Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

Скучные уроки годны лишь на то,  чтобы внушить ненависть и к тем,        кто их преподает, и ко всему преподаваемому.                   Ж.Ж. Руссо   Использование современных педагогических технологий  во многом определяет  уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные зна... тщательно продуманную модель учебного процесса; специально методически преобразованное в соответствии с замыслом  химическое содержание; систему методов и средств обучения химии. К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков: преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности; монолог учителя, доминирование обучения над учением; исполнительство учащихся, надзор вместо управления; формирование личности с заданными свойствами; превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.        Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания  на уроке  эффективной среды  взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ: вариативность и альтернативность способов обучения, личностно-ориентированный подход, активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий, создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика  к поиску своих траекторий и способов решения, самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха», ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.    Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности,  учитель и современный школьник могут к окончанию обучения  получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе: умение  адаптироваться в постоянно изменяющейся социально-  экономической среде, самостоятельно приобретая  и применяя знания;  умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;    уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Личностно - ориентированные технологии обучения.   Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников. Организация личностно ориентированного урока      Основной ... Средства достижения учителем этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии. Цели традиционного урока Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых Цели личностно ориентированного урока Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком Планирует и направляет детскую деятельность Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся  в традиционном и личностно ориентированном обучении. Традиционное обучение Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями. Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления – авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки. Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися переданной им информации, способов деятельности. Личностно ориентированное обучение Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им. Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.  Основная задача обучения – обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития. Личностно – ориентированные технологии имеют следующие особенности Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.     Личностно- ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня. Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель. Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантно... позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету;  между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;  исчезает страх перед проверкой знаний.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии





Подготовила: учитель химии

МБОУ СОШ № 30 Караева Л.А.




2015








Скучные уроки годны лишь на то,

чтобы внушить ненависть и к тем,

кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Ж.Ж. Руссо

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.

Педагогическая технология - это определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.

Т.е. преподаватель, использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии - это особый вид методики, который предусматривает:

  • тщательно продуманную модель учебного процесса;

  • специально методически преобразованное в соответствии с замыслом химическое содержание;

  • систему методов и средств обучения химии.

К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:

  • преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности;

  • монолог учителя, доминирование обучения над учением;

  • исполнительство учащихся, надзор вместо управления;

  • формирование личности с заданными свойствами;

  • превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.

Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса - как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:

  • вариативность и альтернативность способов обучения, личностно-ориентированный подход,

  • активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,

  • создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения,

  • самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха»,

  • ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.

Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:

  • умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально- экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя знания;

  • умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;

  • уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


Личностно - ориентированные технологии обучения.

Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Организация личностно ориентированного урока

Основной замысел личностно- ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).
Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы.
Готовясь к урокам по химии, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (« правильно- неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Основные особенности личностно- ориентированного урока

Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

  • Средства достижения учителем этой цели:
    использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
    использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату

  • («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;
    поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии.

Цели традиционного урока

  • Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

  • Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

  • Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

  • Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

  • Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

  • Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

  • Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

Цели личностно ориентированного урока

  • Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

  • Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

  • Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

  • Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком

  • Планирует и направляет детскую деятельность

  • Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

  • Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

    Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении

Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении.

Традиционное обучение

  • Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.

  • Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ
    управления - авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки.

  • Основная задача обучения - усвоение и воспроизведение учащимися
    переданной им информации, способов деятельности.

    Личностно ориентированное обучение

  • Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.

  • Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.

  • Основная задача обучения - обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.


Личностно - ориентированные технологии имеют следующие особенности

  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.

  • Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

  • Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
    Личностно- ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.

    Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель.
    Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.
    Активно используется положительная стимуляция учения.
    На личностно - ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
    Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
    Таким образом, использование технологий личностно- ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты:

  • позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету;

  • между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения;

  • снижается психологическое напряжение учащихся на уроках;

  • повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;

  • исчезает страх перед проверкой знаний.


© 2010-2022