Конспект урока по теме АЛЮМИНИЙ, ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Тип урока. Комбинированный. Цель урока: -продолжить формирование у обучающихся представления о переходных элементах их строение.  Рассмотреть строение атома алюминия, его физические и химические свойства, получение и области его применения. Задачи урока: Обучающие  -ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия; -закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами); -закрепление умений написание уравнений химических ре...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горожанина Лидия Михайловна, учитель химии МБОУ Алтайской средней общеобразовательной школы №1 им. П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края

Конспект урока, реализующего формирование УУД

Предмет Химия

Класс 9

Тема урока: Алюминий, его строение, свойства.

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока:

-продолжить формирование у обучающихся представления о переходных элементах их строение. Рассмотреть строение атома алюминия, его физические и химические свойства, получение и области его применения.

Задачи урока:

Обучающие

-ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия;

-закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами);

-закрепление умений написание уравнений химических реакций.

Развивающие

-развитие логического мышления, умений наблюдать, делать выводы, обобщать и сравнивать;

-развитие навыков исследовательской деятельности учащихся.

Воспитательные

- воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей;

-уметь распределять обязанности в группе, регулировать свои эмоции, защищать групповой продукт работы;

-толерантно относиться к товарищам, переключаться с одного вида деятельности на другой;

-прививать интерес к химии.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространённость химических элементов в земной коре», цветные карточки-задания для групп, компьютеры.

Реактивы: алюминиевая фольга, растворы соляной кислоты, серная кислота, гидроксида натрия и хлорида меди (II); пробирки, спиртовки, лотки с набором оборудования для выполнения лабораторных и практических работ.

КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

I.Организационный

момент

Цель

Включение детей в деятельность на личностно - значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку.

На вашем столе лежат схемы кластеры, по которым мы будем поэтапно изучать тему урока.

Внимательно слушают, приветствуют учителя, друг друга, контролируют свою готовность к уроку

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель

Уточнение и конкретизация знаний из личного жизненного опыта

.





Постановка учебной задачи.

Проблемный вопрос

Мотивация учебной деятельности на успешную работу

Какой мир веществ мы изучаем?

Интересные факты.

-Это третий по распространённости на земле элемент.

-На его долю приходится более 8% земной коры.

-В 1978 г. в породах Сибирской платформы обнаружен самородок этого металла в виде нитевидных кристаллов длиной 0,5 мм.

-Найден в лунном грунте.

-Был открыт в 1825 г. и стоил в 1500 раз дороже золота.

-Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III.

-Только очень богатые люди могли позволить себе употреблять пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла.

-Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили.

-1855 год, Парижская выставка - он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота.

Что вы знаете об алюминии?

Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным?


Какова же цель нашего урока?

№ 13 Счастливый или несчастливый?!

Приступим к работе, в добрый путь!

Мир металлов (могут привести примеры металлов).



Называют элемент.

Систематизируют известную им информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы (можно на доске их записать).

Список «известной информации»

записывается на доске.

Дать характеристику алюминию как химическому элементу и как простому веществу.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

III. Изучение нового материала

Цель

Открытие новых знаний и первичное закрепление

Пояснения хода работы.





Результат работы учащихся с ЭО

Работа проходит в группах, каждая группа выбирает задание по цвету: белый - фактическое задание, синий - экспериментальное задание, красный - творческое задание (приложение № 1)

Работа с текстом § 13 с. 68-71, с дополнительным материалом энциклопедиями, справочниками.

Вопросы.

1.Каковы же особенности металла алюминия?

2.Какое строение имеет атом алюминия? Каковы возможны степени окисления?

3.Почему он окрашен в периодической системе химических элементов в зелёный цвет?

4.Что собой представляет алюминий как простое вещество?

5.Почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни?

6.Какими же свойствами обладает Al, что привлекло внимание огромного круга промышленников, учёных, государственных деятелей?

7. Как вы думаете, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов?

8. Задание классу: составьте уравнения реакции, назовите продукты.

-Взаимодействие алюминия с простыми веществами

-Взаимодействие алюминия со сложными веществами

9.Почему в алюминиевой посуде нельзя квасить капусту и хранить также и щелочные растворы?

Читают текст и

делают пометки на полях

"V" - знал

"- " - не знал

"?" - хочу узнать

"+ " - новое, интересно

Каждая группа составляет свой опорный конспект.

Просмотр опытов (приложение № 2)

Отвечают, представляют свой опорный конспект.

Делают записи на доске.


Показ опытов (приложение №2)

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

умение выделять необходимую информацию..

Результат работы учащихся с ЭО

1.Какими же свойствами обладает алюминий?

Специфическим свойством для алюминия является реакция с растворами щелочей, в которой он проявляет переходные свойства, при этом образуются соли.

1) Взаимодействие со щелочами без нагревания

2AI + 2NaOH + 6Н2О = 2NaAI(OH)4 + 3Н2

2) Взаимодействие со щелочами при сплавлении

2AI +2NaOH + 2Н2О =2NaAIО2 + 3Н2

Просмотр опытов (приложение 1)

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

IV. Закрепление знаний

Цель: устранить выявленные у учащихся пробелы в понимании нового материала

Самостоятельная работа - самоконтроль

Выполните задания (приложение № 3)

Выполняют любые по силе и интересу задания. Проводят самооценку (взаимооценку)

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

V. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подведение итогов урока


Оценка своей работы на уроке

Вывод с урока. Почему алюминий называют металлом будущего?





Раздать оценочный лист (приложение № 4)

Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое занимают в авиационном и космическом транспорте применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы, электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.

«Этому металлу суждено великое будущее» Н.Г.Чернышевский

Металл под № 13 - счастливый!

Зачитывают вслух.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

VI.Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§ 13 с. 68-71

Темы докладов

«История открытия алюминия»

«Нахождение в природе алюминия, его применение и получение»

*Придумать тест контрольной работы.

Записывают домашнее задание

Приложение №1 Задания для групп.

Белая карточка. Рассмотрите положение алюминия в периодической системе химических элементов и строение его атома по предложенному плану. Объясните, почему алюминий проявляет переходные свойства?

Рассмотрите алюминий как простое вещество и докажите его физические свойства на примере выданного вам образца. Объясните, почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? Почему из алюминия изготовляют посуду?

Синяя карточка. Изучите химические свойства алюминия и составьте схему, отражающую общие химические свойства алюминия как металла. Объясните, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов?

Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить не только кислые, но и щелочные растворы? Докажите опытным путём, что алюминий является переходным элементом.

Красная карточка. Почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле, в XIX веке стоил так дорого?

Приложение № 2 . Просмотр опытов

  • Горение алюминия

  • Взаимодействие с простыми и со сложными веществами.

Приложение №3. Проверь свои знания!

  • Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.

1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.

2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.

3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у вора и кремния.

4.Алюминий s-элемент.

5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.

6. Алюминий подвергается коррозии.

7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.

8.Алюминий - самый распространенный металл земной коры.

9.Алюминотермия - получение алюминия.

10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.

11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.

  • Найдите ошибки!

Схема образования вещества

Al 0+ 3ē « Al +3

Тип химической связи - ионная.

Тип кристаллической решетки - атомная

  • Сапфир, алюминий, рубин. Что общего у этих вещества?

Конспект урока по теме АЛЮМИНИЙ, ЕГО СОЕДИНЕНИЯКонспект урока по теме АЛЮМИНИЙ, ЕГО СОЕДИНЕНИЯ



Синий корунд- Сапфир Рубин

Конспект урока по теме АЛЮМИНИЙ, ЕГО СОЕДИНЕНИЯКонспект урока по теме АЛЮМИНИЙ, ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Нефелин Полевой шпат

Приложение № 4 Самоанализ своей работы.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение

6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

-активно / пассивно

-доволен / недоволен

-коротким / длинным

-не устал / устал

-стало лучше /стало хуже

-понятен / не понятен

-полезен / бесполезен

-интересен / скучен

-легким / трудным

интересно / не интересно





© 2010-2022