- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ
Урок по химии на тему СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусев С.Д. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Гусев Сергей Дмитриевич
210-418-423
СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ТДЦ:
Образовательный аспект:
-
Создать условия для выявления причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами веществ.
-
Способствовать формированию представлений о механизмах химических реакций.
Развивающий аспект:
-
На примере карбоновых кислот совершенствовать умение учащихся подтверждать химические свойства уравнениями реакций.
-
Продолжить формирование умения применять знания, полученные при изучении неорганической химии для характеристики свойств органических соединений
-
Создать условия для развития умения доказывать общее в строении и свойствах неорганических и органических кислот
-
Способствовать совершенствованию умений учащихся самостоятельно проводить опыты полумикрометодом.
Воспитательный аспект:
-
Способствовать пониманию единства органического и неорганического мира
-
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
-
Способствовать формированию культуры умственного труда, умения слушать, общаться, наблюдать и делать выводы, соблюдения правил обращения с веществами.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Целеполагание и мотивация.
На прошлом занятии мы изучали с вами …. (добавляют ученики) - карбоновые кислоты: их состав и строение, классификацию и номенклатуру. И сегодня нам с вами предстоит изучить (предложить учащимся самостоятельно выявить цель занятия) свойства карбоновых кислот на основе их строения и знаний, полученных при изучении неорганических кислот.
Цели урока (повторяются и корректируются учителем): изучить химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной и сравнить эти свойства с неорганическими кислотами; выявить особые свойства карбоновых кислот, которые не изучались в неорганической химии. Уметь подтверждать свойства уравнениями реакций. Знание химических свойств вам пригодятся в повседневной жизни: приготовление теста - гашение соды уксусом, нейтрализация щелочных растворов кислотами, соли высших карбоновых кислот используют для приготовления мыла.
Актуализация: Для этого вспомним, каково же строение предельных монокарбоновых кислот.
Рисунок формулы на доске. Стрелки рисуются в ходе обсуждения вопросов.
Какие группы выделяются в молекуле карбоновой кислоты? - карбонильная и гидроксильная группы.
Как изменяется полярность в карбонильной группе? - смещение электронной плотности от углерода к кислороду - это смещается Пи-связь.(-М)
Что происходит между карбонильным углеродом и кислородом гидроксильной группы? - электронная пара атома кислорода смещается к менее электроотрицательному атому углерода.
К чему приводит такое смещение? - атом водорода гидроксильной группы становится подвижным и отрывается от молекулы кислоты.
Для монокарбоновых кислот характерна высокая реакционная способность:
-
Разрыв связи О-Н реакция обусловлена подвижностью атома водорода гидроксильной группы.
-
Разрыв связи С-О реакция замещения гидроксильной группы.
-
Разрыв связи С-Н у α-углеродного атома реакции замещения с участием радикала.
Домашнее задание: §30 стр.191-193 упр.2,3 Упражнения будут подобны заданиям, проделанным в классе. Учебник «Органическая химия» 10 класс (профильный уровень) Н,Е.Кузнецова, И.М.Титова, И.Н.Гара; Москва «Вентана-Граф» 2005
Тетради после урока соберу, чтобы проверить качество выполненных заданий и выявить, если будут характерные недочеты для дальнейшей коррекции знаний и умений.
Изучение нового материала с одновременным первичным закреплением учебного материала.
Приложение 1 (Технологическая карта урока)
Рассмотрим первую группу реакций.
Реакции на разрыв связи О-Н - замещение атома водорода (Н)
Вспомните, какие химические свойства характерны для соляной кислоты? - с металлами до Н, с основными оксидами, с основаниями, с солями слабых кислот.
Проверьте, обладает ли уксусная кислота этими же свойствами? Для этого проведите лабораторные опыты не только с уксусной кислотой, но и с соляной. Сравните результаты опытов и сделайте вывод.
ТБ при работе с кислотами и щелочами:
-
Знать: при попадании на кожу вызывают ожоги. Необходимо смыть проточной водой, если кислота - нейтрализуют раствором соды, а если щелочь - слабым раствором борной или уксусной кислоты.
-
Склянки с растворами кислот и щелочей сразу закрывать и ставить в ящик
-
Пластинки для проведения опытов полумикрометодом придерживать (легкие), при необходимости смыть в кристаллизатор при помощи промывалки
-
Стеклянные трубочки после опытов отпускать в стакан с водой
Работа проходит в паре: один проводит реакции с соляной кислотой, другой - с уксусной. Уравнения записывать только для уксусной кислоты, сравнивая записями уравнений соляной кислоты в таблице. Для проведения опытов рекомендую в пластинки ячеек положить необходимые реактивы, с которыми реагируют кислоты:
Затем добавить кислоту с помощью
стеклянной трубочки.
Совет: для лучшей эффективности
сравнения опыты с той и другой
кислотой проводить одновременно
Какая кислота на ваш взгляд наиболее активна? Почему?
- Реакции с соляной кислотой идут быстрее, значит она более сильная кислота.
Записываем в тетрадь вывод. Органические кислоты вступают в реакции характерные для неорганических кислот, но они менее активные.
Допишите уравнения реакций для уксусной кислоты, используя данные таблицы
Сравнение химических свойств соляной и уксусной кислот.
Свойства кислот
Соляная кислота
(неорганическая)
Уксусная кислота
(органическая)
1. Диссоциация
HCl H+ + Cl¯
CH3COOH
1. Взаимодействие с металлами до Н
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
CH3COOH + Zn →
2. Взаимодействие со щелочами
HCl + NaOH = NaCl + H2O
CH3 COOH + NaOH →
3. Взаимодействие с основными оксидами.
HCl + CaO = CaCl2 + H2O
CH3 COOH + CaO →
4. Взаимодействие с солями слабых кислот (карбонатами)
2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2
CH3 COOH + Na2CO3 →
Рассмотрим вторую группу реакций.
Реакции на разрыв связи С-О - замещение гидроксильной группы (ОН)
-
Взаимодействие со спиртами с образованием сложных эфиров
-
Взаимодействие с галогенидами фосфора PCl5, PCl3
O O
CH3 - C - OH + PCl5 → CH3 - C - Cl + POCl3 + HCl
ацетил ацетилхлорид
-
Межмолекулярная дегидратация карбоновых кислот до ангидридов - это производные карбоновых кислот, состоящие из двух кислотных радикалов (ацилов) соединенных через кислород.
Закрепление. Запишите уравнения реакций для пропионовой кислоты с этиловым спиртом, с хлоридом фосфора (V) и реакцию межмолекулярной дегидратации.
Рассмотрим третью группу реакций.
Реакции на разрыв связи С-Н у α-углеродного атома - реакции замещения с участием радикала.
-
Реакция галогенирования атома водорода у α-углеродного атома:
Н H
| |
Н - С - СООН + Cl2 → H - C COOH + HCl хлоруксусная кислота намного
| сильнее уксусной
Н Cl
Становится еще
более подвижным
Рефлексия.
Запишите самостоятельно общий вывод о свойствах карбоновых кислот.
Вывод:
-
карбоновые кислоты проявляют общие свойства для всех кислот по связи О-Н
-
специфические свойства по связи С-О при этом замещается группа О-Н
-
возможны реакции замещения атомов водорода у α-углеродного атома с образованием более сильных карбоновых кислот.
Приложение
Приложени1. Технологическая карта урока
СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ. Ф.И.___________________
Вспомните взаимное влияние атомов в молекуле карбоновой кислоты.
Для монокарбоновых кислот характерна высокая реакционная способность:
-
Разрыв связи О-Н реакция обусловлена подвижностью атома водорода гидроксильной группы.
-
Разрыв связи С-О реакция замещения гидроксильной группы.
-
Разрыв связи С-Н у α-углеродного атома реакции замещения с участием радикала.
Домашнее задание: §30 стр.191-193 упр.2,3
Первая группа реакций.
Реакции на разрыв связи О-Н - замещение атома водорода (Н)
Вспомните, какие химические свойства характерны для соляной кислоты?
Проверьте, обладает ли уксусная кислота этими же свойствами? Для этого проведите лабораторные опыты не только с уксусной кислотой, но и с соляной. Сравните результаты опытов и сделайте вывод.
Совет: для лучшей эффективности
сравнения опыты с той и другой
кислотой проводить одновременно
Какая кислота на ваш взгляд наиболее
активна? Почему?
Записываем в тетрадь вывод:
Допишите уравнения реакций для уксусной кислоты, используя табличные данные.
Сравнение химических свойств соляной и уксусной кислот.
Свойства кислот
Соляная кислота
(неорганическая)
Уксусная кислота
(органическая)
1. Диссоциация
HCl H+ + Cl¯
CH3COOH
1. Взаимодействие с металлами до Н
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
CH3COOH + Zn →
2. Взаимодействие со щелочами
HCl + NaOH = NaCl + H2O
CH3 COOH + NaOH →
3. Взаимодействие с основными оксидами.
HCl + CaO = CaCl2 + H2O
CH3 COOH + CaO →
4. Взаимодействие с солями слабых кислот (карбонатами)
2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2
CH3 COOH + Na2CO3 →
Вторая группа реакций.
Реакции на разрыв связи С-О - замещение гидроксильной группы (ОН)
-
Взаимодействие со спиртами с образованием сложных эфиров
-
Взаимодействие с галогенидами фосфора PCl5, PCl3
O O
CH3 - C - OH + PCl5 → CH3 - C - Cl + POCl3 + HCl
ацетил ацетилхлорид
-
Межмолекулярная дегидратация карбоновых кислот до ангидридов - это производные карбоновых кислот, состоящие из двух кислотных радикалов (ацилов) соединенных через кислород.
Задание. Запишите уравнения реакций для пропионовой кислоты с этиловым спиртом, с хлоридом фосфора (V) и реакцию межмолекулярной дегидратации.
Третья группа реакций.
Реакции на разрыв связи С-Н у α-углеродного атома - реакции замещения с участием радикала.
-
Реакция галогенирования атома водорода у α-углеродного атома:
Н H
| |
Н - С - СООН + Cl - Cl → H C - COOH + HCl хлоруксусная кислота намного
| сильнее уксусной
Н Cl
Становится еще
более подвижным
Запишите самостоятельно общий вывод о свойствах карбоновых кислот.
Вывод:
-
--------------------------------------------------
-
--------------------------------------------------
-
--------------------------------------------------