- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии
Рабочая программа по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долбня О.С. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
| ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум» |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО «ТТТ»
___________Н.Н. Семибратов
М.П.
ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД.09 ХИМИЯ
23.01.03 Автомеханик
2015
Рассмотрена на заседании методического Совета ГБОУ СПО Топкинского
технического техникума
Протокол № __ от «__» ____ 2015 года
Руководитель __________/____________
Программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии и специальностям среднего профессионального образования (далее СПО): 23.01.03 Автомеханик.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум».
Разработчик:
Долбня Олеся Сергеевна - преподаватель ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 230103 Автомеханик и предназначена для освоения общих компетенций в рамках данной профессии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОУД.09 Базовая дисциплина общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен:
Знать\ понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строение органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы; водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды; щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
-
называть: изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность вещества к разным классам неорганических и органических соединений;
-
характеризовать элементы малых периодов в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
-
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
-
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния загрязнения окружающей среды на организм человека и другие животные организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
-
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-
критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
консультации 9 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
168
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
114
в том числе:
практические занятия
57
контрольные работы
4
консультации
9
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
45
в том числе:
- подготовка презентаций;
- подготовка докладов
- подготовка кроссвордов
10
12
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09 ХИМИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Общая и неорганическая химия
Тема 1.1
Основные химические понятия и законы
Содержание учебного материала
2
1
1.
Основные химические понятия и законы химии
Практические занятия
4
1.
Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Составление кроссворда по химическим терминам
Тема 1.2 Периодический закон и ПСХЭ Менделеева Д. И. и строение атома
Содержание учебного материала
2
2
1.
Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева
Практические занятия
2
1.
Составление характеристики химического элемента в ПСХЭ
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Подготовка доклада на тему «Строение атома»
Тема 1.3
Строение вещества
Содержание учебного материала
2
2
1.
Химическая связь, её типы. Типы кристаллических решеток
Практические занятия
2
1.
Составление схем образования химических связей
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Подготовить доклад на тему «Вещество»
Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
2
1.
Растворы. Концентрация растворов. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена
2
Практические занятия
4
1.
Практическая работа № Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества.
2.
Практическая работа № Исследование характера среды водных растворов солей
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Подготовка доклада на тему «Растворы»
Тема 1.5
Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала
8
2
1.
Оксиды.
2.
Классификация, свойства, способы получения оксидов.
3.
Кислоты. Классификация, свойства, способы получения.
4.
Соли. Классификация, свойства, способы получения
Практические занятия
4
1
Решение задач по теме «Классификация неорганических соединений».
2.
Исследование химических свойств кислот, оснований, солей
Самостоятельная работа обучающихся
4
Подготовка доклада по теме «Классификация неорганических соединений»
Тема 1.6
Химические реакции
Содержание учебного материала
2
2
1.
Классификация и скорость химических реакций
Практические занятия
2
1.
Решение уравнений окислительно-восстановительных реакций
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Подготовка презентации на тему «Химические реакции»
Тема 1.7
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
2
2
1.
Свойства металлов I-III групп главных подгрупп и металлов побочных подгрупп
Практические занятия
2
1.
Исследование химических свойств металлов.
Самостоятельная работа обучающихся
3
1.
Подготовка кроссворда по теме «Металлы и неметаллы»
Консультации для обучающихся
3
Раздел 2. Органическая химия
Тема 2.1
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Содержание учебного материала
2
1.
Предмет и задачи органической химии
2
Практические занятия
10
1.
Составление структурных формул изомеров и название их
2.
Решение задач на определение молекулярной формулы углеводородов
Самостоятельная работа обучающихся
6
1.
Подготовка кроссворда по теме «Основные понятия органической химии»
2.
Подготовка доклада по теме «Основные понятия органической химии»
Тема 2.2
Углеводороды и их природные источники
Содержание учебного материала
20
1.
Алканы - предельные углеводороды. Состав. Строение.
2
2.
Непредельные углеводороды. Алкены
3.
Непредельные углеводороды. Алкадиены
4.
Непредельные углеводороды. Алкины
5.
Ароматические углеводороды
Практические занятия
6
1.
Составление структурных формул углеводородов по их названию.
Самостоятельная работа обучающихся
6
1.
Подготовка презентации «Природные источники углеводородов их переработка и применение »
2.
Подготовка кроссворда по теме «Углеводороды»
Тема 2.3
Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
6
1.
Спирты. Фенол. Альдегиды. Углеводы. Генетическая связь между ними.
2
2.
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры.
3.
Углеводы. Генетическая связь между ними.
Практические занятия
14
1.
Решение расчетных задач по теме «Альдегиды, спирты».
2.
Составление и название структурных формул спиртов и карбоновых кислот
3.
Исследование химических свойств карбоновых кислот.
4.
Решение экспериментальных задач по теме «глюкоза»
Самостоятельная работа обучающихся
8
1.
Подготовка доклада по теме «Карбоновые кислоты»
2.
Подготовка презентации по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Тема 2.4
Азотсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
8
2
1.
Амины
2.
Аминокислоты
3.
Белки
4.
Полимеры
Практические занятия
7
1.
Генетическая связь классов органических соединений.
2.
Исследование свойств белков
Самостоятельная работа обучающихся
8
1.
Подготовка презентации на тему «Аминокислоты»
2.
Подготовка презентации на тему «Белки»
3.
Подготовка кроссворда на тему «Амины»
Дифференцированный зачёт
1
Консультации для обучающихся
6
Всего
168
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя,
- рабочие места студентов по количеству обучающихся;
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
-ноутбук;
-электронные носители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Габриелян, О. С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст] : учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - 5-е изд., стер. - Москва : ИЦ «Академия», 2012. - 205 с. - [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре;
выполнение практических и самостоятельных работ
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность вещества к разным классам неорганических и органических соединений;
выполнение практических и самостоятельных работ.
Проверка результатов усвоения тестированием.
Уметь характеризовать элементы малых периодов в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
выполнение практических и самостоятельных работ.
Уметь объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнение практических и самостоятельных работ.
Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
выполнение самостоятельных работ.
Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и представления ее в различных формах;
Уметь связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
самостоятельная работа обучающихся
Уметь решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
выполнение практических и самостоятельных работ.
Знать/понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
усвоение знаний в форме тестирования
Знать основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
Выполнение практических и самостоятельных работ
Знать основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строение органических и неорганических соединений;
выполнение практических работ
Знать важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы; водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды; щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
выполнение практических и самостоятельных работ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния загрязнения окружающей среды на организм человека и другие животные организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
самостоятельная работа обучающихся