- Преподавателю
- Химия
- Методическая разработка урока Периодический закон
Методическая разработка урока Периодический закон
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нигаматова А.Р. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Нигаматова Айгуль Разифовна
Методическая разработка урока по химии для 8 класса по теме
« Периодический закон и периодическая таблица Д.И.Менделеева»
Разработка урока представлена для участия
во II всероссийском конкурсе педагогического мастерства
«Мой лучший урок» (естественно - научное направление)
Результат участия: Диплом III степени
Опубликован на сайте VCDOR.RU
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: раскрыть сущность периодического закона и строение периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева.
Задачи
Образовательные: познакомить с историей открытия периодического закона Д.И.Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; раскрыть сущность, структуру, значение периодического закона и периодической таблицы химических элементов.
Развивающие: стимулировать познавательную активность учащихся; способствовать формированию научного мировоззрения; развивать логическое мышление, умение выделить главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: интерес к предмету, к истории развития науки, патриотизм, умение работать в группе, чувство сопричастности к общему
делу.
Методы: словесный; словесно-наглядный; поисково-исследовательский; метод проектов.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; творческие проекты учеников; проектор, магнитофон.
Подготовка урока
За 2 недели до урока формируются группы, в которую входят 5-6 учеников. Каждый группе сообщаются темы, по которым должны подготовить презентации. Необходимо не позже за два дня до проведения урока проверить презентации, чтобы материал не выходил за рамки программы и был сформулирован корректно.
Эпиграф: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь надстройки и развитие обещает».
Ход урока
Учитель: Хочу раскрыть вам один секрет: экзамен по химии очень сложный, но его сдать легко и просто, так как учитель сам раздает шпаргалки... периодическую таблицу химических элементов
Д.И.Менделеева. Ведь из периодической таблицы мы можем взять необходимую для нас информацию. А для этого нам необходимо изучить и раскрыть сущность периодического закона и периодической таблицы химических элементов Менделеева.
Начать нашу работу я бы хотела с музыки. Послушайте....
Д.И.Менделеев очень любил музыку, особенно произведения композитора Л.Бетховена…
Нам с вами предстоит пройти тернистый путь исследований, чтобы доказать правоту нашего великого соотечественника. Надеюсь, эта музыка вдохновит и вас на плодотворную работу.
«Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчанок малых до планет
-Из элементов состоит единых...» Степан Щипачев
Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах. К середине 19 века знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации.
Презентация №1. Первые попытки классификации химических элементов.
(выступление группы №1)
Вопросы к классу:
- сколько химических элементов было известно к моменту открытия периодического закона? ;
- почему другие учёные (Ньюлендс, Мейер) много сделали для подготовки открытия периодического закона, но не могли постичь истину?;
Учитель: Работая в Петербургском университете Д.И.Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И решил написать новую книгу «Основы химии». Работа над учебником привело к открытию периодического закона.
Мир сложен.Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы
Является гений,
И в хаосе этом
Находит порядок...
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари -
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.
Презентация №2 Сущность открытия периодического закона.
(выступление группы №2)
Вопросы к классу:
- На что обратил внимание Д.И. Менделеев при расположении элементов в
таблице?;
- Что такое периодичность?
Учитель: К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников - много, особенно в Германии и Англии. Возникало много вопросов. О решении вопросов следующая презентация.
Презентация №3 Современная формулировка периодического закона.
(выступление группы №3)
Вопросы к классу:
-
В чем различия современной формулировки периодического закона от формулировки данной Д.И.Менделеевым?;
-
От чего зависит свойства элементов?
Учитель: Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица химических элементов.
Презентация №4. Структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
(выступление группы №4)
Вопросы к классу:
-
Какую информацию в себе несет порядковый номер элемента?;
-
Какую информацию в себе несет номер группы?;
-
Какую информацию в себе несет номер периода ?;
-
Какие именно электроны отвечают за свойства атомов?;
-
Почему свойства элементов периодически повторяются?.
-
В чем же физический смысл периодического закона?
Презентация №5 Значение периодического закона.
(выступление группы №5)
Учитель: Закон, открытый Д.И.Менделеевым объективно и верно отражает явления и процессы, протекающие в природе, а графическое изображение таблицы помогает решать самые разные технические задачи, связанные с выбором наилучших материалов и правильным их использованием. Она определяет основные направления научно-технического прогресса.
Д.И.Менделеев работал над созданием таблицы 15 лет. Он был великим ученным.
Итак, мы познакомились с историей открытия периодического закона и еще раз убедились, что по периодической системе можно очень многое узнать о каждом химическом элементе, что, бесспорно, доказывает гениальность этого открытия.
В 1905 году Менделеев писал: « По видимой, периодическому закону будущие не грозит разрушением, а только надстройки и развития обещает».
И это будущее наступило.
Тесты (первичное закрепление изученного материала)
1.Ко времени открытия периодического закона было известно :
а) 27 химических элементов; в)52 химических элемента;
б) 63 химических элемента; г) 109 химических элементов.
2. Д.И.Менделеев в своём открытии опирался на :
а) количество молекул; в) атомную массу;
б) названия элементов; г) спираль Шанкуртуа.
3.Свойства элементов в группах и периодах повторяются:
а) периодически; в) волнообразно;
б)линейно; г) прерывисто.
4. Периодическая система одержала триумф после открытия:
а) галлия; в) таллия;
б) скандия; г)германия.
5. В периодической системе:
а) пять периодов; в) десять периодов;
б)семь периодов; г)восемь периодов.
6. Номер группы соответствует:
а)высшей валентности; в) числу электронов;
б) низшей валентности; г) числу протонов.
Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке и проведении этого урока.
В конце урока каждый ученик получает буклет, в котором отображены ключевые моменты урока. За каждый ответ, дополнения ученики получают жетоны с изображением Д.И.Менделеева и эпиграфом урока, что стимулирует работу на уроке и даёт возможность более реально оценить каждого ученика.
Приложением к уроку являются презентации, реальные работы учеников 8 класса.
-
Презентация №1. Первые попытки классификации химических элементов.
-
Презентация №2 Сущность открытия периодического закона.
-
Презентация №3 Современная формулировка периодического закона.
-
Презентация №4. Структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
-
Презентация №5 Значение периодического закона.