• Преподавателю
  • Химия
  • Рабочая программа пропедевтического курса по химии для 7 класса Введение в химию

Рабочая программа пропедевтического курса по химии для 7 класса Введение в химию

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей химии

Руководитель МС

__________ __________

17.08.2015 г

СОГЛАСОВАНА

Замдиректора по УВР МБОУ Спасская СОШ

_________ _Л.И._Мелёшкина



___. ___. 2015 г

УТВЕРЖДЕНА

Директором МБОУ Спасская СОШ

_______ В.К. Ефремкин

___. __. 2015 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

пропедевтического курса химии

для 7 класса

"Введение в химию"

( по УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана)

Количество часов 34 Уровень базовый

составлена в соответствии с государственным стандартом

среднего, полного общего образования по химии.










Составила: учитель МБОУ Спасской СОШ

Судницына Г.В.


















2015 - 2016 уч.год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Несмотря на то, что химия как наука занимает одно из центральных мест в естествознании, в настоящее время наблюдается сокращение объема часов на изучение данного предмета. Главной проблемой становится перегруженность курса химии основной школы, что не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к изучению предмета, для развития метапредметных компетентностей обучающихся.

Основной целью данного пропедевтического курса химии является формирование интереса к предмету, а также уменьшение интенсивности прохождения учебного материала в основной школе за счет отработки некоторых базовых понятий (физическое и химическое явление, химические знаки и формулы, валентность, степень окисления, простое и сложное вещество, классы веществ, химические уравнения).

Наибольший интерес у учащихся вызывает информация, которую они добывают сами, а не сообщает учитель. Изучение теоретического материала запоминается лучше, если подтверждается опытом. Поэтому одними из ведущих методов обучения в этом возрасте (13 - 14 лет) должны стать моделирование (молекул, химических реакций), эксперимент. Практические работы, включенные в программу курса, являются средством развития специальных умений и одновременно средством контроля и оценки уровня сформированности этих умений. Задания исследовательского и творческого характера показывают привлекательность химической науки, учат грамотному и безопасному проведению эксперимента. Различные формы организации учебных занятий, в том числе активные, не только способствуют развитию познавательного интереса семиклассников, но и повышают качество знаний.

Программа пропедевтического курса не предусматривает изучения химических свойств веществ, но дает возможность более подробно описывать физические свойства, наблюдаемые процессы, значение и применение веществ, что приводит к пониманию значимости химических веществ в природе и жизни человека, к значимости науки химии в естествознании.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия - наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств - всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.


Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.

Содержание курса "Введение в химию" ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе.

Основные цели пропедевтического курса:

1.Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

2.Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.

Основные задачи курса:

- познакомить школьников с предметом химии, подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;

- сформировать устойчивый познавательный интерес к данному предмету;

- овладеть умениями наблюдать химические и физические явления, проводить химический эксперимент;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- развивать метапредметные компетентности учащихся;

- познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами и путями их решения.

Требования к усвоению учебного материала

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;

- место химии среди естественнонаучных дисциплин;

- отличительные признаки веществ и физических тел; физических и химических явлений;

- способы разделения смесей;

- признаки химических реакций и условия их протекания;

- знаки важнейших химических элементов-металлов и элементов - неметаллов;

- валентность водорода, кислорода в химических соединениях, номенклатуру бинарных соединений;

- значение понятий «среда раствора», «индикаторы»;

- формулы важнейших оксидов, кислот, оснований, солей;

- закон сохранения массы веществ, принципы составления химических уравнений;

- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

- проводить простейшие исследования свойств веществ;

- использовать метод наблюдения, моделирования при выполнении различных видов практических заданий;

- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

- находить и определять положение химического элемента в периодической системе, его относительную атомную массу;

- читать химические формулы веществ, определять по формуле качественный и количественный состав веществ, производить математические расчеты по формуле;

- производить математические расчеты концентрации вещества в растворе;

- составлять формулы бинарных соединений, кислот, оснований, солей, называть их, определять их растворимость в воде;

- составлять уравнения некоторых химических реакций, определять тип химических реакций (по числу и составу исходных и образующихся веществ);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

- обладать навыками работы с различными видами источников информации.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные: включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Перечень практических работ.

№1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности в кабинете химии.» № 2 «Изучение строения пламени» (PROLog л\р №4)

№ 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»

№4 «Моделирование молекул веществ»

№5 «Влияние температуры на растворимость вещества» (PROLog л\р №1)

№6 «Изучение мутности воды из разных источников» (PROLog л\р №5)

№7 «Определение реакции среды растворов» (PROLog л\р №2)

№8 «Моделирование уравнения химической реакции»

№9 «Изучение текстильных волокон по коллекции».

Список учебно-методической литературы:

Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Программа по химии. 8 - 9 кл .- М.: Оникс 21 век, 2003

Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8 - 11 кл .- М.: Оникс 21 век, 2002






7 класс

(1 ч в неделю, всего - 34 часа)


Тема № 1. Введение. (6 ч)

Предмет химии. Что изучает химия. Методы изучения химии. Тело и вещество. Свойства вещества. Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Практические работы: №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»

№ 2 «Изучение строения пламени» (PROLog л\р №4)

№ 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Тема № 2. Вещества. (7ч)

Язык химии. Знаки химических элементов. Элементы-металлы и неметаллы. Периодическая система химических элементов. Порядковый номер, период, группа, подгруппа.

Химические формулы. Индекс, коэффициент. Простое и сложное вещество. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчеты по химической формуле.

Валентность, степень окисления. Составление формул по степени окисления. Структурные формулы по валентности.

Практические работы: №4 «Моделирование молекул веществ»

Тема № 3. Вода. Растворы. (6ч)

Строение молекулы воды. Свойства воды. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Растворы. Растворимость. Таблица растворимости. Массовая доля вещества в растворе. Среда раствора. Индикаторы.

Практические работы:

№5 «Влияние температуры на растворимость вещества» (PROLog л\р №1)

№6 «Изучение мутности воды из разных источников» (PROLog л\р №5) №7 «Определение реакции среды растворов» (PROLog л\р №2)


Тема № 4. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. (4ч)

Основные классы неорганических веществ. Оксиды. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов, их использование. Номенклатура.

Кислоты. Правила обращения с кислотами. Номенклатура.

Основания. Правила обращения со щелочами. Номенклатура.

Соли. Примеры солей, распространение их в природе. Номенклатура солей.

Тема № 5. Химические реакции. (7ч)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Моделирование уравнения химической реакции. Реакции соединения. Реакции горения. Реакции разложения. Реакции замещения. Взаимодействие растворов кислот с металлами. Вытеснительный ряд металлов Бекетова. Реакции обмена.

Практические работы: №8 «Моделирование уравнения химической реакции»

Тема № 6. Химия и общество. (4ч)

Химия в быту. Химия в производстве. Химия в сельском хозяйстве. Химия и экология.

Химия и я.

Практическая работа: № 9 «Изучение текстильных волокон по коллекции».

© 2010-2022