Рабочая программа Кружковой работы «Занимательная химия»

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Софиевская средняя общеобразовательная школа»

Пономаревского района

Оренбургской области



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

___________ Студеникина М.А.

«____»____________2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___________ Климова Н.Г.

«____»____________2015 г.












Рабочая программа

Кружковой работы

«Занимательная химия»

на 2015-2016 учебный год





Составитель: учитель химии

Павлова Мария Николаевна








с. Софиевка 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Кружок «Занимательная химия» пред­назначен для учащихся 8-11классов на основе учебной программы по химии.
Цель: создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи:

  1. Показать роль и значение химии как прикладной науки.

  2. Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

  3. Познакомить учащихся с основными способами исследования веществ.

  4. Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

  5. Воспитывать нравственнее и духовное здоровье.

  6. Способствовать самоопределению учащихся и выбору их дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, решаются три основные задачи: познавательная, коммуникативно-развивающая и социально-ориентационная.
Вид курса - межпредметный, построен с опорой на базовые знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, информатики и физики.
Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Актуальность: Данный курс актуален потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
В структуре изучаемой программы выделяются основные модули:

  • Знакомство с лабораторным оборудованием

  • Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

  • Химия и еда;

  • Химия напитков;

  • Домашняя аптечка

  • Моющие средства.

  • Туалетный столик

  • В мире красок и карандашей

  • Химия и ювелирные украшения

Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, экология, информатика.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.

Возраст: от 13 до 18 лет
Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

Расписание занятий: пятница 15:45 - 16:30; 16:40 - 17:25







Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  • устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

  • строить логическую цепь рассуждений;

  • выдвигать гипотезы;

  • составлять задачи-шутки, магические квадраты;

  • читать графическую информацию;

  • анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах

  • геометрические формы;

  • различать существенные и несущественные признаки.

  • доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  • уважение к товарищам и их мнению;

  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

  • умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  • постановке учебных задач занятия;

  • оценке своих достижений;

  • действовать по плану.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:

  • о прикладной направленности химии;

  • необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

  • о веществах и их влияния на организм человека;

  • о химических профессиях.

Учащиеся должны знать:

  • Технику безопасности проведения эксперимента;

  • Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;

  • Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

  • Качественные реакции на белки, углеводы;

Учащиеся должны уметь:

  • Определять объект и предмет исследования;

  • Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

  • Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

  • Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;

  • Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

  • Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации;

  • Навыками экспериментального проведения химического анализа.











Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

Из них(количество часов)

Лабораторные и практические работы

1

Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием.

6

-

2

Тема 2. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.

8

2

3

Тема 3. Химия и еда.

16

5

4

Те ма4. Химия напитков.

14

6

5

Тема 5: Домашняя аптечка.

4

-

6

Тема 6: Моющие средства.

10

2

7

Тема 7: Туалетный столик.

2

-

8

Тема 8: В мире красок и карандашей.

4

-

9

Тема 9: Химия и ювелирные украшения.

5

-

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

70

15






















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов)

Лаборатория кабинета химии. Лабораторное оборудование. Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Простые вещества металлы и неметаллы. Сложные вещества.

Тема 2. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 часов).

Кислоты и работа с ними. Щёлочи и работа с ними. Ядовитые соли и работа с ними. Горючие вещества и смеси.

Лабораторная работа:

  1. «Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину»;

  2. «Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов»

Демонстрации:

  1. Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа».

  2. Извлечение щелочи из цементной болтушки.

  3. Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.

Тема 3. Химия и еда (16 часов).

Белки, жиры, углеводы в питании человека. Витамины. Пищевые добавки. Исследование чипсов. Исследование мороженого. Исследование шоколада. Исследование меда. Исследование жевательной резинки.

Лабораторная работа:

  1. «Исследование чипсов»;

  2. «Исследование мороженного»;

  3. «Исследование шоколада»;

  4. «Исследование мёда»;

  5. «Исследование жевательной резинки».

Тема 4. Химия напитков (14 часов).

Тайны воды. Исследование газированных напитков. Исследование минеральной воды. Пивной алкоголизм. Исследование чая. Исследование молока. Исследование соков.

Лабораторная работа:

  1. «Анализ воды»;

  2. «Исследование газированных напитков»;

  3. «Исследование минеральной воды»;

  4. «Влияние спиртов на белки»;

  5. «Исследование чая»;

  6. «Исследование молока».

Тема 5. Домашняя аптечка (4 часа).

Домашняя аптечка.

Тема 6. Моющие средства (10 часов).

Моющие средства для посуды. Занятие - игра «Мыльные пузыри». Шампуни. Мыла. Приготовление мыла. Выведение пятен с ткани. Стиральные порошки.

Лабораторная работа:

  1. «Исследование моющего средства для посуды»;

  2. «Выведение пятен с ткани».

Тема 7. Туалетный столик (2 часа).

Туалетный столик.

Тема 8. В мире красок и карандашей (4 часа).

В мире красок и карандашей.

Тема 9. Химия и ювелирные украшения (2 часа).

Химия и ювелирные украшения.





Примерное календарно-тематическое планирование занятий

Тема занятия

Содержание

Дата

Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов)

1

Лаборатория кабинета химии.

Лабораторное оборудование.

Экскурсия в школьную химическую лабораторию, знакомство с её оборудованием.

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

2

3

Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.

Выработка навыков безопасной работы.

4

5

Простые вещества металлы и неметаллы.

Сложные вещества.

Вещества. Простые вещества металлы и неметаллы.

Распознавание чёрных и цветных металлов, металлов и металлических руд, металлов и неметаллов.

Сложные вещества или соединения. Неорганические и органические вещества. Распознавание органических веществ.

6

Тема 2 Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 часов).

7

Кислоты и работа с ними.

Неорганические вещества. Кислоты. Распознавание кислот и их свойства. Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину.

Первая помощь при кислотных ожогах.

Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.

8

9

Щёлочи и работа с ними.

Щёлочи - тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Извлечение щелочи из цементной болтушки. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах.

10

11

Ядовитые соли и работа с ними.

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.

12

13

Горючие вещества и смеси.

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.


14

Тема 3 Химия и еда (16 часов).

15

Белки, жиры, углеводы в питании человека.

Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека. Определение содержания жиров в семенах растений. Качественные реакции на присутствие углеводов.

16

17

Витамины

Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Антивитамины. Авитаминоз. Исследование: витамины в меню школьной столовой. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

18

19

Пищевые добавки.

Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.

20

21

Исследование чипсов.

Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:
ломкость, растворение в воде, надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира, вкусовые качества.

Опыт 3. Горение чипсов.
Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.
Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.
Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.

22

23


Исследование мороженого

Исследование мороженого

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.
Учащиеся могут сами предложить эксперимент.
Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.
В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).
Опыт 4. Обнаружение углеводов.
В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).

24

25


Исследование шоколада

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».
Работа в группах. Для исследования берется не менее 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

  • Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде

  • Обнаружение жиров - разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.










26

27

Исследование меда

Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

28

29


Исследование жевательной резинки

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?»
Работа в группах.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств:

  • Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

  • Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.
Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.
Опыт 4. Определение кислотности.
В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.
Опыт 5. Обнаружение подсластителей.
В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1-2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).

30

Тема 4 Химия напитков (14 часов).

31

Тайны воды.

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Опыт: Анализ воды из природных источников. Самое необыкновенное вещество - вода. Вода - основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.

32

33

Исследование газированных напитков

Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.
Опыт 3. Определение кислотности.
Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.
Опыт 4. Опыт с куриным мясом.

34

35

Исследование минеральной воды

Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2 Качественные реакции на ионы, присутствующие в минеральной воде

36

37

Пивной алкоголизм

Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Лабораторная работа: влияние спиртов на белки.

38

39

Исследование чая

Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»:
Опыт 1. Рассматривание чаинок.
Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.

40

41

Исследование молока

Опыт 1. Работа в группе с этикетками:
Опыт 2. Определение вкуса молока.
Опыт 3. Определение цвета молока.
Опыт 4. Определение консистенции молока.
Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.
Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.
Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.
Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.
Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода

42

43

Исследование соков

Соки. Виды соков. Состав сока. Роль железа в живых организмах

44

Тема 5 Домашняя аптечка (4 часа).

45

Домашняя аптечка.

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Активированный уголь.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?

46

47

Домашняя аптечка.

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же - «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

48

Тема 6 Моющие средства (10 часов).

49

Моющие средства для посуды

Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование. Социологический опрос.

50

51

Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Шампуни

Конкурсы:
Кто надует самый большой пузырь, кто надует много маленьких пузырей, чей пузырь долго не лопнет,
построение фигуры из пузырей, надувание пузыря в пузыре.

Определение среды в мылах и шампунях.

52

53

Мыла

Приготовление мыла

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Приготовление мыла

54

55

Выведение пятен с ткани.

Выведение пятен с ткани.

Выведение пятен с ткани.

Выведение пятен с ткани.

56

57

Стиральные порошки

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные

58

Тема 7 Туалетный столик (2 часа).

59

Туалетный столик.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

60

Тема 8 В мире красок и карандашей (4 часа).

61

В мире красок и карандашей

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

62

63

В мире красок и карандашей

64


Тема 9. Химия и ювелирные украшения (2 часа).

65

Химия и ювелирные украшения

Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

66

67-70

Резервное время.













Литература и Интернет-ресурсы

  • Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

  • Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

  • Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995

  • Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

  • hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

  • en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

  • alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

  • college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия

grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии


© 2010-2022