- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа Кружковой работы «Занимательная химия»
Рабочая программа Кружковой работы «Занимательная химия»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова М.Н. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Софиевская средняя общеобразовательная школа»
Пономаревского района
Оренбургской области
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
___________ Студеникина М.А.
«____»____________2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
___________ Климова Н.Г.
«____»____________2015 г.
Рабочая программа
Кружковой работы
«Занимательная химия»
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель химии
Павлова Мария Николаевна
с. Софиевка 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «Занимательная химия» предназначен для учащихся 8-11классов на основе учебной программы по химии.
Цель: создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи:
-
Показать роль и значение химии как прикладной науки.
-
Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
-
Познакомить учащихся с основными способами исследования веществ.
-
Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
-
Воспитывать нравственнее и духовное здоровье.
-
Способствовать самоопределению учащихся и выбору их дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, решаются три основные задачи: познавательная, коммуникативно-развивающая и социально-ориентационная.
Вид курса - межпредметный, построен с опорой на базовые знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, информатики и физики.
Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Актуальность: Данный курс актуален потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
В структуре изучаемой программы выделяются основные модули:
-
Знакомство с лабораторным оборудованием
-
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
-
Химия и еда;
-
Химия напитков;
-
Домашняя аптечка
-
Моющие средства.
-
Туалетный столик
-
В мире красок и карандашей
-
Химия и ювелирные украшения
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, экология, информатика.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Возраст: от 13 до 18 лет
Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Расписание занятий: пятница 15:45 - 16:30; 16:40 - 17:25
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
-
положительное отношение к учению;
-
желание приобретать новые знания;
-
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
-
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
-
строить логическую цепь рассуждений;
-
выдвигать гипотезы;
-
составлять задачи-шутки, магические квадраты;
-
читать графическую информацию;
-
анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах
-
геометрические формы;
-
различать существенные и несущественные признаки.
-
доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
-
уважение к товарищам и их мнению;
-
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
-
умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
-
постановке учебных задач занятия;
-
оценке своих достижений;
-
действовать по плану.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:
-
о прикладной направленности химии;
-
необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
-
о веществах и их влияния на организм человека;
-
о химических профессиях.
Учащиеся должны знать:
-
Технику безопасности проведения эксперимента;
-
Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
-
Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
-
Качественные реакции на белки, углеводы;
Учащиеся должны уметь:
-
Определять объект и предмет исследования;
-
Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
-
Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
-
Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
-
Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Учащиеся должны владеть:
-
Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации;
-
Навыками экспериментального проведения химического анализа.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
Из них(количество часов)
Лабораторные и практические работы
1
Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
6
-
2
Тема 2. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.
8
2
3
Тема 3. Химия и еда.
16
5
4
Те ма4. Химия напитков.
14
6
5
Тема 5: Домашняя аптечка.
4
-
6
Тема 6: Моющие средства.
10
2
7
Тема 7: Туалетный столик.
2
-
8
Тема 8: В мире красок и карандашей.
4
-
9
Тема 9: Химия и ювелирные украшения.
5
-
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого:
70
15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов)
Лаборатория кабинета химии. Лабораторное оборудование. Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Простые вещества металлы и неметаллы. Сложные вещества.
Тема 2. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 часов).
Кислоты и работа с ними. Щёлочи и работа с ними. Ядовитые соли и работа с ними. Горючие вещества и смеси.
Лабораторная работа:
-
«Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину»;
-
«Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов»
Демонстрации:
-
Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа».
-
Извлечение щелочи из цементной болтушки.
-
Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.
Тема 3. Химия и еда (16 часов).
Белки, жиры, углеводы в питании человека. Витамины. Пищевые добавки. Исследование чипсов. Исследование мороженого. Исследование шоколада. Исследование меда. Исследование жевательной резинки.
Лабораторная работа:
-
«Исследование чипсов»;
-
«Исследование мороженного»;
-
«Исследование шоколада»;
-
«Исследование мёда»;
-
«Исследование жевательной резинки».
Тема 4. Химия напитков (14 часов).
Тайны воды. Исследование газированных напитков. Исследование минеральной воды. Пивной алкоголизм. Исследование чая. Исследование молока. Исследование соков.
Лабораторная работа:
-
«Анализ воды»;
-
«Исследование газированных напитков»;
-
«Исследование минеральной воды»;
-
«Влияние спиртов на белки»;
-
«Исследование чая»;
-
«Исследование молока».
Тема 5. Домашняя аптечка (4 часа).
Домашняя аптечка.
Тема 6. Моющие средства (10 часов).
Моющие средства для посуды. Занятие - игра «Мыльные пузыри». Шампуни. Мыла. Приготовление мыла. Выведение пятен с ткани. Стиральные порошки.
Лабораторная работа:
-
«Исследование моющего средства для посуды»;
-
«Выведение пятен с ткани».
Тема 7. Туалетный столик (2 часа).
Туалетный столик.
Тема 8. В мире красок и карандашей (4 часа).
В мире красок и карандашей.
Тема 9. Химия и ювелирные украшения (2 часа).
Химия и ювелирные украшения.
Примерное календарно-тематическое планирование занятий
№
Тема занятия
Содержание
Дата
Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов)
1
Лаборатория кабинета химии.
Лабораторное оборудование.
Экскурсия в школьную химическую лабораторию, знакомство с её оборудованием.
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
2
3
Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.
Выработка навыков безопасной работы.
4
5
Простые вещества металлы и неметаллы.
Сложные вещества.
Вещества. Простые вещества металлы и неметаллы.
Распознавание чёрных и цветных металлов, металлов и металлических руд, металлов и неметаллов.
Сложные вещества или соединения. Неорганические и органические вещества. Распознавание органических веществ.
6
Тема 2 Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 часов).
7
Кислоты и работа с ними.
Неорганические вещества. Кислоты. Распознавание кислот и их свойства. Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину.
Первая помощь при кислотных ожогах.
Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.
8
9
Щёлочи и работа с ними.
Щёлочи - тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Извлечение щелочи из цементной болтушки. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах.
10
11
Ядовитые соли и работа с ними.
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.
12
13
Горючие вещества и смеси.
Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.
Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.
14
Тема 3 Химия и еда (16 часов).
15
Белки, жиры, углеводы в питании человека.
Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека. Определение содержания жиров в семенах растений. Качественные реакции на присутствие углеводов.
16
17
Витамины
Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Антивитамины. Авитаминоз. Исследование: витамины в меню школьной столовой. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
18
19
Пищевые добавки.
Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.
20
21
Исследование чипсов.
Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:
ломкость, растворение в воде, надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира, вкусовые качества.
Опыт 3. Горение чипсов.
Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.
Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.
Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.
22
23
Исследование мороженого
Исследование мороженого
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.
Учащиеся могут сами предложить эксперимент.
Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.
В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).
Опыт 4. Обнаружение углеводов.
В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).
24
25
Исследование шоколада
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».
Работа в группах. Для исследования берется не менее 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.
-
Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде
-
Обнаружение жиров - разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.
Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.
26
27
Исследование меда
Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
28
29
Исследование жевательной резинки
Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?»
Работа в группах.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств:
-
Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.
-
Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.
Опыт 3. Наличие красителей.
Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.
Опыт 4. Определение кислотности.
В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.
Опыт 5. Обнаружение подсластителей.
В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1-2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).
30
Тема 4 Химия напитков (14 часов).
31
Тайны воды.
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Опыт: Анализ воды из природных источников. Самое необыкновенное вещество - вода. Вода - основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.
32
33
Исследование газированных напитков
Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.
Опыт 3. Определение кислотности.
Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.
Опыт 4. Опыт с куриным мясом.
34
35
Исследование минеральной воды
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2 Качественные реакции на ионы, присутствующие в минеральной воде
36
37
Пивной алкоголизм
Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Лабораторная работа: влияние спиртов на белки.
38
39
Исследование чая
Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»:
Опыт 1. Рассматривание чаинок.
Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.
40
41
Исследование молока
Опыт 1. Работа в группе с этикетками:
Опыт 2. Определение вкуса молока.
Опыт 3. Определение цвета молока.
Опыт 4. Определение консистенции молока.
Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.
Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.
Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.
Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.
Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода
42
43
Исследование соков
Соки. Виды соков. Состав сока. Роль железа в живых организмах
44
Тема 5 Домашняя аптечка (4 часа).
45
Домашняя аптечка.
Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Активированный уголь.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?
46
47
Домашняя аптечка.
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же - «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.
48
Тема 6 Моющие средства (10 часов).
49
Моющие средства для посуды
Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование. Социологический опрос.
50
51
Занятие - игра «Мыльные пузыри»
Шампуни
Конкурсы:
Кто надует самый большой пузырь, кто надует много маленьких пузырей, чей пузырь долго не лопнет,
построение фигуры из пузырей, надувание пузыря в пузыре.
Определение среды в мылах и шампунях.
52
53
Мыла
Приготовление мыла
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».
Приготовление мыла
54
55
Выведение пятен с ткани.
Выведение пятен с ткани.
Выведение пятен с ткани.
Выведение пятен с ткани.
56
57
Стиральные порошки
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные
58
Тема 7 Туалетный столик (2 часа).
59
Туалетный столик.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.
60
Тема 8 В мире красок и карандашей (4 часа).
61
В мире красок и карандашей
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
62
63
В мире красок и карандашей
64
Тема 9. Химия и ювелирные украшения (2 часа).
65
Химия и ювелирные украшения
Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
66
67-70
Резервное время.
Литература и Интернет-ресурсы
-
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
-
Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
-
Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
-
Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
-
hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
-
en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
-
alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
-
college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии