Интегрированный урок (химия, биология, обществознание) в 10-м классе

Урок по теме: «Влияние алкоголя на организм человека и последствия его употребления» (2ч), покажем возможности профилактики алкогольной аддикции у подростков. Цели урока: углубить знания учащихся о пагубном действии этилового спирта на организм человека; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству; воспитывать физически и психически здоровую личность, мобильную в принятии решений и способную планировать свое будущее. Девиз ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (химия, биология, обществознание) в 10-м классе

По теме: «Влияние алкоголя на организм человека и последствия его употребления» (2ч), покажем возможности профилактики алкогольной аддикции у подростков.

Цели урока: углубить знания учащихся о пагубном действии этилового спирта на организм человека; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству; воспитывать физически и психически здоровую личность, мобильную в принятии решений и способную планировать свое будущее.

Девиз урока: «Счастлив тот, кто вина не пьет» (поговорка).

Особенность урока - использование компьютерной презентации, содержание слайдов которой раскрывает проблему влияния алкоголя на организм и тем самым способствует достижению поставленных целей урока.

Ход урока

Урок начинается со вступительного слова учителя химии. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Всемирная организация здравоохранения определила пограничный уровень употребления алкоголя нацией - это 8 л абсолютного алкоголя на человека в год. При большем душевном употреблении начинается необратимое угасание этноса. Россияне уже более двух десятков лет потребляют дозы, в 2-3 раза превышающие эти нормы. Это может привести наш народ и страну в целом к полной деградации. Такое положение было не всегда.

Учитель предлагает учащимся на основе содержаний слайда (рис. 1) сравнить информацию об отношении общества к употреблению спиртных напитков в нашей стране в 1913 и 2007 гг. и сделать выводы из этого сравнения. Интегрированный урок (химия, биология, обществознание) в 10-м классе Рис. 1

Учащиеся приходят к выводам: в 1913 г. 86% взрослого населения России высказывались за абсолютную трезвость, а в 2007 г. Таковых оказалось только 5%. Что же касается подростков, то эти цифры еще более катастрофичны: в 1913 г. Только 5% подростков положительно относились к употреблению спиртного, а сегодня около 95% молодых людей употребляют алкоголь.

? К чему приводит употребление алкоголя?

Учитель демонстрирует слайд с возможными вариантами ответов на этот вопрос:

К получению удовольствия;

К разрушению здоровья;

К веселому времяпровождению;

К конфликту с родителями;

К удовлетворению любопытства;

К установлению дружеских отношений в компании;

К преступлениям;

К деградации личности.



В ходе обсуждения ответов учитель подчеркивает, что чем дольше человек употребляет спиртное, тем сильнее у него вырабатывается физическая и психологическая потребность в нем, в результате чего развивается заболевание - алкоголизм. Итогом употребления алкоголя становится деградация человека как разумного существа, что проявляется не только в разрушении своего собственного здоровья, но и в том, что человек становится опасным для общества.

Далее учитель биологии предлагает учащимся обсудить вопрос, почему алкоголь считают наркотическим ядом. В ходе беседы группа учащихся демонстрирует опыты.

Опыт 1. В стакан наливают 10 мл воды, подкрашенной красными чернилами, и столько же спирта. Учащиеся наблюдают за равномерным окрашиванием смеси в стакане и делают вывод: спирты растворяются в воде в неограниченном количестве благодаря образованию водородных связей между молекулами спирта и воды. Следовательно, спирт растворяется в плазме крови, содержащей 90% воды, и разносится с кровью по всему организму.

Опыт 2. На два предметных стекла помещают по 2 капли жира, затем весь жир вытирают салфеткой: с одного стекла - смоченной водой, а с другого - смоченной спиртом. Отмечают, что в первом случае стекло так и осталось жирным, а во втором стало чистым. Делают вывод: спирты хорошо растворяют жиры.

При обобщении результатов этих опытов важно вспомнить строение клетки, которая включает жировую основу и воду (88,8%). Благодаря хорошей растворимости в воде алкоголь проникает во все клетки организма, при этом разрушает их жировую основу, что ведет к гибели клеток всех органов. Таким образом, спирт - это яд.

Учащиеся в тетрадях записывают вывод: алкоголь - наркотический яд, т.е. он не только разрушает организм, но и вызывает у человека физическую и психологическую зависимость.

Далее учитель химии демонстрирует следующий слайд (рис. 2) и рассказывает о превращениях спирта в организме человека.

Интегрированный урок (химия, биология, обществознание) в 10-м классеРис. 2

Он отмечает, что окисление этанола направлено на то, чтобы снизить его токсичность и вывести его из организма, т.е. это защитная реакция организма. Главную роль здесь играет печень человека. В ней под действием фермента алкогольдегидрогеназы этиловый спирт превращается в ацетальдегид - также токсичное вещество. Таким образом, пагубное влияние на органы человека оказывает не только этанол, но и уксусный альдегид. Дальнейший распад ацетальдегида происходит главным образом под действием другого фермента - ацетальдегидрогеназы, в результате чего образуется уксусная кислота, которая затем распадается во всех клетках организма с образованием воды и углекислого газа.

Учитель подчеркивает, что окисление этанола до воды и углекислого газа происходит, когда его суточное потребление не превышает 20 г. Если доза выпитого спиртного больше , то в организме накапливаются промежуточные вещества, т.е. ацетальдегид и уксусная кислота, которые для организма являются неменьшим ядом, чем сам этанол.

Учащиеся в тетрадях записывают схему превращения этанола в организме.

Учитель биологии предлагает учащимся определить, какие органы человека наиболее часто подвержены атаке алкоголя. При этом он обращает внимание на органы, через которые проходит больше всего крови (таблица « Круги кровообращения»).

После обсуждения учащиеся приходят к выводу: наиболее подвержены атаке алкоголя желудок, печень, сердце и сосуды, мозг, репродуктивные органы; концентрация алкоголя в этих органах наиболее высока.

Учитель химии организует работу учащихся в группах. Используя инструктивные карточки, школьники выполняют опыты, обсуждают их результаты, отвечают на вопросы. Перед выполнением химических опытов важно напомнить о соблюдение правил безопасности.

После завершения работы в группах учителя поочередно обсуждают с учащимися ее результаты: учитель химии - с точки зрения физических и химических свойств этанола, а учитель биологии - биологические воздействия данных процессов на организм человека.

Инструктивная карточка 1

Опыт «Воздействие спирта на печень»

В пробирку налейте 5 мл 70%-ного раствора этанола и опустите в него кусочек свежей куриной печени. Понаблюдайте 3-4 мин и отметьте, какие изменения произошли с печенью.

Обсудите вопросы:

  1. Чем вызваны наблюдаемые вами изменения в печени? (В случае затруднения обратитесь к записанной в тетради схеме превращения этанола в организме). Почему спирт оказывает на организм согревающее действие? В чем обманчивость этого действия?

  2. Какие заболевания печени вызывает алкоголь?

Говоря об изменениях в печени, учитель подчеркивает, что цвет ее изменяют промежуточные продукты окисления спирта: ацетальдегид и уксусная кислота. Именно уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени, уничтожению ее клеток, а затем к циррозу и раку.

Инструктивная карточка 2

Опыт «Воздействие спирта на «Сердечнососудистую систему»



В пробирку налейте 2 мл дихромата калия K2Cr2O7, подкисленного двимя каплями серной кислоты, и добавьте в нее столько же 70%-ного раствора этанола. Осторожно ознакомьтесь с запахом вещества, выделяющегося при окислении этанола. Что он вам напоминает?

Обсудите вопросы:

  1. Почему сердце даже после однократного употребления спиртного несколько раз подвергается кислородной атаке?

  2. Какие заболевания сердца вызывает алкоголь?

При обсуждении вопроса о влиянии алкоголя на сердечнососудистую систему следует обратить внимание школьников на образование тромбов в сосудах. Причина их образования - склеивание между собой эритроцитов крови под действием алкоголя, вследствие чего кровь густеет. Это вызывает инфаркты, инсульты, сердечнососудистую недостаточность.

Инструктивная карточка 3

Опыт «Воздействие спирта на репродуктивную систему»

Возьмите 3 пробирки и налейте в них по 3-4 мл раствора куриного белка (известно, что цитоплазма половых клеток содержит значительное количество белка). Одну пробирку оставьте для контроля, другую нагрейте до кипения, в третью добавьте 70%-ный раствор этанола. Отметьте происходящие в пробирках изменения. Затем во все 3 приборки добавьте по 2-3 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия и по 3 капли 1%-ного раствора сульфата меди (II) (качественная реакция на белки - биуретовая реакция). Сравните результаты.

Обсудите вопрос: какие заболевания репродуктивной системы вызывает алкоголь?

Говоря о результатах опыта по денатурации белка под действием спирта, необходимо подчеркнуть, что спирт разрушает белок наравне с кипячением. Алкоголь оказывает мутагенное воздействие на половые клетки, содержащие значительное количество белка, часто вследствие употребления спиртосодержащих напитков развиваются импотенция и бесплодие. Наибольшую угрозу несет в себе прием алкоголя во время зачатия и беременности. Раньше на Руси молодоженам вообще запрещали употреблять спиртные напитки.

В подтверждении губительного влияния алкоголя на репродуктивную систему один из школьников демонстрирует результаты опыта, который он заложил за 3 недели до урока под руководством учителя биологии.

Опыт «Влияние алкоголя на зародышевые клетки»

В 3 стакана поместили по 30 семян пшеницы. В первом стакане семена смачивали через день чистой водой, во втором и третьем - водой, содержащей этанол в небольших количествах (10 и 20 капель). По истечении 3 недель в первом стакане проросли 29 семян, во втором - только 12, в третьем семена не проросли совсем.

По результатам этого опыта учащиеся делают вывод: чем выше концентрация алкоголя, тем хуже идет прорастание сеням, или их зародыши совсем гибнут. Ученики убеждаются, что алкоголь вреден в любых количествах и в любом виде, безвредных алкогольных напитков не бывает.

Инструктивная карточка 4

Опыт «Воздействие спирта на желудок»

В две пробирки налейте поровну 70%-ный раствор этанола, в одну из них добавьте немного поваренной соли. Опустите в каждую пробирку по кусочку мяса. Отметьте, как изменилось мясо через 5 мин.

Обсудите вопросы:

  1. Почему при употреблении вместе с алкоголем соленых сухариков, арахиса и чипсов часто ощущаются боли в области желудка? (Используйте результаты вашего опыта.)

  2. Какие заболевания пищеварительной системы вызывает алкоголь?

Следует отметить, что в результате воздействия спирта на желудок и пищеварительную систему в целом часто возникает рвота как защитный рефлекс, направленный на выведение спиртного из организма. При анализе опыта выясняется, что белый налет на кусочке мяса - это результат денатурации белков мышечных волокон, которые под действием соли разрушаются с образованием язв. При попадании на них соли появляется резкая боль в желудке.

О влиянии алкоголя на мозг человека рассказывает учитель биологии, который отмечает, что, несмотря на то, что масса мозга составляет всего 2% от массы тела, он берет на себя 30% выпитого человеком алкоголя. Алкоголь концентрируется в мозжечке и лобовых долях головного мозга. Мозжечок отвечает за координацию движения и речь, лобные доли - за наиболее сложные формы поведения, характеризуемые понятиями нравственности, этики, любви, патриотизма и пр. У человека 18 млрд. нервных клеток, активны из них только 5%, т.е. 900 млн. клеток. Функционирование этих клеток обеспечивает процессы образования, воспитания детей, любовь, труд, творчество, совершенствование. Когда человек выпивает 100 г водки, погибают 200 нервных клеток. Следовательно, не так уж и трудно «пропить» все 900 млн. клеток. В результате человек деградирует как разумное существо.

По ходу обсуждения учащиеся заполняют в тетрадях таблицу «Заболевания, вызываемые алкоголем», которая представлена на слайде (учитель во время работы открывает скрытый в графах текст по щелчку мыши). По завершении этого этапа урока учащиеся видят полностью заполненную таблицу.

Заболевания, вызываемые алкоголем

Органы человека

Заболевания

Печень

Жировое перерождение печени, цирроз, рак

Сердце и сосуды

Гипертония, ишемическая болезнь, инфаркт, инсульт

Репродуктивные органы

Мутации и уродства у эмбрионов, бесплодие, импотенция

Пищеварительная система, желудок

Гастрит, язва, распад поджелудочной железы

Мозг

Нарушение психики и координации



В качестве закрепления материала возможен просмотр видеофильма «Вред алкоголя», смонтированного из видеороликов Первого канала «Береги себя».

Урок продолжает учитель обществознания, который, обращаясь к содержанию просмотренного видеофильма, акцентирует внимание учащихся на том, что любой спиртной напиток, будь то пиво или коньяк и виски, одинаково опасен для человека. Он подчеркивает, что алкоголизм - это самый страшный враг общества на протяжении всей его истории с момента появления спиртного.

Об истории изготовления спирта, борьбе с его употреблением на протяжении веков, не только в России, но и в других странах рассказывает один из учащихся. Учитель, анализируя его сообщение, указывает, что спиртное пагубно действует как на людей, так и на общество в целом. Он цитирует пословицу «от вина до вины один шаг!» и демонстрирует слайд, на котором приведены некоторые статистические данные.

В результате употребления алкоголя:

  • На 10-15 лет уменьшается продолжительность жизни;

  • Ежегодно гибнут 6 млн. человек

  • В 35 раз чаще происходят несчастные случаи;

  • Распадаются более 50% семей.

С пьянством связаны:

  • 50% ДТП;

  • 65% несчастных случаев на воде;

  • 83% пожаров;

  • 50% всех преступлений;

  • 75% детской преступности;

  • 45% детской беспризорности;

  • 67% убийств и тяжких увечий.

Учитель заостряет внимание учащихся на том, что состояние опьянения во время совершения противоправных действий всегда рассматриваются как отягчающее вину обстоятельство, которое влечет за собой повышенную ответственность за совершенные деяния.

В конце урока учитель химии подводит краткий итог, оценивает работу учащихся, благодарит всех за участие в уроке и читает стихотворение Сергей Островского (при этом демонстрируя коллаж на тему «Что выбираешь ты?»):

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости…

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям!



В качестве домашнего задания учитель предлагает групповую работу - нарисовать плакаты на тему борьбы с алкоголизмом.











Литература

Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020г. - URL: government.ru/media/2010/1/13/27086/file/2128-p/doc.

Бурыкина М.Ю., Сазонов С.Н. Зависимое поведение. Причины, механизмы, пути преодоления. - Брянск: Курсив, 2008.

Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

© 2010-2022