Разработка урока по теме Предельные одноосновные карбоновые кислоты

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики "Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики





Урок по химии

для 1 курса

«Предельные одноосновные карбоновые кислоты»

(Разработка урока на основе технологии развития критического мышления)



Автор: Л.А. Хлебникова

преподаватель химии

ГАПОУ ЧР ЧЭМК









2015

Введение

На современном этапе развития общества преподаватель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие его умственной активности. Становится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Тема: «Предельные одноосновные карбоновые кислоты».

Цель урока: Формирование общих представлений о карбоновых кислотах, на основе применения ранее полученных знаний в новой ситуации.

Задачи урока: 1. Самостоятельно ознакомиться с определением и классификацией

карбоновых кислот.

2. Вывести общую формулу карбоновых кислот и составить гомологический

ряд карбоновых кислот.

3. Изучить физические и химические свойства карбоновых кислот в ходе

проведения химического эксперимента.

4. Составить сравнительную таблицу химических свойств неорганических

и органических кислот и указать области применения карбоновых кислот.

Предполагаемые результаты:

отработка умений: - работать с новой информацией;

- составлять уравнения реакций с карбоновыми кислотами;

- устанавливать генетические связи между классами

органических веществ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование (ознакомление с новым материалом).

Материально-техническое обеспечение урока: шаростержневые модели кислот, инструктивные карточки, необходимое лабораторное оборудование и реактивы (уксусная и соляная кислоты, лакмус, магний и цинк, оксид кальция, гидроксид натрия, карбонат натрия).

Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно».

Д.И. Менделеев


  1. Организационный момент.

  2. I этап - Стадия вызова.

Используется прием «Корзина идей, понятий».

Вопросы: 1. Что вам известно о кислотах из учебного и жизненного опыта?

2. Какими словами вы можете охарактеризовать кислоты?

Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2мин.).

Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа), не более 3 мин. При этом учащиеся должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Преподаватель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину.

Какие из этих характеристик можно отнести карбоновым кислотам?

Список идей по теме «Кислоты»

Кислоты - могут быть разными, например, соляная кислота, серная, уксусная.

Кислоты состоят из атомов водорода, способных замещаться металлами и кислотного остатка.

Атомов водорода может быть несколько.

Многие из них растворимы в воде.

Концентрированные кислоты очень опасны и т.д.

Историческая справка (Приложение 1).

II этап - Стадия осмысления.

А. Работа с текстом учебника.

- выписать определение карбоновых кислот, разобрать строение карбоксильной группы

- классификацию кислот;

- изучить номенклатуру кислот, явление изомерии.

Задание: Инструктивная карточка №1.

Составить структурные формулы и дать названия по систематической номенклатуре для валериановой кислоты.

Б. Изучение химических свойств уксусной кислоты. Химический эксперимент.

(Инструктивная карточка №2).

Прием - бортовой журнал

Что мне известно

Что нового я узнал





Вопрос: чем можно объяснить нехарактерные для кислот новые свойства?

В. Работа с учебником

Вопросы учащихся по тексту.

Какими способами можно получить карбоновые кислоты?

Г. Области применения - составить кластер.

IV. III этап - Рефлексия.

Составить схему превращений получения уксусной кислоты из метана.

Д/З: 1.Творческое задание: в форме презентации предложить несколько способов получения уксусной кислоты.





















Приложение 1

Проблематизация осуществляется через историческую справку.

С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса - карбоновых кислот.

Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку.

Насекомые «прогоняли « ее, выстреливая из специальных желез жидкость, содержащую кислоту.

Благодаря работам выдающегося шведского химика Карла Вильгельма Шелле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических кислот. Он выделил и описал лимонную, молочную, щавелевую и другие кислоты.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1

«Строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности»

  1. Напишите структурную формулу С2Н4О2. Охарактеризуйте виды связей между атомами (сигма-, пи-).

  2. Напишите и проанализируйте электронную формулу молекулы с точки зрения электронных эффектов (индуктивный, мезомерный). Покажите стрелками распределение электронной плотности в молекуле, обозначьте частичные заряды на атомах и электронные эффекты.

  3. Сравните полярность и поляризуемость связи С=О в молекуле этаналя и данной карбоновой кислоты. Сделайте вывод о способности кислот к реакциям нуклеофильного присоединения в сравнении с карбонильными соединениями.

  4. Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода группы О-Н в молекуле метилового спирта и данной кислоты. Сделайте вывод о кислотных свойствах органических кислот в сравнении со спиртами.

  5. Сформулируйте выводы о взаимном влиянии карбонильной и гидроксильной групп в молекулах органических кислот.

  6. На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных типах химических реакций предельных карбоновых кислот.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №2

Опыт никогда не ошибается

Леонардо да Винчи

«Химические свойства карбоновых кислот»

Цель опыта: убедиться, обладает ли уксусная кислота свойствами неорганических кислот.

На ваших столах стоят наборы для лабораторной работы. Выполните задания и докажите экспериментально зависимость свойств веществ от электронного строения. Работа в парах. Строго соблюдайте правила техники безопасности. Проведите исследование химических свойств уксусной и соляной кислот. Докажите зависимость их реакционной способности от электронного строения. Используйте индикаторы и реагенты - цинк.

1). Возьмите 4 пробирки и поместите в одну гранулу цинка, в другую - каплю разбавленного раствора щелочи, добавив каплю фенолфталеина, в третью - половину микрошпателя оксида кальция, в четвертую - кусочек (0,5 горошины) мела. Добавьте в каждую из четырех пробирок по 3 капли раствора уксусной кислоты.

Приведенную ниже таблицу сравнения свойств органических и неорганических кислот заполните, и впишите в нее уравнения реакций.

Свойства

Кислоты


уксусная

соляная


Окрашивание индикатора



Взаимодействие с основаниями


Взаимодействие с основными оксидами



Действие на металлы


Взаимодействие с солями

Сравните записи и сделайте следующие выводы:

- что общего и различного в составе кислотных остатков;

-одинакова ли величина зарядов кислотных остатков, и какова их возможная валентность;

-какие ионы обуславливают изменение окраски индикатора;

-какие ионы будут обуславливать общие свойства этих веществ и какими свойствами будут обладать эти вещества.

































Список использованной литературы:

1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.

2. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010

3. Химия в таблицах. АСТ-пресс. 2001

festival.1september.ru/articles/213459/

ref.by/refs/62/30006/1.html

lib.1september.ru/2004/17/15.htm


© 2010-2022