Модульная программа по теме

      Модульная программа самостоятельного изучения темы  "Химические реакции" (учебник О.С.Габриелян, можно и по учебникам других авторов, заменив указанные источники) в 11 классе. Программа состоит из модулей, каждая из которых из учебных элементов.      Структура  модульной программы: Структура модульной программы  Модуль 0. Комплексная  Дидактическая цель модуля  Модуль 1. Классификация химических реакций в органической и неорганической   химии  Модуль 2. Почему идут химические реакции Модул...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульная программа по теме «Химические реакции»


Структура модульной программы

Модуль 0. Комплексная Дидактическая цель модуля

Модуль 1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии

Модуль 2. Почему идут химические реакции

Модуль 3. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций

Модуль 4. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Модуль 5. Электролитическая диссоциация

Модуль 6. Гидролиз органических и неорганических веществ

Модуль 0. Комплексная дидактическая цель

1. Обобщить представление о химической реакции

2. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических

реакций по различным признакам

  1. Повторить и расширить знания а) о тепловом эффекте реакции, б) об условиях протекания реакций, в) о скорости химической реакции и влиянии на него различных факторов

  2. Углубить, расширить и обобщить знания:

а) о состоянии химического равновесия и о способах его смещения,

б) об основных понятиях теории электролитической диссоциации,

в) гидролизе органических и неорганических веществ.

Модуль 1. Классификация химических реакций.

УЭ-0. Цели изучения модуля

  • обобщить представление о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ-реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества - продукты реакции,

  • узнать некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам,

  • научиться применять такие классификации для неорганических и органических реакций,

  • уметь применять классификацию для характеристики различных химических реакций в органической и неорганической химии.

УЭ-1. Входной контроль

  1. Отметьте верное высказывание:

А) выделение теплоты свидетельствует о протекании химической реакции

Б) приставка «эндо-« означает «наружу»

В) измельчение и нагревание вещества - это признаки химической реакции

Г) при экзотермических реакциях происходит поглощение теплоты

2. Найти соответствие::

Исходные вещества Тип реакции

А) гидроксид натрия + соляная кислота 1. соединение

Б) кальций + хлор 2. разложение

В) железо + сульфат меди 3. обмен

Г) нагревание карбоната кальция 4. замещение

3. К окислительно-восстановительным реакциям относится:

А) оксид кальция + вода

Б) разложение карбоната магния

В) кальций + вода

Г) хлорид бария + серная кислота

УЭ - 2. Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ

Найдите ответы на вопросы, прочитав по учебнику §11стр 100-106

1. Ответьте на вопрос: какие реакции называются химическими и какие называются ядерными, чем они отличаются друг от друга.

2. По каким признакам классифицируются химические реакции?

3. Как называются реакции, идущие без изменения состава вещества?

4. На какие типы делятся реакции, идущие с изменением состава

вещества в органической неорганической химии?

  1. Какого типа реакции нет в органической химии, к какому типу их относят?

Проверьте, как вы усвоили материал, побеседовав с соседом или с учителем.

УЭ - 3. Классификация химических реакции по изменению степеней окисления химических элементов, образующих вещества

Прочитайте по учебнику материал на стр 107-108 и ответьте на вопросы:

  1. Что называется степенью окисления? Как определяется степень окисления?

  2. Объясните понятия «окислитель» и «восстановитель?

  3. Назовите важнейшие восстановители и окислители.

  4. Что называется процессом окисления и процессом восстановления?

  5. Как изменяется степень окисления при окислении и при восстановлении?

  6. Какие реакции называются окислительно - восстановительными, какие не относятся к окислительно-восстановительным?

  7. Какие типы реакции являются всегда окислительно-восстановительными? Почему?

  8. Какие реакции могут быть окислительно-восстановительными? Когда?

  9. Какие реакции никогда не являются окислительно-восстановительными?

  10. В органической химии какие превращения можно отнести к окислительно-восстановительным?

Проверьте на каком уровне усвоен материал, для чего выполните упражнения, попросив задания у учителя.

УЭ - 4. Классификация химических реакций по тепловому эффекту

Изучите материал стр. 108-109, ответив на вопросы:

  1. Какие реакции называются экзо- и эндотермическими?

  2. Какие типы реакций относятся к экзо-, какие к эндотермическим реакциям?

  3. Что называют тепловым эффектом?

  4. Какие уравнения называются термохимическими?

Проверьте уровень усвоения материала, побеседовав с учителем или с соседом.

УЭ - 5. Классификация химических реакций по агрегатному состоянию

реагирующих веществ (фазовому составу)

  1. Какие реакции называются гетерогенными?

  2. Какие реакции называются гомогенными?

УЭ - 6. Классификация химических реакций по участию катализатора

  1. Что такое катализатор?

  2. Какие реакции называются каталитическими?

  3. Какие реакции называются некаталитическими?

УЭ - 7. Классификация химических реакций по направлению

  1. Какие реакции называются необратимыми?

  2. Какой тип реакции относится к необратимым реакциям?

  3. При каких условиях протекают необратимые реакции?

  4. Какие реакции называют обратимыми? Как их отличить от необратимых по написанию?

  5. В какой химии - органической или неорганической, больше обратимых реакций?

Проверьте уровень усвоения материалов УЭ - 5, 6, 7 в беседе с соседом или учителем

УЭ - 8. Классификация химических реакций по механизму их протекания

Изучите материал учебника стр. 111-113 и ответьте на вопросы:

1. Какие способы разрыва ковалентной связи существуют и какие частицы при этом образуются? А : Б → ? + ? А : Б → ? + ?

2. Какие реакции различают в зависимости от образующихся частиц при разрыве

связи?

3. Что называют радикалами и какими свойствами они обладают?

4. Какие реакции называют цепными? Какие реакции относятся к ним?

5. В чем сущность ионных реакций? Какие реакции к ним относятся?

Проверьте уровень усвоения материала при беседе с учителем

УЭ - 9. Классификация химических реакций по виду энергии, инициирующей реакцию

Изучите материал стр.113-114 учебника и ответьте на вопросы:

1. Почему называют реакции: 1. фотохимическими,

2. радиационными,

3. электрохимическим,

4. термохимическими?

2. Приведите примеры реакций, относящихся к ним.

УЭ - 10. Выходной контроль. ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ!

1.Охарактеризуйте реакцию, используя все классификации:

а) CO2+C↔2CO-Q

б) СН4+2О2 →СО2+2Н2О+Q

в) Ва(ОН)2 + 2НСl→BaCl2 +2H2O+Q

г) С2Н42↔С2Н6+Q

д) Fe+2HCl→FeCl2+H2+Q

MnO2

е) 2КСlO3 → 2KCl+3O2-Q


  1. Установите соответственно между уравнением реакции и ее типом:

1) CuO+H2→Cu+ H2O а) соединения

2) Ca(OH)2 + CO2 + H2O→Ca(HCO3)2 б) разложения

3) 2Fe(OH)3→Fe2O3+3H2O в) обмена

4) K2SO4+Ba(OH)2→BaSO4+2KOH г) замещения

5) C3H8+5O2→3CO2+4H2O

6) CaBr2+Cl2→CaCl2+Br2

7) 2KMnO4 →K2MnO4+MnO2+ H2O

8) H2S+FeCl2→FeS+2HCl


  1. Какая из реакций является каталитической:

а) Са+ 2H2O→Са(ОН)2 + H2 в) 2Mg+O2→2MgO

б) 2SO2+O2→2SO3 г) Сu(OH)2→CuO+ H2O

4.Какая из реакций является каталитической:

а) Zn+2HCl→ZnCl2+ H2 г) S+O2→SO2

б) CaCO3+2HNO3→Ca(NO3)3+CO2+ H2O д) H2 + Сl2→2HCl


  1. Какая из реакций обратимая:

а) С+О2→СО2 г) N2+O2→2NO

б) CuSO4+2NaOH → Cu(OH)2+Na2SO4 д) NaOH+HCl→NaCl+ H2O


  1. Установите соответствие между уравнением реакции и причиной ее необратимости:

1) KOH+CO2 → а) выделение газа

2) KOH+FeCl3→ б) выпадение осадка

3) H2SO4+MgCO3→ в) образование малодиссоциирующего

4) Li+ H2O→ вещества, например воды.

7. Выберите окислительно-восстановительную реакцию:

1) K2O+CO2→K2CO3 2) Mg+2НCl→MgCl2+ H2

3) MgO+2HCl→ MgCl2+2 H2O 4) Mg(OH)2+2HСl→ MgСl2+2 H2O

8. Выберите реакцию, идущую без изменения степени окисления:

а) Fe+S→FeS б) CaBr2+Cl2→CaCl2+Br2

в) H2O+CaO→Ca(OH)2 г) 2HI→t H2 + I2



© 2010-2020