- Преподавателю
- Химия
- Аттестационное задание №2 Ивановой Н. А
Аттестационное задание №2 Ивановой Н. А
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Н.А. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Программа элективного курса
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
(для учащихся 9-10 классов)
(Аттестационное задание №2)
Составила
учитель химии
Иванова Н.А.
с.Саранпауль,2011
Пояснительная записка.
Актуальность, новизна и значимость программы
Современный мир предъявляет новые требования к личностным качествам человека: быть самостоятельным и высококультурным, ориентироваться в сложных ситуациях, уметь осуществлять самостоятельный и ответственный выбор. Сегодня общество нуждается в интеллектуально развитых гражданах, умеющих не только усваивать знания, приобретать умения и навыки, но и способных эти знания применять в соответствии с обстоятельствами, добывать их самостоятельно. Перед современной школой стоит такая важная задача, как сформировать определенную систему знаний и качеств личности, чтобы адаптировать воспитанника к быстро меняющимся условиям. Тенденция гуманизации школьного химического образования предполагает усиление в содержании элементов, открывающих возможности химических знаний для интеллектуального развития ребенка, в обеспечении взаимодействия человека с миром, обусловливает расширение содержания химического образования, новый подход к усвоению предмета, ориентированный на развитие мышления. Современное образование должно быть направлено на развитие личности через формирование таких личностных качеств, как химическая компетентность. Модернизация образования требует переориентации методической системы обучения химии с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений анализировать, продуцировать и использовать информацию. Главная задача учащегося заключается не только в получении знаний о существующих в окружающем мире зависимостях. Но и в овладении умениями творчески и самостоятельно учиться. В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования, целью которого является обеспечение качества образования. Таким образом, в настоящее время имеет место противоречие: между необходимостью формирования у учащихся химической компетентности и реальными результатами практики обучения, обусловленных недостаточной разработанностью методик обучения химии, в которых учащиеся включены в деятельность, формирующую химическую компетентность более высокого уровня. Данное противоречие формирует актуальность вопроса: как организовать учебный процесс, направленный на формирование химической компетентности учащихся? Под компетентностью понимают умения учащегося применять полученные знания на практике, то есть это ЗУН + опыт практической деятельности. Наряду с получением предметных знаний и умений школа должна выработать умения использовать свои знания в разных ситуациях, моделирующих реальность. Химическая компетентность - это общие химические способности и умения, включающие химическое мышление, письменную и устную химическую аргументацию, постановку и решение проблемы, химическое моделирование, использование химического языка, современных технических средств. Компетентностный подход в обучении нашел отражение в трудах И.А.Зимней, А.В.Хуторского, И.С.Якиманской, А.Л. Андреева, Г.К.Селевко и др. Формированию умений самостоятельно и творчески учиться способствует такая деятельность учащихся, в ходе которой происходит рождение «новой» для учащегося информации, создание нового «продукта». Одним из средств создания нового «продукта» в химии является исследовательская деятельность. Новизна программы заключается в следующем: интеграция химических исследований различных направлений позволяет раскрыть роль химического эксперимента в различных областях естествознания, дает общее представление о предметах естественно - научного цикла. Курс способствует активному использованию ИКТ. Это должно повлиять на повышение качества знаний и помочь формированию химической компетентности.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
-повышение уровня мотивации, уровня обученности, уровня исследовательской деятельности учащихся;
-развитие навыков применения информационных технологий;
-освоение учениками надпредметного уровня химических знаний;
Цель программы: развитие исследовательских умений и навыков учащихся.
Задачи:
Сформировать и развивать у учащихся:
-интеллектуальные и практические умения в области химического эксперимента, позволяющие проводить исследования различных межпредметных направлений в области естествознания;
-интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента;
-умение самостоятельно приобретать и применять знания;
-творческие способности, умение работать в коллективе, дискутировать и отстаивать свою точку зрения;
-навыки компьютерных технологий.
Данный курс модифицирован на основе программы элективного курса учителя- практика Климиной Т.И. /сборник методических материалов лучших педагогов-практиков естественно-научного цикла, выпуск 23, Ханты-Мансийск.:Полиграфист,2008 / и адаптирован к требованиям образовательного процесса. Может быть применен для углубления и расширения содержания базового курса химии.
Программа элективного курса рассчитана на весь учебный год для учащихся 9-10 классов. Предназначена для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Содержание элективного курса сохраняет логику и последовательность базового курса основной школы, углубляет его отдельные темы. Это создает возможность осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи в процессе усвоения химических знаний. Наиболее тесно химические связи осуществляются с биологией, экологией, физикой, математикой, историей химии. Отбор содержания курса базируется на определении химии как науки о веществах и их превращениях. Поэтому основными объектами рассмотрения в настоящем курсе приняты химическая реакция и вещество. Программа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части происходит знакомство учащихся с учебным материалом развернутого уровня, обмен мнениями по собственным теоретическим исследованиям изучаемого вопроса. Практическая часть включает в себя исследования аналитического, экологического и биохимического направления естествознания.
Основные применяемые виды деятельности учащихся в условиях реализации спецкурса: -лабораторные и практические работы;
-устные сообщения учащихся;
-работа с электронными носителями;
-обработка полученных данных и создание портфолио
Содержание программы:
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы.
Тема 1. Научные методы исследования и организация труда школьников.
Научный метод как путь познания окружающего мира и способ действий в решении научно-практических задач. Методы изучения химических явлений и веществ. Требования к составлению и оформлению исследовательских работ.
Тема 2.Растворы и растворимость.
Растворы в природе и их значимость. Виды растворов. Вода -универсальный растворитель. Приготовление растворов с разной концентрацией: процентной, молярной, моляльной, нормальной. Титрование.
Тема 3.Основы аналитической химии.
Характеристика аналитических реакций. Аналитическое изучение состава вещества.
Тема 4.Методы количественного анализа.
Методы количественного анализа: гравиметрический, титриметрический и колориметрический. Рефрактометрия.
Тема 5. Природные источники химического сырья.
Природные источники углеводородов - нефть, газ, уголь. Промышленная переработка углеводородного сырья. Применение. Руды, их виды, добыча, переработка. Что можно получить из воды и воздуха?
Тема 6. Биологически активные вещества.
Понятие о БАВ. Витамины, их классификация, значение, роль в жизнедеятельности человека. Понятие о ферментах. Понятие о гормонах.
Тема 7. Экологические проблемы состояния окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды, виды загрязнений. Пути решения экологических проблем.
РАЗДЕЛ 2. Практические исследования и самостоятельные эксперименты.
Получение дистиллированной воды. Приготовление растворов для лабораторной и домашней аптечки - борной кислоты (3%); гидрокарбоната натрия (1%); разбавление концентрированной (70%)уксусной кислоты до 9%-ного состояния.
Анализ продуктов питания (чипсов, лимонада). Анализ лекарственных препаратов на основе салициловой кислоты. Проведение качественных реакций на обнаружение витаминов.
Изучение коллекций минералов, природных источников углеводородов.
Изучение свойств ферментов: гидролиз крахмала под действием фермента и кислоты; влияние температуры на ферменты; специфичность действия ферментов (амилазы); действие фермента пепсина на белок; действие фермента липазы на жиры молока.
Содержание токсичных веществ в окружающей среде. Определение качества питьевой воды, воздуха, почвы. Содержание нитратов в продуктах питания. Определение ионов свинца, железа в окружающей среде.
Решение творческих задач; индивидуальные исследования и эксперименты.
Учебный план элективного курса:
Темы занятий.
Кол-во часов.
Раздел 1. Теоретические основы.
1.Научные методы исследования и организация труда школьников.
2.Растворы и растворимость.
3.Основы аналитической химии.
4.Методы количественного анализа.
5.Природные источники химического сырья.
6.Биологически активные вещества.
7.Экологические проблемы состояния окружающей среды.
18ч
2ч
3ч
3ч
2ч
2ч
3ч
3ч
Раздел 2. Практические исследования и самостоятельные эксперименты.
14ч
Всего:32ч
Планирование результатов обучения
Ученик, освоивший программу элективного курса:
-самостоятельно планирует и проводит химические эксперименты;
-занимается проектной исследовательской работой;
-развивая свой интеллект и применяя накопленные знания, участвует в олимпиадах, марафонах и интеллектуальных конкурсах;
- использует компьютерные технологии в целях самосовершенствования.
Таким образом, предлагаемый элективный курс способствует формированию творчески развитой личности ученика, способной к самоопределению
Содержание контроля
В процессе изучения материала элективного курса ученик должен знать:
-
методы научного познания;
-
методы качественного и количественного анализа;
-
качественные реакции на отдельные классы веществ;
-
способы обнаружения различных ионов ;
уметь характеризовать:
-
химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, в народном хозяйстве;
-
способы защиты окружающей среды от загрязнения;
-
основные способы переработки природного сырья;
уметь проводить:
-
опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических веществ;
-
опыты, подтверждающие свойства веществ;
-
определение по характерным реакциям ионов;
овладеть общеучебными навыками:
-
актуализировать тему, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, строить план, отбирать необходимое оборудование для работы;
-
прогнозировать и проводить исследования, используя научные методы: наблюдение, эксперимент, измерение;
-
использовать компьютерные программы;
-
анализировать и обобщать полученные результаты;
-
делать выводы;
-
сотрудничать с товарищами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
безопасного обращения с веществами;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-
критической оценки информации о веществах;
-
приготовления растворов заданной концентрации.
Организация учебного процесса
1.Базовый учебник: О.С.Габриэлян, Химия-8,9,10 (учебник для общеобразовательных школ и углубленного изучения предмета в классах естественно-научного направления). М.: Дрофа, 2006.
2.Учебные пособия: Е.В.Савинкина, Химия-10(учебник для общеобразовательных школ).-М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.
-О.С.Габриэлян, Настольная книга учителя химии-8,9,10 класс.М.: Блик-плюс, 2000.
-В.Н.Кузьмин, В.Н. Попков, Начала общей химии.Пособие для учителя и учащихся старших классов.М.: Учитель, 2000.
-Б.Краузер, М.Фримантл.Химия.Лабораторный практикум.М.:Химия,1995.
Литература
-О.Ольгин, Опыты без взрывов.-М.:Химия,1986.
-Д.М.Кирюшкин, Внеклассные практические занятия по химии.
-М.:Просвещение,1995.
-Г.И.Штремплер, Химия на досуге.-М.:Просвещение,1996.