• Преподавателю
  • Химия
  • Формирование патриотической, нравственной и духовной составляющей личности обучающегося на уроках химии

Формирование патриотической, нравственной и духовной составляющей личности обучающегося на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование патриотической, нравственной и духовной составляющей личности обучающегося на уроках химии


«Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух»

Д.И. Менделеев


Проблема формирования патриотической, нравственной и духовной составляющей личности, несомненно, заслуживает самого пристального внимания. По сути, речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счёту о будущем страны и национальной безопасности, корни которой кроются в формировании общечеловеческих ценностей.

Особенно актуальна данная проблема в современных социальных условиях; когда воспитательные задачи решают не первичные социальные институты (семья), а вторичные (школа и улица). Многие родители не могут оказывать должное внимание своим детям: занятость своей карьерой или личной жизнью, отсутствие должного внимания ребенку, желание переложить ответственность за воспитание и образование на школу и т.д.

Действительно, огромную роль в воспитательном процессе играет школа. Согласно проведенному опросу родителей в нашей школе, более 55% хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, грамотными, честными, справедливыми, целеустремленными, трудолюбивыми (наиболее часто встречающиеся показатели). Родители особо не интересуются современными государственными стандартами, их больше волнуют насущные проблемы: как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости при оценивании знаний, выстроена ли в школе воспитательная система.

Стоит так же отметить, что проблема формирования патриотической, нравственной и духовной составляющей личности подрастающего поколения не остается без внимания и на государственном уровне. Развитие воспитания в системе образования в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Государственный и социальный заказ на воспитание личности определён в основополагающих законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации [4], Законе Российской Федерации «Об образовании» [3], Федеральной целевой программе развития образования [11], Концепции модернизации российского образования [5], Программе развития воспитания в системе образования России [10]. В основных направлениях развития воспитания в системе образования России большое значение уделяется следующим направлениям деятельности: активизация мер по повышению социального статуса воспитания в российском обществе; расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность; усилению взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение СМИ в процессы воспитания, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения[9].

Таким образом, выполнения воспитательной функции от школы ждут и родители (как социальный заказ), и государство. В свою очередь школа имеет все возможности для выполнения данной функции. Меры по осуществлению воспитания в школе включают в себя разнообразную деятельность: межвозрастная коммуникация, внеурочная деятельность, воспитательный компонент учебного занятия, то есть весь целостный педагогический процесс. И особенно принципиальным будет являтся эффективное системное функционирование этих элементов.

Многие полагают, что воспитательный компонент образовательного процесса реализуется только посредством таких предметов как литература, обществознание, технология, история. Это связано с тем, что в рамках обозначенных предметов достаточно больше возможностей для обсуждения той или иной морально-нравственной и духовной проблемы. Потенциал других предметов зависит от педагогического мастерства отдельного учителя. Одним из предметов, который несет в себе воспитательный потенциал, является химия. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, форм, методов, средств наглядности, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания школьников. Чтобы развеять бытующее мнение о воспитательной не значимости химического и биологического образования, необходимо раскрыть воспитательные возможности химического образования обучающихся средней школы.

Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами [9]. Школьные предметы естественнонаучного цикла способствуют пониманию и осознанию учениками основных законов и принципов мироздания, а ведь от применения полученных знаний во многом зависит жизнь человека и человечества [7]. Предметы естественнонаучного цикла участвуют в формировании мировоззрения обучающихся, любви и уважения к природе, учат рациональному использованию природных ресурсов, помогают сложиться определенной системе ценностей. Этот список можно продолжать еще долго, пополняя его новыми аспектами воспитания.

Все эти специфические черты тесно переплетаются друг с другом и с предметом химии, который еще более ярко подчеркивает воспитательные возможности предмета. О.С. Габриелян высказывает мнение о том, что предмет химии в рамках компетентностного подхода играет немаловажную роль в обеспечении успеха будущих выпускников школ [2].

Для реализации воспитательной функции предмета, очень важно, что легко устанавливаются межпредметные связи химии с биологией, валеологией, экологией, физикой, математикой [12].

Нравственно-патриотическое воспитание - обширная область, объединяющая в себе огромное количество качеств - стержень личностного становления, а нравственность - определяющее свойство личности. Нравственные начала закладываются в человеке с детства. Это воспитание чувств, которое наиболее продуктивно осуществляется в раннем детстве, в семье. Но продолжение его формирования возможно в школе средствами воспитательной работы.

В настоящее время в понятие патриотическое воспитание вносится или рассматривается как синоним гражданское воспитание, так как гражданственность подразумевает принадлежность к своему государству, определенные права и обязанности перед ним, патриотические чувства к Родине. Гражданское воспитание включает правовое воспитание, что предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира. Гражданственность предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и других видных деятелей, что неизбежно порождает уважение к своей Родине - составную часть патриотизма и нравственности.

Н.Е. Кузнецова к нравственному воспитанию относит воспитание патриотизма, гуманизма, интернационализма и отмечает, что наряду с этим химия имеет возможности формирования целостного представления о нравственном облике человека [6,1]. Е. Милованова отмечает важность патриотического воспитания в настоящее время в связи с возникшей проблемой терроризма национализма, нацизма и отмечает возможности химии в этом вопросе [8]. И. Фадеев приводит слова академика А.Д. Александрова о том, что образование само по себе ещё не служит гарантией высокой нравственности, но в главной тенденции рост знаний всегда способствовал решению высокой нравственной задачи; и отмечает, что всё-таки большинство учёных самых разнообразных наук не отрицают связи нравственности и науки, что естественные науки, математика и другие - это такой же важный компонент общечеловеческой культуры, а, следовательно, они имеют отношение к нравственности.

Основываясь на данных материалах, я выбрал для себя ряд элементов, которые могу применять на своих уроках и внеклассных мероприятиях, которые направлены на воспитательную функцию.

При изучении именных реакций в курсе химии 9-11 класса, правил и законов в 8-11 классах предлагаю, в качестве индивидуальных домашних заданий, подготовить сообщения об ученых-химиках, которые мы зачитываем на уроках. В сообщениях прошу отражать не только достижения и вехи жизни ученых, но и находить информацию об их личностных качествах, о любимых занятиях и интересах. Очень поучительны в этом плане биографии таких учёных как Д.И. Менделеев и М.В. Ломоносов, имена которых «на слуху» у учащихся с самого начала курса химии 8 класса.

Для учеников 8-9 класса предлагаю задания по составлению химических сказок. При этом волей-неволей, по аналогии с русскими народными сказками, ученики сталкиваются с проблемой «добра и зла». Используя химические понятия и знания, сказка завершается не только решением химической проблемы, но и нравственной. Такие сказки уместны в темах «Серная кислота», «Щелочи», «Реакции замещения».

Ещё одним инструментом для развития патриотических чувств можно считать темы «Металлы» и «Неметаллы». В данных темах делаем акценты на распространенность веществ, образованных этими элементами. Также можно использовать этот прием при изучении темы «Нефть и продукты ее переработки». Чтобы продемонстрировать местонахождения полезных ископаемых много времени не тратится, так как нефть является национальным богатством нашей страны.

В настоящее время ученикам не хватает на уроках и внеклассных мероприятиях размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле, о ценностях подлинных и мнимых, отсюда и возникает «кризис воспитанности в нашей стране», который способен сказаться во всех сферах жизни и деятельности человечества. Поэтому так важно, чтобы каждый учитель уделял внимание воспитательной работе, вносил полноценный вклад с помощью потенциала своего предмета в формирование воспитанной личности выпускника школы.

Анализ работы над данной проблемой показал, что потенциал химии в решении воспитательных задач велик, кроме того, у химии очень широкий круг направлений в области воспитания. Если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируются все необходимые патриотические, нравственные и духовные составляющие личности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.

Список литературы:

  1. Биктаева А.Р. Интегрированный урок химии и музыки: прикосновение к творчеству чтения.// Химия в школе. - 2003 -- №3

  2. Габриелян О.С. Компетентностный подход в обучении химии.// Химия в школе - 2007 -- № 2

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» минобрнауки.рф\документы\2974

  4. Конституция Российской Федерации constitution.ru/10003000/10003000-4.htm#4304-

  5. Концепция модернизации российского образования dvgu.ru/umu/Mo_RF/concept/con1_02.htm

  6. Кузнецова Н.Е. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по хим. и биол. спец. - М.: Просвещение, 1984

  7. Медушевский В.В. Воспитательные возможности естественнонаучных предметов bestreferat.ru/referat-3214.html

  8. Милованова Е. Под силу только нации патриотов narodru.ru/index.html

  9. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / А.Г. Каспаржак, Л.Ф. Иванова, К.Г. Митрофанов и др.; Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой; Национальный фонд подготовки кадров; Институт новых технологий образования. - М. Просвещение, 2004. С. 183-184.

  10. Сало В.М. Парацельс - знаменитый врач алхимик.// Химия в школе. - 2004. - №4

  11. Федеральная целевая программа развития образования 2008 фцпро.рф

  12. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.

5


© 2010-2022