%)

  8. 0,4 (40%)

  9. 0,044 (4,4%)

  10. 0,112 (11,2%)

  11. 0,06 (6%)

V тип. Задачи с использованием понятия растворимости

  1. 60 г

  2. 37 г

  3. Раствор будет ненасыщенным.

  4. 80г

  5. 814,5 г

  6. 35,7г/100гH2O

  7. 300г

  8. ω (NaCI) = 26,5% ω(NaF)=4,1%

VI тип. Задачи на определение массы или объема вещества при добавлении его в раствор для изменения концентрации

  1. 600 мл

  2. 186,7 мл

  3. 9,47 г

  4. 396,7 мл

  5. долить 450 мл H2O

  6. 200г

  7. 447г

  8. 1150г

  9. 72г

  10. 100г

  11. 50г

  12. 50г

VII тип. Задачи на определение процентного содержания или массовой доли веществ в растворе, полученном при смешивании растворов разной концентрации

  1. 0,142 (14,2 %)

  2. 0,18 (18%)

  3. 0,00314 (3,14 %)

  4. 0,0075 (0,75 %)

  5. 0,0365 (3,65 %)

  6. 0,245 (24,5%)



VIII тип. Задачи на молярную концентрацию

  1. 12,2 моль/л

  2. 5,37 моль/л

  3. 1,09 моль/л

  4. 1,18 моль/л

IX тип. Усложненные задачи.

  1. 120 г (35 %) и 180 г (10 %)

  2. 100 г (20 %) и 50 г (50 %)

  3. 50,31 %

  4. 427 г

  5. 40 %

  6. 5,16 л

  7. 50г

  8. 4

  9. 13,35г

  10. 11,3г

















Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»

Используемая литература



  1. Егоров А.С. репетитор по химии. Ростов- на-Дону. «Феникс», 2014г.

  2. Н.И. Берман. Решение типовых задач. Москва. «Слово», 1997г.

  3. КаверинаА.А.ЕГЭ-2013. Химия: типовые экзаменационные варианты. Москва. «Национальное образование», 2013 г

  4. Радецкий А.М.,Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. Москва. «Просвещение», 2005г.

  5. Савинкова Е.В., Логинова Г.П.Химия.Сборник задач. 8-9 классы. Москва. «Аст-пресс», 2001г.

  6. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. Москва. «Оникс», 2003 г.

  7. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. Москва. «Оникс», 2004 г.

  8. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. Для средней школы. Москва. «Оникс»,2005 г.


.













Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»


© 2010-2022