- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по элективному курсу Химическая мозаика (8 класс)
Рабочая программа по элективному курсу Химическая мозаика (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шишова Л.Л. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Химическая мозаика» разработана Программы элективных курсов ХИМИЯ предпрофильное обучение 8-9 классов. Автор составитель Г.А. Шипарёва. Издательство М: «Дрофа», 2008 г.
Цель элективного курса заключается в формировании положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.
Задачи курса:
- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, ситуативной сообразительности; развитие координации движения, быстроты двигательной реакции и манипуляционной сноровки, автоматизации в работе руками;
- развитие умения работать в микрогруппах;
- раскрытие «химической стороны» окружающего мира.
Учебно-методический комплект:
-
Шипарева Г.А. Программа элективных курсов. Химия. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
-
Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005.
Элективный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 32 часа, предназначен для учащихся 8-х классов.
-
Формы контроля
1 триместр
2 триместр
3 триместр
Тесты
1
Изменения, внесённые в Рабочую программу
В связи с тем, что авторская программа элективного курса рассчитана на 32 часа, а календарный учебный график составляет 35 недель, произошли изменения в календарно-тематическом планировании. Добавлены часы на тему «Элементы химического синтеза» - 3 часа.
Формы организации учебного процесса
Основная форма обучения химии - урок (комбинированный, урок сообщения новых знаний, урок закрепления изученного материала, практическая работа, урок- проверка знаний и их оценка).
Формы контроля: Итоговый тест.
Общая характеристика учебного курса
Курс имеет экспериментальную направленность. Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания-, то, с чем школьник встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться химической посудой. На занятиях курса учащиеся используют знания, полученные на уроках химии: пишут самостоятельно уравнения реакций, рассчитывают массу вещества и т.д.
После изучения элективного предмета «Химическая мозаика» учащиеся должны:
-
знать понятие качественной реакции; понятие калорийность продуктов; основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков; титрование как способ анализа веществ; различные способы выращивания кристаллов;
-
уметь обращаться с лабораторной посудой и лабораторным оборудованием; проводить операцию взвешивания; приготавливать растворы; проводить расчеты по уравнениям реакций, массовой доли растворённого вещества в растворе; монтировать простейшие химические установки.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение (6 ч)
Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди других наук. Школьный химический кабинет. Экскурс в историю развития химии.
История развития атомно - молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.
Тема 1. Элементы аналитической химии (8 ч)
Картофельные чипсы. Минеральные и газированные напитки. Аскорбиновая кислота. Титрование.
Практические работы:
-
Анализ чипсов.
-
Анализ прохладительных напитков.
-
Анализ содержания витамина С в различных продуктах.
Тема 2. Элементы химического синтеза (18 ч)
Краски. Из чего они состоят? Основные компоненты школьного мела. Восхитительный мир кристаллов. О, эти восхитительные ароматы!
Практические работы:
-
Получение пигментов и изготовление акварельных красок.
-
Изготовление школьных мелков.
-
Выращивание кристаллов различными способами.
-
Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
№
Тема занятия
Кол-во часов
Цели и задачи.
Основные понятия, термины
Введение
1.
Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди других наук.
1
Цели и задачи курса. Место химии среди других наук.
2.
Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
1
Ознакомление с химической посудой, её назначением и историей.
3.
Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика»
2
Правила ТБ. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
4.
Экскурс в историю развития химии.
1
Первые наблюдения людей в процессе деятельности ( при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов)
5.
Химия в Древнем Египте и странах Востока.
1
Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и «эликсира жизни»
6.
Атомно - молекулярное учение.
1
История развития атомно - молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.
Тема 2. Элементы аналитической химии
7.
Картофельные чипсы.
1
Состав картофельных чипсов. Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.
8.
9.
Практическая работа №1 « Анализ чипсов».
1
Анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчёт калорийности чипсов и сравнение экспериментальных данных с данными на упаковке.
10.
Природная вода.
1
Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.
11.
Минеральные и газированные напитки.
1
Основные составляющие напитков. Жажда.
12.
Практическая работа №2 «Анализ прохладительных напитков».
1
Анализ прохладительных напитков на наличие углекислого газа, кислот и красителей.
13.
Аскорбиновая кислота.
1
Строение, свойства, значение аскорбиновой кислоты.
14.
Титрование.
1
Метод титрования, Бюретка, правила пользования.
15.
16.
Практическая работа №3 « Анализ содержания витамина С в различных продуктах».
1
Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты методом иодометрии).
Тема 3. Элементы химического синтеза
17.
Краски. Из чего они состоят?
1
Лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители.
18.
Краски различных времён.
1
19.
Использование красок в различных видах живописи.
1
20.
21.
Практическая работа №4 «Получение пигментов и изготовление акварельных (масляных) красок».
1
Получение пигментов и изготовление акварельных (масляных) красок.
22.
Школьный мел.
1
Основные компоненты школьного мела.
23.
Цветные мелки.
1
Состав цветных мелков.
24.
25.
Практическая работа №5 «Изготовление школьных мелков».
1
Изготовление школьных мелков.
26.
Восхитительный мир кристаллов.
1
Методы выращивания: из насыщенного раствора (медленное испарение и медленное охлаждение), методом диффузии нерастворимых в воде веществ.
27.
28.
Практическая работа №6
« Выращивание кристаллов».
1
Выращивание кристаллов различными способами.
30.
О, эти восхитительные ароматы!
1
Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
31.
32.
Практическая работа №7
«Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки».
1
33.
Конференция. Доклады учащихся по выбранной теме.
1
34.
Конференция. Доклады учащихся по выбранной теме.
1
35.
Итоговое тестирование
1
Приложение №1
к основной образовательной программе
основного общего образования
-
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей естественно-научного цикла
Протокол от ____
июня 2014 г. № ___
СОГЛАСОВАНА
с заместелем директора
МБОУ «Основная общеобразовательная Дмитриевская школа»
Протокол от ___ июня
2014 г. №___
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета
Протокол от ____
августа 2014 г. №1
УТВЕРЖДЕНА
приказом по МБОУ
«Основная общеобразовательная Дмитриевская школа» от _____
№ ____________
Рабочая программа
по элективному курсу
«Химическая мозаика»
основного общего образования
для 8-х классов
(базовый уровень)
Составители:
г. Старый Оскол
2014