- Преподавателю
- Химия
- Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Караева Л.А. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Подготовила: учитель химии
МБОУ СОШ № 30 Караева Л.А.
2015
Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Ж.Ж. Руссо
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.
Педагогическая технология - это определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.
Т.е. преподаватель, использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии - это особый вид методики, который предусматривает:
-
тщательно продуманную модель учебного процесса;
-
специально методически преобразованное в соответствии с замыслом химическое содержание;
-
систему методов и средств обучения химии.
К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:
-
преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности;
-
монолог учителя, доминирование обучения над учением;
-
исполнительство учащихся, надзор вместо управления;
-
формирование личности с заданными свойствами;
-
превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.
Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса - как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:
-
вариативность и альтернативность способов обучения, личностно-ориентированный подход,
-
активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,
-
создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения,
-
самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха»,
-
ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.
Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:
-
умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально- экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя знания;
-
умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
-
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
-
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;
-
уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
-
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Личностно - ориентированные технологии обучения.
Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Организация личностно ориентированного урока
Основной замысел личностно- ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).
Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы.
Готовясь к урокам по химии, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (« правильно- неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно- ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
-
Средства достижения учителем этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; -
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; -
оценка деятельности ученика не только по конечному результату
-
(«правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; -
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии.
Цели традиционного урока
-
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
-
Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
-
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
-
Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
-
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
-
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
-
Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
Цели личностно ориентированного урока
-
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
-
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
-
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
-
Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком
-
Планирует и направляет детскую деятельность
-
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
-
Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении
Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении.
Традиционное обучение
-
Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.
-
Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ
управления - авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки. -
Основная задача обучения - усвоение и воспроизведение учащимися
переданной им информации, способов деятельности.
Личностно ориентированное обучение -
Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.
-
Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.
-
Основная задача обучения - обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.
Личностно - ориентированные технологии имеют следующие особенности
-
Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
-
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.
-
Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
-
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
-
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
-
Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Личностно- ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.
Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель.
Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.
Активно используется положительная стимуляция учения.
На личностно - ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Таким образом, использование технологий личностно- ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты: -
позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету;
-
между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения;
-
снижается психологическое напряжение учащихся на уроках;
-
повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;
-
исчезает страх перед проверкой знаний.