- Преподавателю
- Химия
- Информационно-компьютерные технологии на уроках химии
Информационно-компьютерные технологии на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Звонкова В.А. |
Дата | 28.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с. КАМЕННЫЙ БРОД
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Информационно-компьютерные технологии на уроках химии»
Автор:
учитель химии
Звонкова Валентина Александровна
2015 год
I.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и условиях профессиональной деятельности.
Изменения, произошедшие в нашей жизни за последние 15-20 лет, серьёзно отразились на мироощущении школьников. Изменились бытовые условия, круг общения, система жизненных ценностей.
Огромный поток информации требует от человека развитой потребности в непрерывном образовании. Перед школой сегодня стоит задача сформировать такие способности, которые позволят адаптироваться к динамично меняющему миру. Учитель в своей урочной и внеурочной деятельности работает над формированием универсальных учебных действий, которые способны обеспечить саморазвитие, самосовершенствование учащихся в школьные годы и в дальнейшей жизни.
Существенные изменения, происходящие в системе образования в настоящее время, отражены в нормативно правовых документах федерального уровня: Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ [11]; Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [8]; Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010 № 507 «О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015годов [7], а так же Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 года, постановление Правительства РФ от 03.06.2013года № 466, внесли значительные коррективы в сложившееся представления работников системы образования. [ 3, стр.16]
Таким образом, в основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.Актуальность работы
В связи с вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кардинально меняется роль учителя в образовательном процессе. В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, а он может быть обеспечен лишь при организации субъект-субъектных отношений.Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, ориентироваться в современном информационном пространстве. Поэтому во ФГОС ООО фигурируют новые образовательные результаты, в частности, ИКТ-компетентности.
Актуальность данной работы определяется рядом противоречий:
- между социальным заказом общества и низким уровнем инфраструктуры, которая способствовала бы повышению познавательной активности обучающихся;
- между необходимостью использования информационно-компьютерных технологий на уроках английского языка для развития познавательной деятельности обучающихся и недостаточным уровнем подготовки педагогов.
- между необходимостью развития коммуникативной компетенции и невозможностью достичь хороших результатов без использования ИКТ на уроках химии.
Исходя из данных противоречий, мы выделяем проблему: в условиях модернизации российского образования в школе появляется необходимость использования ИКТ, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся
Цель данной работы - создать систему работы по использованию ИКТ на уроках химии для развития познавательной активности обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал о ИКТ в образовательном процессе,
- рассмотреть особенности использования ИКТ на уроке химии,
- выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке химии.
Информационно- компьютерные технологии в образовании.
(ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.
ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
-
возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
-
хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
-
возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;
-
возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
-
возможность диалога с любым партнером;
-
возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
К дидактическим функциям ИКТ относятся:
-
организация различного рода совместных исследовательских работ обучаемых (метод проектов, работу в малых группах и т.д.);
-
организация оперативных консультаций обучаемых из центров дистанционного обучения;
-
формирование у обучаемых коммуникативных навыков и культуры общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относится к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера);
-
формирование умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.
Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае:
-
когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ;
-
имеет широкий кругозор;
-
владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения;
-
способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.
Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является необходимость формировать информационно-коммуникационную компетентность учителя, которая включает в себя:
-
совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям;
-
способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий,
и складывается из трех компонентов:
-
знать,
-
уметь пользоваться,
-
уметь применять в учебной деятельности.
Информационно- компьютерные технологии на уроках химии.
Урок был и остаётся основной формой взаимодействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного. Исследования показали, что усвоение учебного материала с использованием различных методов и приемов идет следующим образом:
урок-лекция - 5%; использование элементов самостоятельного чтения - 10%;
наглядных и аудиоматериалов - 20%, аудиовизуальных материалов - 30-40%;
работа в дискуссионных группах - 50%; практика через действие - 75%;
использование мультимедийных технологий - 80-85%.
В практике моей работы с интерактивной доской следует выделить 3 основных этапа: использование готовых и создание собственных уроков-презентаций в классическом виде. Позже появились электронные учебники и мультимедийные пособия. А сегодня учитель внедряет в практику своей работы уроки с интерактивной доской, где используются действительно задания в динамике и по собственному сценарию.
Преимущества работы с интерактивной доской для учителя:
-ясная, эффективная и динамичная подача материала;
-освобождение от рутинных записей;
-дополнительное акцентирование внимания учащихся на важных и сложных процессами;
-фиксация ключевых моментов;
-представление необходимого справочно-иллюстративного материала к уроку;
-материал для самостоятельной работы.
Преимущества работы с интерактивной доской для ученика:
-переход от пассивного усвоения материала к активному;
-возможность самому моделировать явления и процессы;
-возможность усваивать материал не линейно, а с возвратом к наиболее сложным вопросам;
-интенсификация работы ученика на уроке;
-вовлечение в работу каждого ученика,
На уроках химии я использую и готовые мультимедийные пособия: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для всех».
Мною разработаны уроки с использованием ИКТ (ЦОРов и CD-дисков) по многим темам.
Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, позволило:
А) Осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.
Б) Организовать проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности во времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).
В) Обработать результаты эксперимента.
Я отметила, что из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, где крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества
«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных
технологий в образовании.
Знание бывает двух видов.
Мы сами знаем предмет - или же знаем,
где найти о нём сведения.
(В. Франклин)
Практика показывает, что применение компьютера имеет свои положительные и отрицательные стороны.
То, что касается педагогического аспекта, то использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся.
Кроме этого все участники образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, по моему мнению, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого.
Так же, хотелось бы отметить, что информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала, провести самоконтроль, то есть создать психологически комфортную среду обучения, которая ведет к самосовершенствованию и позволяет ставить перед учащимся личностно-значимые цели.
При использовании компьютерных технологий меняется стиль общения: учитель, скорее собеседник и консультант, чем носитель информации; учащиеся собеседники, консультанты ,т.е. происходит развитие коммуникативных навыков.
Учитывая материально-технические условия большинства учебных заведений, ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
Обратной стороной применения компьютерных технологий в образовании являются:
-
возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
-
неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
-
неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;
-
исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
-
множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
-
технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
-
технология самообразования для учащихся не разработана;
-
невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;
нет единой информационно-методической службы для учащихся, их родителей и учителей.
Вывод:
Использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению предмета химии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволит увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися. Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволит:
-
обеспечить положительную мотивацию обучения;
-
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
-
усовершенствовать контроль знаний;
-
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
-
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
-
индивидуализировать учебный процесс;
Список литературы:
1. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии» - М.,ООО «5» за знания», 2006г.
2.Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - Москва, «Просвещение» 2008г.
3.Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир. Учительская газета, №37 (10170) / 2007-09-11
4.Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Москва. «Владос», 2000г
Ресурсы Интернета:
-
school-collection.edu.ru/
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" consultant.ru/
Содержание
-
Введение
-
Основная часть
-
Заключение
-
Список литературы
-
Приложение
13