Конспект урока по химии на тему: Алюминий - металл будущего

Этот урок "Алюминий-металл будущего" был разаработан и проводен на неделе естественно-гуманитарных наук в средней общеобразовательной школе №17 города Севастополя. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке позволило провести его интересно. Были показаны видеоролики,фильмы, уравнения реакции на слайдах презентации. Дети активно учавствовали в подготовке материалов к уроку, изучали литературу, делали сообщения, доклады и учили небольшие зарисовки и стихи по данной теме. На м...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему:


Алюминий -

металл будущего


(10 класс)


Конспект урока по химии на тему: Алюминий - металл будущего





Подготовила:

учитель химии ООШ №17

Гридчина Татьяна Ивановна


Слайд №1 Начало

Мы продолжаем изучение большой и важной темы "Металлы". Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Давайте с помощью кроссворда узнаем, что это за металл.

Слайд №2 Кроссворд

1. Сложное вещество, с точки зрения электролитической диссоциации, это электролит, который в водном растворе диссоциирует на катионы Гидрогена и анионы кислотного остатка. / Кислота /

2. Водорастворимое основание / Щелочь /

3. Восстановление металлов из оксидов при помощи алюминия. /Алюмотермия/

4. Способность соединения (оксида, гидроксида) проявлять основные и кислотные свойства. / Амфотерность /

5. Соединение, образованное двумя элементами, одним из которых является Оксиген. / Оксид /

6. Природный оксид алюминия. / Корунд /

7. Соединение, которое состоит из катионов металлического элемента Ме и гидроксид -анионов ОН. / Основание /

8. Элемент, который в периодической таблице стоит слева от алюминия. Его порядковый номер 12. / Магний /

9. Металл, который сегодня на уроке мы будем изучать. / Алюминий /

Учитель объявляет тему урока.

Слайд № 3 Тема нашего урока: « АЛЮМИНИЙ-МЕТАЛЛ БУДУЩЕГО»

Слайд № 4 Цель урока.

Изучить свойства металлов 3 А группы на примере алюминия.

2. Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов.

3. На основе строения атома рассмотреть его физические и химические свойства, указать области применения алюминия.

4.Ответить на вопрос: « Почему алюминий называют металлом будущего?»

Слайд № 5 Эпиграф.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь. А.П. Чехов.

Слайд № 6 План урока.

  • 1.История открытия алюминия

  • 2.Получение алюминия

  • 3.Нахождение в земной коре

  • 4.Производство алюминия в Украине

  • 5.Характеристика элемента Al в ПСХЭ.

  • 6.Физические свойства

  • 7.Химические свойства

  • 8.Применеие и роль алюминия

История открытия алюминия

Слайд № 7 Во многих популярных книгах по химии приводится легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию (14-27 г.г. н.э.) чашу из металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.

Слайд № 8 В 1808 г. сэр Хэмфри Дэви попытался получить алюминий, но потерпел неудачу. Зато именно ему мы обязаны термином «алюминий». Что означает в переводе с латыни квасцы, которые использовали для крашения тканей .

Слайд № 9 Впервые удалось выделить немного алюминия датчанину Хансу Кристиану Эрстеду. В 1825 г., пропустив хлор через раскаленную смесь глинозема с углем, он полученный безводный хлористый алюминий нагрел с амальгамой калия. После испарения ртути получился металл, похожий на олово.

Слайд № 10 Еще через два года описал свой усовершенствованный способ Фридрих Велер. На то, чтобы получить металл в виде сплошной массы, ученый потратил 18 лет жизни. Попытки не удавались.

Слайд № 11 Наконец, в 1855 г. на Всемирной выставке в Париже было представлено «серебро из глины», которое произвело большую сенсацию. Это были слиток алюминия и пластины, полученные французским ученым Анри Сент-Клер Девилем.

Слайд № 12 Стимулировал развитие отрасли император Наполеон III. Однажды он дал обед, на котором наиболее значительных особ ожидали алюминиевые ложки и вилки. Остальные получили всего лишь обычные золото и серебро. В дальнейшем монарх мечтал об алюминиевых доспехах для всей армии. Но способ Девиля был все-таки слишком дорогим, поэтому только личная гвардия Наполеона получила кирасы из алюминия.

Слайд № 13 В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой.

А где же встречается алюминий в природе? Давайте посмотрим диаграмму. Какое место по распространённости в земной коре занимает алюминий? (первое). В каких ещё соединениях есть алюминий?

Слайд № 14 Алюминий в природе: Диаграмма.

Слайд № 15 Алюминий в природе: Полевой шпат, боксит, криолит, сапфир, рубин.

Слайд № 16 Мировая добыча бокситов и производство алюминия.

Слайд № 17 Изучение химического элемента невозможно без характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. У доски работает ученик по заполнению характеристики алюминия.

Алюминий как химический элемент: положение в периодической системе.

1. Химический знак (металл или неметалл)

2. Атомная масса (Аr)

3. Положение элемента в периодической системе:

  • порядковый номер;

  • номер периода;

  • четный или нечетный ряд;

  • номер группы;

  • подгруппа.


Слайд № 18 Строение атома.

  • заряд ядра;

  • состав ядра;

  • число электронных слоев;

  • общее число электронов (ē);

  • электронная конфигурация атома;

  • число электронов в наружном слое;

  • графическое изображение наружного слоя; валентность; степень окисления;

  • Является ли этот слой завершенным или нет.

5. Формулы высшего оксида, его гидроксида, и их химическая характеристика.

6. Формулы газообразных водородных соединений, если элемент их образует.

7. Металлические или неметаллические свойства у элемента наиболее ярко выражены.

8. Сравнение свойств данного элемента со свойствами элементов-соседей по периоду и подгруппе.

Слайд № 19 Алюминий. Строение атома. Краткая электронная запись.

Слайд №20 Алюминий как простое вещество: физические свойства (общие и индивидуальные);

  • Возьмите алюминиевую проволоку, рассмотрите ее, попробуйте изменить ее форму. На основании наблюдения и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства алюминия и запишите их. В случае затруднения поставьте знак вопроса напротив соответствующего свойства.

Общие физические свойства:

  • 1. агрегатное состояние;

  • 2. цвет;

  • 3. запах;

  • 4. металлический блеск;

  • 5. твердость;

  • 6. пластичность;

  • 7. теплопроводность;

  • 8. электропроводность;

Индивидуальные физические свойства:

  • 9. плотность 2,698 г/см3

  • 10. температура плавления 660,4 °С

  • 11. температура кипения 2466,9 °С

Слайд № 21 В обычных условиях поверхность алюминия покрыта очень тонкой и прочной оксидной плёнкой, которая защищает его от внешних воздействий.

Слайд № 22 №1. Ролик Демонстрация оксидной пленки алюминия

Слайд № 23 Химические свойства алюминия. Взаимодействие алюминия с простыми веществами

Задание I. Определите место Al в электрохимическом ряду напряжения, сделайте вывод об его активности.

Задание II. Взаимодействие Al с простыми веществами (О2, I2, S2 ).

Учащиеся - лаборанты демонстрируют опыты, остальные - наблюдают, записывают уравнения, отмечают условия течения химических реакций с указанием окислительно - восстановительных процессов.

Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества - неметаллы.

Конспект урока по химии на тему: Алюминий - металл будущегоСлайд № 24 №2. Ролик Окисление Алюминия кислородом

Конспект урока по химии на тему: Алюминий - металл будущегоКонспект урока по химии на тему: Алюминий - металл будущего

- Посмотрим, как ведёт себя алюминий по отношению к сложным веществам?

Слайд № 25 Взаимодействие со сложными веществами

Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой.

«Взаимодействие алюминия с растворами кислот, щелочей, солей».

2AL + 6H2O=2AL(OH)3+H2

Слайд № 26 №3. Ролик Взаимодействие Алюминия с водой

2Al+6HСl=2АlCl3+3H2

Слайд № 27 №4. Ролик Горение Алюминия в воздухе

Слайд № 28-30 Применение алюминия

Алюминий применяют:

для производства различных сплавов;

в авиа-, авто -, суда -, приборостроении, электротехнике, изготовление корпусов космических ракет, химической аппаратуры, строительстве мостов, зданий, в быту;

алюминием покрывают чугун и сплавы для защиты от коррозии (алитирование);

термит (смесь алюминия и оксидов железа)- для сварки рельсов;

получение металлов особой чистоты (алюмотермия).

Слайд № 31

« Я металл, серебристый и лёгкий,

И зовусь самолётный металл,

И покрыт я оксидною плёнкой,

Чтоб меня кислород не достал»


Для алюминия характерны:

1.Электропроводность - производство электрических проводов. 2. Отсутствие взаимодействия с водой - изготовление посуды и котлов. 3. Металлический блеск - изготовление ювелирных изделий и украшений. 4. Легкость - использование в самолетостроении и кораблестроении

Слайд № 32

Из глины я обыкновенной и на редкость современный Не боюсь электротока, хозяйкам на кухне служу без срока Бесстрашно в воздухе лечу, мне все задачи по плечу Конструкции лёгкие из дюрали, не перечислить всех регалий Горжусь своим я именем, зовусь я алюминием.

Тест Алюминий

Слайд № 33 Выводы

«Почему алюминий называют металлом будущего?»

(алюминий - самый распространённый металл в земной коре, который надёжно служит людям, если правильно с ним обращаться. Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое занимают в авиационном и космическом транспорте применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы, электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.)


1.Над какой темой мы сегодня работали? (Алюминий)
2. Что нового вы узнали об алюминии? (строение атома, физические, химические свойства, применение)
3. Решили ли мы проблему об активности алюминия? (да, алюминий активный металл)
4. Какими путями решали эту проблему? (изучили ряд активности металлов, выполнили лабораторную работу)
5. К каким выводам пришли, дайте ответ на главный вопрос урока

6. Оцените свою работу на уроке: (смайл)

Слайд № 34

Домашнее задание.

§ 21 стр.178, вопросы 1- 4 (устно)

© 2010-2022