Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы

    Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы. Щеголева Т.В. директор МБОУ «Инсарская СОШ №2»          Современное качественное образование становится необходимостью. Школьное образование должно  выйти  на новый уровень.  Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. (№ 373) утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Новый стандарт введен в действие с 1 января 2010 г. В эксперимент по переходу на новый федеральный стандартре...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I Республиканская научно-практическая конференция «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: реалии и перспективы», декабрь 2011г.

Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы.

Щеголева Т.В. директор МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Современное качественное образование становится необходимостью. Школьное образование должно выйти на новый уровень. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. (№ 373) утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Новый стандарт введен в действие с 1 января 2010 г.

В эксперимент по переходу на новый федеральный стандартреспублика вступила в 2010 году, в т.ч. Инсарская средняя школа №2. В нынешнем учебном году преподавание в 1х классах школ РФ осуществляться в соответствии со стандартом нового поколения.

Знания приходят только к заинтересованному человеку. "Цель имеешь - путь найдёшь" - гласит народная мудрость. В настоящее время у детей младшего школьного возраста отмечается низкая заинтересованность в обучении. Начальная школа - это фундамент образования. От того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: это навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализ информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придется на знакомом ему материале решать новые задачи. Безусловно, это потребует времени. И за четыре года достигнуть поставленных целей очень сложно. Мы понимаем, какая ответственность ложится на школу, на учителя.

Для реализации новой образовательной программы необходимо создание: комфортной образовательной среды, социально-бытовых условий, соответствующей материально-технической базы.

Данные требования реальны. Современное здание школы на 450 мест, 25 классных комнат, спортивный зал, библиотека, актовый зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, мастерские, предметные кабинеты, компьютерный класс, кабинет логопеда, столовая. По освещенности, чистоте воздуха, гигиене учебных помещений, а также школьной мебели, условия в нашей школе соответствуют современным требованиям СанПина.

В Инсарской школе №2 создана иформационно-образовательная среда, позволяющая обеспечить компетентность участников учебного процесса в решении познавательных и профессиональных задач: мультимедийный класс, электронная медиатека, дидактический, раздаточный материал, наглядность, обновлён фонд библиотеки.Для проведения внеурочной деятельности в 1-2 классах, за счёт госстандарта приобретено учебное оборудование.

Итак, с 1 сентября 2010 года началось освоение новых стандартов. За школьные парты сели 59 первоклассников. Обучение осуществляется по программам «Школа 2100», «Школа России». Что сделано? Состоялись обучающие семинары и курсовая переподготовка в МРИО, в школе разработана образовательная программа 1 ступени, учителя представили рабочие программы по учебным предметами и внеурочнымзанятиям. Проведены собрания с родителями первоклассников, анкетирование, консультации, в летний период работала «Школа будущего первоклассника».


Результаты анкетирования родителей показали разный образовательный уровень

Образование

1 А

1 б

Высшее

17

4

Средне-специальное

9

16

Средне-техническое

3

1

Среднее

1

9

Высшее/ Среднее

17/ 13

4/26

Проведено стартовое диагностирование, целью которого явилось определение уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся первых классов. Диагностирование показало следующие результаты:

1 А класс

Уровень

Высокий

В/ среднего

Средний

Н/ среднего

Низкий

Личностные УУД

12/40%

0

18/60%

0

0

Регулятивные УУД

3/10%

2/7%

21/70%

4/13%

0

Познавательные УУД

2/7%

1/3%

19/63%

7/23%

1/3%

Коммуникативные УУД

1/3%

3/10%

23/77%

2/7%

1/3%

Общий уровень развития

15%

5%

67,5%

11%

1,5%

1 Б класс

Уровень

Высокий

В/ среднего

Средний

Н/ среднего

Низкий

Личностные УУД

6/2%

7/23%

13/43%

4/13%

0

Регулятивные УУД

0

4/13%

11/37%

7/23%

8/27%

Познавательные УУД

0

1/3%

0

11/37%

19/63%

Коммуникативные УУД

0

3/10%

7/23%

8/27%

12\40%

Общий уровень развития

0,5%

13%

25%

29%

32,5%

Разработан режим дня первоклассников классов:

Приём детей в школу 8.00-8.45

Зарядка 8.45-8.55

Учебные занятия 9.00-12.30

Обед после 3 урока

Динамическая пауза 12.30-13.00

Внеурочная деятельность 13.00-15.00

Группа продлённого дня 15.00-17.00

Внеурочная деятельность строго регламентирована: предлагаются направления:

Направления деятельности

Внеурочная деятельность

Спортивно-оздоровительное

Спортивная секция

Валеологический курс «Я и моё здоровье»

Художественно-эстетическое

«Музыкальная капель»

«Школьный театр»

Танцевальная студия

Научно-познавательное

«Речевое творчество»

«Словотворчество»

Общественно-полезная деятельность

«Оригами»

«Бумажные фантазии»

Проектная деятельность

Проект «Моя семья» (портфолио)

Родители выбрали занятия: танцевальную студию, «Словотворчество», музыкальную студию, школьный театр, «Волшебный пластилин», «Оригами», «Бумажные Фантазии», «Я и моё здоровье», спортивную секцию, проектную деятельность.

Часы внеурочной деятельности во второй половине учебного дня проводят педагоги школы и приглашенные специалисты. Для всестороннего развития учащихся школа тесно сотрудничает с учреждениями социума: ДДТ, ДЮСШ, районная детская библиотека, ДК, музыкальная школа.

Безусловно, для успешного проведения занятий необходимопребывать в поиске: изучать методику, находить нужную информацию, дополнительный материал, методические пособия. Используются технологии: проектная деятельность, игровые технологии, информационные и коммуникационные, обучение на основе «учебных ситуаций», социально - воспитательные технологии, технология саморазвития личности учащихся.

Школа находится в учебном режиме: уроки, дополнительные занятия. Встаёт вопрос о помещениях. Многие занятия приходится проводить в своих классных комнатах, т.к. свободных классов в школе нет. Занимаемся в спортзале, спортивной школе, актовом зал школы, в благоприятную погоду дети отдыхают в городском парке. Учитываем возможности микрорайона для проведения экскурсий.

Важный аспект апробации ФГОС второго поколения - активная работа с родительской общественностью. Школой подписан общественный договор с семьей в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. Родители считают важным результат - формирование личности и гражданской позиции школьников. Поворот школы к воспитанию актуален. Родитель теперь вправе требовать от школы выполнения норм, которые к ней предъявляет стандарт. При этом ответственность за воспитание в семье с родителей не уменьшается. Все участники общественного договора должны иметь равные права.

Анализируя итоги эксперимента, считаю, что особое место в реализации основной образовательной программы начального общего образования занимают информационно-методические ресурсы. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаетсяопыт работы учителей. Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет.

Во всей системе Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ начального общего образования стержневыми являются Требования к кадровым условиям. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Свое педагогическое мастерство учителя регулярно повышают через работу ШМО, самообразование, курсы повышения квалификации в республиканском институте образования.

Результаты психолого-педагогического мониторинга, проводимого в 2010-11 учебном году в 1 классах, показывают, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД повышает интерес учащихся к обучению, а также их творческую самостоятельность; создает благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов; помогает оценитьроль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

Вместе с тем первый год выявил ряд проблем, с этими вопросами столкнулись в новом учебном году ОУ города:

- отсутствие свободных помещений для внеурочных занятий;

- привлечение специалистов дополнительного образования;

- недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;

- отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.

-далее, на сегодняшний день классный руководитель является психологом, проводит диагностирование, мониторинг, анкетирование, провожает, встречает детей, отводит на занятия в другие ОУ. Школе необходим психолог.

Итак, прошел год эксперимента, ФГОС осуществляется уже 1 и 2 классах, задействовано свыше ста учащихся. Накопленные знания позволяют нам увереннее смотреть вперёд. Первый опыт организации внеурочной деятельности, стал для педагогического коллектива школы важным с позиции дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для достижения запланированных образовательных результатов.

Сегодня родители удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

Хочется верить, что инициативы и усилия учителей, работников сферы образования, будут успешными и принесут положительные результаты, для того, чтобы приблизить желаемое - создать образовательную среду, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека (и ученика, и учителя), к обновлению.

Президентская образовательная инициатива должна изменить саму школу. Но эти перемены не произойдут без нас. Без нашей помощи, без нашего участия, без нашего умения терпеть и любить. Без мудрости и понимания, в какое время мы живем.










© 2010-2022