Рабочая программа по элективному курсу Химическая мозаика (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по элективному курсу Химическая мозаика (8 класс)Рабочая программа по элективному курсу Химическая мозаика (8 класс)Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Химическая мозаика» разработана Программы элективных курсов ХИМИЯ предпрофильное обучение 8-9 классов. Автор составитель Г.А. Шипарёва. Издательство М: «Дрофа», 2008 г.

Цель элективного курса заключается в формировании положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.

Задачи курса:

- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, ситуативной сообразительности; развитие координации движения, быстроты двигательной реакции и манипуляционной сноровки, автоматизации в работе руками;

- развитие умения работать в микрогруппах;

- раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

Учебно-методический комплект:

  • Шипарева Г.А. Программа элективных курсов. Химия. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  • Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005.

Элективный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 32 часа, предназначен для учащихся 8-х классов.


Формы контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Тесты

1

Изменения, внесённые в Рабочую программу

В связи с тем, что авторская программа элективного курса рассчитана на 32 часа, а календарный учебный график составляет 35 недель, произошли изменения в календарно-тематическом планировании. Добавлены часы на тему «Элементы химического синтеза» - 3 часа.

Формы организации учебного процесса

Основная форма обучения химии - урок (комбинированный, урок сообщения новых знаний, урок закрепления изученного материала, практическая работа, урок- проверка знаний и их оценка).

Формы контроля: Итоговый тест.

Общая характеристика учебного курса

Курс имеет экспериментальную направленность. Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания-, то, с чем школьник встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться химической посудой. На занятиях курса учащиеся используют знания, полученные на уроках химии: пишут самостоятельно уравнения реакций, рассчитывают массу вещества и т.д.

После изучения элективного предмета «Химическая мозаика» учащиеся должны:

  • знать понятие качественной реакции; понятие калорийность продуктов; основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков; титрование как способ анализа веществ; различные способы выращивания кристаллов;

  • уметь обращаться с лабораторной посудой и лабораторным оборудованием; проводить операцию взвешивания; приготавливать растворы; проводить расчеты по уравнениям реакций, массовой доли растворённого вещества в растворе; монтировать простейшие химические установки.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Введение (6 ч)

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди других наук. Школьный химический кабинет. Экскурс в историю развития химии.

История развития атомно - молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

Тема 1. Элементы аналитической химии (8 ч)

Картофельные чипсы. Минеральные и газированные напитки. Аскорбиновая кислота. Титрование.

Практические работы:

  • Анализ чипсов.

  • Анализ прохладительных напитков.

  • Анализ содержания витамина С в различных продуктах.

Тема 2. Элементы химического синтеза (18 ч)

Краски. Из чего они состоят? Основные компоненты школьного мела. Восхитительный мир кристаллов. О, эти восхитительные ароматы!

Практические работы:

  • Получение пигментов и изготовление акварельных красок.

  • Изготовление школьных мелков.

  • Выращивание кристаллов различными способами.

  • Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Тема занятия

Кол-во часов

Цели и задачи.

Основные понятия, термины

Введение

1.

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди других наук.

1

Цели и задачи курса. Место химии среди других наук.

2.

Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

1

Ознакомление с химической посудой, её назначением и историей.

3.

Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика»

2

Правила ТБ. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.

4.

Экскурс в историю развития химии.

1

Первые наблюдения людей в процессе деятельности ( при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов)

5.

Химия в Древнем Египте и странах Востока.

1

Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и «эликсира жизни»

6.

Атомно - молекулярное учение.

1

История развития атомно - молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

Тема 2. Элементы аналитической химии

7.

Картофельные чипсы.

1

Состав картофельных чипсов. Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.

8.

9.

Практическая работа №1 « Анализ чипсов».

1

Анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчёт калорийности чипсов и сравнение экспериментальных данных с данными на упаковке.

10.

Природная вода.

1

Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.

11.

Минеральные и газированные напитки.

1

Основные составляющие напитков. Жажда.

12.

Практическая работа №2 «Анализ прохладительных напитков».

1

Анализ прохладительных напитков на наличие углекислого газа, кислот и красителей.

13.

Аскорбиновая кислота.

1

Строение, свойства, значение аскорбиновой кислоты.

14.

Титрование.

1

Метод титрования, Бюретка, правила пользования.

15.

16.

Практическая работа №3 « Анализ содержания витамина С в различных продуктах».

1

Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты методом иодометрии).

Тема 3. Элементы химического синтеза

17.

Краски. Из чего они состоят?

1

Лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители.

18.

Краски различных времён.

1

19.

Использование красок в различных видах живописи.

1

20.

21.

Практическая работа №4 «Получение пигментов и изготовление акварельных (масляных) красок».

1

Получение пигментов и изготовление акварельных (масляных) красок.

22.

Школьный мел.

1

Основные компоненты школьного мела.

23.

Цветные мелки.

1

Состав цветных мелков.

24.

25.

Практическая работа №5 «Изготовление школьных мелков».

1

Изготовление школьных мелков.

26.

Восхитительный мир кристаллов.

1

Методы выращивания: из насыщенного раствора (медленное испарение и медленное охлаждение), методом диффузии нерастворимых в воде веществ.

27.

28.

Практическая работа №6

« Выращивание кристаллов».

1

Выращивание кристаллов различными способами.

30.

О, эти восхитительные ароматы!

1

Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.

31.

32.

Практическая работа №7

«Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки».

1

33.

Конференция. Доклады учащихся по выбранной теме.

1

34.

Конференция. Доклады учащихся по выбранной теме.

1

35.

Итоговое тестирование

1


Приложение №1

к основной образовательной программе

основного общего образования


РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей естественно-научного цикла

Протокол от ____

июня 2014 г. № ___


СОГЛАСОВАНА

с заместелем директора

МБОУ «Основная общеобразовательная Дмитриевская школа»

Протокол от ___ июня

2014 г. №___

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол от ____

августа 2014 г. №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МБОУ

«Основная общеобразовательная Дмитриевская школа» от _____

№ ____________

Рабочая программа

по элективному курсу

«Химическая мозаика»

основного общего образования

для 8-х классов

(базовый уровень)



Составители:





г. Старый Оскол

2014

© 2010-2022