• Преподавателю
  • Химия
  • Из опыта работы по организации заключительного этапа урока в свете требований ФГОС ООО

Из опыта работы по организации заключительного этапа урока в свете требований ФГОС ООО

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.В. Спасенкова, магистр педагогики, учитель химии высшей квалификационной категории МОБУ «Лицей №5»

Россия, Оренбург, e-mail: [email protected]

Из опыта работы по организации заключительного этапа урока в свете требований ФГОС ООО

Аннотация.

В свете требований ФГОС современный учитель вносит значительные изменения в свою деятельность, понимая необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы, использует методы, которые смогут обеспечить формирование универсальных учебных действий и будут способствовать пробуждению потребности обучающегося к самообразованию, инициативе, стремлению познать новое, анализу полученной информации.

Проектируя урок, учитель осмысливает каждый его этап, в том числе и заключительный, включающий обобщение и систематизацию полученных знаний, оценивание, подведение итогов (в том числе рефлексию) и домашнее задание.

В статье представлены наиболее эффективные, по мнению автора, методические приемы, используемые на заключительном этапе урока.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, заключительный этап урока, обобщение и систематизация знаний, рефлексия, методические приемы.

Наше общество живет в условиях постоянно изменяющейся, чрезвычайно насыщенной информационной среды. Получая каждый день огромный объем информации, современный ученик находится в ситуации непрерывного пополнения собственных знаний [3]. Очень важно, чтобы он учился правильно работать с данной информацией: отбирать ее, фиксировать, понимать, интерпретировать, представлять и оценивать. А значит, должно прийти осознание того, что необходимо учиться в течение всей своей жизни, сформировать у себя потребность в постоянном саморазвитии в стремительно изменяющемся информационном обществе [2, с. 15]. Необходимое умение учиться всю жизнь обеспечивается формированием у современного ученика универсальных учебных действий, которые в настоящее время нормативно закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [4].

В свете требований ФГОС современный учитель вносит значительные изменения в свою деятельность, понимая необходимость отказа от привычной долгое время в образовании знаниевой парадигмы. Становится ясно, что объснительно-иллюстративные методы не смогут обеспечить формирование универсальных учебных действий (УУД) и не будут способствовать пробуждению потребности обучающегося к самообразованию, инициативе, стремлению познать новое, анализу полученной информации.

Претерпевает изменения и структура современного урока, как основной формы организации обучения. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Обязательными становятся следующие этапы урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации и целеполагание, планирование, открытие и применение нового знания, контроль и коррекция результатов, заключительный этап с рефлексией.

Проектируя урок, учитель серьезно осмысливает каждый его этап, в том числе и заключительный, включающий обобщение и систематизацию полученных знаний, оценивание, подведение итогов (в том числе рефлексию) и домашнее задание. Выше перечисленные элементы в настоящее время также претерпели некоторые изменения в связи с требованиями ФГОС.

Обобщение и систематизация знаний, в той или иной мере, является частью заключительного этапа любого урока. Наиболее эффективными при решение этой задачи, с нашей точки зрения, являются следующие методические приемами:

1. Задание «От первого лица». Обучающимся предлагается изучить учебный материал, в том числе представленный в учебнике, и преподнести его с точки зрения людей различных специальностей (врача, спортсмена, ученого-химика, продавца и т.п.).

2. Задание «Перепиши параграф по-своему». Обучающимся предоставляется возможность выступить в роли автора учебного пособия по химии и предложить свой вариант изложения материала. При организации такого вида работы учитель сообщает о необходимости детализировать материал, подчеркнуть в нем главное, найти примеры, и в целом, сделать научный текст более образным, красочным, а главное, понятным.

3. Задание «Наш опорный конспект». Учитель организует работу обучающихся в микрогруппах по созданию коллективного опорного конспекта изученного материала с выделением важнейших понятий темы и последующей его презентацией.

4. Задание «Создай тест». Обучающимся предлагается составить тестовые задания по определенной теме или разделу. Учитель выступает в роли инструктора, знакомя с особенностями и видами такого вида учебного продукта.

Безусловно, многие методические приемы потребуют предварительной подготовки. Однако, можно с пользой организовать работу. Всегда рядом есть ученики, которые с большим удовольствием выполняют творческие задания. Обучающемуся предлагается представить себя в роли учителя и разработать дидактический материал для проверки изученной темы. Делегируя, в некоторой степени, свои полномочия, можно решить несколько задач, в том числе осуществить индивидуальный подход, способствовать развитию творческих способностей, накопить дидактический материал, выставить хорошие отметки, провести интересный, необычный и полезный урок, и даже, повысить престижность труда учителя (ведь подготовить материалы к уроку - серьезный труд).

Отличительной особенностью урока в условиях системно-деятельностного подхода является наличие такого важного этапа, как рефлексия. Рефлексия в обучении - мыслительный процесс осознания обучающимся своей деятельности. Ключевыми проблемами рефлексии в обучении являются два направления: онтологическое (связанное с содержанием предметных знаний) и психологическое (обращенное к самопознанию и познанию своей деятельности).

В структуре урока рефлексивный этап фиксируется новое, только что изученное, содержание, при этом организуется самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. Таким образом, в завершении урока соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели и пути деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия проводится учителем в устной или письменной форме. Устная рефлексия позволяет обнародовать собственную позицию, соотнести ее с мнением других. Из опыта работы нами выявлены наиболее эффективные, на данном этапе урока, методические приемы:

1. «Закончи предложения»

Обучающимся предлагается закончить предложения «На уроке я узнал…. Я понял…. Я научился…. Было трудно…. Я попробую…. У меня получилось…. Я изменил свое отношение к…. На следующем уроке я хочу…. Урок дал мне для жизни… и т.п.». Подобный прием позволяет учителю контролировать формирование реальной самооценки каждого обучающего, дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом и найти наиболее рациональные.

2. «Лестница успеха» и «Рефлексивная мишень»

Данные невербальные графические приемы (с помощью магнитиков, фигурок человечков и т.п.) дают возможность оценить активность каждого обучающегося на разных этапах урока.

3. Самыми распространенными методическими приемы рефлексии являются приемы исследования эмоционального состояния на уроке. Обучающимся предлагается определить уровень комфортности на уроке с помощью смайликов, солнышка и тучки, радостного и грустного гномиков, цветных стикеров и т.п.

Однако, по мнению большинства ученых-психологов и педагогов, письменная рефлексия является наиболее важной для развития личности [1, с. 364 - 367].

На своих уроках мы используем следующие наиболее результативны, по нашему мнению, методические приемы:

1. Таблица «Плюс-минус-интересно» (авторская методика Эдварда де Боно, доктора медицинских наук, доктора философии Кембриджского университета). Обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, оказалась не нужным и будет бесполезным при решении жизненных ситуаций. В графу «интересно» вписываются любопытные факты, вопросы к учителю.

Эта методика позволяет учителю посмотреть на урок глазами обучающихся, проанализировать его ценность для каждого.

2. «Пометки на полях». Обучающимся предлагается с помощью следующих условных обозначений проанализировать свою деятельность на урок:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«!» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не отвечал.

Данный прием позволяет учителю выявить степень активности каждого обучающегося на уроке, оценить качество его работы.

3. Синквейн (автор американская поэтесса Аделаида Крэпси) - стихотворная форма, способ творческой рефлексии, позволяющий обучающемуся соединить и обобщить свои знания, впечатления, воображение.

4. Ранжирование

Данный прием помогает расположить полученную на уроке информацию в логически правильном порядке.

5. Кластер

Методический прием, способствующий фиксации системного понятия с взаимосвязями.

Таким образом, процесс рефлексии многогранен и позволяет обучающимся оценить не только самого себя, но и окружающих, а совместная деятельность учителя и учащихся на уроке способствует совершенствованию учебного процесса в целом, делая его максимально личностно-ориентированным.

В условиях системно-деятельностного подхода отношение к домашнему заданию остается не однозначным. Еще возникают вопросы: задавать или не задавать? каков допустимый объем и время, затраченное на его выполнение? необходимо ли давать одинаковое домашнее задание?

В своей работе используем на данном этапе следующие методические приемы:

1. «Ярмарка-продажа»

Учитель «продает» домашнее задание, назначив за каждое бальную цену.

2. «Выбери задачи сам»

Обучающемуся предлагается выбрать комбинацию из некоторого множества заданий различного уровня сложности.

3. «Одно задание на двоих»

Предоставляется возможность выполнить домашнее задание в паре. Наиболее эффективны, с нашей точки зрения, следующие приемы формирования пар: либо ученики «одной весовой категории», либо по принципу «паровозик и вагончик» (более сильный ученик играет роль ведущего, а другой - роль ведомого).

Существенные изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС, в настоящее время претерпевает и этап оценивания. На наш взгляд современный учитель должен пройти путь изменения оценивания на уроке - от оценки уровня достижения результатов обучения к внутреннему оцениванию, цель которого - коррекция процесса обучения каждого обучающегося, а не сравнение их между собой. Важным элементом работы по оценке собственной работы обучающихся на уроке могут стать оценочные листы (личностные или сводные). В оценочных листах обучающимся предлагается выставлять оценки баллами или, что наиболее наглядно, цветом.

Подводя итог, хотелось бы вспомнить слова английского философа Френсиса Бекона «Время есть величайший из новаторов». Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, требуя его обновления. Таким образом, необходимость введения стандартов основного общего образования - веление времени. И уже всем становится ясно, что формирование личности обучающегося сегодня не осуществимо традиционными подходами к образованию. Современный учитель - это «указатель» на дороге к знаниям.

Список использованной литературы

  1. Вартазарян К. А. Способы формирования рефлексии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - №65. - С. 364-367.

  2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителей. - М.: Приоритет-МВ, 2006. - 48 с.

  3. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры/ Школьная библиотека. - 2007, - №8

  4. [Электронный ресурс] минобрнауки.рф/документы/543.

8


© 2010-2022