- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока химии в 9-м классе по теме «Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов»
Конспект урока химии в 9-м классе по теме «Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Архипова С.А. |
Дата | 13.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
2013-2014 учебный год
ГБОУ ЦО № 170
Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
«Общие химические свойства металлов
. Электрохимический ряд напряжения металлов»
Учитель Белкова Г. В.
Карта-схема.
Химические свойства Ме.
М + неметалл → бинарное соединение (соль)
(Li, Na, Ca, Mg) быстро окисляются при обычной t0C
Е + Кислород → (Al - Hg) медленно окисляются при обычной t0 или
воздуха при нагревании
(Ag, Pt, Au) не окисляются кислородом воздуха
(Li, Na, Ca, Mg, Al) → Me(OH)n
Т + H2O (Mn - Pb) → Me2On + H2
А + кислота → ( Ме левее Н ) вытесняют водород из
разбавленных кислот
(Cu, Hg, Ag) реагируют с концентрированными
HNO3 , H2SO4
Л (Pt, Au) растворяются в «царской водке»
+ соль → соль, + Ме,
Л + Ме2Оn → Me, + Me2On,
Цель урока: сформировать представления об электрохимическом ряде напряжения металлов, актуализировать и обобщить знания о химических свойствах металлов; развивать умения составлять уравнения химических реакций.
Элементы содержания: общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, водой, кислотами, солями. Ряд напряжения металлов.
Требования к уровню подготовленности: уметь работать в парах, с разнообразными источниками информации, составлять уравнения химических реакций.
Оборудование: натрий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, щипцы для сжигания веществ, цинк, магний, медь, соляная кислота, спиртовка, спички, хлорид меди (II), электрохимический ряд напряжения металлов.
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания.
Устный опрос: расположение металлов в периодической системе; особенности строения атомов металлов и их кристаллической решётки; общее и различное в физических свойствах металлов.
-
Объяснение нового материала (вызов).
Так как металлы легко отдают электроны, то в реакциях они выступают восстановителями. Металлы взаимодействуют с неметаллами, водой, кислотами, солями, оксидами других металлов. Будет ли проходить реакция, а если будет, то каким путём и насколько активно, можно определить по электрохимическому ряду напряжении металлов (ещё одна универсальная «шпаргалка» химика).
Предлагается схема - Химические свойства Ме, демонстрируются опыты, объясняются правила пользования рядом:
-
Слева направо уменьшается химическая активность и восстановительная способность металлов как простых веществ
-
Слева направо возрастает окислительная способность ионов металлов
-
Металлы, стоящие левее водорода вытесняют его из кислот; металлы правее водорода, с кислотами не реагируют ( исключением являются серная и азотная концентрированные кислоты, которые не выделяют водород и могут реагировать с металлами, стоящими после водорода)
-
Металлы стоящие до алюминия (включительно) образуют с водой гидроксиды; от алюминия до свинца - оксиды. Остальные с водой не реагируют
-
Металлы, стоящие левее, вытесняют из солей металлы, стоящие правее ( исключение металлы до магния не могут вытеснять другие металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагируют с водой, образуя щёлочи)
-
Данные закономерности соблюдаются только в растворах. В расплавах действуют другие правила. Так, алюминий может вытеснять калий из его оксида
Вся информация дублируется в составленной схеме на столах учеников, можно использовать экран проектора (но он может и отвлекать)
-
Закрепление материала (осмысление).
На основании материалов учебника О. С. Габриеляна 9 класс, параграф «Химические свойства металлов», результатов опытов, устной информации дополняют схему уравнениями реакций. Ученики работают в парах - кооперативное обучение.
-
Подведение итогов урока (рефлексия).
Проведение беседы о числе составленных, выписанных уравнений. Ученики рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись при выполнении предложенного задания. Работы сдаются учителю на проверку, так как схемы становятся опорным конспектом данной темы. Ученики озвучивают главные выводы урока
-
Восстановительные свойства Ме
-
Взаимодействие с кислородом и другими неМе
-
Электрохимический ряд напряжения металлов (правила и поправки)
Используемая литература:
М.: Дрофа, 2013. Учебник Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. -
1. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.
2. Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа.
3. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс.
4. Габриелян О.С, А. В. Купцова. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия8-9» Методическое пособие. - М.: Дрофа.